Русские без Церкви не организуютсяКирилл Фролов
К первому официальному визиту делегации Русской
Православной Церкви Заграницей в Москву 18-22 ноября 2003 года
18-22 ноября состоялся первый официальный визит делегации
Русской Православной Церкви Заграницей в Россию. Это действительно историческое
событие. Воссоединение Патриаршей и Зарубежной частей Русской Православной
Церкви может и должно стать принципиальным событием, которое задаст тон развитию
России в 21 веке. Этот тон должен быть противоположным по отношению к веку
двадцатому, который наша страна встретила ослабленной, без своих исторических
территорий, пережив геноцид и атеизм.
Напомним, что русские епископы, ушедшие с Белой
Армией из большевистской России, организовали собственное церковное управление
во главе с великим русским богословом 20 века, реставратором русского
патриаршества митрополитом Антонием (Храповицким). Другого выхода не было-
Московский Патриархат стал заложником большевиков, его иерархи не могли говорить
правду о положении Церкви в СССР. В 1927 году, после того, как московский
митрополит Сергий (Страгородский) под угрозой расстрела всего оставшегося
духовенства подписал трагическую декларацию о лояльности советской власти,
после чего иерархи, составившие Зарубежную Церковь, прекратили общение с
Московским Патриархатом. Русская Зарубежная Церковь возглавила русскую диаспору
не только в духовном, но и в политическом смысле. Она напоминала русским людям
за рубежом, что свою русскость они могут сохранить только благодаря
Православию. Митрополит Антоний (Храповицкий) был и политическим лидером
русского зарубежья. Он призывал русских людей ни за что не смиряться со злом и
богоборчеством, установившимися в России. Он возглавил « съезд хозяйственного
возрождения России» в Баден-Рейхенгалле в 1922 году, который был посвящен
вопросам духовной и политической консолидации русской диаспоры и ее
экономического возрождения на основе национального, проникнутого православной
этикой предпринимательства. Эти принципы планировалось распространить на
освобожденную от большевиков Россию, они актуальны и поныне. Русская Церковь
Заграницей была и организатором русской диаспоры, посредником на переговорах и с
дружественными сербскими властями, и со сложными китайскими и манчужрскими, на
предмет организации русских и их нормального проживания в странах рассеяния.
После захвата власти в Китае Мао великий святой русского зарубежья архиепископ
Иоанн (Максимович) Шанхайский лично организовал отъезд всех русских из вверенной
ему епархии, сам, с риском для жизни, уехал последним, лично проследил, успела
ли эвакуироваться каждая семья (он знал всю свою паству лично). Собственно,
центры выживания и консолидации русских , вся инфрастуктура диаспоры
складывалась на основе церковной структуры, православного прихода, который был
центром самоорганизации. Собственно, Церковь была единственным организующим
центром, ибо многочисленные общественные организации и партии конфликтовали
между собой. И этот опыт должен быть востребован и для самоорганизации новой
русской диаспоры. В настоящее время Русская Зарубежная Церковь насчитывает около
500 приходов в США, Канаде, Латинской Америке, Европе, Австралии и Новой
Зеландии, Гаити, Гондурасе, Уганде
После 1991 года путь навстречу Церкви на Родине и Заграницей был трудным. Прорыв
начался в 2000 году, когда Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в
Москве прославил в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских, что
справедливо просила Зарубежная Церковь, и принял Социальную Концепцию РПЦ, в
которой четко указано, что Церковь не имеет права на компромиссы с
богоборческими политическими силами, какими- бы влиятельными они не были. Это
позитивно было отмечено в Зарубежной Церкви. И вот в сентябре 2003 года
Президент Путин посетил в Нью-Йорке Св. Синод Зарубежной Церкви и передал
ее Первоиерарху митрополиту Лавру приглашение от Святейшего Патриарха
Алексия посетить Россию. В рамках подготовки к этому визиту Россию
посетила делегация Зарубежной Церкви во главе с Архиепископом Берлинский и
Германским Марком. Другие участники делегации- , архиепископ Австралийский
Илларион, епископ Сан- Францисский Кирилл, священники Николай Артемов и Петр
Холодный (Мюнхен). «Зарубежники» провели две встречи с Патриархом и членами Св.
Синода РПЦ, которые прошли в братской атмосфере, на которых была достигнута
договоренность о создании комиссий по церковному единству в РПЦ и РПЦ
Заграницей. Иерархи из русского рассеяния молились также у московских святынь и
в Дивеево, у мощей св. Серафима Саровского. Везде народ братски приветствовал
своих единоверных и единокровных братьев. Теперь делегация Московского
Патриархата отправится на Пастырское Совещание Зарубежной Церкви в г. Наяк (шт.
Нью-Йорк), затем Архиерейский Собор РПЦЗаграницей, визит митрополита Лавра в
Москву, Архиерейский Собор РПЦ. НА всех этих встречах и собраниях
будет обсуждаться вопрос Воссоединения.
Воссоединение Патриаршей и Зарубежной частей Русской Церкви привет к мощнейшему
усилению русского Православия внутри России и в мире, а также сделает мировую
русскую диаспору единой, сильной влиятельной. То, что русские без Церкви не
организуются, это факт.
