Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №87(01.12.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Русские в Казахстане на защите родного языка

Положение русского языка в Казахстане не так беспроблемно, как часто видится из России. Хотя в Конституции республики гарнатируется  использование русского языка в органах власти наравне с государственным – казахским, на практике процесс вытеснения русского из официальной сферы продолжается. Тревогу бьют активисты Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций, резолюцию  конференции которой размещаем ниже.

Резолюция представителей  Ассоциации  русских, славянских  и  казачьих общественных  объединений  в Казахстане

Мы представители Ассоциации Русских, Славянских и Казачьих общественных объединений в Казахстане (АРСК), выражаем свой протест в связи с объявленными  планами Правительства республики озвученными на расширенном Заседании по проблемам государственного языка, проходившего 30 сентября под руководством госсекретаря И.Тасмагамбетова.

В Конституции Казахстана однозначно сказано, что русский язык в республике является официальным и используется наравне с государственным казахским. На нём, в республике общаются не менее 80% граждан. Об этом постоянно заявляют перед российской общественностью высшие лица государственной власти республики. Неоднократно такие заявления звучали и во время проведения мероприятий посвящённых проведению года Казахстана в России. В тоже время, властями Казахстана внедряется подписанная президентом «Программа развития языков на 2001-2010» годы, в которой предписано, перевести всё делопроизводство в республике только на один государственный казахский язык.

На расширенном Заседании по проблемам государственного языка, двойные стандарты языковой политики были подтверждены и получили своё продолжение. Правительство РК получило задание сформировать список должностей и сфер деятельности, где будет запрещено работать и общаться на русском языке.

Заявление о создании в ближайшем будущем надзорного органа наделённого карательными функциями, говорит о том, что во властных структурах намечены планы активного выдавливания русского языка из большинства сфер жизни республики по сценарию режимов Прибалтики, что признано мировым сообществом, как вопиющее нарушение прав человека в сфере национальной политики.

Демонстративный пример министра иностранных дел РК, когда зачитанный им депутатам парламента доклад, впервые синхронно не переводился на русский, а также озвученные на Заседании предложения об отмене статьи №9 Закона о языках, в которой указывается, что акты государственных органов могут готовиться на русском языке, говорит о серьёзности намерений по усилению давления и дискриминации в сфере языковой политики.

В преддверии открытия Года России в Казахстане мы вынуждены констатировать что, выше указанные и многие другие факты внутренней политики Казахстана, говорят о том, что руководство республики вместо возрождения казахского языка на платформе равноправного двуязычия и декларируемой  политики межэтнического согласия, по-прежнему реализует курс на построение этнократического государства. При этом, учитывая происходящее во внутренней политике, все заявления о желании широкой интеграции с Россией в культурной, языковой, информационной и других сферах, можно считать лишь декорацией, целью которой является получение исключительно экономических выгод, за счёт льгот и ресурсов РФ.

В случае активной реализации заявленных на Заседании намерений, в казахстанском обществе возникнет сильное межнациональное напряжение, которое ещё больше застопорит процесс изучения государственного языка русским населением Казахстана, а также нарушит внутреннюю стабильность в республике. Как следствие это будет стимулировать миграцию, и много других негативных процессов.

Учитывая программы помощи РФ соотечественникам СНГ, где ставится цель сохранения в СНГ русского языка, как средства межнационального общения и носителя великой культуры, что декларативно поддержано и со стороны Казахстана, мы обращаемся к президенту РФ Путину, правительственным кругам и общественности России с призывом, в случае реализации намеченных мер в сфере языковой политики РК, поставить под вопрос ряд мероприятий заложенных в программу проведения Года России в Казахстане, или отложить его проведение на другое время.

Реализуя конституционные гарантии на право развития родного языка, Ассоциация Русских, Славянских и Казачьих общественных объединений в Казахстане объявляет о создании постоянно действующего Комитета по положению и защите прав русского языка в Республике Казахстан. Целью Комитета, будет оценка развития ситуации с положением русского языка в РК на основе проводимого мониторинга и поступающих от соотечественников жалоб и заявлений. Своевременное предоставление российской и мировой общественности информации о происходящих событиях в языковой сфере республики. Организация юридических и политических  актов направленных на защиту прав в сфере положения русского языка,

В состав Комитета по положению и защите прав русского языка в Республике Казахстан избраны:

Мироглов Ф.В. – председатель Комитета,  руководитель Информационно-исследовательского центра «Русский обозреватель», редактор газеты «Русское слово»,  Климошенко И.С. - руководитель славянского движения «Лад», член Совета соотечественников при  Государственной Думе РФ, Пономарёв А.Ф. – редактор славянской газеты «Лад», член Совета соотечественников при  Государственной Думе РФ,  Михайловский И.П. – атаман «Союза Казаков Степного Края»,  Дроганов А.Н. – редактор газеты «Казак Степной»,  Сытник М.Д. – политолог,   Непомнящих И.А. – инициативная группа регистрации партии «Соотечественник».


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