Час (Рига), 25 июля 2003 Игорь Пименов: "Низы не хотят, а верхи не могут"Элина Чуянова
Недавно лидер ЛАШОРа вернулся из Москвы, где прошла
научно-практическая конференция "Русский язык - язык общения в странах СНГ и
Балтии. Проблемы и пути их решения". Мы решили уточнить у Игоря Пименова цель этого мероприятия.
- Конференция была организована Институтом стран СНГ, -
говорит Игорь. - Приглашение участвовать в ней я получил от директора института
Константина
Затулина. В прошлом известный политик, сейчас он
является законодателем мод в формировании политики в отношении
соотечественников, живущих в бывших советских республиках. Число участников, а
их было около сорока, говорило о том, что это скорее семинар. С одной стороны,
были очень серьезные, виртуозные доклады специалистов - социолингвистов,
филологов. С другой, конференция началась политическим заявлением г-на Затулина,
в котором упоминалось закрытие в Латвии 149 школ с 2004 года.
- Там совсем не в курсе нашей специфики?
- Манифестация 23 мая привлекла внимание и в России,
потому такой акцент на Латвию. В своем выступлении, которое шло сразу за
докладом Константина
Затулина, я поправил его, сказав, что в Латвии не идет
речь о закрытии школ, что все хитрее. Однако в сообщении ИТАР-ТАСС все равно
значилось, что у нас закрываются 149 школ. В ходе дискуссии на конференции мне
были адресованы упреки в коллаборационизме от активиста Штаба по защите русских
школ Геннадия Котова, также приглашенного в Москву, и от представителя эстонской
общественной организации. Так они поняли мой довод о том, что нужно вести диалог
с властью и выступать за соблюдение интересов всех групп людей, живущих в
Латвии, а не только русских.
Да, у нас много претензий к государству, но правящие
латышские партии питаются ксенофобией людей. Она складывалась десятилетиями как
результат несправедливостей и пренебрежения, и так же долго ее надо будет
вычерпывать.
А пока малейшие признаки нашего высокомерия и угроз
политики используют, чтобы убедить своих избирателей в том, что будто бы с этими
"борцами за русские школы" не о чем разговаривать. Забавно, что о диалоге не
очень-то заботятся ни "борцы", ни власть.
- В защите, скорее, нуждается русскоговорящее
меньшинство, тем более, если вспомнить, что четверть населения Латвии лишена
гражданства...
- Да конечно, это вопиющая несправедливость! И что же?
Ведь за день не исправляются такие дела. А образование надо спасать сегодня.
Надо помнить, что и латыши озабочены выживанием родного языка, которое не
гарантировано на сквозняках XXI века. Поле русского языка остается очень
сильным, хотя мы и оказались здесь в арифметическом меньшинстве.
Один из моих оппонентов заметил: дескать, не стоит
рассчитывать на то, что коренные жители с пониманием отнесутся к вашему
великодушию, мол, эти народы понимают только язык силы. Для ЛАШОР это совершенно
неприемлемо. Следуя такой логике и этике, можно добиться лишь обострения
межэтнических отношений в стране. Кроме того, размахивание кулаками и
поигрывание бицепсами - признак не силы, а слабости.
- Увы, опыт ряда западных стран доказывает, что
демократию иногда укрепляет именно кулак. Не насилие как таковое, а его
возможность.
- Надо ясно заявлять свои требования и отстаивать их, но
при этом нельзя, чтобы люди чувствовали себя обиженными и униженными. Нельзя
пытаться внушать им страх. У нас серьезные претензии к власти, но не к народу -
это разница.
- Но ведь это народ выбирает таких политиков. Которые
потом затыкают уши и наглухо захлопывают за собой дверь. А вы бьетесь лбом об
эту дверь в ожидании диалога - и так уж сколько лет!
- Не все сразу. Мы набирались сил, учились,
объединялись, искали новые доводы в полемике и новую тактику. Проблема будет
решена не только в том случае, если низы продемонстрируют, что не хотят, но если
и власти поймут, что дальше не могут по-старому. А для этого необходимо
обезоруживать идеологию национализма, которая питает режим и всю политику
перевода школ на латышский язык. Мы утверждаем, что латышский язык в этой стране
должен быть защищен, но не средством латышизации наших школ. Мы должны
демонстрировать латышам, что ничто не угрожает ни им, ни их языку, если наши
дети будут учиться на своем родном языке. Да и разве можно требовать, чтобы
другие дети учились на чужом языке, если не желаешь этого своим?
- Ваша следующая акция протеста заявлена на сентябрь. Вы
снова будете рядом
- ЛАШОР и Штаб по защите русских школ?
- Три месяца назад ЛАШОР подписал с оговорками заявление
об учреждении штаба, поэтому мы в нем, как Русская община Латвии или Яков
Плинер. Манифестацию на сей раз будут заявлять три активиста Штаба по защите
русских школ, а не ЛАШОР как организация.
Оговорки, о которых я сказал, две. Во-первых, мы
настаиваем на защите всех школ нацменьшинств, а не только русских, во-вторых,
выступаем за использование всех законных средств, а не только акций
ненасильственного сопротивления.
Что мы понимаем под последними? Например, бойкотирование
занятий в школах, когда заказчики образования, которые платят налоги
государству, отказываются
от этого образования, ибо в предложенном государством
виде оно их не удовлетворяет. Это не нарушение закона, это - демонстрация
неприятия государственной политики.
- Но лозунг теперь будет другим?
- Манифестация будет проводиться под тем же лозунгом,
что и 23 мая, - "За свободный выбор языка образования". Мы постарались
обосновать организациям, входящим в штаб, что лозунг "Да - школам, да - Европе!
Нет - школам, нет - Европе!" принесет вред. Ведь ясно, что Латвия будет членом
ЕС. Призывать сторонников поддержать лозунг-условие, которое заведомо не
сбудется – это заведомо их деморализовать. Наша задача - содержательно
развенчивать образовательную политику, которую закладывают власти. То есть те
нормы среднего образования, которые уже включены в Правила КМ и которые
правительство Репше хочет провести в августе в закон. По новым стандартам
средней школы, количество предметов, обязательных для преподавания на латышском
языке, должно быть увеличено с трех до пяти, при том, что выпускные
государственные экзамены будут проводиться на латышском.
На самом деле такое образование - это образование на
латышском языке. Оно не обеспечит воспроизводства национального самосознания
учащихся, изуродует, исковеркает его. Более того, ухудшит образованность наших
детей, а значит, их конкурентоспособность на рынке труда.
- Игорь, не кажется ли вам обидным, что майскую
демонстрацию наш министр образования "не заметил"?
- Раз он так сделал, значит, пока мог себе это
позволить. И наши оппоненты внутри штаба говорят, что манифестация ничего не
дала. Но я с этим не согласен. Тема наших школ стала ведущей не только в русских
газетах, но и в латышских. Это большое достижение: внимание общества к проблеме
привлечено. Предложения ЛАШОР уже ей не принадлежат. Теперь и некоторые политики
цитируют их как свои. А значит - идея в обществе принята. На это и надо работать
дальше.
|