Кризис интеграционных программАлександр Фадеев
В
начале сентября обострились отношения между Россией и Белоруссией на
правительственном уровне. Так, 6 сентября премьер-министр России Михаил Касьянов
заявил, что Соглашение о введении на территории Белоруссии с 1 января 2005 г.
российского рубля технически готово и прошло все согласования, но не может быть
подписано в ближайшее время из-за позиции белорусской стороны. Данная позиция
была изложена в ответе президента РБ Александра Лукашенко на предложение Путина
подписать Соглашение о валютном союзе и состоит в том, что Минск подпишет
документ только после принятия Конституционного Акта Союзного государства.
Фактически белорусский руководитель еще раз подтвердил (теперь уже лично
президенту России) свое отрицательное отношение к потенциальному введению единой
союзной валюты.
Очевидно, что и другое – проект Конституционного Акта в
текущем году рассмотреть и тем более принять не удастся, поскольку сам процесс
конституционного строительства на деле остановился более года назад, когда
российский лидер публично высказал свое видение форм политико-правовой
интеграции двух стран. Ни одна из этих форм, как известно, не устроила высшее
руководство РБ. Столь масштабные расхождения первых лиц России и Белоруссии во
взглядах на перспективы интеграции не позволяют надеяться на сближение позиций в
обозримой перспективе. А если это так, то можно с уверенностью утверждать, что и
в 2005 году Белоруссия продолжит жить исключительно в пространстве собственной
национальной валюты.
В довольно щекотливое положение попало и российское
министерство финансов, которое продолжает делать вид что ничего не произошло и
оно продолжает работать над пакетом соглашений о введении российского рубля на
территории Белоруссии независимо от последних заявлений президента Лукашенко. В
Белоруссии все серьезные вопросы политики решает исключительно президент. С кем
в таком случае намеревается минфин России подписывать базовое соглашение о
введении российского рубля в республике?
На третий год перевалили переговоры о создании
совместного российско-белорусского предприятия на базе «Белтрансгаза». Такое
предприятие планировалось создать еще летом 2002 г., и оно должно было стать
пилотным во всей экономической интеграционной программе. Тогда, как, впрочем, и
сегодня, акционирование «Белтрансгаза» и создание СП с российским «Газпромом»
было сорвано белорусским правительством и президентом республики. Минск не
только отказал российской стороне в предоставлении возможности приобрести
контрольный пакет акций своей государственной газотранспортной компании, но и
выдвинул ряд заведомо невыполнимых условий, сопровождающих покупку акций. В их
числе, например, требования увеличить поставки природного газа по льготным
оптовым ценам (аналогичным 5-му поясу России), доведя их объем к 2010 г. до 33
млрд.куб.м/год. Покупатель акций также должен был инвестировать в газовую
отрасль республики 1,726 млрд. долларов США без какого-либо
технико-экономического обоснования.
Другое расхождение – общая стоимость «Белтрансгаза».
Белорусская сторона наотрез отказалась привлечь к определению реальной стоимости
«Белтрансгаза» авторитетные международные компании, специализирующиеся на
подобной оценке объектов, как то предлагал «Газпром». Сам же Минск определил
стоимостное выражение «Белтрансгаза» в астрономическую сумму – 5 млрд. долларов.
«Газпром» настаивал на том, что максимальная цена «Белтрансгаза» составляет 600
млн. долларов. Правда, руководство российской компании согласилось позже, что
при акционировании «Белтрасгаза» можно исходить из суммы 1 млрд. долларов, но
при этом часть пакета акций должна переходить к «Газпрому» в счет погашения
долгов Белоруссии за уже поставленный ей российский газ. Но это, как и
ожидалось, никак не устроило руководство республики, о чем прямо и в
оскорбительной форме сказал ее президент.
