Тихоокеанская Россия и перспективы взаимодействия с российским зарубежьемГорчаков Виктор Васильевич - д.т.н., профессор, вице – губернатор администрации Приморского края (Владивосток)
"В порядке постепенности беззаветная любовь к
правительству сменяется любовью или привязанностью к личности правителя. Эта
последняя уступает свое место полному равнодушию. Далее следует уже ненависть
сначала к личному составу правительства, а потом к правительству вообще, соединенные
с непреодолимым желанием его уничтожить...
Сначала широкий патриотизм, соединенный с обширной
государственной территорией, сменяется более узким, провинциальным или
племенным.
Государство стремится поделиться на части, которые с
течением упадка становятся все мельче и мельче.
В это время измена царит во всех ее видах. Отечество
продается оптом и в розницу, лишь бы нашлись для него покупатели... Прежняя
любовь и симпатии между соплеменниками заменяются ненавистью и всеобщей
нетерпимостью. Кто может, разбегается тогда во все стороны, а остающиеся
занимаются взаимоистреблением..."
Именно так охарактеризовал наше время генерал русской
армии Валентин Александрович Мошков, действительный член Русского
географического общества и координатор Общества археологии, истории и этнографии
при Казанском университете в 1910 году.
Каждая ситуация имеет свои плюсы.
Их следует использовать себе во благо.
СССР был государством с жесткими непроницаемыми
границами. Советский Союз придерживался "собственнического" взгляда на
геополитические территории: все территории резко делились на "наши" (которыми мы
полностью обладаем, "утаптываем", на которые практически перекрыт доступ другим)
и "не наши" (на которые наш доступ минимален). Такой подход отчасти диктовался
системой прямого политического противостояния, сложившейся в международной
политике того времени.
Пути назад, к СССР, для России не существует. Для того,
чтобы остаться великой державой, для того, чтобы "запустить в дело" наследство
СССР (действительно богатое), России сегодня придется искать новые пути и новые
способы существования в мире.
Россия уже столкнулась с ситуацией постепенного
разрушения жестких границ СССР. Что возникает на их месте? Этого пока никто не
знает; разные силы пытаются предложить свои способы "обустройства" бывшей линии
границ СССР и бывшего "Советского блока".
Эта одна из главных задач, которая решается в рамках
проекта "Тихоокеанская Россия" Тихоокеанским Центром Стратегических
исследований.
Если ориентироваться на стратегическую задачу расширения
геополитического проникновения России, вырисовывается концепция использования
приграничных территорий как зоны наиболее интенсивного взаимодействия с
окружающими геополитическими регионами.
Закономерно выделение четырех наиболее важных
геополитических зон, которые ранее соприкасались с СССР. Это:
Западная Европа - страны
развитого постиндустриального общества;
Центральная и Восточная
Европа - прежде всего Польша, Чехия, Словакия, Венгрия;
Ближний Восток - Турция,
Иран, Ирак, Афганистан, Пакистан, Индия;
Дальний
Восток - Китай, Япония и новые экономические державы Азии.
Если России удастся наладить интенсивное взаимодействие
по всем этим направлениям, она, несомненно, станет великим геополитическим узлом
мира. К сожалению, сегодня дело обстоит не совсем так.
Создание культуры контактов сразу с несколькими, к тому
же столь разными в культурном плане регионами является для России чрезвычайно
сложной задачей. В этой ситуации представляется естественным стремиться
использовать приграничные территории как своеобразные "буферные открытые
экономике - политические зоны", "окна" для взаимодействия с соседними
геополитическими регионами.
Приграничные территории, таким образом, должны стать для
России выходами к соседним геополитическим регионам. Вместо характерной для СССР
системы жестких границ, разрывающих естественные геополитические зоны, Россия
может создать по своим границам линию переходной
зоны, в пределах которой российские структуры будут переплетаться со
структурами соседних регионов.
Такая система могла бы оказаться весьма выгодной для
России. Прежде всего, поддержание таких "мягких"
многоступенчатых границ может потребовать меньшего напряжения, нежели
поддержание "жесткой стены", как это было в СССР.
Кроме того, буферные зоны, создадут систему своеобразных
"шлюзов", позволяющую с одной стороны - сохранять
тесные связи и взаимодействие с окружающими регионами, а с другой стороны -
избегать проникновения из этих регионов опасных и несущих нестабильность потоков
непосредственно на территорию России. Наличие "шлюзовой
системы" позволит России гибко регулировать степень своей открытости.
