Наша общерегиональная газета, 11 сентября 2003 Радикализм Наша общерегиональная газетаКонстантин Расщепкин
В последнее время появилась информация об активизации
чеченских боевиков в Крыму, о проникновении туда ваххабизма. Тревогу в связи с
этим выразил член комитета Верховной рады по борьбе с организованной преступностью Леонид Грач.
В одном из недавних интервью он подчеркнул, что ваххабизм
проник в Крым еще три года назад. Сначала это была "ползучая интервенция",
теперь - ярко выраженное течение, прочно закрепившееся на полуострове. По словам
Грача, навоевавшиеся в Чечне боевики активно оборудуют "запасной аэродром".
Скупают в курортном регионе жилье, залечивают раны в знаменитых крым-ских здравницах,
открыто проповедуют ваххабизм и призывают к джихаду с "неверными".
Практически легализованное чеченское присутствие породило моноэтнические преступные
группировки. Надо полагать, Леонид Грач по роду своей нынешней деятельности
знает, о чем говорит.
Попадает в Крым эта публика вполне спокойно. Иногда
официально: для поездки на полуостров визу приобретать не надо. Иногда в обход
пограничных постов. Полупрозрачную украинскую границу преодолеть несложно.
Однако ислам в радикальных формах пришел сюда не с
чеченцами, он был спутником возвращения крымских татар на полуостров еще со
времен "перестройки". Просто теперь эти явления набирают силу. Такого
мнения придерживается директор Института стран СНГ Константин Затулин, давно
занимающийся изучением общественно-политической ситуации в Крыму.
"Слово "ваххабит",- говорит он,- стало
у нас синонимом радикального ислама. Это не совсем точно, поскольку в исламе
есть разные радикальные течения, которые нельзя сводить к одному ваххабизму".
Политическая активность крымско-татарского движения с первых дней была основана
на русофобии. Суждения на эту тему часто облекаются в формы радикального толкования
ислама. Русофобия рука об руку с исламским радикализмом остается основным направлением
политической жизни крымских татар.
В этой среде имелись и другие течения, более вменяемые
и менее радикальные. Но они были устранены с политической сцены разными способами,
включая угрозы и убийства. Сегодня политические деятели из числа крымских татар,
не связанные впрямую с так называемым меджлисом крымско-татарского народа, тоже
чувствуют себя напряженно. Идеологом и символом движения крымских татар в Крыму
стал Мустафа Джемилев, по этническому происхождению турок. Он бессменно возглавляет
меджлис, является человеком, известным в турецких политических кругах. Его принимают
в Турции как официальное лицо. Хотя меджлис до сих пор - вне правового поля
Украины, он не зарегистрирован как общественная организация. При этом существует
совет по делам крымских татар при президенте Украины, созданный по инициативе
меджлиса и с благословения Леонида Кучмы.
В Крыму, по данным переписи 1989 года, на которую ссылаются
в Институте стран СНГ, примерно 2,5 млн. населения. 65 процентов - русские.
Примерно 20 процентов - украинцы, которые от русских по ментальности себя обычно
не отделяют.
250 тыс. человек на полуострове - это крымские татары.
Десятая часть населения. При этом, как утверждает Константин Затулин, за годы
независимости Украины было сделано все для того, чтобы наиболее важным представителем
крымско-татарского населения стал именно меджлис - радикальная политическая
сила, выступающая за то, чтобы полуостров превратился в национальную автономию
крымских татар.
Между тем общее число представителей этой национальности
в бывшем СССР не превышало полмиллиона человек. То есть даже если все крымские
татары переедут в Крым, большинства никак не получится.
Турция, которая оказывает крымским татарам прямую материальную
и иную помощь, совершенно по-иному определяет численность крымских татар. Хотя
в самой Турции никаких национальных различий стараются не подчеркивать, тем
не менее для "внешнего употребления" в Анкаре любят говорить о 2-3
миллионах крымских татар, которые живут в Турции. Естественно, это не те крымские
татары, которые были депортированы в 1944 году в Среднюю Азию. Это "виртуальные"
крымские татары, которые якобы за время русско-турецких войн обосновались в
Турции. Но даже если бы так оно и было, на самом деле они давно бы ассимилировались.
Для чего же ведется разговор о мифических миллионах крымских татар?
Для того, убеждены многие политологи, что он может
потребоваться на следующей стадии. Если в результате борьбы за Крым между Украиной
и Россией создастся "благоприятная" ситуация, все эти козыри будут
выложены на стол, будет сказано не о возврате на родину сотни тысяч крымских
татар, а о том, чтобы "восстановить историческую справедливость" -
переселить в Крым миллионов пять человек из Турции.
К сожалению, и при Кравчуке, и при Кучме власти Украины,
в желании обуздать "сепарати-стское" русское движение в Крыму, делают
ставку на национал-экстремистов из числа крымских татар. Но она не всегда оправдана
хотя бы потому, что серьезной политической силой национал-экстремисты все равно
не стали.
