МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Хроника
28 августа. Состоялся
телефонный разговор между президентом Российской Федерации В.Путиным и
президентом Республики Молдова В.Ворониным. Главы государств коснулись в своем
разговоре вопросов приднестровского урегулирования и актуальных аспектов
двухсторонних отношений.
29 августа. По случаю Дня
независимости Республики Молдова президент страны В.Воронин получил ряд
поздравительных посланий от глав государств и правительств других стран, в т.ч.
от президента Российской Федерации В.Путина.
В послании российского президента, в частности,
говорится: "Россия неизменно поддерживает избранный молдавским руководством курс
на укрепление государственности, гражданского и межэтнического согласия,
осуществление демократических реформ. Отрадно, что исторически сложившиеся
дружественные российско-молдавские отношения развиваются в духе взаимопонимания
и разностороннего сотрудничества, а стратегическое партнерство наших государств
становится все более динамичным и насыщенным. Убежден, что совместными усилиями
мы будем и впредь последовательно наращивать взаимодействие между нашими
странами в интересах двух братских народов".
31 августа. В РМ по случаю
праздника "Limba Noasrta" (националисты считают, что таковым в Молдавии является
румынский язык - прим. составителя хроники) прошли Культурно-художественные
мероприятия. В Кишиневе праздник начался возложением цветов к памятнику Штефану
чел Маре в центре столицы. В церемонии принимали участие генеральный примар
(мэр) Кишинева С.Урекян, первый президент РМ М.Снегур, представители Союза
писателей Молдовы и посольства Румынии. Как и в предыдущие два года,
представители президентуры, парламента и правительства в церемонии не
участвовали.
Присутствующие возложили цветы в молчании, без
праздничных речей, затем направились в Городской парк имени Великого Воеводы к
Алее классиков, где возложили цветы к бюстам румынских писателей и приняли
участие в торжествах, посвященных румынскому языку.
Председатель Союза писателей, академик Михай Чимпой
заявил в ходе церемонии, что за последние два с лишним года усилиями
действующего правления национальные масштабы праздника "Limba Noastra"
значительно снижены.
1 сентября. В Тирасполе
прошло торжественное заседание, посвященное 13-й годовщине образования
Приднестровской Молдавской Республики. В нем приняли участие Президент и
Председатель Верховного Совета Приднестровья, народные депутаты всех созывов,
члены Кабинета министров, руководители городов и районов республики,
представители общественности и многочисленные гости. Разделить с приднестровцами
радость праздника приехали делегации из России, Украины, Абхазии, Южной Осетии,
Гагаузии, Великобритании. В их составе - политики (от мэров городов до глав
парламента), ученые, писатели, представители казачества, журналисты, члены
международных организаций, пишет "Ольвия-пресс".
Президент Приднестровья И.Смирнов выступил на
торжественном заседании с докладом об итогах минувшего года - года «напряженного
и трудного». Отсутствие прогресса в переговорах с Молдовой, всестороннее
давление на Приднестровье негативно отразились на жизнедеятельности государства.
В 2002-2003 гг. потери бюджета ПМР по вине Молдовы составили 167,8 млн. долл.
США. Тем не менее, в этих условиях в республике смогли обеспечить значительный
прирост ВВП, увеличить заработную плату, сохранить стабильную банковскую
систему, обороноспособность, продовольственную безопасность. В завершении своего
выступления Президент отметил: «Приднестровье – полноценное государство, ни в
чем не уступающее Молдове,… доказало свое право жить на этой земле».
1 сентября. Завершился визит
в Германию министра иностранных дел РМ Н.Дудэу и председателя парламентской
комиссии по внешней политике А.Негуцэ, организованный при содействии Фонда
Фридриха Эберта.
Молдавская делегация провела в Берлине встречи с
министром иностранных дел Германии Й.Фишером. госсекретарем министерства по
экономическому сотрудничеству и развитию Германии Э.Штатером, советником
федерального канцлера по вопросам внешней политики и безопасности Б.Мцелбургом,
другими официальными лицами, депутатами и бизнесменами.
Советник федерального канцлера по вопросам внешней
политики и безопасности подчеркнул готовность Германии и впредь поддерживать
Республику Молдова в процессе экономической стабилизации, урегулирования
приднестровского конфликта и европейской интеграции. В ходе диалога с Э.Штатером
обсуждались вопросы двухстороннего торгово-экономического сотрудничества и пути
улучшения инвестиционного климата.
1 сентября. В ближайшее
время в Кишинев прибудет новый посол Российской Федерации в Республике Молдова
Ю.Зубаков. Дипломатические источники категорически опровергли слухи о том, что
предыдущего посла РФ в РМ П.Петровского отозвали из-за недочетов в работе.
Наблюдатели полагают, что со сменой посла возможно
некоторое изменение позиции России по приднестровской проблеме. Ю.Зубаков
известен своей дружбой с первым заместителем министра иностранных дел
В.Трубниковым и председателем Торгово-промышленной Палаты России Е.Примаковым.
Они вместе служили в Службе внешней разведки, когда Примаков возглавлял это
ведомство (1991 г.). После назначения Примакова министром иностранных дел (1996
г.), Зубаков стал его заместителем, а после назначения Примакова
премьер-министром в 1998 г., Зубаков возглавил аппарат правительства России.
После отставки Примакова в 1999 г., Зубаков стал послом России в Литве, где
находился до последнего времени.
2 сентября. Официальный
Бухарест вновь начнет развивать свои отношения с Республикой Молдова, как только
Кишинев проявит готовность к такого рода контактам, заявил румынский
премьер-министр А.Нэстасе на состоявшейся встрече с послами и генеральными
консулами Румынии.
Нэстасе уточнил, что не в интересах Румынии подписывать
с Республикой Молдова базовый договор в существующих условиях. "Нам незачем
заключать сейчас Базовый договор с Молдовой. Мы признали ее независимость,
соблюдаем принципы международного права в двухсторонних отношениях. Если бы мы
пожелали поставить какой-то специальный акцент путем подписания договора о
братстве или партнерстве, как мы предлагали в 1991 и 1992 гг., это еще имело бы
определенный смысл. Но договор, лишенный какого бы то ни было содержания и
который только повторяет стереотипы договоров, подписанных до 1989 года, не
имеет никакого смысла", сказал Нэстасе.
Официальный Кишинев никак пока не прокомментировал
заявления румынского премьера.
2 сентября. Участие
Европейского Союза в операциях по поддержанию мира в Приднестровье имеет
первостепенное значение, исходя из того, что Республика Молдова будет находиться
на границе ЕС после его расширения, заявил Я. де Хопп Скеффер в обращении к
Конгрессу США. Он подчеркнул усилия Нидерландов, как действующего председателя
ОБСЕ, направленные на изыскание политического решения приднестровской проблемы.
"Готовясь к пост-конфликтной ситуации, председатель ОБСЕ продолжает работу по
укреплении своей миссии в Республике Молдова.
Действующий председатель ОБСЕ, который в ходе своего
трехдневного визита в Вашингтон обсудил с американским руководством вопросы,
касающиеся Республики Молдова, отметил, что постоянная помощь со стороны США
важна для достижения успехов в преодолении приднестровского кризиса. Важно также
и выполнение Российской Федерацией обязательств по выводу войск и военного
имущества из Приднестровья до конца нынешнего года.
Официальные лица отказались ранее прокомментировать
вероятность введения миротворческих сил ЕС в восточные районы Р. Молдова,
отмечая, что официальной инициативы со стороны ЕС или ОБСЕ в этой связи не было.
Тираспольские лидеры высказались категорически против введенияљ сил ЕС по
поддержанию мира в Приднестровье, также как и официальные представители Москвы.
3 сентября. Украинские
организации Молдовы опровергают сообщение главы Союза украинцев Левобережья
В.Боднара о намерении Всемирного конгресса украинцев защитить население
Приднестровья от "румынских националистов" и отстаивать право этого региона на
независимость. Председатель Украинской общины РМ Н.Олейник считает, то это
заявление противоречит позиции официального Киева по вопросу приднестровского
урегулирования и не совпадает с мнением всей украинской диаспоры. По словам
Олейника, "авторы подобных инициатив, демонстрируют полное незнание истинного
положения дел в нашей стране и скорее всего преследуют какие-то личные цели". В
свою очередь, генеральный директор Департамента межэтнических отношений РМ
Т.Млечко отметила, что на сегодняшний день в Молдове созданы все условия для
беспрепятственного развития языка и культуры как украинского, так и других
этносов, проживающих на территории республики. "Поэтому заявления о притеснении
национальных меньшинств не имеют под собой никакой почвы и, очевидно, призваны
дестабилизировать обстановку в обществе", подчеркнула она.