Конечно, такого усиления Православия, русского
народа и России не могут себе позволить его противники. И воссоединению
Патриаршей и Зарубежной Церкви была объявлена война. Ставки слишком высоки,
вопрос принципиален- речь идет о судьбе русского Православия и России, и,
поэтому, необходимо указать на силы, препятствующие Воссоединению, со всей
определенностью.
Силы воинствующего секуляризма, новые воинствующие
атеисты, по отношению к традиционным ценностям России - новые большевики.
Представители этих групп боятся усиления Православия в результате воссоединения
РПЦ и РПЦЗ. Эти же группы устроили истерику вокруг преподавания «Основ
православной культуры» в школе, лоббируют антицерковные пункты в Земельном и
Налоговом кодексах (здесь отчетливо просматриваются фигуры
правительственных чиновников типа Себенцова, оставшихся как политическое
наследство прошедшей эпохи). Им воссоединение с Зарубежной Церковью, иерархи
которой на встрече с Президентом Путиным потребовали ввести в России уже не
«Основы православной Культуры», а Закон Божий, кость в горле.
Кстати, иерархи РПЦЗ предложили это с позиций людей, живущих на Западе, где во
многих правовых и демократических государствах в школах преподаются основы
вероучения традиционных конфессий. «Новые большевики» являются и врагами
демократии. Их представитель, главный редактор «НГ-Религий» Марк Смирнов,
заявил, что чиновники и военные не должны иметь право исповедовать свои
религиозные взгляды на службе. Это дискриминация православного тбольшинства
России и верующих ее традиционных конфессий, практика «запрета на профессию».
Другой воинствующий борец с «клерикализмом» и противник православного
возрождения, Александр Щипков (гл. редактор портала «Религия и СМИ», утверждает
вообдще дикие вещи, а и именно: Государство может допустить только такую
религиозную деятельность, которая не вступает в противоречие…с принципом
светского характера государства. Конкретные религиозные представления
приверженцев той или иной религии, которые оказываются несовместимыми с этими
принципами, подпадают под термин «религиозный экстремизм» и должны быть
признанными антиобщественными и антигосударствеными» (Выступление на круглом
столе «Роль СМИ в воспитании толерантности и предотвращении межрелигиозных
конфликтов 22 октября 2003 г) Таким образом, группа воинствующих
секуляристов пропагандируют тоталитарные методы борьбы с инакомыслием по
отношению к своей более чем спорной идеологии, к подавлении прав религиозного
большинства граждан России и пытаются втолкнуть в эту игру государство (
портал «Религия и СМИ» поддерживается «ельцинским» министром печати
Лесиным). Они предлагают борьбу даже не с политическими проявлениями, а с
«религиозными представлениями», которые не совпадают с принципом светского
характера государства. Как тут не вспомнить антиутопию Джорджа Оруэлла
«1984», где в тоталитарном мире судили за «мыслепреступления». В данном случае
под «антиобщественные» и «антигосударственные» преступления подпадают не только
творения св. отцов Церкви, многие из которых были монархистами, но и Социальная
Концепция РПЦ, но и попытки диалога Церкви и государства, Церкви и школы, ибо
термин «светское государство» в представлении этих «экспертов» означает
государство атеистическое. Мало того, Щипков предлагает признать
«антиобщественным» вообще всякую религию: «Во многих, если не во всех конфессиях
можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия
верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной
степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций
того или иного религиозного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании
и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные
представления и нормы на все общество»
Таким образом, все православное сообщество оказывается
«антиобщественным», а любая полемика с инославием должна караться государством,
социальное партнерство Церкви и государства, религиозное образование в светской
школе, классическая русская литература, величайшие представители которой, такие
как Федор Михайлович Достоевский, учили, что «распространение» православных
христианских «конфессиональных норм на все общество» является залогом выживания
и спасения России.
Конечно, этим силам воссоединение и усиление Православия не выгодно.
Соответственно, Патриаршая и Зарубежная части Русской Церкви должны совместно
действовать против этого самого настоящего большевизма. И , кстати, союзниками в
борьбе с этой тоталитарной идеологией будут все здравомыслящие круги общества.
Криминально-олигархическая оппозиция Президенту Путину.
Ее взбесила встреча Президента России с
иерархами Зарубежной Церкви. Представители криминально-олигархических
кругов утверждают, что поддержка Президентом воссоединения Патриаршей и
Зарубежной Церкви носит коньюктурный предвыборный характер, хотя в
действительности она продиктована заботой о благе России. Во главе антицерковной
кампании стоит Г. Павловский, который ранее клялся в верности Президенту, именем
Президента страны пропагандировал свои экзотические религиозные концепции
типа поддержки «суздальского раскола», заявлял, что тот , кто не поддерживает
отлученного от Церкви расколоучителя В. Русанцова, тот выступает против
Президента. В итоге, против Владимира Путина стал активно выступать сам
Павловский. Патронируемый им «Портал. Кредо. Ру». стал главным
штабом борьбы с воссоединением. Установочные статьи «Кредо»
ретранслировались «Новыми Известиями», «Известиями». «Портал.Кредо» в соей
передовице "Ворона и лиса» пошел на беспардонную ложь – там
утверждается, что Московский Патриархат потребовала на переговорах с РПЦЗ
передать собственность РПЦЗ российскому государство затем, чтобы оно ее передало
МП. В МП, между прочим, не самоубийцы, чтобы создавать прецедент национализации
церковного имущества - а вдруг либеральным чиновникам в России захочется также
поступить и с Московской Патриархией? Все остальное в статье - это
демагогические страшилки о том, как плохо будет РПЦЗ в случае сближения с РПЦ,
описываются "тайные козни и планы" МП по захвату РПЦЗ, ее унижению и т.п. Это
все рассчитано для тех в Зарубежной Церкви, кто не знает ситуации в России - для
срыва Всезарубежного Пастырского совещания в г. Наяке (штат Нью-Йорк), где
духовенство Зарубежной Церкви будет решать судьбу отношений с Патриаршей
Церковью.
