сайт ОГП, 26 августа 2003 Проблема единства оппозиции за год до выборов в Палату представителейВалерий Карбалевич
Вопрос о единстве оппозиции является одной из самых
старых белорусских политических мифологем. Он стал культовым не только в
околополитической тусовке, но и в среде электората. По данным социологов, один
из главных упреков в адрес оппозиции состоит в том, что она не может
объединиться. К этому призывают независимые СМИ, известные публицисты. Попытки
создания новых оппозиционных движений, которые предпринимались в последнее
время, отчасти тоже объяснялись необходимостью консолидации всех демократических сил.
Как известно, политический и, как следствие,
организационный плюрализм есть необходимое условие движения к демократии. Ведь
речь идет именно о демократическом движении. Разделение оппозиционно настроенных
граждан по партиям носит объективный характер. Приверженцы разных идей и
социальных интересов объединяются в различные политические организации. Это тем
более актуально для переходного общества, вырвавшегося из тоталитарных оков.
Однако условия авторитарного режима вносят коррективы в
эти, в общем-то, правильные, но оторванные от белорусской реальности постулаты.
Опыт борьбы против диктатур свидетельствует, что необходимой предпосылкой победы
демократии является объединение усилий основных оппозиционных сил. В этом смысле
проблема единства белорусской оппозиции является не надуманной, а действительно
реальной.
С точки зрения главных политических задач и целей между
всеми оппозиционными партиями существует полное единство. Все они выступают за
ликвидацию диктатуры, восстановление демократии, разделение властей, создание
представительных органов власти, соблюдение прав человека, свободы СМИ,
проведение свободных и демократических выборов, укрепление независимости
Беларуси и т. д. Существует между ними и определенная координация действий по
основным направлениям внешней и внутренней политики. Поэтому, когда говорят о
единстве, то имеется в виду организационное единство, руководство всеми
оппозиционными силами из единого центра. Самый крайний вариант этого направления
общественной мысли состоит в призыве к созданию одной объединенной оппозиционной
партии.
История белорусской демократии свидетельствует о том,
что все попытки объединения для решения абстрактных задач типа защиты
независимости, демократии, рыночных реформ заканчивались неудачей. И наоборот,
коалиции, создававшиеся для решения конкретных задач (референдум, выборы)
оказывались достаточно успешными. Под словом «успешный» я понимаю сам факт
создания союза и его сохранение до конца политической кампании. В 1992 г.
объединенная оппозиция собрала необходимое количество подписей с требованием
проведения референдума о роспуске Верховного Совета 12-го созыва. Удалось
создать коалиции в ходе президентских выборов 1994 г. (в поддержку С.Шушкевича),
парламентских выборов 1995 г. Что бы там ни говорили сейчас о неудачных для
оппозиции результатах президентских выборов 2001 г., сам факт создания широкой
коалиции и выдвижения единого кандидата является несомненным достижением.
Выборы в Палату представителей создают благоприятные
условия для создания очередной коалиции оппозиционных сил. Ее необходимость
обусловлена несколькими причинами.
1. Как отмечалось ранее, тема единства оппозиции всегда
достаточно популярна в демократической электоральной среде;
2. Сейчас, как никогда ранее, это соответствует
общественным ожиданиям. В период прогрессирующего разочарования населения в
политике властей возник большой спрос на политическую альтернативу. Если таких
альтернатив будет несколько, то население, привыкшее к простым ответам на
сложные вопросы, запутается и не пойдет на выборы. Должен быть один
общенациональный блок, с единым списком кандидатов, с общей программой,
слоганом. В поддержку этого блока совместными усилиями всех оппозиционных сил
проводится общенациональная кампания.
Существует точка зрения, что партии не пользуются
популярностью и потому кандидаты под партийным флагом не имеют больших шансов на
успех. И поэтому, дескать, нужно маскировать демократа, одевать его во
внепартийные одежды.
Во-первых, рейтинг партий вообще и их оценка во время
выборов – это разные вещи. Выборы пробуждают политическую активность граждан,
люди начинают проявлять значительно больший интерес к политической жизни, к
партиям.
Во-вторых, местные выборы показали, что в крупных
городах оппозиционный брэнд даже без всякой работы кандидата получает сразу
около 20% голосов. А это в большинстве случаев гарантирует выход во второй тур;
3. Кроме того, количество голосов, которые получит
оппозиционный кандидат, должно быть достаточно большим. Только при таком условии
избирательные комиссии окажутся перед сложным политическим и моральным выбором,
это сильно затруднит им возможность фальсификации. А убедительная победа
возможна только при условии, если в округе будет только один оппозиционный
кандидат, голоса протестного электората не разделяются;
4. Избирательный процесс должен быть управляемым со
стороны демократических сил. Вполне естественно, что именно партии и их лидеры,
создавшие избирательный блок, берут на себя роль координирующего центра.
А.Санников выразил недовольство именно этим обстоятельством и предлагает
передать эту функцию какой-то беспартийной общественности (см. «Народная воля»,
21.08.03). Тезис не выдерживает критики. Именно партии являются главными
субъектами политики, они для этого созданы, им и карты в руки. А
заинтересованные общественные организации могут присоединяться.
Пять партий (БПТ, БНФ, ПКБ, БСДГ, ОГП) больше чем за год
до выборов объявили о создании коалиции, сделав тем самым важную заявку на
объединение. Однако существует несколько проблем, которые будут препятствовать
формированию избирательного блока и его успешному функционированию. Прежде
всего, 110 округов – это очень мало, чтобы удовлетворить амбиции всех партий.
Поэтому конкурентная борьба за округ среди демократов обещает быть острой.
Во-вторых, в коалицию отказалась войти БСДП НГ во главе
с Н.Статкевичем. Судя по всему, эта партия со своим лидером надолго превращается
в главную проблему белорусской оппозиции. Депутаты местных советов,
представляющие БСДП НГ, отказались войти в единое демократическое депутатское
объединение. Сейчас партия не вошла в блок пяти партий. Объяснения, которые
выдвигает руководство партии, нельзя считать серьезными. Скорее они являются
предлогом, скрывающим истинные причины. В любом случае такие действия трудно
считать конструктивными.
В-третьих, могут почувствовать себя обделенными
непартийные демократы, что уже и происходит (см. упомянутую статью А.
Санникова).
Что касается тактики, то, на мой взгляд, в каждом округе
до какого-то очень позднего этапа избирательной кампании должно идти два
кандидата (№ 1 и № 2). Это является определенной страховкой на случай снятия
оппозиционного кандидата избирательной комиссией. Плюс в каждом округе может
идти представитель ПКБ. У коммунистов свой электорат и поэтому раздробления
голосов не будет. Таким образом, на первых этапах кампании формула может быть
такая: 110+110+ПКБ. А за несколько дней до выборов она трансформируется так:
110+ПКБ.
Успех коалиции зависит от того, удастся ли с помощью
независимых СМИ внедрить в массовое сознание убежденность, что все оппозиционные
демократические кандидаты Беларуси входят в единый блок. Все, кто за блоком, это
непонятно кто. Пока что происходит с точностью до наоборот. Не успели лидеры
пяти партий объявить о создании коалиции, как «Народная воля» начала
антикоалиционную кампанию…
|