4 сентября. Статистический
комитет СНГ подвел итоги промышленного развития стран Содружества за 7 месяцев
2003 года. Молдова вышла на первое место по темпам роста промышленного
производства. Прирост составил 19,1%. На второй позиции Армения (18,1%), на
третьей Украина (13,8%). Россия разделила с Белоруссией восьмое-девятое место
среди стран СНГ (6,8%). Медленнее всего производство росло в Азербайджане (5%).
4 сентября. Начальник
Департамента пограничных войск Молдовы, бригадный генерал И.Коленов и
председатель Государственной пограничной службы Украины генерал-полковник
Н.Литвин обсудили вопросы поддержания режима молдавско-украинской
государственной границы в районе гидротехнического сооружения "Днестровская
ГЭС-2" и организации взаимодействия на данном участке госграницы. Пограничники
двух соседних стран намерены еженедельно обмениваться информацией о ситуации,
складывающейся на участках отрядов, а при резких изменениях обстановки -
немедленно сообщать друг другу об этом.
4 сентября. В офисе миссии
ОБСЕ в Тирасполе открылся очередной раунд пятисторонних переговоров по
молдо-приднестровскому урегулированию.
В этот же день началась встреча полномочных
представителей Приднестровья, Молдовы, России, Украины и ОБСЕ, которая проходит
в рамках Постоянного совещания по политическим вопросам. В работе совещания
приняли также участие представители совместной конституционной комиссии от
Молдовы и Приднестровья и экономические эксперты. Встреча прошла за закрытыми
для прессы дверями.
5 сентября. "Разногласия
сторон по поводу устройства будущей федерации вполне преодолимы", - заявил на
пресс-конференции глава миссии ОБСЕ в Молдове У.Хилл. По его словам, в ходе
прошедшего 4 и 5 сентября очередного раунда переговоров в пятистороннем формате
были заслушаны позиции сторон по поводу устройства федеративного государства. В
результате миссия ОБСЕ пришла к выводу о том, что разногласия есть, но их можно
преодолеть в течение небольшого времени. Кроме того, в ходе переговоров были
заслушаны доклады членов СКК и рабочей группы экспертов в области экономики. По
мнению У.Хилла, несмотря на все трудности в работе этих комиссий, нельзя
говорить о том, что она зашла в тупик.
Касаясь вопроса о возможности участия миротворческих
формирований ЕС в операции по поддержанию мира в регионе, Хилл еще раз
подчеркнул, что такая операция должна проводиться под мандатом ОБСЕ, причем
миссия не будет носить долговременного характера, а контингент войск будет
небольшим. Дипломат также отметил, что миссия ОБСЕ воспользовалась присутствием
представителей Молдовы, Приднестровья и России на переговорах в пятистороннем
формате и подняла вопрос о вывозе российских вооружений из региона. При этом
У.Хилл в очередной раз выразил озабоченность по поводу торможения тираспольскими
властями этого процесса. "Боюсь, что если вывоз оружия в ближайшее время не
возобновится, Россия не сможет выполнить Стамбульских обязательств по
техническим причинам", - заявил он. Следующий раунд переговоров в пятистороннем
формате состоится 1 и 2 октября.
8 сентября. Несколько сот
человек приняли участие в митинге, проведенном Социал-либеральной партией (СЛП)
в поддержку инициативы нидерландского председательства ОБСЕ о подключении
Евросоюза к операции по укреплению мира в Приднестровье.
Лидеры СЛП сообщили на митинге о начале кампании по
сбору подписей в поддержку этой инициативы. По их словам, до настоящего момента
собрано 87 тыс. подписей, которые надлежит отправить действующему председателя
ОБСЕ Я. де Хооп Схефферу.
9 сентября. Работа над
разделом «О правах и свободах граждан» проекта Конституции будущего
федеративного государства практически завершена, - сообщил по окончании
очередного заседания СКК сопредседатель конституционной комиссии от
Приднестровья Е.Шевчук.
Вместе с тем Е.Шевчук отметил, что спорные статьи и
формулировки раздела, по которым стороны не пришли к единому знаменателю, снова
были отложены. По его словам, разрешению этих вопросов будет посвящено
«отдельное специальное заседание». В случае, если Кишинев и Тирасполь в
очередной раз не придут к единому знаменателю, спорные статьи будут вынесены на
суд Венецианской комиссии, стран-гарантов и экспертов в области конституционного
права.
9 сентября. Все 42
молдавских военнослужащих прибыли в Ирак для участия в миротворческой миссии.
Они будут дислоцированы в Багдаде - зоне, которую контролируют американцы.
Содержание и оплату молдавских военнослужащих берут на
себя США. Старшие офицеры будут получать по 20 USD в день, младшие офицеры - по
15 USD, сержанты - по 10 USD в день.
Все участники молдавской миротворческой миссии служат по
контракту и участвуют в этой операции на добровольных началах, владеют
английским языком и прошли специальную подготовку. Они будут участвовать только
в операциях гуманитарного характера.
9 сентября. В Кишиневе
началось совещание Комитета по сотрудничеству между Республикой Молдова и
американским штатом Северная Каролина.
Как заявила госсекретарь Северной Каролины И.Маршалл,
представляемый ею штат заинтересован развивать сотрудничество с РМ во всех
областях, в частности, в интеллектуальной и культурной сферах. Запланировано
также сотрудничество в военной, медицинской и гуманитарной областях, уточнила
она.
В свою очередь, замминистра иностранных дел РМолдова
И.Стэвилэ заявил, что благодаря действиям комитета по сотрудничеству более 50
бизнесменов Северной Каролины установили деловые контакты с молдавскими
партнерами и намерены вложить в молдавскую экономику свой капитал.
10 сентября. Руководство
Молдовы поддержит все конструктивные инициативы по сотрудничеству с США,
независимо от их области, и приложит все силы к созданию благоприятных условий
для проведения этих совместных проектов, заявил премьер-министр РМ В.Тарлев в
ходе встречи с генерал-адъютантом Национальной гвардии штата Северная Каролина
(США) У.Ингрэмом, находящимся в Кишиневе с рабочим визитом. В свою очередь,
У.Ингрэм выразил уверенность в том, что сотруднические отношения между США и
Республикой Молдова будут укрепляться и подтвердил готовность американской
стороны разработать и внедрить в Молдове проекты как в военной области, так и в
социальной.
10 сентября. Президент РМ
В.Воронин подписал указ о промульгировании закона о национальной обороне,
который определяет структуру национальной системы обороны, основы организации и
обеспечения обороны страны, полномочия и обязанности публичных властей в данной
области , руководство, организацию и назначение сил национальной обороны.
10 сентября. Совместная
конституционная комиссия (СКК) рассмотрела первый раздел проекта Конституции
федеративного государства. Сопредседатель комиссии от Молдовы И.Крянгэ сообщил,
что представители Кишинева и Тирасполя внесли свои предложения и обменялись
мнениями по разделу, который касается основных прав и свобод граждан. По его
словам, предполагалось подписать протокол по итогам обсуждения, но "документ не
подписан из-за имеющихся расхождений по ряду принципиальных вопросов".
Сопредседатель СКК от Приднестровья Е.Шевчук считает,
что "преодолеть разногласия будет сложно, так как в Молдове и Приднестровье
действуют разные образовательные стандарты и различные системы здравоохранения и
социального обеспечения".
10 сентября. Бывший советник
по социальным проблемам президента РМ В.Воронина В.Дораш выступил с заявлением,
где он объявил о создании нового общественного движения "Молдова - Да!", которое
продиктовано, по его словам, необходимостью "консолидации общественных сил,
независимо от политической принадлежности, социального положения, этнического
происхождения, геополитической ориентации, веры или других
факторовПринадлежность политическим партиям не возбраняется".
"Нынешняя власть, поддержанная два года назад
большинством населения, должна была стать консолидирующим фактором развития
страны, однако она отказалась от предложенного ею же общественного договора и
повела тотальное наступление не только на политическую оппозицию, но и на любые
формы оппозиционности в стране. Борьба с оппозицией выходит за рамки правового
поля", говорится в подписанном Дорашем заявлении.
11 сентября. Президент РМ
В.Воронин принял госсекретаря американского штата Северная Каролина И.Маршалл. В
ходе состоявшейся беседы президент с удовлетворением отметил положительную
динамику развития двусторонних отношений между Молдовой и Северной Каролиной.