Подобные подходы, правда, потребуют от приграничных
территорий значительной открытости. Однако, для них, такая политика России может
быть чрезвычайно выгодной.
Важно то, что приграничные территории, расположенные по
периметру России, имеют как определенное культурное родство к прилегающим
регионам, так и сложившиеся связи с СССР, на основе которых сегодня Россия может
(если приложит некоторые усилия) создать свою инфраструктуру в этих
территориях.
Культура самой России существенно отличается от культур
соседних регионов (особенно это касается Ближнего Востока и Дальнего Востока),
поэтому для хорошего диалога потребуются посредники. Таким образом, приграничные
территории могут быть не только "территорией для контактов", но и выполнять
собственную активную роль посредника в контактах, что могло бы оказаться весьма
полезным как для культурного, так и для чисто материального развития этих
территорий.
Можно условно поделить территории по геополитическим
направлениям, на которые они выходят:
Западная, Северная, Восточная и
Средняя Европа: страны Балтии, Беларусь, Украина.
Южная Европа: Украина,
Молдова.
Ближний Восток: республики
Закавказья и республики Средней Азии.
Для контактов с Японией и новыми экономическими странами Юго-Восточной Азии
на Дальнем Востоке естественным образом вырисовывается автономная
территория, самостоятельная хотя бы уже в силу слабых коммуникационных
связей с федеральным центром.
Буфером в отношениях с Китаем являются как республики Средней Азии, так и зона
российского Дальнего Востока, и особенно Приморский край.
Главные направления действий России по обустройству
шлюзовых свободных зон представляются следующими:
Создание там инфраструктур России;
Поощрение проникновения инфраструктур соседних
регионов;
Помощь приграничной территории в создании четкой системы
границ, правовой базы и т.д.
Не всякая территория, находящаяся между двумя
государствами, может служить для них зоной контактов, тем более активным
посредником в их контактах.
Для того, чтобы приграничная территория стала такой
зоной и в особенности для того, чтобы Россия смогла через эту зону вести
выгодную для себя политику, необходимо вложить усилия в создание на этих
территориях определенной инфраструктуры, как федеральному центру, так и
администрациям территорий.
Сегодня администрация Приморского края ведет активную
работу по созданию на своей территории подобных инфраструктур.
Это, в первую очередь, мегапроект "Русский Остров",
решающий задачи консолидации руководящей элиты Тихоокеанского региона.
И проект по созданию Приграничного
Торгово-Экономического Комплекса (ПТЭК) Пограничный - Суньфенхэ, решающий задачи
размещения и взаимодействия рабочих групп по разным направлениям
деятельности.
Таким образом, генеральной внешнеполитической линией
Федеральной власти России по отношению к приграничным территориям - хотелось бы
видеть помощь в обмен на открытость для контактов с
Россией и соседями.
Сегодня просто необходимо целевое создание (Россией или
при участии России) точечных свободных зон в этих территориях либо развитие уже
существующих зон. (КНДР, Курилы - Япония?)
"Буферные зоны" для разных геополитических направлений
должны строиться на совершенно разных основаниях.
Зона взаимодействия с Европой, например, должна
непременно иметь развитую систему правового регулирования (чтобы быть комфортной
для европейской культуры).
Однако комфортность для азиатских культур определяется
совершенно другими принципами, и для создания соответствующей зоны контактов
понадобится создание других условий (здесь, вероятно, потребуется индивидуальный
подход в отношениях с каждой страной).
Чтобы успеть во всех направлениях, России придется
развивать большую гибкость, способность к адекватному диалогу с разными
культурами. Но развитие таких способностей (если оно удастся), несомненно, будет
обогащать собственную русскую культуру. Двигаясь (и изменяясь) в этом
направлении, культура России, возможно, преодолеет ею ныне кризис.
Предполагается, что значительную нагрузку в
осуществлении политических связей и приграничных контактов России сможет нести
российская диаспора.
Драматические события XX века привели к тому, что
значительная часть русскоязычного населения утратила единство:
формально-географическое, фактически - информационное, культурное, политическое,
экономическое. Миллионы соотечественников в силу разных причин оказались вне
пределов России. Как воспринимать этот факт? Как трагедию национального масштаба
или ... уникальный шанс в условиях развития современной экономики, реализация
которого зависит от наших совместных усилий?