Силы, стремящиеся отрешить Президента от власти, пытаются
и поссорить его с Церковью, и нанести удар по воссоединению Патриаршей и
Зарубежной Церкви.
Элиты, стремящиеся к раздроблению России (круги, близкие
к Соросу и демократической партии США), радикальный ислам, католицизм и
т.п. Их интересы пересекаются с интересами антипутинской оппозиции,
стремящейся превратить Россию в рыхлую парламентскую конфедерацию. Им не нужна
сильная Русская Православная Церковь, которая осталась последней нерасчлененной
структурой на постсоветском пространстве. Воссоединение Патриаршей и Зарубежной
Церкви позволит усилить проповедь Православия в Европе, которую, как и Россию,
ислам считает уже своей. Католицизм, конечно, вовсе не заинтересован в
усилении Православия, а русского-в особенности. Собственно, «НГ-Религии»
традиционно отстаивают не только воинствующий секуляризм, но интересы
Ватикана.
Итак, в деле воссоединения Русской Православной Церкви
ставки более чем высоки. От успеха этого дела прямо зависит и судьба России как
таковая, и судьба Первоирархов и иерархов обеих частей Русской Церкви, которые
сделали решительные шаги навстречу друг другу, и политическая судьба Президента
как собирателя России. Таким образом, дело единство Русской Церкви должно
объединить и ее верных чад, и ответственную политическую элиту России.
Визит делегации Зарубежной Русской Церкви всколыхнул церковный народ и в РПЦ, и
в РПЦЗ. Епархиальные собрания 5 епархий Зарубежной Церкви направили обращение о
необходимости воссоединения. То же в России и в русских регионах постсоветского
пространства. Обращения наших соотечественников о воссоединении представлены
ниже. Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси
Алексию Второму, Высокопреосвященнейшему митрополиту Восточноамериканскому и
Канадскому Лавру, Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей
Ваше Святейшество! Ваше Высокопреосвященство!
Мы, миряне, представители православной общественности
России, занимающиеся православным просвещением в образовательной,
общественно-политической, информационной сферах, от всего сердца
поддерживаем начатый Вами диалог о воссоединении двух частей единой Русской
Православной Церкви. Это воссоединение необходимо как хлеб, как воздух,
его ждет вся православная Россия. Поверьте, это действительно так. Рана на
теле Русской Церкви должна быть излечена, трагическое разделение преодолено.
Собственно, для церковного народа этого разделения уже и не существует- во
многих приходах РПЦЗ и РПЦ в Европе и Северной Америке прихожане обеих
юрисдикций уже давно причащаются Святых Тайн в храмах друг друга. Хоры
российских монастырей и приходов исполняют духовные песнопения в храмах
Зарубежной Церкви. Когда делегация Русской Православной Церкви Заграницей
прибыла 18 ноября 2003 года в Россию, Прихожане московских храмов и монастырей
подходили под благословение владыкам Марку, Илариону и Кириллу как православным
каноничным архипастырям. И, самое главное, мы, чада Патриаршей Церкви, почитаем
великих святителей и чудотворцев Церкви Зарубежной –св. Иоанна (Максимовича),
св. Ионы (Ханькоусского), других подвижников, ожидающих церковной канонизации. В
Зарубежья чтят современнных святых Патриаршей Церкви- св. Луки
(Войно-Ясенецкого), преп. Алексия (Кабалюка), исповедников хрущевской эпохи.
Вообще, наличие современных нам святых и в Русской Православной, и в Зарубежной
Церкви является самым важным доказательством их спасительности и благодатности,
принадлежности к вселенскому Православию.
По сути, речь идет о том, чтобы на
церковно-каноническом уровне закрепить то единство, которое существует де-факто.
И ситуация для этого назрела. Нам, здесь и сейчас, очень важна
принципиальная позиция Русской Зарубежной Церкви, ее опыт противостояния
безбожию и воинствующему секуляризму. Позиции РПЦЗ по неприятию компромиссов с
антицерковными силами нашли свое продолжение в Социальной Концепции
Русской Православной Церкви. Наши иерархи продолжают прямо говорить и делать то,
о чем писал первый Первоиерарх Зарубежья приснопамятный митрополит Антоний
(Храповицкий)- Церковь Русская должна занимать активную миссионерскую
позицию, веским словом противостоять злу, иметь свою независимую материальную
базу для реализации миссионерских и образовательных проектов, противодействовать
любым попыткам вмешательства в ее служение. Нонконформистская позиция Зарубежной
Церкви может и должна помочь нам преодолеть агрессивные действия тех сил,
которые недовольны Православным Возрождением России. Эти силы
немногочисленны, но имеют солидную финансовую базу и международную поддержку,
влияние в СМИ. Они пытаются помешать социальному партнерству Церкви и
государства, блокируют любые социальные и образовательные инициативы Церкви,
продвигают законопроекты, призван ные экономическими методами удушить Церковь.
