Юрий Горячев - заместитель руководителя Департамента образования г.Москвы.
Спасибо. Первое я бы хотел сказать, что я очень
признателен за возможность принять участие в таком
научно-практическом семинаре. Для нас практиков система образования это
очень важно с тем, чтобы приобщиться и к передовой науке и
мысли и с тем, чтобы знать более точную, более реальную картину, которую
ученые, специалисты и ответственные деятели, жители
зарубежья представили и еще представят перед участниками этой
встрече.
Могу сказать, что мы, естественно,
осуществляем мониторинг нашей деятельности и естественно стараемся быть в
кругу тех проблем, которыми занимаются специалисты и ученые. Время
от времени мы тоже проводим научно - практические заседания по аналогичной
теме.
В качестве примера того внимания, которое
уделяет системе образования Правительство Москвы, я скажу, что в
августе пройдут педагогические чтения и одно из заглавных тем педагогических
чтений августовских, традиционных ежегодно у нас тема "Поддержка
русского языка и поддержка соотечественников". Проводить мы это
будем совместно с Департаментом международных связей и совместно с
другими, с рядом других комитетов и департаментов Правительства Москвы и
естественно, с научными институтами города Москвы.
На сентябрь месяц у нас запланирована
Коллегия как раз по той теме, которую я уже назвал. Мы более чем 20 организациям
направили наши первые наработки для того, чтобы послушать заключение
специалистов.
Нам очень приятно, что какие то мысли созвучны,
что в целом все и Министерство иностранных дел, и ведомства, научная
система Академии наук и общественные научные организации, в целом,
оценивают деятельность Правительства Москвы на этом направлении позитивно,
но нам практикам представляется, что какой то нужен дополнительный импульс в
этой работе. Я поясню. Это следующее.
Мы занимаемся, конечно, например, повышением
квалификации, вопросами поддержки русского языка, вопросами направления
учебников уже большое количество времени, более 8 лет. Есть специальное
поручение Мэра города Москвы и более 8 лет мы системно занимаемся этим
вопросом. Особенно активно за последние 2 года, (эта цифра, 2 года,
здесь уже называлась), после того, как была подготовлена и принята та
правительственная программа, о которой мой коллега уже вам доложил.
Но одно дело, когда мы занимались, так образно
скажу, в период ельцинской России. И совсем новая картина складывается
сейчас. Дело в том, что Москва, мне представляется она была тем материком,
который был почти единственный, который занимался проблематикой
соотечественников, поддержкой соотечественников, поддержкой русского
языка. Сейчас все же есть движение вперед. Этим занимаются многие
пограничные области, занимаются субъекты Российской Федерации
самые разные и есть правительственные программы. И мы уже сталкиваемся с
такими случаями, что когда приходят наши учебные пособия в ту или
иную страну, в адрес посольств или тех неправительственных организаций и в
том числе учебных учреждений, которые занимаются доставкой этих учебников, так
как мы договаривались, (а у нас поставки носят, как вы и призываете нас,
целевой характер), то у них это занимает уже больше времени,
потому что многое они уже получили через Министерство иностранных дел по заявкам
Министерства образования и т.д.
Если взять курсы повышения квалификации, то,
например, наш головной институт повышения квалификации, называется «Институт
открытого образования", он сейчас выполняет не только поручения
Правительства Москвы, но он выполняет и поручения Федерального
правительства в области повышения квалификации. То есть уже количество, и будем
надеяться качество помощи поддержки там, существенно возросло. И в
этих условиях, конечно, нам москвичам нужно думать о новом
качественном продвижении вперед с тем, чтобы мы, в хорошем смысле
этого слова, занимали не просто передовые позиции, а с тем, чтобы
наш опыт накопленный мог быть более результативным.
В этой ситуации нам представляется,
что у Москвы есть еще дополнительный ресурс в это новое время и в том смысле,
что линия правительства Москвы на хозяйственные, деловые и культурные связи с
ближним зарубежьем и процесс постепенного отрезвления отдельных
политических лидеров в странах ближнего зарубежья, и понимание того, что
их ожидания во многом не оправдались, что рынки сбыта на
Западе просто их ждут, приводят к более интенсивным хозяйственным и
деловым связям и также и культурным с Москвой. И эти
хозяйственные, деловые и культурные связи мудрым правительством, мудрым
Мэром, а я отношусь к тем людям, которые именно так оценивают нашего Мэра
и линию Московского правительства, должны быть разумно и правильно
использованы с тем, чтобы мы гуманитарный
компонент в области поддержки соотечественников, в области поддержки
русского языка использовали грамотным образом.
На этом фоне за последние несколько лет
Департамент образования города Москвы заключил Соглашение практически со
всеми столицами стран Ближнего Зарубежья, включая Прибалтику, включая наше южное
подбрюшье и включая столичные города на Востоке.