Анализ экономических и социо – культурных процессов
убеждает, что так называемые межрегиональные альянсы, скрепленные глубинными
связями, в мировой экономике начинают играть едва ли не ключевую роль.
Разворачивается конкуренция уже не столько между масштабными структурами,
спаянными по географическому, национальному или религиозному принципу, а между
атлантическими, трансатлантическими, европейскими, китайскими и т.д.
корпорациями.
Современная диаспоральная картина стремительно меняется.
Влияние объединений соотечественников за рубежом значительно возрастает. Россия
в этом отношении - наиболее показательный пример. По принципиально новой модели
развиваются в последние годы отношения с диаспорами в странах, традиционно
предоставлявших уют выходцам из СССР (США, Германия, Израиль, и др.): отныне это
не противовес (хотя наивно было бы утверждать, что политика однозначно отошла
здесь на второй план), а в большей степени социально экономический резервуар, на
запасы которого нацелены сегодня многие проекты.
Все русскоязычное население, проживающее в настоящее
время вне географических пределов России, воспринимается как уникальное
единство: культурное, экономическое и политическое. По сути, это некая духовная
общность и неосвоенное пока пространство, с огромным потенциалом, способным
влиять на основные цивилизационные процессы. В данном контексте развития
экономики Россия может и должна выработать свой цивилизационный проект,
объединяющий всех представителей русской (российской) культуры.
Национальное и экономическое возрождение России
невозможно без ее интеграции в мировое экономическое сообщество, без тесного
сотрудничества всех выходцев с нашей общей исторической Родины, где бы они
сегодня не находились.
Российский бизнес нуждается в налаживании и развитии
надежных долгосрочных деловых связей с соотечественниками в различных странах.
Эта заинтересованность проявляется и в необходимости привлечения иностранных
инвестиций, и в потребности сбыта или приобретения продукции (товаров и услуг)
на взаимовыгодных условиях, и налаживании культурного взаимодействия.
Это должно способствовать развитию российского
производства, созданию совместных предприятий с прямым или косвенным участием
соотечественников. В этих условиях поддержка и развитие разнообразных деловых и
культурных контактов между диаспорами и их исторической Родиной будет наиболее
эффективной.
Русский народ в силу специфики
своей судьбы за последний век уже оказался подготовлен к новым формам
существования суперэтносов в условиях глобализации.
Использование накопленного русскоязычными диаспорами
экономического потенциала позволит получить России столь необходимую деловую
энергию, а диаспоры обретут тесную и прочную связь с историческими корнями,
которая придаст их пассионарности обоснованный смысл.
Диаспоральный потенциал должен быть задействован в
продвижении отечественных идей (технологий), товаров и услуг за рубеж. Диаспоры
могут помочь выйти российским производителям на внешний рынок, а иностранным
инвесторам и компаниям - наладить экономические отношения в России.
Отсутствие объемной достоверной информации о товарах и
услугах, а также новых технологиях, без сомнения сдерживает интеграционные
процессы. Диаспоры могут сыграть важнейшую роль в установлении и развитии такого
информационного обмена.
Кроме того, можно уже сейчас наблюдать хотя и четко не
озвучиваемое "федеральным центром", но очевидное в современной внешней политике
РФ формирование диаспорального лобби в странах с
наиболее развитой политике - экономической инфраструктурой.
Принципиальное значение имеет в этом контексте
объединение всех, кто говорит по-русски, интересуется русской культурой и хочет
поддерживать связи с Россией, без разделения по гражданству и
национальности.
Установление тесного взаимодействия с российской
диаспорой, в первую очередь, зависит не столько от ассигнований из федерального
или региональных бюджетов, сколько от личной инициативы и
креативно-патриотического подхода к делу.
Практические шаги в деле установления тесной линии
сопряженности между метрополией и диаспорой могли бы быть следующие.
В правовой сфере:
предоставление соотечественникам безвозмездной консультационной поддержки рамках
Интернет-проектов русскоязычных общин, на web-сайтах самих диппредставительств
РФ, администраций территорий.
В сфере связей с
общественностью: тактичное инициирование и направление процесса консолидации
русскоязычных общин, содействие образованию новых организаций соотечественников
культурно - просветительского и благотворительного характера; привлечение
спонсоров для осуществления различных проектов в жизни диаспоры; практика
патронажа культурно - просветительских мероприятий соотечественников;
всесторонняя информационная поддержка их позитивных практических начинаний.
