Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №75(15.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ЗАКАВКАЗЬЕ



Об обсуждении Нагорно-Карабахского урегулирования

15 и 16 апреля 2003 г.

Внешнеполитическая ассоциация
и Ассоциация российских дипломатов

15-16 апреля 2003 г. в Москве под девизом «Карабах: поиск компромиссов» состоялось обсуждение нынешнего состояния и возможных перспектив политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта, проведенное Внешнеполитической ассоциацией (ВПА) и Ассоциацией российских дипломатов (АРД) при участии влиятельных диаспорных организаций - Всероссийского азербайджанского конгресса (ВАК) и Союза армян России (САР).

Это был форум представителей общественности (для обеспечения максимальной свободы высказываний на него не приглашались официальные лица, представители прессы, не было звукозаписи прений). В дискуссии, которую вели президент ВПА А.А.Бессмертных и заместитель председателя Совета Ассоциации дипломатов В.Н.Казимиров, участвовали эксперты, лица, имеющие опыт дипломатической и миротворческой работы, журналисты, учёные, видные деятели культуры.

Ниже следует краткое резюме основных соображений и предложений, высказанных на этом круглом столе.

1.Участники выразили удовлетворение проведением форума в канун девятилетия прекращения кровопролития в нагорно-карабахском конфликте, достигнутого при посредничестве России, поддержке СНГ и ОБСЕ. Отмечался уникальный характер этого перемирия: в нём не задействованы ни международные разделительные силы, ни наблюдатели, даже не был осуществлён развод войск от линии соприкосновения. 9 лет поддержания прекращения огня в этих сложных условиях подтверждают не только настрой обоих народов на достижение прочного мира, но и благоприятный фон для конкретного поиска компромиссов на пути к такому миру.

2. Возникает вопрос, почему же за столько лет не достигнуто прогресса в устранении противостояния между армянами и азербайджанцами в регионе (тогда как в третьих странах, например, в России они взаимодействуют достаточно нормально)? Отмечалось, что многолетняя пробуксовка переговоров по Карабаху, возможно, вызвана тем, что руководители сторон не сумели выдвинуть убедительных позитивных целей урегулирования, ясных и понятных обоим народам. Создается впечатление, что, удерживая власть на противопоставлении своих народов друг другу, правящие элиты Азербайджана и Армении зачастую пренебрегают тем, что их народы имеют глубинную общность коренных интересов: прочный мир и стабильность, нормализация ситуации в Закавказье, реформы и развитие, демократия и уважение народного волеизъявления, достойное проживание на родине, благоприятный климат для развития и инвестиций. Объективно у них больше общих интересов, чем противоречий, и они существеннее. На этом и надо строить урегулирование конфликта.

Об этих идеалах говорится довольно абстрактно, без связи с урегулированием конфликта. А именно эта общность интересов в главном может и должна стать основой для сближения позиций, вывести на преодоление рецидивов прошлого и историческое примирение между двумя народами, разумное сосуществование и взаимовыгодное сотрудничество. Этому нет альтернатив - всё иное просто бесперспективно.

Высказывалась убежденность в том, что оба народа поймут крупные шаги навстречу друг другу, сбалансированные взаимные уступки для достижения этих масштабных и обоюдовыгодных целей. Но на переговорах пока доминирует иная тактика: попытки под лозунгами национальных интересов «переиграть» другую сторону на потребу групповому или клановому интересу. Свертывание переговорного процесса на целых полтора года в связи с президентскими выборами показывает, с какой легкостью отодвигаются на дальний план коренные интересы народов.

Участники форума выступили за поиск компромиссов и считают это неотложным, так как нерешенность конфликта наносит ощутимый ущерб обоим народам. Высказывалась уверенность в том, что нужен мир без победителей и побеждённых, что разумный компромисс выше любых побед. Было привлечено внимание к совместной брошюре азербайджанца Али Абасова и армянина Арутюна Хачатряна, в которой соавторы однозначно и весьма убедительно выступают за компромиссы.

3. Некоторые участники форума сочли, что позиции сторон настолько окостенели, что сами они уже не способны выйти на взаимоприемлемое соглашение. Выход видится им в том, чтобы соглашение было навязано извне, что освободило бы лидеров от ответственности за возникшие потери перед своим общественным мнением. Другие утверждали, что ресурс прямых переговоров ещё не исчерпан, но настаивали на участии в них третьей стороны – Нагорного Карабаха. Подчеркивалось, что были бы полезны контакты между Баку и Степанакертом. Высказывалась также такая точка зрения, что всё зависит от баланса сил сторон в регионе конфликта. Предлагалось объективно проанализировать, что значит Нагорный Карабах для азербайджанцев и что для армян.