Им, в частности, удалось нанести серьезный удар даже по такому
компромиссному и скромному проекту, как добровольное преподавание «Основ
православной культуры» в российских школах. И поэтому идеология и практика
активного противодействия злу, которую Зарубежная часть Русской Церкви имела
больше возможностей реализовать, более чем востребована в России.
Воссоединение Патриаршей и Зарубежной частей Русской
Православной Церкви стремительно усилит русское Православие и внутри страны, и в
мире. Следовательно, укрепятся и позиции России. Это понимают те политические
силы, которые боятся возрождения нашей страны, стремятся превратить ее в рыхлую
парламентскую конфедерацию, а Церковь видят слабой и раздробленной. Поэтому
средства массовой информации, подконтрольные «криминально-олигархической»
оппозиции Президенту России, объявили воссоединению Патриаршей и Зарубежной
Церкви настоящую войну. Их действия на информационно-политическом поле очень
просты - демагогия, дезинформация, провокация. Как говорит Священное Писание-
бесы веруют и трепещут. Это противодействие еще раз убеждает нас в
том, насколько необходимо воссоединение Патриаршей и Зарубежной частей Русской
Православной Церкви.
Союз Православных Граждан, крупнейшая
церковно-общественная организация России, которая включает 62 православные
православные общественные и просветительские организации в России и странах СНГ.
В частности, в СПГ входит братство «Радонеж» с одноименной газетой и
радиостанцией, медико-просветительский центр «Жизнь», который самым активным
образом противодействует абортам в масштабах страны, Союз духовного возрождения
в г. Красноярске, Союз православных мирян г. Твери, организации на Украине,
Казахстане, Белоруссии.
Валентин Лебедев, председатель Союза Православных
Граждан, главный редактор журнала «Православная Беседа», Евгений Никифоров,
председатель общества «Радонеж», сопредседатель СПГ Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию
Второму, Высокопреосвященнейшему митрополиту Восточноамериканскому и Канадскому
Лавру, Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей
Ваше Святейшество! Ваше Высокопреосвященство!
Мы, православные миряне Новороссии, объединившиеся
в организацию «Единое Отечество», призванную помогать Матери-Церкви в ее
миссионерском служении, а также для защиты прав православного большинства нашего
Новороссийского края, просим Вас о скорейшем воссоединении Русской Православной
Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей. Нам, в Новороссии,
восстановление единства Русской Церкви желанно как никогда. Украинская
Православная Церковь Московского Патриархата –это Церковь-исповедница. В ее
западных епархиях дух и дело стояния за веру даже до крови –это реальность. И
воссоединение с братьями –«зарубежниками» усилит каноническое Православие на
Украине, даст нам новые силы противостоять реальному, сильнейшему натиску
тех сил, которые хотели бы видеть Украину униатским антироссийским
государством.
В Одесской митрополии это осознают особенно. В нашей
епархии святые Царственные Мученики были прославлены как местночтимые святые в
1999 года, раньше их всероссийского прославления. В вопросе диалога с братьями
из Зарубежной Церкви мы также впереди всех. Летом этого года Одессу посетили
высокие гости из РПЦЗ –высокпреосвященнейший архиепископ Австралийский и
Новозеландский Иларион и епископ Женевский Амвросий с группой паломников из США,
Западной Европы и Австралии. Они были приняты Высокопроесвященнейшим
митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом –в алтаре Успенского
кафедрального собора состоялась эта торжественная встреча и братское
целование иерархов, символизирующее единство Патриаршей и Зарубежной
частей Русской Православной Церкви. Сразу после этого братского посещения
Одесская духовная семинария издала специальный выпуск своего журнала
«Андреевский вестник», посвященный единству МП и РПЦЗ. Наш епархиальный
секретарь о. Андрей Новиков-автор одной из самых глубоких богословских
работ в поддержку воссоединения русского Православия.
Таким образом, горячее желание единства с братьями из РПЦЗ, это реальность жизни
всей Русской Церкви. У нас в Одесской митрополии- форпост борьбы за
единство. И мы анализируем, кто, зачем и почему препятствует
Воссоединению. Это откровенно антицерковные, и, следовательно, антироссийские
силы. Какую только демагогию не используют они! Например, утверждают, что РПЦЗ
слишком маленькая, что Московскому Патриархату и без нее можно обойтись. Но дело
не в количестве! Мы воспринимаем печальное обстоятельство, что мы до сих пор не
можем причащаться с Церковью св. Иоанна Шанхайского, как личную боль!