Среди проектов, осуществленных в рамках партнерства , он особо оценил сдачу в
эксплуатацию колодцев в Стрэшенском районе, а также реализуемый в настоящее
время проект вакцинации против гепатита воспитанников 10 детских домов Молдовы.
Со своей стороны, И.Маршалл отметила, что в целях углубления двусторонних
отношений и по инициативе молдавского президента , высказанной в ходе его
прошлогоднего визита в Северную Каролину, американская сторона организовала
семинар, в котором приняли участие 50 предпринимателей США , проявивших интерес
к инвестированию в экономику Молдовы. Стороны выступили за активизацию
сотрудничества между Молдовой и Северной Каролиной.
13 сентября. Председатель
Национального совета молодежи Молдовы М.Цуркан отметила на пресс-конференции,
что молодежные организации Молдовы, Беларуси и Украины планируют провести с 14
по 21 сентября в г. Вадул луй Водэ "круглый стол" на тему: "Развитие
регионального мышления". Целью организации данной встречи - разработка и
принятие резолюции, которая бы определила проблемы в области развития молодежи
стран-участниц СНГ и общие пути их решения.
15 сентября. 706 юношей и
девушек из Молдавии, принятые на учебу в лицеи Румынии, приступили к занятиям в
учебных заведениях Бухареста, Ясс, Сучавы, Бакэу, Ботошан, Брэилы и ряда других
румынских городов.
О развернутой в Молдавии националистической кампании против федерализации страныГеннадий Коненко
После того, как в ходе переговорного процесса по
урегулированию приднестровской проблемы конфликтующим сторонам Молдавии и
Приднестровью при содействии посредников в лице России, Украины и ОБСЕ удалось
достигнуть договоренности о создании общего федеративного государства, а сами
переговоры в результате этого, несмотря на известные сбои и "холостые обороты",
медленно, но все же стали продвигаться в направлении нормализации
молдавско-приднестровских отношений, в стране резко активизировались силы,
выступающие против, казалось бы, приемлемой для Республики Молдова и
Приднестровья формы их будущего совместного существования.
Эту форму сочли на сегодняшний день оптимальной все
участники переговоров по приднестровскому урегулированию, а также, что
немаловажно, Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз.
И вот, на этом фоне поисков представителями
международного сообщества конкретной взаимоприемлемой модели будущего
молдавского федеративного государства националистическими силами в Молдавии
разворачивается кампания на грани истерики по противодействию этим поискам,
прежде всего, с позиции неприятия федеративного устройства страны в
принципе.
Идея федерализации РМ, которая была впервые заложена в
представленном посредниками в июле 2002 года проекте соглашения об
урегулировании отношений между Молдавией и Приднестровьем, сразу же была
встречена в штыки молдавскими националистами, в первую очередь, верхушкой
Христианско-демократической народной партии, Социал-демократической партии,
Социал-либеральной партии, представителями некоторых творческих союзов и ряда
других организаций. В оппозиционных средствах массовой информации появились
статьи, в которых заявлялось несогласие с этой идеей и настаивалось на
необходимости применения жестких, в т.ч. силовых методов против Приднестровья.
Раздавались, правда, голоса и в пользу того, чтобы отказаться от
Приднестровского региона, т.к. он является "камнем преткновения" на пути
воссоединения Молдовы с Румынией.
Среди авторов протестных статей по вопросу федерализации
был и остается ярый националист по убеждениям, один из лидеров СДПМ О.Нантой,
известный еще тем, что одно время вел на молдавском телевидении передачи под
названием "Мосты", которые должны были способствовать объединению правого и
левого берегов Днестра. Но О.Нантой так наводил мосты между Кишиневом и
Тирасполем, что и те существовавшие немногочисленные мостики в
молдавско-приднестровских отношениях были вскоре не без его помощи окончательно
разрушены.
Видимо, по этой причине О.Нантой оказался
невостребованным на телевидении, да и в молдавском обществе тоже. Что и доказали
прошедшие в конце мая с.г. в Молдавии выборы в местные органы власти и
самоуправления, когда, несмотря на объединение социал-демократов с
социал-либералами, обе партии СДП и СЛП получили на выборах менее 5% голосов на
двоих. Христианские демократы также потерпели на упомянутых выборах серьезное
поражение - за них проголосовало менее 8% избирателей. Ни одному из сторонников
ХДНП так и не удалось стать примаром (мэром) ни в городах, ни в сельских
населенных пунктах.
Учитывая непопулярность названных деятелей в обществе,
на помощь им приходят некоторые западные "эксперты" и средства массовой
информации, т.ч. и по вопросу федерализации Молдавии.
Полемику в западных и молдавских СМИ по этой проблеме
инициировал неизвестный доселе сотрудник Вашингтонского института передовых
стратегических и политических исследований, обозреватель радиостанции "Свободная
Европа" американский гражданин, но вроде бы румынско-молдавского происхождения,
по имени Владимир Сокор (его ли это имя или псевдоним, видимо, лучше знают
иммиграционные службы США). Этот политолог опубликовал, в частности, статью в
газете "Уолл стрит джорнал", в которой выступил с критикой Киевского проекта
посредников по приднестровскому урегулированию от 2-3 июля 2002 года, где
предлагалось создание молдавской федерации, фактически обвинил ОБСЕ и
американское внешнеполитическое ведомство в близорукости, утверждая, что проект,
равно как и предложения президента РМ В.Воронина о подготовке новой Конституции
федеративного государства, играют исключительно на руку России.
В ответ на страницах той же газеты выступили
представитель США в ОБСЕ С.Миникес, спецпредставитель госдепартамента по
конфликтам в новых независимых государствах на постсоветском пространстве
Р.Перина и нынешний американский посол в РМ П.Смит, которые выразили свое
несогласие с такой трактовкой политики США в регионе и изложили аргументы в
поддержку идеи федерализации Республики Молдова. Однако их позиция, а, значит,
официальная позиция Вашингтона по этим вопросам не нашла понимания. Вскоре
газета публикует новую статью по проблеме федерализации, которую на этот раз
подписал директор упомянутого Вашингтонского института Р.Лоуэнберг, который
поддержал точку зрения своего сотрудника на происходящие в Молдавии события.
Полемика в "Уолл стрит джорнал", как нам кажется, на этом не закончится, давая
повод националистам утверждать, что они не одиноки и что на Западе не все
одобряют план создания молдавской федерации. Как следствие, в оппозиционной
печати РМ продолжают появляться статьи и комментарии, по-прежнему критикующие
американскую политику по вопросу федерализации.
На наш взгляд, за всем этим стоят силы, которые хотели
бы подтолкнуть американскую администрацию к еще большему ужесточению подходов к
решению приднестровской проблемы, а, возможно, и к применению военных методов
принуждения "по наведению порядка" в непризнанном и непокорном Приднестровье,
чье руководство упорно сопротивляется навязыванию молдавского рецепта федерации,
ущемляющей права региона. Эти силы не могут также смириться с тем, что в
разрешении приднестровского конфликта Россия продолжает играть важную роль и
несклонна соглашаться с действиями Вашингтона, которые направлены на ослабление
в Молдавии российского влияния.
Здесь хотелось бы отметить одно обстоятельство. Поначалу
молдавские националисты полагали, что США, в конце концов, отвергнут идею
федерализации т.к., по их мнению, объединение Приднестровья с Молдавией
объективно усилит в последней русский фактор присутствия. Однако оказалось, что
найденное решение по выходу из создавшейся в регионе нестабильной обстановки
устраивал и США, по крайней мере, в настоящий момент, которые увидели в
федерации возможность осуществить подчинение Тирасполя центральной власти в
Кишиневе и, кроме того, ускорить вывод российских войск и вывоз оружия из
Приднестровья. Вариант создания федерации устраивал и ЕС, который к 2007 году,
ко времени принятия в свои ряды Румынии, желал бы иметь на новых еэсовских
границах стабильную, спокойную ситуацию. США и ЕС справедливо, как кажется,
рассудили, что без российского военного присутствия усиление позиций России в
регионе вряд ли возможно, поэтому - сначала нужно присоединить Приднестровье к
Молдове, а там видно будет.
Но присоединение националистам никак не нужно, ни в
каком виде, пусть даже в виде "ассиметричной" федерации, предусматривающей
подчиненное положение Приднестровского региона по отношению к Республике
Молдова.
Они начинают как бы вторую фазу борьбы против
федерализации. Кроме пропагандистских акций в СМИ, стали применяться более
откровенные формы давления на участников переговорного процесса, прежде всего.
