Дождемся ли мы света в конце туннеля?Надежда Венедиктова ( Минск)
О необходимости реформирования экономики в белорусском
обществе давно ведутся острые дискуссии. Это предмет озабоченности президента и
правительства, законодателей и деловых людей, да и простых домохозяек. Очевидно,
что в успешно работающей экономике коренным образом заинтересованы все слои
общества. Весь вопрос только в том, какими должны быть пути достижения этого
самого экономического процветания и какова наиболее действенная, отвечающая
современным потребностям общества экономическая модель?
Лес рубят – щепки летят. В этом лесу было немало
срублено деревьев, наломано дров, летели щепки крупного и мелкого размера. Все
зависело от того, какую экономическую доктрину на тот или иной момент
провозглашало в качестве определяющей руководство республики. Кажется, уже
отошла в небытие концепция рынка с социалистическим лицом. Если вспомнить, что
доля коммунальных платежей, стоимость газа и электроэнергии в ежемесячном
бюджете рядового белорусского потребителя-обывателя уже превышает половину его
зарплаты, «левые» лозунги в устах власть предержащих поблекли перед лицом
суровой действительности. И здесь о социальных ориентирах уже говорить не
приходиться.
Затем начался процесс приватизации и разгосударствления.
При этом было провозглашено, что незыблемыми останутся интересы трудовых
коллективов и простого народа. А тем временем собственность потихоньку
прибирается к рукам, при этом проталкиваются групповые интересы высшей
чиновничьей знати. Устремления же и чаяния простых людей остаются прежними: как
свести концы с концами, держа в руках пресловутую потребительскую корзинку и
имея в кармане ничтожную зарплату. Наряду с этим идет и расслоение белорусского
общества, ибо увесистость потребительской корзинки в руках каждого его члена
зависит от умения извлекать доходы и от степени присутствия во всем, что их
дает. Расслоение идет небывало быстрыми темпами, о чем говорит рост количества
дорогих иномарок на дорогах Белоруссии и небывало широкий размах строительных
работ на сказочно-роскошных особняках в зонах престижных пригородов. Хотя,
конечно, не они делают погоду, если мы имеем в виду конечные результаты
разумного хозяйствования общества: рост его благосостояния, увеличение
совокупного национального дохода, обеспечение политической, экономической и
социальной стабильности и безопасности.
Семь лет назад в качестве новой экономической модели
белорусскому обществу была предложена идея создания свободных экономических зон
(СЭЗ).
Представлялось, что именно с их помощью в республику
потекут инвестиции с востока и запада, а государственная казна будет
стремительно пополняться за счет налоговых поступлений неутомимо-работающих
резидентов СЭЗ.
Первым отмашку на вольное плавание получил пограничный
Брест. Свободных экономических зон всего в Белоруссии создано пять. И, несмотря
на горечь неудач, и разочарований, административные окрики и подстегивания, не
всегда справедливую критику «сверху», а также во многом благодаря и финансовой
поддержке на первых порах, воз свободной экономической зоны «Брест» со скрипом
все же двигался к поставленным перед ним ориентирам. Предприятия-резиденты СЭЗ
получили привлекательные условия для развития: специальный правовой режим,
включающий валютные, таможенные, административные привилегии, льготное
налогообложение.
Осторожно, с оглядкой, но капитал сюда все же пошел. 24%
в нем составляют белорусские инвестиции, 21% - немцы, на третьем – 15% -
россияне. Всего в СЭЗ «Брест» вложено более 80 миллионов долларов инвестиций.
Внешнеэкономический оборот составил более 200 миллионов долларов, а прирост
объемов производства и экспорта ежегодно возрастает в полтора-два раза.
Руководство СЭЗ «Брест» считает, что доход от
экономической деятельности зоны ни много, ни мало в 8 раз превышает его
затратную часть. Руководитель администрации Брестской СЭЗ Н. Кривецкий
подчеркивает, что новая экономическая модель предоставляет более широкие
социальные возможности: появляются дополнительные рабочие места, растет
квалификация работающих, их жизненный уровень.
По словам Н. Кривецкого задачи, поставленные перед СЭЗ
«Брест» государством, выполняются: отчисления в бюджет растут, развивается
социальная инфраструктура. Хорошим признаком перспектив в области интеграции
белорусско-российской экономики является тенденция роста вложений российских
капиталов. Кроме различных льгот и привилегий россиян привлекает близость
Брестской СЭЗ (благодаря Польше) к границе Евросоюза. В последнее время их
деловая активность в этом направлении заметно возросла.