4. Единодушно отмечались чрезвычайная важность формирования общественного мнения в пользу мира и надежной взаимной безопасности, вредоносность культивирования в пропаганде мифов и фобий, особенно для новых поколений. Выражалась готовность оказывать общественную поддержку сдвигам массового сознания в пользу культуры мира, диалога между сторонами (и внутри каждой из них), мирного разрешения спорных вопросов. Как позитивный пример отмечалось проведение телемоста Баку-Ереван. Настоятельно ставился вопрос о прекращении информационной войны. Что касается экскурсов в историю, предлагалось ставить фильтр или барьер между вчерашним днём и сегодняшним, а особенно – завтрашним: не позволять прошлому диктовать народам будущее.

5. Преобладало мнение о противоестественности и недопустимости новых попыток силового решения конфликта, поскольку они могут лишь причинить огромный, непредсказуемый ущерб и страдания обоим народам.

6. Рассматривались плюсы и минусы «технологии» пакетного и поэтапного подходов к урегулированию. Ряд участников сочли пакетное решение в принципе весьма желательным, но нереалистичным,  практически неприменимым к Карабаху из-за полярности позиций сторон. Оно потребовало бы от них сразу крупных, весьма болезненных уступок, произвело бы психологический шок и дестабилизировало бы обстановку. Отсюда проистекали аргументы в пользу рассредоточения взаимных уступок во времени, что делало бы более реалистичным многоэтапный подход, при котором на каждом этапе в обмен на небольшие уступки каждая сторона получает частичное решение интересующих её вопросов, т.е. обеспечивается сбалансированность интересов при продвижении к конечному решению на основе компромиссов. Внимательно обсуждались и соображения других участников, которые высказывались за пакетное решение всех спорных проблем.

6. Выявился консенсус в том, что необходимо и дальше наращивать и углублять диалог между азербайджанцами и армянами на всех уровнях и направлениях, создать организационную форму для такого постоянного диалога по линии общественности. Подчёркнута важная роль «народной дипломатии» в этом процессе. Отмечалось также, что участие в данном форуме двух наиболее влиятельных диаспорных организаций России делает удобным проведение подобных встреч в Москве (где проживает много выходцев из  Азербайджана и Армении), что могло бы стать важной составной частью широкого диалога между «армянством» и «азербайджанством». Вносились различные предложения на этот счёт в организационном плане.

7. Участники высказались за продолжение работы созданного ВПА и АРД круглого стола представителей общественности по Карабаху, наметив в предварительном порядке новую встречу на осень с.г. (ориентировочно октябрь-ноябрь). Всем участникам предложено активно содействовать выработке позитивных и полезных соображений для обеспечения продуктивности предстоящих дебатов.




Парламентская Газета,
5 мая 2003

Владислав Ардзинба, президент республики Абхазия: Мы не выживаем, а развиваемся

Беседовал Виктор Сирык

Визитная карточка:

Ардзинба Владислав Григорьевич родился в 1945 году. После окончания Сухумского госуниверситета в течение более двадцати лет занимался изучением истории, культуры и религии древних народов Малой Азии, защитил докторскую диссертацию. С 1988 года - директор Абхазского научно-исследовательского института, спустя год - народный депутат СССР. В 1990 году он стал председателем Верховного совета Абхазии, а с началом вооруженной агрессии Грузии в августе 1992 года возглавил Государственный комитет обороны Абхазии. В 1994 году избран первым президентом Абхазии, спустя пять лет переизбран повторно. Женат, имеет дочь.

- Владислав Григорьевич, в сентябре исполнится 10 лет со дня окончания грузино-абхазской войны. Как вы оцениваете произошедшие в республике изменения за этот период времени?

- Прошедшие после войны годы стали для Абхазии настоящим испытанием. На республику оказывалось мощное экономическое и политическое давление с целью принудить наш народ отказаться от идеи независимости. Однако мы сумели доказать свою жизнеспособность. В Абхазии сформированы и функционируют органы государственной власти и местного самоуправления, существуют силовые структуры, обеспечивающие обороноспособность и безопасность государства. Нам удалось сохранить значительную часть своего экономического потенциала. В последнее время благодаря справедливой позиции России мы активно развиваем сотрудничество с субъектами РФ, и открытие в декабре прошлого года пассажирского железнодорожного сообщения между Сухумом и Сочи - очень яркий тому пример. В конце мая мы ожидаем из Москвы прибытия железнодорожного состава с гуманитарным грузом по линии Минобразования. Сегодня уже со всей уверенностью можно говорить, что из процесса выживания мы переходим к этапу развития. Хорошим признаком политической и экономической стабильности является тот факт, что в прошлом году Абхазия вошла в десятку стран, наиболее посещаемых российскими туристами: у нас побывали свыше 160 тысяч человек.