Более того, мы шагнули дальше, в страны Восточной
Европы, в страны Центральной Европы. И только что два дня назад мы
завершили вместе с Департаментом международных связей, и это тоже качественный
момент в нашей работе, завершили курсы повышения квалификации для
учителей уже не из стран Ближнего Зарубежья. Ближнее Зарубежье у нас
только Грузия и Финляндия, а все остальные это были страны Восточной
и Центральной Европы, из 8 стран. Эти соглашения, эти договорные отношения,
которые у нас с новым Зарубежьем возникли, они позволяют в настоящее время
выстраивать наши отношения по всей вертикали. Не только наш Департамент,
но все наши 10 окружных управлений, если взять, например, Киев, имеют прямые
отношения со всеми окружными управлениями. И что бы не захотел Борис
Михайлович Жибровский, эти окружные управления имеют свой голос. То небольшое
количество школ с преподаванием на русском языке, которые у вас есть, все они
сто процентов имеют в Москве побратимские связи, официально подписанные
соглашения, санкционированные Мэром города Амельченко. И именно такое уже
широкое движение, когда десятки наших школ сотрудничают с Киевом, когда тоже
самое мы имеем с Киргизией, с Казахстаном, с Баку, с Грузией
подвижки имеют место, тогда (я могу приводить и другие примеры), оно
позволяет, конечно, более, пользуясь комментаторским языком, более широким
фронтом что ли двигаться. Но здесь важно еще не
упускать и качество. Они позволяют решать и такие качественные
вопросы, когда на заседании Совета делового сотрудничества, который патронирует
с нашей стороны Лужков, а с вашей Омельченко, но есть разное количество
участников в этом Совете делового сотрудничества, в нем представлены
разные структуры правительственные, я, в частности, представляю народное
образование. Уже мой коллега руководитель образования, науки и спорта
города Киева, он выдвигает, предварительно посоветовавшись с Омельченко, с его
согласия и инициативу, чтобы целый поезд педагогов киевских приехал сюда.
Омельченко закупает билеты. Омельченко отправляет 396 человек
состав. Торжественно его лично провожает на вокзале. И этих
педагогов уже ждут сотни московских школ. Они делятся
конкретным опытом педагогического мастерства. Заключают новые прямые
соглашения. Втягиваются в процесс сотрудничества с Москвой. А 2 октября, в
канун Дня учителя, весь Киев уже сейчас наш ждет. Потому что 396
человек московских преподавателей и группа, в их числе до 30 лидеров
ученичества, приедут в Киев. У нас уже расписана целая программа. Мы
обмениваемся опытом педагогического мастерства и ведем совместную
деятельность. А это уже нечто качественно новое, нежели то, когда мы
пробивали первое окно в нашу историческую столицу и налаживали отношения.
Когда мы приехали несколько лет назад в
Белоруссию, в Минск для того, чтобы провести Дни образования, нас
встречал оркестр и на вокзале педагоги плакали и говорили, как долго же мы
вас ждали. Это был лозунг наших соратников педагогов в г.Минске. То есть нужно,
конечно, искать новые пододходы и нужно то, накопленное, уже сейчас
внедрять, что ли, в более массовое сознание.
По сказанному в отдельных выступлениях. Что
касается учебников. Видите, есть определенная методика. Она должна
включать учебники. Мы вообще занимаемся школами в основном. Она должна
включать в себя обязательно методические пособия и обязательно
должна включать в себя этот набор и художественную литературу,
которая изучается в школе. И вот то, что в школе изучается,
мы, как специалисты этого дела, я таковым не являюсь, я профессиональный
международник, но у нас есть спецалисты, которые мне помогают в
этом, которые поддерживают эту связь со специалистами и оценивают заявки.
Мы стараемся, конечно, смотреть таким образом, чтобы это было
полезно для школы. И в этой связи призыв, чтобы мы сотрудничали со
специалистами на профессиональной основе, мне особенно
нравится. Я очень хорошо понимаю,
что кто - то должен бороться за власть, кто - то
должен бороться за продвижение той или иной, скажем, русской идеи, русского
образования. Конечно, я больше склонен к тому, чтобы мы эту задачу
решали качественно, в союзе с профессионалами на профессиональной
основе, тогда мы просто лучше поймем друг друга. Мы видим в числе наших
партнеров многих, мы всех уважаем, но в первую очередь, конечно, нам ближе
те ассоциации, которые объединяют школы с преподаванием на русском
языке. И после двух ежегодных конференций руководителей школ с
преподаванием на русском языке, которые состоялись в Москве и
которые мы по поручению Юрия Михайловича провели с двумя департаментами, уже
создана Международная ассоциация школ с преподаванием на русском языке. Нам,
конечно, ассоциация педагогов русского языка и литературы ближе, мы их
лучше поймем, чем, скажем, какие-то другие ассоциации. Но я этим не хочу
абсолютно никого обидеть, я просто хочу сказать, что среди большого
количества организаций соотечественников нам в первую очередь, как
профессионалам, ближе наши профессионалы, а это те, кто занимается
проблемой сегодняшнего семинара: русским языком и вообще образованием в более
широком плане. Я, пожалуй, остановлюсь на этом.
|