Однако, в противоречие с положительными результатами
деятельности СЭЗ входит существующая система финансовых расчетов. Деловые люди –
резиденты СЭЗ – большие надежды возлагают на скорейшее введение единой валюты
Белоруссии и России, как составной части создания единого экономического
механизма Союзного государства.
С самого начала 7 лет назад идею создания свободных
экономических зон активно поддержал белорусский лидер А. Лукашенко. Однако
президент считает, что сегодня эта модель «уже не является для Белоруссии чем-то
принципиальным и прорывным. Мы этот опыт изучали на примере Китая», - прозвучало
в одном из его недавних выступлений.
Главное преимущество СЭЗ в Китае – их географическая
близость к источникам крупных денег – Японии, Тайваня и Гонконга. Очевидно, что
таких выгод Белоруссия не имеет. Откуда же тогда она может ожидать финансовые
потоки? По новой доктрине руководства Белоруссии в качестве "золотой жилы"
определена отрасль информационных технологий. Именно она призвана стать в
настоящее время не только важнейшим направлением развития экономики, но и
"локомотивом" всего народного хозяйства Белоруссии. В связи с этим Лукашенко
подчеркнул, что «Белоруссию надо превратить в особую интеллектуальную свободную
зону, где будут осуществляться базовые научные исследования, проектироваться
электрические и оптические схемы, вестись биологические разработки,
производиться программный продукт, инженерный дизайн и даже предлагаться
финансовые решения. Если мы устанавливаем льготы – пусть это будут льготы
интеллектуальному труду».
По мнению властей в XXI веке белорусские разработки и
производство программного продукта и услуг должны занять достойное место на
мировом рынке интеллектуальных технологий. В связи с этим президент поставил
задачу разработать меры по созданию условий для развития единого
информационно-технологического комплекса Белоруссии. Это призвано дать толчок
для производства программных и иных информационных продуктов новейших поколений.
И многие программы будут развиваться в русле совместных белорусско-российских
разработок с финансированием из бюджета Союзного государства. Уже создана
суперЭВМ на основе белорусско-российских микропроцессоров. Белорусское
руководство считает, что республика сможет обеспечить своей продукцией в области
информационных технологий Россию и страны СНГ.
Надо отметить, что основание для таких утверждений есть.
После развала СССР в Белоруссии действительно сохранился неплохой
интеллектуальный и производственный потенциал. Именно на его базе могли бы
создаваться и развиваться новые “прорывные” научно-производственные программы.
Лукашенко решил сделать ставку на "прорыв", что свидетельствует, помимо прочего,
и о том, насколько остро сейчас в Белоруссии стоит вопрос о дальнейшем выживании
и развитии всего народно-хозяйственного комплекса в условиях усугубляющегося
экономического кризиса.
Уже в который раз руководство республики провозглашает,
что для осуществления очередных грандиозных задач оно обладает необходимыми
административными ресурсами и политической волей. И действительно, ученые,
разработчики, производственники, занятые в области высоких технологий, уже
почувствовали на себе внимание государства. Как отметил заместитель директора по
науке и внешним связям минского НИИ ЭВМ Д. Жаворонков, - «мы в середине пути»
Под «прорывную» концепцию верстаются новые программы. Кроме уже вышеупомянутой
супервычислительной машины
«Скиф» совместными усилиями белорусских и российских
разработчиков создается программа по наноматериалам и нанотехнологиям, включая
наноэлектронику. Благодаря современным научно-техническим разработкам, в
Белоруссии предполагают оснастить новейшим оборудованием и технологиями многие
отрасли экономики: военную, ядерную, топливную, химическую, медицинскую и
т.д.
Казалось бы, вот она, жар-птица. Однако, как говорится
на Руси, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Первая и главная
трудность – нехватка денег. Короткое финансовое одеяло натянешь одним – не
хватает другим. Больше везет союзным программам, которые питаются из бюджета
Союзного государства. А белорусские производственники уже стонут под непомерным
налоговым бременем.
Д. Жаворонков и как другие «капитаны» белорусской
экономики считают, что нарастающие сложности можно преодолеть, только опираясь
на самое тесное сближение с Россией. Главное здесь – это создание единого
правового поля без таможенных и прочих неурядиц, а также формирование единого
экономического пространства и быстрейшее введение единой валюты. Об этом уже
неоднократно и писалось, и говорилось. Кажется, что не понимать этого может
только младенец. Но, увы, телега белорусско-российской интеграции постоянно
где-то застревает. Вот и возникает вопрос - дождемся ли мы, когда-нибудь, света
в конце туннеля?
|