Пора назвать конкретных противников воссоединения. Это поддерживаемая
политтехнологом Глебом Павловским, еще недавно заявлявшим себе сторонником
Путина, а теперь перешедшим на сторону криминально-олигархической оппозиции,
абсолютно маргинальная раскольническая группка «Российская православная
автономная церковь (РПАЦ)». Эту микроскопическую группку, состоящую из лиц,
отторгнутых и Патриаршей и Зарубежной Церковью не стоило бы и поминать, если бы
не поддержка Павловского, который, конечно, неофициально, предоставил ей
информационные ресурсы Фонда Эффективной Политики. Речь идет об одиозном
«портале. Кредо.Ру», который превратился в интернет- аналог НТВ эпохи
Гусинского. НТВ стреляло в спину солдатам, воевавшим на Кавказе за Единую и
Неделимую Россию, «Кредо» стреляет по Матери-Церкви, по нашей великой святыне,
без которой народ превратиться в толпу, которой легко манипулировать. Авторы
«Кредо» изворачиваются, пускаются на любые дезинформации, делают все, чтобы
сорвать воссоединение Патриаршей и Зарубежной Церкви. Они пугают расколом
РПЦЗ-это чушь, все, кто против воссоединения, давно ушли в такие же, как и
«РПАЦ», маргинальные группировки, зато собрания духовенства большинства приходов
РПЦЗ поддержали воссоединение. «Кредо» нападает на Патриарха, на владык
РПЦЗ Лавра и Марка, на Президента России. Деструктивные идеологические установки
«Кредо» на срыв воссоединения перепечатываются издаваемыми Березовским «Новыми
Известиями» и «проправительствеными» «Известиями».
Мы считаем, что всем этим врагам Русской Церкви
давно пора дать по рукам.
Православный народ в России и в диаспоре должен знать,
что сорвать воссоединение пытаются те, кто боится сильной Русской Православной
Церкви и Великой России.
Председатель «Единого Отечества» Валерий Кауров Обращение православного карпаторусинского общества св.
Кирилла и Мефодия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию
Второму, Высокопреосвященнейшему митрополиту Восточноамериканскому и Канадскому
Лавру, Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей
Ваше Святейшество! Ваше Высокопреосвященство!
Подкарпатские русины молятся о скорейшем воссоединении
Русской Православной Церкви и Русской Церкви Заграницей, Первоиерархом которой
является наш единоплеменник, коренной карпраторосс митрополит Лавр!. Мы готовы
не просто молиться, но и стать помощниками в деле восстановления братского
общения. Ведь Подкарпатская Русь, этот островок Православия в центре Европы, на
котором под омофором Святейшего Патриарха Алексия и блаженеейшего митрополита
Владимира находится более 600 приходов и 30 монастырей, всегда находилась в
общении и с Русской Патриаршей Церковью, и с Русской Зарубежной Церковью.
Карпаторусская Православная Церковь, бывшая в
период между мировыми войнами автономной единицей Сербской Патриархии, и в 1946
году добровольно вошедшая в состав Московского Патриархата, братски общалась с
обеими частями Церкви Русской. Первый Первоиерарх РПЦЗ митрополит Антоний
(Храповицкий) стоял у самых истоков возрождения Православия на Подкарпатской
Руси, еще перед первой мировой войной он руководил рукоположением священников на
Закарпатье и борьбой с унией, по его благословению был рукополжен Апостл
Карпатской Руси архимандрит Алексий (Кабалюк). Монахи из Зарубежной Церкви,
основавшие монастырь преп. Иова Почаевского во главе с великим миссионером
двадцатого века, учеником митрополита Антония (Храповицкого),
архимандритом Виталием (Максименко), в 20-30 годы 20 века внесли огромный вклад
в возрождение Православия на Подкарпатской Руси - Ново- Почаевский монастырь,
братия которого после Великой Отечественной Войны основала знаменитые
обители русского зарубежья-св. Иовский монастырь в Мюнхене и Свято-Троицкий
монастырь в Джорданвилле (духовный центр РПЦЗ)был основан в западном Закарпатье,
на Ладомировой, то есть земле св. Владимира. Первый печатный орган Зарубежной
Церкви назывался «Православная Карпатская Русь, который был преобразован затем в
ныне действующий официальный орган РПЦЗ «Подкарпатская Русь».
Великий святой Подкарпватской Руси, схиархимандрит
Василий (Пронин), преставившийся в 1997 году, духовным чадом, любимым
учеником архиепископа Иоанна (Максимовича) –великого святого Зарубежной
Церкви. В монашеском постриге о. Василия принимал участие митрополит Анастасий
(Грибановский), ставший затем Первоиерархом РПЦЗ. О. Василий был священиком
Карпаторусской автономной Церкви, а с 1946 по 1997 год- Русской Православной
Церкви, но он всегда благоговейно почитал св. Иоанна (Максимовича),
переписывался с ним, пока это было возможно. Для него этого разделения не
существовало. А мы учимся у наших святых. И поэтому этого разделения для нас не
существует. Просто теперь Священноначалие должно сказать свое каноническое
слово. И промыслительно, что Первоиерархом Зарубежья стал русин митрополит Лавр.
Подкарпатская Русь, по молитвам ее святых, скажет в святом деле
воссоединения Русской Церкви свое веское слово.
