Русский язык – детям стран СНГ и ПрибалтикиЕкатерина Роберова
С 6 по 28 июля 2003 года правительство Москвы впервые
проводило Международную летнюю школу русского языка для детей из стран СНГ и
Прибалтики с участием более чем 300 школьников из этих стран. На торжественном
открытии школы присутствовали первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве
Москвы Л.И.Швецова, руководитель Комитета образования г. Москвы Л.П.Кезина,
начальники Управлений образования всех округов столицы.
Международная летняя школа размещалась в оздоровительном
комплексе «Московия», расположенном в экологически чистом уголке
Солнечногорского района Московской области. Это санаторно-оздоровительное
детское учреждение нового типа, где созданы все условия для отдыха и укрепления
здоровья детей и подростков. Помимо комфортабельных спальных корпусов, на
территории лагеря есть клуб, стадион, детские и спортивные площадки, а также
школа, в которой проходили занятия по русскому языку.
Приехавшие в «Московии» школьники старших классов
изучали русский язык методом погружения в язык страны пребывания. Они не только
изучали русский язык на уроках, но и могли постоянно общаться на русском языке.
Высококвалифицированные педагоги из московских школ проводили уроки русского
языка с показами познавательных фильмов, с развивающими играми и т.п. Во время
пребывания в лагере дети посещали Москву и некоторые города Подмосковья.
Большинство школьников являются победителями олимпиад по
русскому языку в своих странах. Но несмотря на это, выявилась существенная
разница в уровне знаний. Наиболее низкий уровень знания наблюдался у
Прибалтийской делегации. Однако дети из этих стран оказались настолько
трудолюбивыми и прилежными учениками, что даже те, кто в начале смены мог только
представиться на русском языке, к ее окончанию могли уже беседовать и писать на
русском языке.
Группы из 7-8 человек, в которых дети изучали русский
язык, были сформированы по интернациональному признаку – ни в одной группе не
было двух детей из одной и той же страны. Это способствовало обмену между детьми
информацией о своих странах.
Во время посещения 21-22 июля «Московии» были проведены
анкетирование и социологические опросы детей, беседы с преподавателями русского
языка и руководителями делегаций. Анкетирование показало, что примерно равное
количество детей у себя на родине учатся в школах с русским языком обучения, в
смешанных и национальных школах. Но это соотношение существенно различается по
странам (из Прибалтики приехали только ученики национальных школ, из Центральной
Азии и Казахстана – в основном ученики смешанных и школ с русским языком).
Исследование выявило большое распространение английского
языка в системе школьного образования в странах СНГ. Так, из 50 опрошенных
школьников в возрасте от 11 до 16 лет 48 из них изучают в школе английский язык.
На втором месте (41 из 50 школьников) идет русский язык. Все опрошенные изучают
государственный язык своей страны и обычно два (в старших классах иногда три)
других языка – зачастую это русский и английский языки. Из общей массы по
«набору» изучаемых языков выделяется Молдавия – здесь в школах изучают
болгарский и румынский языки.
Подавляющее число детей после окончания школы намерены
продолжить обучение в ВУЗе. Примерно равное количество собирается поступать в
ВУЗы с преподаванием на русском и государственном языках, меньше школьников
собирается в российские и зарубежные ВУЗы.
Необходимо отметить, что проведение мероприятий,
подобных Международной летней школе русского языка «Московия», служит делу
укрепления позиций русского языка на постсоветском пространстве и хочется
надеяться, что в следующем году «Московия» вновь распахнет свои двери для детей
из стран СНГ и Прибалтики.
|