Ну и наконец расхождения по перспективному наращиванию
объемов перекачиваемого через территорию Белоруссии российского газа,
экспортируемого в страны Западной Европы. Белоруссия, поскольку получает
огромные прибыли от транзита российского газа через свою территорию, настаивала
на требовании об увеличении его объемов до 100 млрд. куб.м/год в ближайшие
пять-семь лет. Фактически речь шла о переводе основного экспортного газового
потока из России с украинского маршрута на белорусский. Излишне говорить, что
такие абсурдные предложения белорусского руководства оказались также
неприемлемыми для «Газпрома», как со стороны экономической целесообразности, так
и с позиции технической и технологической проработанности, не говоря уже о том,
что в портфеле российского газового монополиста нет долгосрочных контрактов на
поставку таких объемов газа в Западную Европу.
В конце прошедшего лета выявились и глубокие расхождения
на высшем правительственном уровне в позиции сторон по перспективному
сотрудничеству двух стран в строительстве единой газотранспортной системы, что
предусматривалось интеграционными программами в качестве первоочередной меры. На
этом фоне 4-го сентября глава «Газпрома» Алексей Миллер подписал письмо в адрес
руководителя «Белтрансгаза» Петра Петуха, в котором уведомил белорусскую сторону
об отказе российской компании от создания совместного предприятия. Днем позже
Миллер обратился в российское правительство с предложением прекратить переговоры
по газовой проблематике с Белоруссией, поскольку в результате контактов и
обсуждений с белорусской стороной перспектив сотрудничества в газовой сфере
выявились принципиальные и непреодолимые разногласия. Очевидно, что такой резкий
международный демарш Миллера был заранее согласован с российским правительством,
которое поспешило заявить что полностью разделяет озабоченность руководства
«Газпрома». Кризис во взаимоотношениях сторон, таким образом, приобрел реальные
очертания, окончательно выйдя наружу и получив огласку в средствах массовой
информации.
Некоторые эксперты в России обратили внимание на то, что
соглашение о единой ценовой политике между Россией и Белоруссией остается
нератифицированным, а это означает, что российское правительство в любое время
может отказаться окончательно от предоставления Белоруссии возможности получать
значительные объемы газового импорта из России по льготным ценам, поскольку
формально они осуществлялись ранее в рамках этого соглашения. Это правильно, но
вот утверждения некоторых СМИ о том, что у Минска есть несколько месяцев в
запасе для того чтобы отойти от своей жесткой позиции по акционированию
«Белтрансгаза» и договориться с «Газпромом» об объемах традиционных льготных
поставок на следующий год весьма сомнительны. Дело в том, что на текущий год
объемы льготных поставок, а это 10,3 млрд. куб.м российского газа в год, близки
к исчерпанию, «Газпром» свои обязательства фактически выполнил, или вот-вот
выполнит, а приближение зимы уже чувствуется. В нынешних условиях не
поможет республике и нефтегазовая российская компания «ИТЕРА», она хоть и
возглавляется белорусом Игорем Макаровым, испытывающим слабость к «родной
белорусской земле», но заменять «Газпром» в плане льготных поставок газа просто
не станет, прежде всего из чувства самосохранения. Таким образом Белоруссия,
потребности экономики которой в газе превышают 16 млрд. куб.м/год, попала в
цейтнот, решения республиканскому руководству предстоит принимать уже
сейчас.
Кроме того, в правительство России поступил проект,
подготовленный министерством экономического развития и торговли, который
предусматривает демонополизацию добычи природного газа и введение порядка
равного доступа к его транспортировке. В целях компенсации «Газпрому», который
теряет свои лидирующие позиции на газовом рынке России, ему, скорее всего,
предоставят право торговли газом по нерегулируемым ценам. Реализация данного
проекта в любом случае будет означать для Белоруссии ликвидацию льготных
поставок российского газа в республику, которые все последние годы осуществлял
газовый монополист – «Газпром». Под вопросом и устоявшиеся объемы транзита
российского газа в Европу через территорию Белоруссии: с сооружением в
перспективе Северо-Европейского газопровода(СЕГ) по дну Балтики газ пойдет в
обход ее территории. Российское руководство, судя по предложению Владимира
Путина к председателю компании Shell Филипу Уотсу присоединиться к строительству
Северо-Европейского газопровода, которой он сделал 1 сентября, намерено
максимально ускорить сроки ввода СЕГ в эксплуатацию.
|