Протоиерей Димитрий Сидор, настоятель
Крестовоздвиженского Собора г. Ужгорода, председатель русинского
духовно-просветительского общества св. Кирилла и Мефодия Православный Казахстан-за воссоединение Патриаршей и
Зарубежной частей Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию
Второму, Высокопреосвященнейшему митрополиту Восточноамериканскому и Канадскому
Лавру, Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей
Ваше Святейшество! Ваше Высокопреосвященство!
Со слезами радости мы восприняли новость о визите
делегации Русской Зарубежной Церкви в Московский Патриархат. Верим, единство
Московского Патриарха та и Русской Зарубежной Церкви не за горами.
Вот уже много лет мы издаем миссионерский альманах
«Веди», в котором год за годом, из номера в номер мы ставим вопрос о единстве с
Русским Зарубежьем, где рассказываем и о новомучениках, кровью и потом которых
пропитана казахстанская земля и о великих святых Русской Зарубежной
Церкви, таких как Иоанн (Максимович), о ее столпах, таких, как митрополит
Антоний (Храповицкий), о русских героях Белого Движения и их духовниках,
служивших в Зарубежной Церкви. Надеемся, что и мы внесли свой скромный вклад в
святое дело церковного единства. Мы ждем, когда оно будет окончательно
восстановлено.
Константин Бируля-Маянский, Председатель Союза
Православных Граждан Казахстана, Главный редактор духовно-просветительского
Альманаха «Веди» (г. Алма-Ата) Донбасс, оплот
канонического Православия-за единство Русской Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию
Второму, Высокопреосвященнейшему митрополиту Восточноамериканскому и Канадскому
Лавру, Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей
Ваше Святейшество! Ваше Высокопреосвященство!
Известие о начале процесса воссоединения Русской
Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви
Заграницей вызвало на Донбассе настоящий духовный подъем-ведь мы не позволим
отделить себя от Святой Руси.
В конце октября православное братство Донбасса приняло
самое активное участие в массовых акциях протеста против попыток провести
в нашем Православном Донбассе съезда раскольников и униатов во главе с
Ющенко. Они вынуждены были ретироваться. Нам, православным, хватит бояться всех
и самих себя.
Поэтому верю, что и православные граждане России дадут по
рукам тем, кто пытаемся помешать великому делу воссоединения двух частей Святой
Русской Православной Церкви.
Александр Базилюк, председатель Православного Братства
Донбасса, Член Политсовета
СПГ
Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию
Второму, Высокопреосвященнейшему митрополиту Восточноамериканскому и Канадскому
Лавру, Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей
Ваше Святейшество! Ваше Высокопреосвященство!
Петербургская организация Союза Православных Граждан
молится о скорейшем уврачевании раны разделения Русской Православной Церкви.
Верим, что в самом скором времени мы увидим Вас сослужащими Божественную
Литургию. А книги великих отцов Зарубежной Церкви - великого русского богослова
митрополита Антония (Храповицкого), архиепископа Нафанаила (Львова) и мн.
других- в наших книжных магазинах. Эти достойнейшие творения должны быть
прочитаны в России
Максим Антипов, председатель Санкт-Петербургского
отделения Союза Православных Граждан Русская Сибирь
приветствует воссоединение Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси Алексию Второму, Высокопреосвященнейшему митрополиту
Восточноамериканскому и Канадскому Лавру, Первоиерарху Русской Православной
Церкви Заграницей
Ваше Святейшество! Ваше Высокопреосвященство!
Православные христиане г. Красноярска молятся о
скорейшем воссоединении РПЦ и РПЦЗ. Не думайте, что мы далеко и нам все равно.
Ни в коем случае!
Мы все видим, знаем, молимся. Да будет Церковь Русская
едина.
Наталья Винник, председатель Красноярского отделения
Союза Православных Граждан ОБРАЩЕНИЕ К Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Лавру, Митрополиту Восточно-Американскому и Нью
Йоркскому, Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви.
1 ноября (19 окт.) 2003 г.
Св. праведного Иоанна,
Кронштадтского чудотворца
Ваше Высокопреосвященство, милостивый Владыка Митрополит
Лавр, благословите!
Мы, священнослужители, церковнослужители, церковные
труженики, сестричество, прихожане и богомольцы Богоявленского храма в Бостоне,
всячески поддерживаем Ваше Высокопреосвященство и всех нашых Архипастырей в деле
восстановления нормальных братских, церковных, и литургических взаимоотношений
между Русской Зарубежной Церковью и Церковью-Матерью в лице Московского
Патриархата. Мы надеемся что в ближайшее время увидим Ваше Высокопреосвященство
и наштх Архипастырей сослужащими со Святейшим Патриархом Всероссийским Алексием
2-м, и Российскими Архиереями. Вслед за Вами, и наши священнослужители, давно
тоскующие по литургическому общению с Российской Церковью, смогут сослужить в
Российских храмах во время паломничеств в Россию, а близкие нам по духу
российские батюшки, приезжая заграницу, смогут сослужить с нашими батюшками в
наших зарубежных храмах И все мы, радуясь, сможем сознавать себя Членами, и
Причастниками Единого Тела Христова, Этим будет залечена рана разделения,
нанесенная Русской Православной Церкви коммунистической революцией 17-го года, и
десятилетиями атеистической советской диктатуры.
