Религиозный фактор укрепления позиций русского языка в странах СНГ и БалтииРадаев Валентин Александрович – консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
Русский язык в странах нового зарубежья неразрывно
связан с Православием со времен святых равноапостольных Кирилла и Мефодия,
давших нам первую азбуку и осуществивших переводы на старославянский язык
богослужебных текстов и святоотеческой духовной литературы.
Чтобы лучше защищать русский язык на постсоветском
пространстве, необходимо ясно понимать, с какой целью мы это делаем.
Не буду касаться сферы политики и бизнеса. Любить свой
язык и уметь его отстоять – эти понятия неразделимы, а для этого нам прежде
всего необходимо осознать свою русскость. Есть у известного художника
И.С.Глазунова такое определение: «Русский – это тот, кто любит Россию».
Перефразируя его слова, можно утверждать, что наша русскость – в любви к
русскому языку.
Для Церкви русский язык важен как средство приобщения к
духовному опыту предков. Защищая русский язык, мы преследуем цель привить новым
поколениям россиян и соотечественников за рубежом духовные ценности и духовную
культуру «Русского мира». Уместно вспомнить, что, как говорил великий русский
писатель Ф.М.Достоевский, «…понятие «русский» определяется не составом крови, а
отношением к Православию».
Итак, русский народ неразрывно связан с Православием. А
язык любого народа, в том числе и русского, - это зеркало, отражающее жизненный
опыт, традиции, национальный характер. Поэтому если мы видим симптомы неуважения
к русскому языку, стремления вытеснить его, то нет ничего удивительного и в том,
что с аналогичными проблемами Русская Православная Церковь по разным причинам
сталкивается в Эстонии, на Украине, в Молдавии.
В одном из произведений А.С.Пушкина в качестве эпиграфа
выбрана народная мудрость, гласящая, мягко выражаясь, что не надо винить зеркало
в том, какое изображение вы в нем увидели.
Задумаемся, нет ли нашей собственной вины в отношении к
русскому языку, например, в странах Центральной Азии. Как элемент русской
цивилизации он на протяжении столетий играл здесь позитивную роль, служил
средством приобщения народов Востока к достижениям отечественной и мировой
культуры. Чем же великий, правдивый, могучий и свободный русский язык неугоден
сегодня населению и власть придержащим государств этого региона? Рискну
предположить, что не только своей правдивостью и свободолюбием. Дело еще и в
том, какое единое информационное пространство мы подразумеваем. Если мы хотим
лить здесь такие же потоки грязи, как у себя дома, то нам вправе указать на
дверь. Если называть вещи своими именами, одна из явных причин – растлевающая
роль информации на русском языке.
Как носитель информации всякий язык, в том числе и
русский, - нейтрален. Чтобы его уважали, достаточно позаботиться о духовной
безопасности: защищать культурное, духовно-нравственное наследие, исторические
традиции и нормы общественной жизни; сохранять культурное достояние всех народов
в новом зарубежье, заботиться о духовном и нравственном воспитании
населения.
Духовное и нравственное воспитание населения – это как
раз то, чем занимается Церковь. Наша работа – это свет и тепло в душах людей. В
духовном смысле мы РАО «ЕЭС» и «Газпром» вместе взятые.
Церковь как единый организм на общем духовном
постсоветском пространстве отстаивает христианские принципы справедливости и
морали, заботится о духовно-нравственном здоровье народов бывшего СССР
Велика роль Московского Патриархата и в сохранении и
развитии в странах СНГ и Балтии православной культуры и цивилизации. Благодаря
Русской Православной Церкви верующие соотечественники поддерживают свою
духовно-культурную связь с Родиной.
Когда мы говорим о работе с соотечественниками, о
государственной политике в отношении диаспоры, то давайте не будем забывать, что
насильно мил не будешь. То есть нельзя заставить себя уважать, если ты не мил, и
трудно ожидать положительных результатов там, где силой навязывают русский язык
и русскую культуру.
Давайте вернем русскому языку и русской культуре их
величие и с помощью русской словесности добьемся для России достойного места в
ряду культурно передовых и влиятельных стран мира. А для этого не будем забывать
тысячелетний исторический путь России, великое значение Православия в истории и
в развитии культуры христианизированных народов исторической России. И будем
помнить, что каждый человек, независимо от цвета кожи, религии, расы,
национальности, языка является носителем образа Божия, нашим братом или сестрой,
равноправным членом человеческой семьи. Это к тому, что соотечественники в
ближнем зарубежье не должны платить злом за зло, несправедливостью за
несправедливость. Лучший способ сосуществования - это относиться к окружающим
тебя иноплеменникам так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
Сохранению позиций русского языка мешает не только наша
экономическая слабость, но и духовная скудость, и что хуже всего – разобщенность
русских людей. До сих пор соотечественники за рубежом не смогли или не захотели
объединиться вокруг единой организации. Существуют десятки структур,
претендующих на то, чтобы представлять их интересы и соперничающих друг с другом
за влияние на диаспору. А не лучше ли будет перестать драться за первое место,
выяснять нецивилизованным путем отношения, и вместо этого влиться на правах
коллективных членов в далекий от распрей и взаимных обвинений Всемирный русский
народный собор, формулирующий общественно значимые для различных структур, слоев
и групп общества проблемы и освященный нравственным авторитетом Русской
Православной Церкви?
И последнее. В заботе о качественном продвижении вперед
в работе с соотечественниками, составной частью которой является защита русского
языка, важно правильно оценивать значение религиозного ресурса. В этой связи
можно только приветствовать тот факт, что в Комплексной целевой среднесрочной
программе поддержки соотечественников за рубежом на 2003 – 2005 годы по линии
Правительства Москвы нашлось место и оказанию помощи приходам Русской
Православной Церкви за рубежом. И хотя сегодня удельный вес этой помощи невелик
и не превышает 1% от общей суммы выделенных средств, будем надеяться, что со
временем, в духе старых добрых традиций и в меру понимания роли православной
составляющей работы с диаспорой, она достигнет уровня «церковной десятины».
|