Тем не менее следует признать, что наряду с положительной динамикой становления и развития республики, у нас по-прежнему остается много проблем, решить которые не всегда удается. И прежде всего это связано с непризнанностью независимого государственно-правового статуса Абхазии. Мы надеемся, что не в столь далекой перспективе эта проблема все-таки будет решена.

- Прошедший апрель для руководства вашей страны ознаменовался некоторыми потрясениями. Чем объясняется отставка кабинета министров Абхазии и насколько это повлияло на внутриполитическую стабильность?

- Социально-экономические проблемы, существующие в республике, вызвали острую критику в адрес правительства со стороны ряда общественно-политических организаций. В результате внутри кабинета сложилась такая ситуация, которая сделала невозможной его дальнейшую работу в прежнем составе. Учитывая эти обстоятельства, я принял отставку правительства. Это способствовало снятию внутриполитической напряженности и никоим образом не привело к дестабилизации обстановки в Абхазии, как преподносилось некоторыми СМИ, в особенности грузинскими. В конце апреля был назначен новый премьер-министр - Рауль Хаджимба, который ранее очень неплохо зарекомендовал себя на постах председателя службы госбезопасности, министра обороны и первого вице-премьера. В настоящее время заканчивается формирование нового состава кабинета министров Абхазии, и я надеюсь, что его работа окажется более продуктивной.

- Как реагирует на все происходящие изменения в республике так называемое руководство автономной Абхазии в изгнании и насколько вообще серьезны разговоры об этой структуре?

- Ни для нас, ни для посредников в урегулировании грузино-абхазского конфликта никакого руководства Абхазии в изгнании не существует. Все это - плод разговоров недобрых по отношению к нам людей, и, следовательно, влияния на политические процессы, происходящие в Абхазии, эта структура оказать не может.

- Известно, что с 1996 года помимо целого ряда трудностей политического характера Абхазия находилась в экономической блокаде. Какова ситуация в этом отношении на сегодняшний день и есть ли тенденции экономического роста? Если можно, на конкретных примерах.

- Во многом благодаря России в течение последних трех лет эта блокада в основном снята. Однако, к сожалению, пока не отменено решение Совета глав СНГ об экономических санкциях в отношении Абхазии. Этому препятствует позиция руководства Грузии. Тем не менее в последнее время заметно активизировалось сотрудничество наших хозяйствующих субъектов с российскими коммерческими структурами и предприятиями. Наиболее динамично развивается курортная сфера, в которую в настоящее время идут российские инвестиции. Ряд объектов преобразован в арендные предприятия, что открыло возможности для вовлечения частного капитала. Буквально неделю назад в республике завершился семинар большой группы представителей российских туристических фирм, которые обсудили перспективы и конкретные направления сотрудничества с Абхазией. Есть все основания полагать, что в скором будущем наши курорты вернут свою былую славу.

Активно развивается и сфера бытового обслуживания. В настоящее время в Абхазии проходит первый этап приватизации, в ходе которого в частные руки перейдут объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания. В ходе последующих этапов будут приватизированы более крупные объекты.

- Ваша республика до сих пор относится к числу не признанных мировым сообществом; какие шаги предпринимаются руководством Абхазии, чтобы изменить данное положение, и есть ли легитимные способы вхождения в состав России, о которых так много говорится?

- Мы неоднократно доводили до сведения всех международных организаций и государств, задействованных в урегулировании грузино-абхазского конфликта, что Абхазия не связана в правовом отношении с Грузией. Разрыв государственно-правовых отношений между нашими республиками произошел еще в период существования СССР на основании действовавшего на тот период законодательства. Однако, к сожалению, в мире не всегда руководствуются правовыми нормами и определяющее значение зачастую играют политическая конъюнктура и позиция государств, имеющих наибольшее влияние на международной арене. Вместе с тем есть все шансы полагать, что Абхазия все же получит признание и независимость, последние десять лет мы не переставали двигаться в этом направлении.

Абхазию часто называют самопровозглашенным государством, как будто независимость того или иного государства должна провозглашаться кем-то другим. Только проживающий в конкретной стране народ имеет право определять ее политическое будущее, и наш народ реализовал это право, высказавшись за независимость Абхазии на референдуме в 1999 году почти 100-процентным составом голосов.

