www.rusedina.org, 1 декабря 2003 Эмиграционная политика российского государстваМаргарита Кононова
Историческая ретроспектива
Новые неэтнические виды современной эмиграции из России
настоятельно диктуют необходимость разработки и проведения в жизнь
последовательной эмиграционной политики как неотъемлемой части государственной
миграционной политики. "Утечка умов", бизнес-эмиграция, фактическое превращение
внешней трудовой и образовательной миграции в канал для переселения на ПМЖ,
практика двойного гражданства – все эти отечественные реалии хотя и интегрируют
россиян в мировое сообщество, активизируют процесс межцивилизационного
взаимодействия России с Западом, но одновременно подрывают ее экономический и
интеллектуальный потенциал и по сути дела начинают угрожать национальной
безопасности страны. Ведь за рубеж выезжают специалисты, от которых зависит
будущее отечественных высоких технологий, обороны, космических исследований,
генетики, экономики, а значит и место России в миропорядке нового тысячелетия. А
быть оно может либо подчиненным, либо равноправным с остальными ведущими
державами.
Уже сейчас очевидна особая заинтересованность иностранных
государств в иммиграции высококвалифицированных кадров и инвесторов из России.
Воспроизвести заново в полном объеме потерянный интеллектуальный ресурс нации в
обозримом будущем маловероятно. Делать ставку на восполнение национального
интеллектуального и экономического ресурса за счет деятельности интеллигенции и
бизнесменов российской диаспоры можно, но без внутрироссийского резерва ее будет
недостаточно.
Если одни страны прагматично регулируют в своих интересах
иммиграционные процессы, почему Россия не может разумно регулировать процессы
эмиграционные?
Между прочим, международное право предусматривает не
только защиту прав человека, но и интересов государства. Согласно принятой
Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека 1948 года личность
имеет право "покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в
свою страну", и в то же время государство может в случае необходимости
законодательно ограничивать право на эмиграцию. Международный пакт о гражданских
и политических правах 1966 г. в 12-й статье уточняет позицию ООН, предусматривая
ограничения эмиграции, связанные с охраной государственной безопасности,
здоровья и нравственности населения. Российским властям самое время вспомнить об
этих документах и всерьез задуматься о разработке эффективных методов
регулирования эмиграции и стимулирования реэмиграции.
Историческая ретроспектива отечественной эмиграционной
политики в широких хронологических рамках должна предшествовать формулированию
ее новой философии и идеологии. Через осмысление принципов и механизмов
реализации эмиграционной политики прошлого, через анализ ее противоречий и
ошибок можно по-новому оценить современную ситуацию, спрогнозировать возможные
последствия решений на государственном уровне.
Российская эмиграционная политика включает в себя
несколько периодов – допетровский, петербургский, советский и современный –
каждый из которых состоит из определенных этапов. В ее допетровском периоде (XV
– XVII вв.) следует различать этап генезиса и этап правового оформления.
Зарождение эмиграционной политики приходится на время становления
централизованнного Московского царства. Формирующаяся самодержавная власть в
лице великих князей московских, присоединяя территории удельных княжеств и
подчиняя своей воле их владетелей, стремилась удержать бояр на службе. Право
свободного отъезда князей, опиравшееся на традицию, не было отменено в
законодательном порядке. Но московская власть фактически упразднила его с
помощью таких средств, как государева опала и крестоцеловальные (или поручные)
записи. Отъезд князей с уделами из Литвы считался легитимным, отъезд в Литву –
изменой. Князь М.Глинский провел в тюрьме двенадцать лет за попытку отъезда на
родину в Литву. Крестоцеловальные записи вынуждены были дать на себя И.Ф.
Бельский (1524), И.М. Воротынский (1525), Ф.И. Мстиславский (1529) и другие.
Основателями российской эмиграционной политики можно
считать великого князя Василия III и его сына царя Ивана Грозного, которые
столкнувшись со систематическим уходом своих бояр за рубеж, первыми стали брать
с них поручные записи о том, что они не убегут из Московского государства. В
случае попыток к побегу они взимали с них значительные денежные пени и отдавали
провинившихся на поруки другим, которые обязывались платить за того, за кого они
поручились. Причем платить необходимо было колоссальные суммы в 10-15 тысяч
рублей. Иван Грозный, особенно подозрительный и боявшийся измены, связал
практически всех служилых князей поручными записями о том, "чтобы служить верно
государю и его детям, не искать другого государства и не отъезжать в Литву и
иные государства". Подчас поручные записи брались с других лиц и за самих
поручителей.