Просим Ваших святых молитв и Первоиераршего
благословения. Резолюция Южного миссионерского
благочиния Восточно-Американской епархии
ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ: 12 ноября 2003
Мы, духовенство Южного благочиния Восточно-Американской
епархии, собрались в присутствии Курско-Коренной иконы Пресвятой Богородицы в
храме преподобной Марии Египетской в граде Лилбурн (штат Джорджия) и постановили
следующее:
1. Мы поддерживаем Архиерейский Собор в его решении
вступить в диалог с
иерархией Московского Патриархата.
2. Мы считаем, что в течение предстоящего диалога
необходимо обратить четкое внимание на следующие пункты:
а) Важность всех предыдущих постановлений Соборов Русской
Православной Церкви заграницей в отношении Московского Патриархата.
б) Вопрос сергианства: то сотрудничество Церкви с
гражданскими властями, которое поставило под угрозу бытие самой Церкви.
в) Вопрос экуменизма: официальные контакты Церкви с
инославными v контакты, которые компрометируют Православную веру или действия и
заявления из которых можно сделать вывод, что инославные являются частью Единой,
Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
г) Вопрос Новомучеников российских: признание всех
новомучеников, в том числе и тех, кто являлся противником митрополита
Сергия.
ж) Мировое православие: вопрос взаимоотношения Русской
Церкви с иными
православными церквами.
3. Мы призываем друг друга и наших прихожан усиленно
молиться, дабы Святой Дух руководил бы нашими иерархами.
+ Епископ ГАВРИИЛ Манхеттенский, Протоиерей Дамиан
Кришела, Протоиерей Иоанн Таунсенд, Протоиерей Григорий Виллиамс, Священник
Алексей Дункан, Священник Давид Страут, Священник Серафим Стивенс, Священник
Георгий Джонсон, Священник Анастасий Ятрелис, Священник Георгий Брукс, Священник
Александр Логунов, Священник Иоанн Моузес, Священник Марк Манкюсо, Священник
Онуфрий Кийф, Священник Вячеслав Давиденко, Диакон Антоний Бриджес, Диакон
Матфей Виллиамс, Диакон Иоанн Гансон КОММЮНИКЕ по
поводу встречи митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Православной Церкви
заграницей и членов Архирейского Синода с Президентом Российской Федерации В.В.
Путиным
НЬЮ-ЙОРК: 25 сентября 2003
24 сентября с.г. в Нью-Йорке в Генеральном консульстве РФ
состоялась встреча Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей,
Высокопреосвященного митрополита Лавра, и членов Архиерейского Синода с
Президентом России В.В.Путиным.
Во встрече принимали участие архиепископ
Берлинско-Германский и Великобританский Марк, епископ Сан-Францисский и
Западно-Американский Кирилл, секретарь Архиерейского Синода епископ
Манхеттенский Гавриил, протоиереи Николай Артемов и Петр Холодный, а также
наместник московского ставропигиального Сретенского монастыря, архимандрит Тихон
(Шевкунов).
На встрече обсуждались пути Русской Церкви в трагическом
ХХ веке, отношения между Православной Церковью и государством в нынешней России,
перспективы конструктивного диалога между Русской Православной Церковью
(Московского Патриархата) и Русской Зарубежной Церковью.
На встрече было передано письмо Патриарха Алексия II
митрополиту Лавру с
приглашением посетить Москву. Приглашение было с
благодарностью принято.
Данная встреча - итог длительного процесса общения между
членами Русской Церкви в России и в Зарубежье. Приглашение на такую встречу
также было уже высказано во время первого визита Президента России В.В. Путина в
США в 2001. По благословению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви
заграницей при президентских визитах в США и Германию имели место краткие
встречи архиереев Русской Зарубежной Церкви с Президентом России.
Итоги данной встречи будут представлены для обсуждения на
предстоящих в декабре 2003 г. Всезарубежном пастырском совещании и Архиерейском
Соборе Русской Православной Церкви заграницей. Пастырское совещание Австралийской епархии
АВСТРАЛИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ: 30 октября 2003
В среду 29 октября в резиденции правящего архиерея
Австралийско-Новозеладнской епархии в Кройдоне состоялось пастырское совещание
духовенство Австралийской епархии. Из 55 клириков епархии на совещании смогло
присутствовать 24 человека.
Перед началом совещания в архиерейской Крестовой церкви
протоиереем Михаилом Протопоповым и протодиаконом Борисом Евстигнеем был
отслужен молебен перед Харбинской и Ахтырской иконами Божией Матери.
Архиепископ Иларион открыл совещание, объявил тему
встречи - вопрос
взаимоотношений с Церковью в России (Московским
Патриархатом), а также
приветствовал почетных гостей - Высокопреосвященнейшего
митрополита Лавра, епископа Манхеттенского Гавриила и протодиакона Иосифа
Ярощука.
Совещание длилось около 6 часов. Все участники совещания
имели возможность высказать свое мнение, задать вопросы и поделиться
своими мыслями.
На совещании были затронуты следующие темы: Исторический
путь Русской
Православной Церкви заграницей, положение в Китае в 1938
году, документ принятый на Архиерейском Соборе Московского Патриархата 2000 года
- "Социальная доктрина РПЦ", участие Московского Патриархата в экуменическом
движении, понятие "Мать Церковь", современная приходская жизнь Церкви в России и
участие мирян в церковной жизни.