В перспективе мы стремимся установить ассоциированные отношения с Россией. По этому поводу есть и мое официальное обращение, и парламента нашей республики к руководству РФ. Данная модель предполагает осуществление Абхазией совместной или скоординированной с Россией деятельности в области внешней политики, обороны и безопасности, а также создание валютного и таможенного союзов. При этом Абхазия сохранит свой независимый статус.

- Присутствие на территории Абхазии контингента миротворческих сил давно уже целый пласт в жизни республики: что это значит для вас?

- В первую очередь - спокойствие. Российские миротворцы - очень стабилизирующий фактор для сохранения мира на нашей земле. Их присутствие в Сухуме, Гальском районе и непосредственно в разграничительной зоне безопасности не дает развиться конфликту между Грузией и Абхазией до более широких масштабов. Возможно, это не совсем устраивает грузинскую сторону, наше же отношение к факту их нахождения на абхазской земле - исключительно положительное. И чем дольше оно будет продолжаться, тем лучше.

- Владислав Григорьевич, около 70 процентов граждан Абхазии имеют российское гражданство, как вы относитесь к этому факту?

- Нормально. Мы рассматриваем Россию в качестве главного гаранта сохранения мира и развития экономики в Абхазии. И принятие нашими гражданами второго - российского - гражданства является еще одним шагом на пути восстановления тесных связей с Россией.

Мне не хотелось бы заканчивать наш разговор подобным образом. Я в курсе предстоящего 5-летнего юбилея "Парламентской газеты", к которой, признаюсь, у меня особое отношение. И совсем не потому, что мы с вашим главным редактором Леонидом Кравченко были депутатами Верховного Совета СССР одного созыва. "Парламентская газета" - одна из немногих российских газет, которой я отдаю предпочтение. За объективность освещения материалов, порядочность по отношению даже к недостойным людям и хорошую журналистскую зубастость. Обычно в дни юбилеев принято желать долгих лет, и я не буду оригинальничать. Пусть ваша газета переживет всех нас, сбережет свои лучшие традиции для наших детей и внуков и всегда помнит золотой принцип генералиссимуса Александра Суворова, который очень актуален в масс-медийном мире: победа (успех) достигается не числом (тиражом), а уменьем (качеством). Мне кажется, что все эти условия у вас есть.


Зачем альянсу Грузия?



Civil.ge,
8 мая 2003

Население Грузии сократилось на миллион человек

Теа Гуларидзе

Население Грузии с 1989 года до сегодняшнего дня сократилось на миллион человек. 6 мая Государственный департамент по статистике опубликовал результаты проведенной в начале 2002 года переписи населения, согласно которым в настоящее время в Грузии проживает 4,4 миллиона человек.

Сокращение количества населения Государственный департамент по статистике объясняет низким уровнем рождаемости и высокой миграцией. К этому добавляется и то, что перепись не была проведена, по известным причинам, на территориях Абхазии и Самачабло (Южная Осетия).

После 13 летней паузы 17-24 января 2002 года по поручению властей Грузии Государственный департамент по статистике провел перепись населения. В этом процессе вместе со специалистами участвовало также и 23 тысяч человек.

В регионах и селах Грузии были созданы специальные комиссии по поддержке процесса переписи, которыми руководили Государственный министр и гамгебели (главы администраций) районов.

"Данная перепись получила демографическую нагрузку. Во время переписи значение придавалось полу гражданина, образованию, профессии, характеристикам вероисповедания и языка, также одним из пунктов в тестах был внесен вопрос о трудоустройстве, занятости по профилю и нуждающимся в трудоустройстве", - сообщил корреспонденту "Civil.Ge"  первый заместитель председателя Государственного департамента по статистике Иосиф Арчвадзе.

В результате переписи впервые было определено количество насильственно перемещенных лиц. В настоящее время количество таковых в Грузии превышает 264 тысяч человек.

Перепись не проводилась на тех территориях, где не распространяется юрисдикция грузинских властей.

"На этих территориях провести перепись удалось лишь в Кодорском ущелье Абхазии, которое контролируется грузинской стороной, и в Ахалгорском районе Самачабло (Южная Осетия), и то на территории, входящих в состав двух сельских Сакребуло (муниципалитет) в зонах рек Диди Лиахви и Патара Лиахви", - сказал Иосиф Арчвадзе.

Как выяснилось в результате переписи, значительно сократилась численность проживающих в Грузии этнических меньшинств.

"Если в 1989 году этнические грузины составляли 70% всего населения, сегодня этот показатель составляет 82-83%", - отметил Арчвадзе.