на посредников. Возле посольств России, Украины, штаб-квартиры ОБСЕ в Кишиневе
под руководством ХДНП были проведены "митинги протеста". Не без его ведома
составляются разного рода петиции, обращения, декларации и т.п., которые
публикуются в СМИ и рассылаются в адрес ОБСЕ, Евросоюза, США и др. Такие
послания исходили, в частности, от ряда творческих союзов и даже женских
организаций Молдовы, известных своими националистическими воззрениями, некоторых
неправительственных организаций. В них критикуется занятая ОБСЕ и США позиция по
приднестровскому урегулированию, их поддержка плана федерализации РМ, настойчиво
говорится о том, что единственной заинтересованной стороной в создании
молдавской федерации является Россия.
В одном из последних заявлений такого рода - "Декларации
представителей гражданского общества", подписанной 15 неправительственными
организациями, поддерживается "непосредственное участие США и Европейского Союза
в их собственных интересах в решении сепаратистского конфликта в восточном
регионе Республики Молдова". Основные положения этой декларации нашли отражение
в недавней статье О.Нантоя "Дипломатическая полемика в отсутствие реального
интереса", хотя он и высказывает сомнение относительно готовности США
участвовать в решении проблемы Приднестровья в качестве заинтересованной
стороны. И далее автор продолжает: "Если бы США действительно были
заинтересованы в ее решении, то сейчас…вместе с населением Левобережья мы бы
читали надписи на натовских бронетранспортерах. Так, как это было в Югославии".
Вот оказывается о чем мечтает социал-демократ О.Нантой - о подавлении
инакомыслящего Приднестровья с помощью оружия.
И вот его союзники социал-либералы проводят митинг в
пользу немедленного ввода в "мятежный" регион европейских "голубых касок".
Процитируем еще один пассаж из труда О.Нантоя. "…поддержка извне приводит к
положительным результатам лишь в том случае, если есть что поддерживать внутри
страны, а именно: если есть "критическая масса" граждан с чувством собственного
достоинства, в отсутствие которой любое государство дегенерирует в карикатуру.
Смотри случай с Республикой Молдова". Это как же надо не любить свою страну и
свой народ, чтобы до такого договориться.
Особо резкой критике подвергается глава миссии ОБСЕ в РМ
У.Хилл, который, по мнению националистов, чуть ли не идет на поводу у русских. И
г-н Хилл вынужден оправдываться, ссылаясь на то, что аналогичной позиции по
приднестровской проблеме придерживается подавляющее большинство стран-участниц
общеевропейской организации, и что федерация на данный момент является наиболее
подходящей формой для того, чтобы окончательно положить конец противостоянию
между Молдовой и Приднестровьем и существующей нестабильности в регионе. В
частности, руководитель представительства ОБСЕ упомянул о последнем докладе
международной неправительственной организации "International crisisgroup", где
также признается целесообразность создания молдавской федерации,
предпочтительнее "ассиметричной", для решения приднестровской проблемы и
ликвидации очага напряженности.
Проанализировав действия противников федерализации,
можно сказать, что организованная молдавскими националистами и их сообщниками на
Западе кампания преследует, прежде всего, цель попытаться не допустить
объединения с Приднестровьем в любой форме, ибо после этого им придется
распрощаться с лелеемой мечтой о воссоединении с "великой" Румынией.
Второе. Удастся остановить тенденцию к созданию
молдавского федеративного государства или нет, но спровоцировать разлад среди
пока еще действующих относительно согласованно посредников, по мнению
националистов, можно и нужно. И вот со стороны некоторых представителей ОБСЕ уже
слышатся заявления о необходимости учитывать позицию несогласных с
федерализацией.
Третье. Путем критики действий официального Вашингтона в
регионе молдавская радикальная оппозиция и определенные силы в самих США
стараются, как было сказано выше, спровоцировать американскую администрацию на
применение еще более жестких мер в отношении Приднестровья. И вот бывший посол
США в РМ, ныне ответственный Госдепартамента по конфликтным ситуациям в Евразии
Р.Перина уже пригрозил Тирасполю новыми санкциями, если он будет затягивать
переговоры, читай, не идти на уступки Кишиневу, и чинить препятствия вывозу
российского оружия из Приднестровья.
Четвертое. Критикуя якобы неэффективные, а порою якобы
ошибочные действия ОБСЕ и США, националисты стремятся более активно подключить
ЕС к приднестровским делам, и не только к переговорам, но и к миротворческой
операции, не дожидаясь подписания итоговых документов по урегулированию между
Молдавией и Приднестровьем.
Пятое. Националисты надеются, что объединенными усилиями
США и ЕС займут ведущее место в решении приднестровской проблемы, и, насколько
возможно, ослабят влияние России в Молдавии в постурегулировочный переходный
период.
В какой степени националистическим силам в РМ удастся
осуществить свои замыслы, надо полагать, покажет уже ближайшее время. Но в любом
случае, сторонники России в Молдавии и Приднестровье надеются на то, что Москва
еще не сказала своего последнего слова.
Выступление Президента Республики Молдова Владимира Воронина на приеме по случаю Дня независимости страны
Кишинев, 27 августа 2003 года
Уважаемые дамы и господа! 27 августа 1991 года граждане
Молдовы доверили свои судьбы новой стране, новой власти, новым политическим и
экономическим принципам. И вот уже двенадцать лет мы отмечаем этот день как
рубеж, отделивший ответственность от зависимости, свободный выбор пути развития
собственной страны от директивного управления. Важно помнить, что в первые дни
после августовского путча этот путь избрали практически все республики бывшего
Советского Союза. Независимость стала общим выбором, альтернативы которому уже,
вероятно, не было.
Долгие годы очень многие с сожалением вспоминали об
утраченной великой державе, о стабильности и межэтническом мире, на протяжении
ряда лет мы сравнивали потери и приобретения, и не всегда сравнение было в
пользу независимости. Для Молдовы, надо сказать, это было поистине суровое
испытание. Приднестровский конфликт, затяжной экономический кризис, политическая
нестабильность и бедность стали главными "достижениями" тех, кто взялся за
штурвал управления. И тем не менее годы независимого развития убедили нас в
одном: двигаться нужно только вперед, только дальше по пути самостоятельного
развития, преодолевая трудности, совершенствуя свои государственные институты,
развивая рынок и демократию, создавая страну в соответствии с запросами всех
слоев общества.
И сегодня мы видим, что государственность Молдовы
обретает реальные черты. Это уже не просто территория, волей судьбы наделенная
признанием и автоматическим членством в международных организациях. Власть
решительно берет на себя ответственность в проведении последовательной
социальной политики, становится инициатором построения гармоничного
многонационального общества, возрождает территориальную целостность страны,
используя исключительно политические и дипломатические методы. Сегодня Молдова
отказывается от устаревших химер и страхов прошлого столетия и готова закрепить
свой новый вектор развития в более адекватной Конституции объединенного
государства.
Для всех уже стало очевидным, что политические провалы и
экономический хаос прошлых лет должны компенсироваться десятилетиями устойчивого
развития, налаженной и стабильной жизнью всех граждан нашей страны. Мало
добиться просто экономического подъема, заручиться поддержкой и содействием
других государств, не достаточно простой констатации формальных достижений и
инвестиционного роста. Есть куда более точные показатели успеха: люди должны
возвращаться в Молдову! Я говорю о тех наших граждан, которые сегодня скитаются
по свету в поисках лучшей жизни, которым все наши бравурные речи по случаю дня
независимости наверняка кажутся неискренними, лицемерными и неуместными. Нужно
сделать так, чтобы в Молдове было нормально жить и простому крестьянину, и
ученому, и бизнесмену, и молодежи, и людям преклонного возраста. Только тогда
обретенная независимость станет бесспорной ценностью, символом наших
способностей одерживать верх над стихией разрушения.
Можно нафантазировать немало правдоподобных вариантов
того, как нам приблизиться именно к такой стране, как сделать явью все эти
благие пожелания. На деле же ясно, что в нашем распоряжении их не так уж много.
И совершенно очевидно, что самый оптимальный вариант - это путь европейской
интеграции. Сегодня стало понятно, что это вовсе не геополитический выбор, не
смена внешнеполитических приоритетов, а наикратчайший путь последовательных
социальных, экономических и политических реформ, наиболее оптимальный способ
включения страны в современную глобальную систему связей. Для Молдовы это еще и
самый надежный механизм обретения территориальной целостности, гарантированного
сохранения этнокультурной самобытности и обеспечения прав граждан нашей страны
всех национальностей. Вот почему именно программа европейской интеграции Молдовы
является для нас сегодня главным стратегическим документом государства, стоящим
выше партийных программ и текущих задач всех ветвей власти.