В сфере культурного
сотрудничества: качественное изменение деятельности представительств
Росзарубежцентра, и РЦНК, в частности, в сторону открытости и полезности для
соотечественников; укрепление сотрудничества между диппредставительствами и
структурами Росзарубежцентра, а также Русской Православной церковью.
В информационной сфере:
русифицирование сайтов диппредставительств РФ и РЦНК, прежде всего в тех
странах, где сложились крупные русскоязычные общины; унифицирование официальной
информации по проблеме соотечественников на сайтах диппредставительств и РЦНК;
размещение на сайтах разносторонней информации о русскоязычных общинах и о
взаимодействии с ними.
В сетевую среду с развитием
телекоммуникационных технологий к взаимодействию и общению впервые вовлечены
огромные массы людей самых разных национальностей, географии проживания и
культур.
Телекоммуникации же несут мультикультурное содержание,
да и сама культура становится все более интерактивной, больше рассчитанной на
живое общение, на непосредственное участие, нежели на мертвое созерцание,
удаленное восприятие и безадресное потребление.
Коммуникации сегодня играют лишь одну роль - сближение и
преодоление преград, чинимых такому сближению (проницаемость). Как только
сетевое пространство станет сопоставимым по масштабам с мировым сообществом,
магистральной станет мультикультура.
Ближайшими перспективами развития человеческого
сообщества являются не быстрый рост сетевого пространства и проникновение его в
разные сферы нашей жизни, но принципиальные изменения
самой нашей жизни под влиянием коммуникаций.
Формирование качественно новой глобальной сетевой
структуры на основе единения усилий диаспор и всех заинтересованных лиц в России
послужит залогом развития и интеграции отечественной экономики - в мировую. И
это будет связано с продвижением "нового русского
образа" за рубеж.
Раньше опасались "советского русского", которому в
традиционном западном представлении соответствовал образ медведя - зверя
непредсказуемого и мощного. С "советским русским" на
всякий случай не хотели или не могли иметь дело.
Сейчас для мирового сообщества еще актуальным остается
крайне невыгодный имиджевый образ "нового русского". Но актуальность его
поддерживается скорее инертностью мышления. В самой
России данный тип, несомненно, сошел на нет.
На смену пришла выкристаллизованная временем новая формация русского человека. Особенностью этого
типа является очевидное понимание значимости и собственное стремление как можно
быстрее интегрироваться в мировое культурное и мировое сообщество. Это далеко от
"петровской европеизации", происходившей насильственным образом. Это далеко от
"французско-нижегородского смешения". Это далеко от бездумной англизации. Это
далеко от американизации.
Все чувствуют и понимают, что происходит становление
нового типа отношений, связанных с появлением "новой русской формации". Но как
интегрироваться? Самостоятельно? Кто - то так и делает. Подчас успешно. Но для
большинства цели не оправдывают средства. Наиболее выгодным здесь может быть
вполне свободный и доступный путь через русскоязычные диаспоры (диаспоральная
интеграция), имеющие на сегодняшний день огромный, повторю еще раз, практически
нереализованный потенциал.
Потенциал, сжатой пружиной ожидающий своей реализации,
после распада СССР и преобразований в новой России. Потенциал, пополняющийся
всегда и во всех странах.
В диаспорах видится механизм повышения имиджа не только
страны в целом, но и отдельных предприятий и организаций, нацеленных на
расширение своего бизнеса в международной сфере. Есть уверенность, что именно на
диаспоральной базе возможен новый виток развития института торговых
представительств.
Важно вести работу не только на сближение российских
деловых кругов с диаспорами, но и в сближении самих диаспор. Диаспоры являются
одним из наиболее перспективных факторов в системе современных международных
отношений.
Позволю себе напомнить еще одну цитату генерала Мошкова:
"Участь, которая предстоит русскому народу в ближайшем будущем, конечно,
печальна и при наших современных знаниях совершенно неустранима, а потому лучше
бы было совершенно не знать ее. Но, к счастью, вместе с законами исторических
циклов для нас открылась истинная причина вырождения и безошибочное средство к
его устранению. В наших руках есть верное средство, уже испытанное и указываемое
нам самой природою, обратить Железный век в Золотой".
|