Как считают некоторые наблюдатели, до сих пор крымские
татары политически больше действовали себе во вред, таская из огня каштаны для
официального Киева. В свое время, пока в Крыму президентствовал Юрий Мешков,
конституция автономии, позже "забракованная" центральными властями
Украины, предусматривала для крымско-татарского языка, наряду с русским и украинским,
статус государственного. Теперь это завоевание раннего периода демократии на
Украине крымские татары потеряли. Раньше в парламенте автономии было гарантированное
число мест для представителей репрессированных народов.
Однако лидеры меджлиса, понимая, что голосовать за
них все равно не будут, избрали другую тактику. Она сводится к попыткам дестабилизации
на полуострове, к скупке при помощи Турции земель, к созданию своих политических
центров влияния.
Особенно тревожит, что обозначилась смычка крымско-татарского
экстремизма с чеченским сепаратизмом. Активные контакты меджлиса с чеченскими
эмиссарами для спецслужб давно не были секретом. Несколько лет назад на полуострове
фактически в открытую действовали "полпреды" Масхадова и Басаева,
вербовавшие наемников, скупавшие недвижимость. Уже тогда аналитики предупреждали,
что чечено-крымско-татарский фактор может сыграть роль детонатора на полуострове,
превратив его в пороховую бочку. Нельзя не замечать, что исламский экстремизм
поступательно утверждается и здесь.
Все это стало благодатной почвой для миграции в Крым
чеченцев. Первая военная кампания началась в Чечне зимой 1994-1995 годов. Тогда
в Крыму у власти находился блок "Россия". Президент Юрий Мешков, позиционировавший
себя как пророссийский политик, вызывал раздражение в Киеве. Так что усилия
киевских властей были направлены на то, чтобы развалить блок "Россия",
стравить между собой Верховный совет и президента и нарастить агрессивность
крымско-татарских формирований. Нужно было пугало для русского населения Крыма,
чтобы в страхе перед крымскими татарами они были на все согласны.
В 1994 году меджлис получил, как ему казалось, мощный
пропагандистский козырь. Началась война в Чечне. Меджлис демонстративно поддержал
единоверцев, воюющих с Россией. Происходило это с молчаливого согласия спецслужб
Украины.
При попустительстве Украины, которая не могла "справиться"
с русским движением, происходила радикализация политических представителей крымских
татар, завязывались контакты между явными противниками российского влияния.
Все это шло рука об руку с репатриацией крымско-татарского народа, которая проводилась
на деньги Турции. Репатриация сопровождалась многочисленными скандалами с захватом
земель, православных храмов. Вместо них появлялись мечети. Финансировалось все
это Турцией не только напрямую, но и через образовательные программы, обучение
студентов.
"Мы,- рассказывает Константин Затулин,- с грехом
пополам после многолетних проволочек только что конституировали в правовом поле
Украины уже существующий, три года работающий филиал МГУ в Севастополе. А все
это время в Крыму действует бездна турецких колледжей, которые зарегистрированы,
ведут свою пропаганду, и никого это не смущает".
Фактически все крупные города на полуострове окружены
татарской провинцией. Земли активно скупаются приезжими. Немусульманское население,
не желающее их уступать, запугивается. Чего удивляться, когда люди съезжают
с этих территорий. Если в Севастополе, других городах русские по-прежнему доминируют,
то села, райцентры активно осваиваются мусульманами, рождаемость у которых намного
выше.
В этих условиях легко укрывать чеченских боевиков,
создавать лагеря по их подготовке. На знаменитой горе Ай-Петри, как сообщали
некоторые СМИ, служба безопасности Украины недавно ликвидировала лагерь боевиков.
По словам Леонида Грача, там было 30-40 чеченских боевиков, назвавшихся представителями
некоего незарегистрированного духовного центра "Айфаар".
Но в целом, утверждает Грач, украинские спецслужбы
не очень-то активно препятствуют волне ваххабизма. И "лояльность"
эта непонятна. Потому как идет открытое наступление на славянские позиции, украинские
и российские интересы.
Некоторые советники бывшего президента Украины Кравчука
в свое время прямо заявляли: украинцы, живущие в Крыму, не понимают задач украинского
государства, они себя от русских не отделяют, и в этом смысле наша опора на
полуострове - крымские татары.
На самом деле, как считает Константин Затулин, под
боком Украины взращивается новое Косово. И проникновение в Крым чеченцев только
обостряет проблему. Возникает ситуация, когда меджлис демонстрирует все больше
притязаний. Некоторые из его представителей открыто заявляют, что полуостров
- это "территория мусульман". Они убеждены, что в Крыму нужно создать
"суверенное государство". По данным Леонида Грача, уже организована
параллельная система самоуправления, формируется своеобразная налоговая система:
с каждого из 262 тыс. мусульман полуострова собираются брать по одной гривне
на содержание "этнических органов власти". И всей этой экспансии,
по словам Грача, официальные власти уже не в силах противодействовать.
Слабость и путаность внутренней политики Украины ведет
к тому, что Крым медленно, но верно превращается в мину замедленного действия.
Полуостров, как считает Леонид Грач, попал на линию геополитического разлома.
И рвануть здесь может в любой момент.
|