Путь в Европу, путь к нормальной экономике, прозрачной
политической системе и ответственной социальной политике предъявляет весьма
высокие требования ко всем нам - и к власти, и к оппозиции, и к гражданскому
обществу. Он требует консолидации сил, обуздания амбиций и узкопартийного
эгоизма. Осознавая стоящие перед страной задачи ее истинные патриоты должны
почувствовать себя сторонниками прежде всего партии молдавского государства, а
потом уже коммунистами, либералами или социал-демократами. Важно понять, что
никогда еще Молдова не была так близка к тому, чтобы стать полноправным
участником европейского процесса, и будет неслыханным преступлением перед
народом нашей республики проигнорировать такую возможность, обменять эту
перспективу на очередной виток дестабилизации. Пожалуй, именно сейчас, когда
энтузиазм всех ветвей власти концентрируется на направлении европейской
интеграции, мы в полной мере сможем оценить искренность намерений всей нашей
политической элиты, ее готовность не на словах, а на деле быть мудрым и
компетентным выразителем общественных интересов, поддерживать конкретными делами
построение суверенного и независимого государства.
Уважаемые дамы и господа! День независимости молдавского
государства - это не просто знаменательная дата. Наша независимость - это
освобождение от ошибок и выбор единственно возможных путей объединения общества
и страны, а также огромная работа на долгие годы по построению успешного
государства. Сегодня наши достижения еще довольно скромны. Но именно в наших
силах сделать так, чтобы праздничный салют 27 августа наполнял сердца всех
граждан Молдовы радостью и гордостью за свою страну.
Поздравляю всех присутствующих с Днем независимости
Республики Молдова, желаю всему нашему народу согласия и достатка, а нашей
Родине - единства и процветания!
Доклад Президента Приднестровской Молдавской Республики И.Н.Смирнова, посвященный 13-й годовщине образования
Тирасполь,1 сентября 2003 года
Дорогие приднестровцы! Уважаемые гости нашего
праздника!
Все дальше в историю уходит день, ставший главным для
сотен тысяч приднестровцев. 2 сентября 1990 года II Съезд депутатов всех уровней
выполнил волю многонационального народа Приднестровья, провозгласив образование
Приднестровской Молдавской Республики.
Мы помним трагические события первых лет становления
нашего государства, когда судьба народа Приднестровья решалась с оружием в
руках. С первых дней существования нашей республики руководством Молдовы
предпринимались попытки ее ликвидации силовым путем. Отражая агрессию, сотни
сыновей и дочерей Приднестровья, России, Украины отдали самое ценное, что могли,
– свои жизни. Нет сегодня с нами и многих соратников, стоявших у истоков
создания и укрепления нашего государства. Но в наших сердцах, в нашей памяти, в
истории Приднестровской Молдавской Республики они будут жить вечно.
Прошу почтить их минутой молчания.
Уважаемые товарищи! Оглядываясь на прожитые республикой
годы, анализируя развитие событий в современном мире, мы укрепляем свою веру в
выбранный путь. И был ли иной выбор у приднестровцев, живущих на одной из частей
разрушившейся державы? Был ли иной выбор перед лицом возродившегося
национал-фашизма, перед угрозой геноцида и массового выселения с родной земли,
обильно политой кровью и потом наших предков?
За истекшие годы Приднестровье прошло путь от нескольких
административных единиц бывшей Молдавской ССР до целостной, независимой
демократической республики, граждане которой осознают себя единым народом –
приднестровцами. Мы преодолели испытания и трудности, не свойственные для многих
новых государств, получивших независимость по наследству или по воле зарубежных
политиков. Мы прошли и проходим трудный и тернистый путь в своем развитии, ни на
шаг не отступая от международных норм и правил государственного
строительства.
Символично, что постепенно из обихода ушел термин
«молодое государство» применительно к Приднестровской Молдавской Республике.
Приднестровская государственность доказала всему миру свою зрелость,
жизнеспособность и самодостаточность.
Для приднестровцев независимость - не абстрактное
понятие и не самоцель. Ее мера определяется не членством в ООН и других
международных организациях, а, прежде всего, способностью самостоятельно
обеспечить достойный уровень жизни своих граждан, их уверенность в завтрашнем
дне.
Возможностью трудиться и распоряжаться результатами
своего труда, самостоятельно определять внутреннюю политику, свое место и
отношения с внешним миром.
Согласием в обществе и свободным развитием граждан всех
национальностей, их защиту от внутренних и внешних угроз.
И мы, несмотря на многочисленные препятствия и
трудности, неуклонно следуем этим принципам c первых дней создания
Приднестровской Молдавской Республики. На их реализацию направлены все силы и
ресурсы нашего государства. В этом его главное и единственное
предназначение!
Очередной год жизни Приднестровской Молдавской
Республики был напряженным и трудным во всех сферах жизнедеятельности.
Отсутствие серьезного прогресса в переговорном процессе и экономическая блокада
оказали негативное влияние на социально-экономическое развитие Республики.
Руководством Республики Молдова предпринимались энергичные меры для
экономической и дипломатической изоляции Приднестровья, что привело к большим
потерям в 2002 году в сумме 159 млн. долл., в том числе за счет снижения прибыли
на 10,2 млн. долл., уменьшения экспортных потоков на 134,5 млн. долл. и потерь
по налоговым поступлениям в бюджет на сумму 14,3 млн. долл. В первом полугодии
2003 года на 8,8 млн. долл., в том числе за счет снижения прибыли на 6,6 млн.
долл. и недопоступлений по налоговым платежам в бюджет на 2,2 млн. долл.
В целом потери республики в результате экономической
блокады за 2002 год и за первое полугодие 2003 года составили 167,8 млн. долл.,
из них прибыли на 16,8 млн. долл., снижения экспортных потоков на 134,5 млн.
долл., недопоступлений по налоговым платежам в бюджет на 16,5 млн. долл.
Но, несмотря на значительные понесенные потери бюджета и
предприятий, получен прирост ВВП на 25,8% и производства продукции на 27,6% по
сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Возрос средний уровень
заработной платы в производственной сфере на 44,7% и непроизводственной сфере на
21,4%. С 1 июля увеличен размер пенсий на 10%.
Cохранено государственное регулирование цен на социально
значимые продукты питания.
Учитывая крайне неблагоприятные погодные условия,
приняты меры по обеспечению закупок зерна. Верховным Советом и Кабинетом
Министров выработаны меры по стабилизации положения в аграрном комплексе.
Документ предусматривает в этих условиях финансовую поддержку сельхозпредприятий
и мелиоративного комплекса, выделение льготного кредита
сельхозпроизводителям.
Успешно начат процесс приватизации промышленных
предприятий. Длительное время мы внимательно изучали опыт проведения
экономических реформ в других государствах и, не имея право на ошибки,
выработали собственные модели и подходы к данной проблеме. Опыт работы первых
приватизированных предприятий вселяет оптимизм и дает все основания ожидать
существенного повышения эффективности производства. В соответствии с проектами
приватизации проводится реконструкция этих предприятий, привлекаются инвестиции
для расширения производств и вывода на качественно новый уровень. Государство
уже получило существенную прибавку в бюджет от продажи ряда предприятий. Но
главной целью является их эффективная работа, обеспечение занятости населения и
стабильные платежи в бюджет республики.
Немаловажен и внешнеполитический аспект приватизации. О
своем желании приобрести собственность все чаще заявляют инвесторы из ближнего и
дальнего зарубежья. Это свидетельствует о росте доверия к нашему государству,
как гаранту обеспечения безопасности вложенных средств, к нашим
специалистам-производственникам, способным освоить самые современные технологии
производства.
Уважаемые гости нашего праздника! Вместе с тем, хочу
отметить, что радикальное улучшение экономического положения невозможно без хотя
бы частичного восстановления производственной кооперации, существовавшей до 1991
года. Народ, руководство Приднестровской Молдавской Республики высоко оценивает
намерения Президентов России, Украины, Белоруссии и Казахстана создать
экономический Союз.
Одним из важных элементов обеспечения независимости
нашего государства является банковская система, заслужившая авторитет не только
среди экономических агентов Приднестровья, но и за его пределами. На протяжении
последних лет сохраняется стабильная и предсказуемая динамика обменного курса.
Умеренные темпы инфляции и низкая девальвация приднестровского рубля позволили
расширить спектр банковских услуг и повысить качество банковского обслуживания.