К XVI веку складывается и идеологическая основа
эмиграционной политики: официальной доктриной становится идея "Москва–Третий
Рим", которая определяет закрытый характер, враждебное отношение православного
Московского царства к латинствующему зарубежью, запрещение свободы выезда за
границу вследствие ревностного отношения к сохранению благочестия.
Правовое оформление эмиграционной политики допетровского
времени приходится на век XVII-й. Впервые появляются законодательные документы,
нормирующие эмиграционные процессы. Это было обусловлено усложнением
эмиграционных процессов в стране. С конца XVI – начала XVII вв. русские власти
столкнулись с новым явлением – массовым бегством крестьян в пограничные
государства вследствие последовательного их прикрепления к земле, гнета
повинностей, регулярных войн и неурожаев хлеба. Государство, защищая интересы
служилого дворянства, из поместий которого и бежали крестьяне, вынуждено было
вырабатывать юридические ограничения для этого процесса.
Уже в 1610 году в договор с королевичем Владиславом об
избрании его на московский престол был внесен пункт о запрещении крестьянам
переходить ни в пределах Московского государства, ни из Руси в Литву и Польшу. С
1617 года (со Столбовского договора со шведами) русские власти стали вносить в
текст мирных договоров с пограничными государствами пункт о выдаче перебежчиков
с обеих сторон.
Для других сословий российская эмиграционная политика
была законодательно оформлена в 1649 году – в тексте Соборного уложения. В главе
шестой "О проезжих грамотах в иные государства" был установлен порядок выезда из
страны. Выезд был возможен только в мирное с Московским царством государство и
только по проезжей грамоте, о которой было необходимо "на Москве бити челом
государю, а в городах воеводам". Россиян, уехавших за границу без проезжей
грамоты "самовольством", а по возвращении разоблаченных по доносу, надлежало
допросить о причинах поездки. Уличенные в измене или в ином каком лихом деле
подлежали смертной казни. За выезд из страны для торговли без проезжей грамоты
полагалось наказание кнутом. В то же время в пограничных городах был установлен
следующий режим: крестьяне и помещики могли обходиться без проезжих грамот при
проезде через литовские и немецкие порубежные земли вследствие того, что они "с
литовскими и немецкими порубежными людьми живут смежно".
Основной причиной строгости подобной эмиграционной
политики было опасение государства потерять служилых людей и источник дохода.
Самодержавный режим резко контрастировал с европейской действительностью того
времени. "Русским людям служить вместе с королевскими людьми нельзя ради их
прелести, – отмечал в XVII в. князь И.Голицын, – одно лето побывает с ними на
службе, и у нас на другое лето не останется и половины русских лучших людей, не
только что боярских детей, останется, кто стар или служить не захочет, а бедных
людей не останется ни один человек".
Но уже c начала XVII в. и в политике правящих кругов, и в
общественных умонастроениях стали подспудно проявляться веяния грядущей эпохи
Петра Великого: потребность во взаимодействии с Западом, в свободном выезде за
рубеж для приобщения к европейскому знанию. Сначала Борис Годунов посылает в
Европу на учебу молодых дворян. А в 1610 году уже сами представители служилого
класса внесли в текст договора с королевичем Владиславом пункт о дозволении
свободного выезда в христианские земли для науки (правда, в окончательном
варианте договора, этот пункт исчез).
Век XVIII-й
Массовая русская эмиграция началась в период превращения
Московского царства в Российскую империю как реакция общества на последствия
радикальных петровских преобразований. Но поскольку реформы Петра Великого
раскололи в культурно-бытовом плане целостность русского общества на две
половины – народные массы и европеизированный правящий слой, – то и эмиграция
разлилась на два русла. А со второй половины XVIII века вследствие колоссального
расширения территориальных границ Российской империи и включения в нее новых
народностей образовалось и третье русло эмиграции – инородческое. Собственно по
этим трем руслам и протекал процесс российской эмиграции вплоть до октября 1917
года.
Преобразование России в крупнейшую европейскую державу
обернулось для русского крестьянства закрепощением, налоговым гнетом,
рекрутчиной и гонениями на проявления старообрядчества, столь сильного в народе.
В условиях жесточайшего давления самовластия единственным выходом оставалось
бегство за пределы империи. В 1709 году на Кубань, во владения турецкого
султана, бежало несколько тысяч казаков-некрасовцев, участников крестьянского
Булавинского восстания. Их потомки до сих пор живут в Болгарии, сохраняя русскую
старообрядческую веру и язык.