В конце совещания была принята Резолюция и архиепископ
Иларион поблагодарил всех участников за братскую откровенность.
Резолюция Пастырского совещания Австралийской епархии
Мы, духовенство Австралийско-Новозеландской епархии
Русской Православной Церкви заграницей, собравшееся в среду, 16/29 октября
2003 г. в городе Сиднее, под председательством правящего архиерея Преосвященного
архиепископа Илариона и в присутствии Первоиерарха Русской Православной
Церкви заграницей, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра и Секретаря
Архиерейского Синода, Преосвященного епископа Гавриила Манхеттенского, на
обсуждение причин созыва предстоящего Всезарубежного пастырского совещания
в городе Нью-Йорке, высказали следующие мнения:
1. Мы, члены Русской Православной Церкви заграницей,
никогда не отделяли и не отделяем себя ни от русского народа, ни от Русской
Православной Церкви, но находимся, на основании указа ¦362 св. Патриарха Тихона
и его Синода, во временном самоуправлении.
2. Мы считаем, что наступило время всем частям Российской
Поместной Церкви для сближения и возвращения к принципам и духу
Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг. путем переговоров.
3. Ввиду того, что со времени Всероссийского Поместного
Собора прошло много лет, возникло много проблем, которые нужно тщательно изучить
и возвратиться к каноническим нормам соборной церковной жизни. Мы считаем, что
этот процесс должен происходить в духе истины, христианской любви и
взаимопонимания.
4. Мы молим Господа Бога о успешной работе предстоящих
Всезарубежного пастырского совещания и Архиерейского Собора для всеобщей
церковной пользы.
+ Митрополит ЛАВР, + Архиепископ ИЛАРИОН, + Епископ
ГАВРИИЛ,Протоиерей Михаил Клебанский, Протоиерей Иоанн Стукач, Протоиерей Михаил
Протопопов, Протоиерей Михаил Константинов, Протоиерей Никита Чемодаков,
Протоиерей Николай Карыпов, Протоиерей Гавриил Макаров, Протоиерей Николай
Далинкевич, Протоиерей Александр Морозов, Протоиерей Михаил Бойков, Протоиерей
Сергий Окунев, Протоиерей Георгий Лапардин, Иерей Борис Игнатьевский, Иерей
Владимир Цуканов, Иерей Даниил Метленко, Иерей Иаков Карлес, Иеромонах Иоанн
Макферсон, Иерей Георгий Робинсон, Протодиакон Иосиф Ярощук, Протодиакон Борис
Евстигнеев, Протодиакон Василий Якимов, Протодиакон Николай Триантафиллидис,
Диакон Вадим Ган, Диакон Иоанн Боц Резолюция
духовенства Чикагской епархии
ЧИКАГСКАЯ ЕПАРХИЯ: 10 октября 2003
Мы, священнослужители Чикагско-Детройтской епархии
Русской Православной Церкви заграницей, собравшиеся для молитвенного
общения и для взаимной духовной поддержки в день праздника преподобного Сергия
Радонежского в граде Кливленде, приветствуем нашего правящего архиерея,
Преосвященного архиепископа Алипия. Мы просим его святительского благословения и
молимся Господу о его полном выздоровлении после несчастной аварии. Мы духом
возрадовались, когда увидели, как Владыка Алипий участвовал в хиротонии епископа
Петра и мы надеемся, что Владыка Алипий скоро сможет почаще служить Божественную
литургию.
Будучи осведомлены о встрече Высокопреосвященного
митрополита Лавра и членов Архиерейского Синода с Президентом России В.В.
Путиным, мы благодарим Господа Бога за эти новые плодотворные контакты, и
надеемся, что подобные контакты в конечном итоге приведут к примирению в Русской
Церкви. Когда советская власть рухнула, то мы возрадовались. Наша радость
продолжалась видя духовное возрождение на земле Русской. Теперь мы чаем
примирение в Русской Церкви. Мы надеемся, что этот процесс примирения будет
проходить поэтапно, открыто, и, что паства будет оповещена о происходящем таким
образом, чтобы она понимала, что и почему происходит, и, чтобы у нее не было
боязни. Мы верим, что наши иерархи примут все необходимые меры, чтобы преодолеть
все препятствия стоящие на пути к примирению. Мы выражаем нашу поддержку
Высокопреосвященному митрополиту Лавру и Архиерейскому Синоду в их
доброжелательном согласии принять приглашение Патриарха Алексия II посетить
Россию и далее обсудить вопрос примирения в Русской Церкви. Мы верим, что с
Божьей помощью наши архипастыри будут принимать мудрые решения, ведущие нас и
всю их паству к нашему небесному отечеству. Мы верим, что ныне принимаемые шаги
для примирения двух частей Русской Церкви всех нас объединят в духе правды, веры
и любви.
Этот текст был принят единогласно всеми участниками
пастырского съезда Чикагской епархии.
Свято-Сергиевский собор, г. Кливленд
Память преп. Сергия Радонежского
Престольный праздник Свято-Сергиевского собора в
Кливленде
Епископ Кливлендский ПЕТР с мощами преподобного Сергия
Радонежского Крестный ход
|