Активизировалась кредитная деятельность коммерческих банков. Только за I
полугодие 2003 года объемы кредитования национальной экономики со стороны
банковского сектора возросли на 37%, а количество долгосрочных кредитов в их
структуре увеличилось на 60%. Информация о приднестровском рубле и монетах
республики размещена на страницах авторитетных мировых каталогов. В этих
изданиях наша республика представлена как самостоятельное государство со своей
собственной денежной единицей.
За истекшие годы была проделана большая работа по
обеспечению информационной независимости и безопасности нашего государства.
Создана самая современная инфраструктура телерадиовещания, средств массовой
информации, интернета, которая обеспечивает неограниченный доступ населения к
информационным ресурсам Приднестровья, России, Украины, стран дальнего
зарубежья.
Построена одна из лучших в Европе по своим
характеристикам телекоммуникационная сеть, обеспечивающая самые современные
услуги связи. Сохранен и работает Приднестровский радиотелецентр «Маяк» -
единственный по своим возможностям на постсоветском пространстве радиоцентр,
способный донести сигнал в любую точку земного шара.
В республике постоянно усовершенствуется и
поддерживается на хорошем уровне дорожно-транспортная сеть.
Дорогие приднестровцы! Хорошо известно, что за все годы
Приднестровская Молдавская Республика обходилась без внешних заимствований,
развивала социальную сферу исходя из своих собственных, порой скромных
возможностей. Вместе с тем мы проводили и проводим социально ориентированную
политику, главными приоритетами которой являются пенсионное обеспечение,
здравоохранение, образование, культура и спорт. И конечной целью подъема
экономики является создание новых возможностей для развития социальной сферы. Но
и сегодня в республике осуществляется ее приоритетное финансирование. На эти
цели запланировано более 58% общереспубликанских расходов. Фактически в текущем
году их доля составила 74% от общих расходов Республиканского бюджета.
Разработан ряд целевых программ по совершенствованию социальной сферы.
Приобретается лечебно-диагностическое оборудование для медицинских учреждений
республики. Система образования Приднестровской Молдавской Республики
обеспечивает полный цикл обучения и подготовки кадров от дошкольного до среднего
и высшего образования.
Реальности нашего времени таковы, что мы обязаны
заботиться об обороноспособности и государственной безопасности республики. Наши
Вооруженные Силы созданы на основе Республиканской гвардии, подразделений
казачества, народного ополчения, имеющих боевой опыт отражения агрессии 1992
года. Золотой фонд приднестровской армии - профессиональные офицерские кадры,
являющиеся носителями и продолжателями лучших традиций и военного мастерства
Советской армии. В республике организована подготовка младших офицеров.
Руководство республики делает все возможное, чтобы обеспечить боеспособность и
боеготовность армии адекватно существующим угрозам.
Вместе с тем, мы выступаем за поэтапную и полную
демилитаризацию при наличии системы международных и внутренних гарантий,
всеобъемлющего и окончательного урегулирования взаимоотношений с Республикой
Молдова.
Но, к сожалению, переговорный процесс не сдвинулся с
мертвой точки. Международное сообщество проявляет сейчас высокую активность и
заинтересованность в его ускорении. Только за последние полгода мы принимали у
себя Действующего Председателя ОБСЕ, главу Администрации Президента РФ,
специального посланника Государственного департамента США и специального
представителя Президента РФ в государствах - участниках СНГ, многочисленные
делегации Европейского Союза и Совета Европы.
Мы расцениваем эти визиты не только как помощь в
разблокировании переговорного процесса, но и как прорыв дипломатической блокады.
Благодаря прямым контактам с высокими представителями у нас появилась
возможность предоставить объективную информацию о Приднестровской Молдавской
Республике, о ситуации в регионе и нашей позиции в переговорном процессе.
Следует отметить, что наши подходы к проблемам урегулирования оценены как
конструктивные и реалистичные.
А реальности таковы: за 13 лет Приднестровье стало
полноценным государством, ни в чем не уступающем Молдове, а по некоторым
параметрам превосходящем ее. И вся логика переговорного процесса должна
строиться на понимании сторонами этой реальности. Только принцип равенства
субъектов на договорной основе может обеспечить внутриполитическую и
геополитическую стабильность общего государства. Этот принцип соответствует
московскому Меморандуму и европейским моделям федеративных государств, не
ущемляет интересы народа Молдовы, позволит восстановить доверие и полнокровное
сотрудничество между сторонами.
Хочу особенно подчеркнуть, что необходимыми условиями
совместной разработки и возможного принятия Конституции общего государства
являются:
- всенародное обсуждение проекта, разработанного
Совместной конституционной комиссией;
- утверждение проекта Конституции на референдуме каждой
из сторон.
Таким образом, каждый житель Приднестровья сможет
высказать свое мнение о содержании будущего Конституционного акта и о
целесообразности его принятия!
В успешном продвижении переговорного процесса велика
роль стран-гарантов и посредника ОБСЕ. Приднестровцы благодарны Российской
Федерации за миротворческую миссию, Украине - за поддержку в первые месяцы
блокады. В то же время мы понимаем, что любое государство отстаивает, прежде
всего, свои национальные интересы в русле быстро меняющихся геополитических
реалий.
Приднестровская Молдавская Республика является сегодня
весомым фактором мировой и европейской политики. Это определяет многовекторный
характер внешней политики, открытость и готовность к сотрудничеству. Мы не можем
оставаться вне общеевропейских интеграционных процессов и рассматриваем
предстоящее урегулирование как свой вклад в региональную и общеевропейскую
систему стабильности и безопасности.
Дорогие приднестровцы! Образованная по воле народа
Приднестровская Молдавская Республика на протяжении этих лет является примером
единения всех национальностей Приднестровья.
За 13 лет мы преодолели большой и нелегкий путь. Мы
прошли через войну и экономический кризис. Но одновременно за эти годы была
сформирована государственность, созданы все институты власти, реорганизована
экономика, соответствующая международным требованиям. Мы создали свою банковскую
систему, собственную армию, структуры правопорядка. Мы можем гордиться, что все
эти годы Приднестровье, избежав острых общественных разногласий, оставалось
островком гражданского мира и согласия. Мы сохранили общество, в котором
исключены конфликты на национальной и религиозной почве, преобладают такие
важнейшие общечеловеческие ценности, как мир и спокойствие, честный труд.
Своей самоотверженной борьбой за независимость, упорной
работой мы утвердили свое право и право наших потомков жить на этой земле.
Да здравствует народ Приднестровья!
Да здравствует Приднестровская Молдавская
Республика!
ИА "Ольвия-пресс", 29 августа 2003 Быть ли федерации?
Республика празднует 13-ую годовщину со дня своего
образования. Пока Приднестровье остается непризнанным, но еще один год
независимости принес новые предпосылки для легитимизации нашей
государственности. Вопрос, принесет ли федеративная концепция реальные плоды в
урегулировании, пока остается открытым. Процесс федерализации только начался,
однако препятствия политического и экономического характера уже ставят под
сомнение успех этого предприятия.
Переговорный процесс между Приднестровьем и Молдовой
прекратился летом 2001 г., а с сентября началась экономическая блокада. Все это
время эксперты стран-гарантов и посредников пытались найти приемлемую формулу
урегулирования и возможность для возобновления переговоров между сторонами.
Напомним, что после «красного февраля» появились условия
для плодотворной работы сторон, впервые за много лет реальная полнота власти в
Молдове (фактически, в противоречии с Конституцией РМ), оказалась у Главы
государства. До этого все решения, достигнутые в ходе переговорного процесса,
саботировались парламентом Молдовы и не выполнялись. Однако надежды некоторых
экспертов на совместную конструктивную работу двух президентов по урегулированию
молдо-приднестровских отношений оказались напрасными. Молдавский президент,
понимая, что Игорь Смирнов никогда не сдаст интересы народа Приднестровья, в
весьма грубой форме отказался вести переговоры с Президентом ПМР. В такой
ситуации найти способ урегулирования отношений было еще более проблематично.
Но выход был найден. Сторонам предложили урегулировать
отношения посредством строительства федеративного государства. Попытки властей
Молдовы уйти от этой формулы были пресечены странами-гарантами и посредниками.
По обоснованному мнению всего мирового сообщества, федерализация – единственно
приемлемый вариант, который способен обеспечить стабильность в такой
многонациональной, поликультурной и двуязычной стране, как Молдавия. Напомним,
что Владимир Воронин объявил о своей инициативе в феврале, по прибытии из
Москвы. Без сомнения, «инициатива» - результат разговора с Владимиром Путиным и,
как предполагается, определенного давления со стороны России и ОБСЕ. Очевидно,
что федерализаторская инициатива была «приписана» президенту Молдовы, с тем
расчетом, что в Кишиневе будут чинить меньше препятствий процессу,
инициированному собственным президентом.