От податей и рекрутчины крестьяне бежали в Польшу.
Генерал-губернатор П.Ягужинский писал Екатерине I: "И множество бегут за рубеж
польский и башкиры, чему и заставы не помогают; и такой после расположения
полков на квартиры в душах ущерб является что в одном вологодском полку, который
расположен в Казанской губернии, убыло с лишком 13 тысяч душ..." Бежали в Польшу
и русские старообрядцы, подвергавшиеся гонениям и дискриминации.
Проблема бегства русских крестьян в Польшу была особенно
острой большую часть XVIII века вплоть до окончательного раздела Речи
Посполитой. М.В. Ломоносов в письме к И.И. Шувалову "О сохранении и размножении
российского народа" особо отмечал: "Переставая говорить о потере российского
народа болезнями, несчастиями и убивствами, должно упомянуть о живых покойниках
(т.е. беглых крестьянах – М.К.). C пограничных мест уходят люди в чужие
государства, а особливо в Польшу, и тем лишается подданных Российская корона.
Подлинно, что расположив предосторожности на рубеже литовском, однако столь
великой скважины силою совершенно запереть невозможно: лучше поступить с
кротостию. Побеги бывают более от помещичьих отягощений крестьянам и от
солдатских наборов. Итак, мне кажется лучше пограничных с Польшей жителей
облегчить податьми и снять солдатские наборы, расположив их по всему
государству". И далее Ломоносов предлагал еще один способ решения проблемы:
"Место беглецов за границы удобно наполнить можно приемом иностранных, ежели к
тому употреблены будут пристойные меры. <...> Пространное владение великой
нашей монархии в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы и
довольствовать всякими потребами, кои единого только посильного труда от
человеков ожидают к своему полезному произведению". Екатерина II вняла чаяниям
Ломоносова и санкционировала въезд в Россию иностранных подданных, прежде всего
немцев.
Самодержавный гнет и имперское расширение границ
обусловили начавшуюся с 1770-х годов этническую эмиграцию из России. Одними из
первых империю покинули калмыки, кочевавшие по астраханским и саратовским
степям, которые еще в начале XVIII века ушли от границ Китая под покровительство
российского царя. Калмыки верно служили России, охраняя ее южные рубежи. Однако
русские приставы стали их притеснять, и, выведенные из терпения, они в числе
тридцати с лишним тысяч кибиток (169-200 тысяч человек) ушли в Джунгарию. После
покорения Крыма в 1770-1780-е годы в пределы Османской империи бежало более 200
тысяч крымских татар и ногайцев. Известно, что в начале XIX века в европейской
части Турции (Румелии) проживали 275 тысяч татар и ногайцев.
Но кроме народной и инородческой эмиграции, в России с
XVIII века возникла и так называемая "внутренняя" или ментальная эмиграция,
затронувшая правящий слой (дворянство). Поверхностное приобщение к европейской
культуре, обучение на Западе превратило к концу XVIII века дворян в "русских
европейцев", граждан мира, у которых атрофировалась любовь ко всему
отечественному. "Можно сказать, что Россия единственная страна, где пренебрегают
знанием родного языка и всего того, что касается родины. Люди, считающиеся
просвещенными в Петербурге и Москве, заботятся о том, чтобы дети их знали
французский язык, окружают их иностранцами <...>; это блестящее
воспитание, к тому же дорого стоющее, ведет к полному незнанию своего отечества,
к равнодушию, может быть, даже к и пренебрежению к своей родине и привязанности
ко всему, что касается других стран и нравов, а в особенности к Франции", –
отмечал граф Воронцов. К началу XIX в. российское дворянство предпочитало
проводить большую часть времени за границей. "При царе Михаиле или Федоре
вельможа российский, обязанный всем Отечеству, мог ли бы с веселым сердцем
навеки оставить его, чтобы в Париже, в Лондоне, Вене спокойно читать в газетах о
наших государственных опасностях? Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в
некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр", – писал Н.М. Карамзин.
Манифест 18 февраля 1761 г. о вольности дворянской,
объявленный Петром III, даровал неслужащим дворянам право свободно ехать за
границу и служить там. После этого их "внутренняя" эмиграция стала незаметно
перерастать во внешнюю, поскольку многие из дворян проводили за границей очень
длительное время, только на короткий срок возвращаясь в Россию.
|