"К проведению всеобщей переписи мы готовились на протяжении 6 лет. Процесс откладывался три раза, что было связано с нехваткой финансов. Пока не были получены твердые гарантии, мы не могли рисковать с началом процесса переписи", - заявил Иосиф Арчвадзе.

По его словам, из-за событий последних лет Грузию покинули много греков, русских и евреев.

"Достоин сожаления и тот факт, что значительно увеличилась численность уезжающих из страны грузин", - говорит Арчвадзе. По сегодняшним данным, за границей в настоящее время находятся 800 тысяч граждан Грузии.

Некоторые независимые эксперты не исключают, что в Грузии, возможно, проживает еще меньше населения, что не было зафиксировано из-за нарушений во время проведения переписи.

"Вследствие нарушения во время переписи, возможно, допущена некая неточность", - сказал корреспонденту "Civil.Ge" руководитель Управления по демографии и социальным вопросам Академии наук Грузии Георгий Меладзе.

Но в Государственном департаменте по статистике не сомневаются в верности результатов переписи. 

"Перепись мы проводили по международным стандартам. К этому мы готовились с 1995 года и наконец-то смогли провести ее объективно", - подчеркнул Иосиф Арчвадзе.

Для проведения переписи из государственного бюджета было выделено около 5 миллионов лари (примерно 2,36 миллионов долларов), к этому добавилась и помощь международных организаций, с усилий которых мы были обеспечены соответствующей техникой.




525-я газета,
14 мая 2003

Со временем ГУУАМ станет активнее

По мнению азербайджанского политолога Хикмета Гаджизаде, ряды этой организации могут расшириться

19-20 мая в Тбилиси планируется проведение очередного заседания совета министров стран ГУУАМ. На заседании будут обсуждены вопросы развития сотрудничества между этими странами, осуществления региональных проектов и др, а также получения и распределения гранта в размере 46 млн. долларов, выделенного Государственным департаментом США странам ГУУАМ на цели модернизацию пограничной таможенной службы и усиление борьбы с терроризмом и контрабандой наркотиков. По мнению некоторых политологов, этот шаг Вашингтона является проявлением ранее прогнозировавшегося усиления внимания США к странам ГУУАМ после окончания войны в Ираке.

Бывший посол Азербайджана в России, политолог Хикмет Гаджизаде выразил мнение, что США будут постепенно активизировать внимание к ГУУАМ, и выделение гранта свидетельствует об их намерении предпринять конкретные шаги в оказании поддержки странам-членам этой организации. Однако, по мнению политолога, США не имеют достаточно средств для помощи ГУУАМ, поскольку недавняя военная кампания в Ираке потребовала значительных расходов и принесла определенные экономические проблемы. Ввиду этого, по словам Х.Гаджизаде, США постараются содействовать реформам, проводимым в странах - членах ГУУАМ и уменьшению их зависимости от России. Политолог отметил, что со временем ГУУАМ превратится в более активную организацию, и не исключил возможности расширения ее рядов за счет, в частности, Казахстана и других стран Средней Азии.


Азербайджан и НАТО: наше расширяющееся сотрудничество



Апсны.ру,
14 мая 2003

Рауль Хаджимба: «У нового правительства есть необходимый потенциал»

«Вокруг Абхазии сложилась достаточно благоприятная обстановка, открывающая новые экономические и политические возможности»,- заявил в интервью Абхазскому телевидению премьер-министр Абхазии Рауль Хаджимба. Для этого, по словам Хаджимба, «необходима стабильность в обществе, ответственный подход всех общественно-политических организаций, граждан к происходящим событиям, а также эффективная работа всего государственного аппарата». Премьер отметил, что завершено формирование нового Кабинета Министров. «В его состав вошли и министры из предыдущего правительства, и новые люди. Несмотря на относительно молодой возраст, они хорошо известны в обществе, пользуются большим авторитетом, обладают высокими профессиональными качествами», - сказал Хаджимба. По мнению премьера, «у нового правительства есть необходимый потенциал для укрепления политической и экономической стабильности и обороноспособности государства». «За это я несу персональную ответственность перед президентом и своим народом. Я, как руководитель правительства, обязан вывести республику из экономического кризиса и содействовать тому, чтобы в Абхазии был порядок», - подчеркнул глава Кабинета Министров. Хаджимба выразил сожаление в связи с тем, что «некоторая внутриполитическая напряженность, существовавшая в Абхазии последние полтора - два месяца, создала дополнительные трудности во всех областях, обеспечивающих функционирование государства». «Потребуются серьезные усилия для восстановления порядка в финансово-экономической сфере, эффективное взаимодействие всех органов власти и активная работа органов местного самоуправления», - считает глава правительства.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