Одной из форм реализации Проекта по строительству
федеративного государства в условиях, когда президент Молдовы отказывается вести
переговоры со своим приднестровским визави, стало решение о создании совместной
молдо-приднестровской Комиссии по разработке Конституции будущей федерации.
Полгода назад идея о разрешении приднестровского вопроса путем написании
конституции федеративного государства Молдовы и Приднестровья казалась вполне
реальной. Была выработана четкая схема урегулирования, впервые оговорены
конкретные сроки работы Совместной конституционной комиссии. Но с самого начала
реализация этого Проекта стала натыкаться на малозначимые и второстепенные
детали. В начале молдавская сторона была недовольна количеством (и, возможно,
качеством) приднестровской делегации, в состав которой вошли представители всех
ветвей власти ПМР, а также авторитетные эксперты. Затем нарекания Кишинева
вызвало место проведения заседаний Комиссии. Молдавская сторона, заявляя, что
«новая Конституция Республики Молдова должна писаться в столице государства»,
настаивала на проведении заседаний в Кишиневе. Когда столицей предполагаемой
федерации заведомо провозглашается столица одного из предполагаемых субъектов, а
под Конституцией будущего государственного образования предполагается «новая»
Конституция одной из сторон, возникают сомнения в способности этой стороны вести
плодотворный диалог по строительству общей федерации.
Работа СКК была задержана на два месяца. Винить в этом
молдавские власти, наверное, не стоит. Следует признать, что федеративные
принципы изначально чужды режиму, построенному на идеологии румынизма. Сегодня
не осталось никаких сомнений, что причина приднестровского конфликта и раскола
бывшей МССР состоит именно в самой сущности государственного устройства
Республики Молдова. Начиная с 1990 г., когда народ Приднестровья под давлением
внешних обстоятельств провозгласил собственную государственность, в Кишиневе
сменилось три президента и четыре парламента, множество правительств, у власти
находились народофронтовцы и аграрии, национал-центристы и теперь, наконец,
коммунисты, но несмотря на постоянную смену политических масок, суть режима
остается прежней – унитарной, прорумынской, об интересах собственного
русскоязычного населения вспоминают только во время предвыборных кампаний.
Каждый режим заинтересован, прежде всего, в самосохранении и поэтому нет ничего
удивительного в том, что Кишинев никогда не стремился к скорейшему и
справедливому урегулированию отношений с Приднестровьем. Задержка с началом
работы Совместной конституционной комиссии скорее связана с нерасторопностью
гарантов и посредников урегулирования, которые все время надеются на «добрую
волю» сторон. Только когда задержка с началом работы СКК стала угрожать срыву
всей «февральской» схемы федерализации, страны-гаранты и посредники как будто
очнулись. Их непосредственный нажим сделал возможным начало работы Комиссии. Так
получается, что прогресс переговорного процесса может быть обусловлен только
усилиями гарантов и посредников, которые имеют возможность прибегать к
определенным рычагам давления на молдавскую сторону.
Работа СКК пока не принесла ощутимых результатов, любые
принципиальные вопросы, касающиеся реализации прав приднестровцев в будущей
федерации наталкиваются на противодействие молдавской стороны. Судя по всему
главной задачей молдавской делегации в СКК является соблюдение в
неприкосновенности основных приоритетов существующего режима. За примером далеко
ходить не надо. Так, приднестровская сторона настаивает на введении в
разрабатываемую Конституцию статьи о праве гражданина на сопротивление. Это
норма предусматривает право на сопротивление тем, кто покушается на основы
конституционного строя государства, в случае, если возможности самого
государства не реализуются. Такое право зафиксировано в конституциях ряда
федеративных государств Европы. Молдавская сторона, мотивируя свою позицию тем,
что эта норма позволит отдельным группам населения «выступать против властей,
организовать мятеж и пытаться свергнуть власть», высказалась категорически
против включения такой статьи в будущую Конституцию. Но если эта норма включена
не будет, никто не поручится за соблюдение гарантированного статуса
Приднестровья в составе федерации, кроме того, неисключено продолжение
сложившейся практики нарушения прав человека в отношении русскоязычного
населения Молдовы.
На данный момент наиболее значимым результатом работы
Совместной конституционной комиссии явился обмен сторонами собственными
Проектами федеративной Конституции. Показательно, что приднестровский вариант
Конституции был широко освещен в СМИ Приднестровья, СМИ Молдовы «замолчали» не
только приднестровский, но и свой собственный Проект. Можно утверждать, что
Проект молдавской стороны был предан гласности вопреки желанию властей Молдовы.
Общественности он стал доступен по чистой случайности, благодаря оперативности
приднестровских журналистов. Поверхностный анализ этого Проекта показывает, что
документ представляет собой несколько сокращенный вариант нынешней унитарной
Конституции РМ, причем без всякого намека на федерализм. Обмен Проектами
Конституций не столько расставил точки над i в прояснении позиций сторон,
сколько создал основы для нового тупика в переговорном процессе. Молдавская
сторона постепенно отходит от реализации идеи совместного построения общей
федерации с Приднестровьем. Власти РМ пытаются протолкнуть вариант
«асимметричной федерации», за которым Кишинев подразумевает, как обмолвился
глава молдавской делегации в Конституционной комиссии Ион Крянгэ, «широкую
автономию в соответствии с принципами федерализма».
Процесс федерализации, который казался неизбежным еще
несколько месяцев назад, поднял на повестку дня вопрос о гарантиях: военных,
экономических, правовых для обеих федерализующихся сторон. Вопрос о военных
гарантиях напрямую связан с военным присутствием России в регионе. Россия –
главный гарант мира на Днестре, уже более десятилетия успешно справляется с
функциями миротворца. Но российский президент Б. Ельцин на Саммите ОБСЕ в
Стамбуле взял обязательство, что Россия вывезет свои вооружения и покинет
регион. Вполне логичным было предложение Приднестровья предоставить
странам-гарантам и, прежде всего России миссию проведения военно-гарантийной
операции. К тому же и Россия не отказывалась и заявила о своем намерении
возглавить эту операцию. Решение этого вопроса застопорилось в Кишиневе,
молдавские власти настаивают на выполнении Москвой ее стамбульских обязательств
и отказываются рассматривать возможность проведения под эгидой России
военно-гарантийной операции в регионе. Тем самым Кишинев намерено создает
условия для снижения уровня безопасности в регионе.
Нерешенность вопроса о военных гарантиях федерализации
послужило поводом голландскому председательству ОБСЕ предложить Евросоюзу
направить в Приднестровье свои миротворческие силы. Само по себе предложение
странное. Возникает вопрос, почему предложение о введении западных миротворцев в
регион поступило от третьей стороны, игнорируя мнение договаривающихся сторон.
Это предложение разрушает сложившийся пятисторонний формат переговоров, ставит
под сомнение 11-летнюю миротворческую миссию России.
Предложение Голландии положило начало бурному обсуждению
путей подключения Запада к приднестровскому урегулированию и вытеснения из
региона России. Некоторые прозападные аналитики уже строят планы ввода в
Приднестровье войск НАТО для разоружения приднестровской армии и недопущения в
дальнейшем «сепаратистских тенденций» в Приднестровье.
Вопрос о военных гарантиях урегулирования очень
серьезный и должен решаться не только в контексте сохранения мира в регионе, но
и обеспечения неприкосновенности прав человека и гражданина для всего народа
Приднестровья вне зависимости от гражданства и национальности. По глубокому
убеждению всех приднестровцев эту миссию могут выполнить только миротворческие
силы стран-гарантов России и Украины. Присутствие в регионе войск иных
государств, и тем более натовских без учета мнения населения может только
дестабилизировать обстановку.
Вопрос о военных гарантиях до сих пор висит в воздухе,
от того, как он разрешится, напрямую зависит мир и стабильность в регионе,
гарантии соблюдения прав человека.
Не менее важны гарантии экономического характера.
Нонсенс, но строительство общего государства идет в условиях беспрецедентной
экономической блокады. Это средство давления при построении федерации не может
служить ни стимулом для конструктивной работы СКК, ни условием стабильности
предполагаемого общего государства. Доверия к Кишиневу эта мера не добавляет,
молдавские власти давно уже воспринимается приднестровским обществом не как
партнер, а как вымогатель, грабитель, террорист (до сих пор власти Молдовы не
принесли извинений народу Приднестровья за агрессию 1992 г.). По своей сути
блокада – силовая акция, но страны-гаранты не вмешиваются. Непонятно на что
рассчитывает мировое сообщество, допуская практику грубого нарушения прав
человека в регионе.
Тем не менее, процесс федерализации идет, на каких
условиях будет построена федерация Молдовы и Приднестровья, будет ли она вообще
построена, пока не известно. Можно утверждать лишь одно, федерализация не должна
положить конец приднестровской государственности, напротив, она должна
завершиться признанием нашей Республики субъектом международного права.
Собственная государственность – главное условие свободного развития нашего
народа, ее наличие является залогом мира и стабильности в регионе, обеспечивает
сохранение в обществе атмосферы гражданского согласия. Многолетний опыт показал,
что альтернативы собственной государственности нет.
Независимая Молдова, 5 сентября 2003 Для чего нам хотят устроить "жаркую осень"Е.Катаев
Юрие Рошка и Игорь Смирнов снова помогают друг другу. В
конце сентября в Кишиневе снова должны начаться митинги. Подготовка идет полным
ходом: в контролируемых ХДНП газетах из номера в номер повторяются фотографии с
митингов, из тех, что были поудачнее. Море голов, триколоры, лозунги.
ХДНП пытается связать все, уже проведенные митинги и те,
что еще только предстоит провести, в одну психологическую линию. "Протест
против..." А действительно, против чего? При ближайшем рассмотрении выясняется,
что митинги были похожи друг на друга только внешне. На самом же деле каждый из
них преследовал конънктурные цели, каждый шел под своими лозунгами, которые не
имели ничего общего с лозунгами и целями остальных "акций протеста". Цепочку
митингов ХДНП не связывает ничто - разве что общее стремление расшатать ситуацию
в стране. ХДНП обогатилась всеми признаками тоталитарной идеологии Что на этот
раз не устраивает Юрие Рошку? Если судить по явным, декларируемым целям, то
"фронтистов" не устраивает федерализация и проект объединения страны, не
устраивает введение в ряде школ курса интегрированной истории и не устраивает
проект Концепции национальной политики, который "расстреливают" в упор все
радикальные газеты вот уже на протяжении месяца. Бессмысленно напоминать, что
ХДНП - парламентская партия и для проведения своей политики может использовать
парламентские процедуры. ХДНП фактически ушла из парламента зимой 2001 года, и с
тех пор так и не вернулась обратно, предпочитая действовать на площади. Но стоит
заметить, что партии с большим парламентским опытом должна быть понятна разница
между проектом и уже принятым документом. Концепция национальной политики - это
пока проект, который еще только вынесен для широкого обсуждения гражданским
обществом. И получается, что ХДНП пытается запретить саму мысль о том, что
кто-то может предлагать вещи, которые не воспринимают в штаб-квартире ХДНП.
Заткнуть рот - ладонью, а если удастся, то и кулаком. Запрет на идеи - это уже
тоталитаризм. И слово "тоталитаризм" уже не в первый раз звучит рядом с
названием партии, в котором есть слово "демократическая". Рошке стала мешать
Европа Признаки тоталитарной идеологии в ХДНП в последнее время стали особенно
заметны. У тоталитарных политиков не бывает идеалов. Идеал - это всего лишь
инструмент для достижения цели. Над митингами ХДНП долго реяли знамена
Евросоюза: "фронтисты" немало сделали для того, чтобы вбить в головы своих
избирателей: "Европа - в нашем сердце". Похоже, Европу выкидывают из синего
сердца, как надоевшую жену, которая мешает ходить к любовнице. Нападки на ОБСЕ,
несмелые еще пару лет назад, теперь уже привычны для "фронстистских газет". ОБСЕ
уже занимает в газетных статья место где-то между "российским империализмом" и
Усамой бен Ладеном - Организацию по безопасности и сотрудничестве в Европе
демонизируют, лепят из нее образ врага молдавского народа. ОБСЕ - это план
объединения страны. ОБСЕ поддержала идею разработки совместной Конституции. А
значит, ОБСЕ враг для "влюбленных в Европу" сторонников Рошки. Более того,
понемногу в газетах, контролируемых ХДНП, начинают шельмовать и собственно
европейские структуры. Концепция национальной политики получила положительную
оценку Венецианской комиссии - авторитетнейшего "третейского судьи" Европы во
всех и всяческих законодательных спорах. Оценку Венецианской комиссии поначалу
попытались подтасовать - а когда это не получилось, ХДНП начала ставить под
сомнение сам авторитет влиятельного европейского органа, который посмел "не
согласиться" с мнением молдавских национал-радикалов. Поначалу идеологам ХДНП
удавалось маскировать антиевропейское действие "проевропейской" демагогией. Но
сейчас, кажется, даже они поняли, что продолжать маскировку уже невозможно.
Федерализация страны, проект создания общей Конституции объединенного
государства, введение курса интегрированной истории молдавского государства.
были активно поддержаны в Европе на самом высоком уровне. Поддержка Европы
становится все активнее, и именно в противовес этой поддержке в сентябре ХДНП
собирается вывести студентов на улицы. Европа - за. Рошка - против. И поэтому
осенние митинги, какие бы флаги не вздумалось поднять сторонникам Юрие Рошки,
будут по своей сути антиевропейскими, антизападными, антидемократическими
митингами. ХДНП действует против объединения и европейской интеграции Поведение
ХДНП выглядит удивительным прежде всего на фоне других правых партий, которые
заявили о своей близости европейским идеалам. Умеренные правые -
внепарламентские партии (!) - никогда не были особенно активными сторонниками
уличных акций. Они склонны считаться с мнением Европы и пользоваться грантами,
которые предоставляет Европа "на развитие демократии в Молдове". По абсурдному
пути войны с мнением Европы, с целями Европы, с идеалами Европы сейчас шествует
только ХДНП. Игорь Смирнов обещал "жаркую осень". Юрие Рошка обещает еще и
жаркую зиму и жаркую весну - насколько хватит денег и энергии. Глобальный
масштаб, и на фоне этой глобальности особенно странным выглядит выбор даты для
начала митингов - конец сентября. Почему же не начало? Почему не открыть
митинговый сезон с первых дней, как только студенты и школьники возвратятся в
классы, пока еще они не втянулись в учебу и еще полны накопленных за лето сил?
Причин здесь прослеживается несколько - если попробовать настроиться на волну
логики ХДНП. Во-первых, причины здесь даже чисто технические: у Юрие Рошки ведь
уже случилась однажды осечка. В последний раз пафосно заявленная серия
"вселенских митингов" окончилась ничем. Митинг так и не удалось "раскрутить".
Поэтому сентябрь станет месяцем "раскачки", месяцем подготовки почвы в вузах и
аккумулирования сил, которые выплеснутся на улицу в конце месяца. И все же,
почему в конце месяца? Ответ можно отыскать в графике работы президента
Воронина, который всегда был главной целью для митинговых акций ХДНП. С фигурой
Воронина связаны инициативы и надежды, которыми живет сейчас страна -
объединения, укрепления государственности, интеграции в Европу. Стратегам ХДНП
всегда было важно создать имидж слабого Воронина, президента, который не
способен контролировать ситуацию - причем как внутри страны, так и на Западе.
Вспомним, что большинство "фронтистских митингов" имели отчетливо экспортный
оттенок, с написанными по-английски лозунгами, для западных телекамер. Так
произойдет и на этот раз: 28 сентября должен состояться первый митинг, который
перейдет в режим "нон-стоп", 1 октября президент Воронин будет выступать в
Страсбурге, столице Совета Европы, перед европейскими руководителями, политиками
и общественными деятелями. Легко предвидеть какой "выгодный" фон для выступления
президента Молдовы будет составлять телекартинка массовых митингов в Кишиневе.
Это - удар по европейской интеграции страны. С другой стороны, официальная
приднестровская пресса активно включится в информационное сопровождение
митингов, как это бывало уже не раз. Приднестровское ТВ будет без конца крутить
ролики с записями кишиневских митингов, повторяя: "Молдова нестабильна,
прорумынские силы, готовые ликвидировать государственность, набирают силу,
власть - слаба и не способна контролировать ситуацию". Это - удар по общей
Конституции и всему проекту объединения страны. План ХДНП рассчитан на
простаков, и очевидность его - лишнее тому свидетельство. Колесики и шестеренки
выпирают наружу: впрочем, политическая механика митинговых акций в Кишиневе
никогда не была особенно сложна. Все перед глазами, нужно только внимательно
смотреть не на флаги, а тех, кто ими размахивает. И надо думать, Молдова уже
научилась видеть "сквозь флаги", как между строк. Страна уже не та, которой была
два года назад.
|