Союзное государство России и Беларуси: интеграционная альтернатива политике глобализацииЛев Криштапович (Минск)
Сегодня о глобализации говорят и пишут много. Общий
знаменатель всех этих рассуждений сводится к следующей констатации. С одной
стороны, глобализация изображается как процесс необходимый, даже неизбежный,
обусловленный экономической взаимозависимостью стран, развитием средств
коммуникации и информатизации, распространением образования и знания,
интенсивным межнациональным обменом культурными ценностями, что способствует
становлению глобальных универсальных общественных связей и переходу от простого
взаимодействия народов и государств к формированию единого, целостного,
внутренне интегрированного мира. С другой стороны, глобализация носит в себе и
негативный характер. Она ведет к эксплуатации слабых сильными, к нивелировке
культур и унификации образа жизни по американскому образцу, к политике двойных
стандартов и однополюсному миру. А поэтому, дескать, надо сохранить позитивные
стороны и отсечь негативные тенденции в развитии глобализации и тогда
глобализация будет протекать в интересах всего человечества. Именно так
рассуждает крупнейший российский политолог Александр Панарин: «Глобальный
порядок, как и все остальное в мире, имеет альтернативные варианты и сценарии:
наше человеческое достоинство состоит в том, чтобы по возможности отстоять
наиболее гуманные и справедливые из них и отбить поползновения нового
хищничества, стремящегося прибрать мир к рукам под лозунгом «иного не дано».
В чем ошибка подобных рассуждений? В том, что смешиваются
два принципиально разных явления: глобализация и интеграция. Следует понять, что
основное противоречие современной действительности заключается в том, что
объективным интеграционным процессам происходящим в мире противостоит не некая
негативная тенденция в глобализме, а вся политика глобализации в целом, которая
является именно антиинтеграционной политикой. Идеологи глобализации, прикрываясь
объективными интеграционными процессами, называя их глобальными, на самом деле
всячески противодействуют интеграционному вектору развития мировой
цивилизации.
Реальное противоречие XXI века заключает в себе
противоречие между интеграционной парадигмой развития человечества и политикой
глобализации западных правительств, то есть политикой антиинтеграционной, смысл
которой в консервации современного варианта распределения общего природного
достояния человечества между богатыми и бедными странами», когда «богатые страны
потребляют четыре пятых природного достояния человечества бесплатно»[1].
Бесплатное присвоение природных, трудовых, интеллектуальных ресурсов
человечества в интересах западных корпораций и потребителей – вот истинный мотив
политики навязывания незападному миру свободного рынка и глобального
либерализма. Как отмечает американский ученый И.Валлерстайн, «если с 1945 по
1990 год для поддержания высокого уровня дохода 10% нашего населения нам
приходилось усиливать эксплуатацию других 50%, вообразите, что понадобится для
поддержания 90% нашего населения на довольно высоком уровне дохода! Потребуется
еще большая эксплуатация, и это наверняка будет эксплуатация народов «третьего
мира». По справедливому замечанию российского философа Б.Н.Бессонова, «концепция
глобализации – свидетельство кризиса западного философско-исторического,
политического и тому подобного сознания. Все его модели: рыночные, либеральные,
демократические, все его апелляции к свободе личности, к частной собственности и
т.д., по сути, терпят крах. Глобализация – очередная попытка Запада навязать
миру, с одной стороны, свое фальсифицированное мировоззрение, с другой -
укрепить свое, пока еще весьма ощутимое, господство над многими странами
мира».
Преодоление как региональных, так и глобальных кризисов
предполагает переход к новой политической стратегии управления, переход от
политики глобализации к политике интеграции. Для этого потребуются глубокие
экономические, социальные и политические преобразования на национальном,
региональном и мировом уровне.
Видные философы, экономисты, политологи, общественные
деятели международного сообщества предупреждают, что западная политика усиливает
конфронтацию между богатыми и бедными народами, сознательно противодействует
социальной и культурной интеграции человечества. Как отмечает профессор
Бейрутского университета Сухейль Фарах, «вместо того, чтобы стремиться к миру и
демократии для всех, глобалисты стремятся создать новые конфликты и развязать
новые войны. Они замыкаются на себе и ищут в своей исторической памяти лишь то,
что разжигает и провоцирует нетерпимость и враждебность к другим этносам и
культурам. Активизируются попытки сделать наш мир однополярным и одномерным, где
всем распоряжался бы дядя Сэм, стремящий увековечить на планете гегемонию своей
«культуры».
США и другим западным государствам не интересны ни
демократия, ни национальные чувства, ни формы культурной самобытности, ни
эстетические ценности. Их цель – всемирная организация людей-манипуляторов, в
которой нет ни наций, ни народов, ни граждан, ибо все они бесполезны для рынка
как клиенты. Существует только одна порода мужчин и женщин -–потребители. Эта
порода и украшает фасад западной цивилизации – политические балаганщики,
превращающие выборы в аттракционы, вечно с раскрытыми ртами, похожими на рыб,
выброшенных на берег реки, кинозвезды и кинорежиссеры, мумифицированные и с
вставными челюстями хозяева транснациональных банков и корпораций, ожиревшие
нефтяные бароны, пустоголовые эксперты по проблемам мирового развития, адвокаты,
больше смахивающие на шантажистов и вымогателей, чем на жрецов правосудия,
спортсмены с манерами торговок собственным телом, раболепные адепты
информационных систем. Эти люди двуязычны. Они говорят на рекламно-английском и
языке доллара. Все они лишены этнической, культурной, социальной и религиозной
принадлежности. Их родина – рынок, их цивилизация – нажива, их божество –
пищеварительный тракт.
Феномен белорусского лидера Александра Лукашенко в том и
состоит, что он не стал прикрывать предательство национальных интересов вывеской
независимости и суверенитета, прав человека и демократии, отказался безропотно
идти в фарватере политики глобализации, а стал на дорогу интеграционного,
союзного развития. Это единственно правильная политика в современных условиях,
поскольку она отвечает объективной логике мирового интеграционного движения,
создает реальные предпосылки для сохранения и укрепления белорусской
государственности. Исторический смысл создания Союзного государства заключается
в том, что Беларусь основывает свою стратегию движения в современном мире на
демократической и прогрессивной идее международной интеграции. Поэтому попытки
западных правительств, в первую очередь администрации США, под слабо
замаскированной русофобской демагогией о «недопустимости возрождения имперской
политики России» и лицемерной риторике о «диктатуре Лукашенко» сорвать процесс
образования Союзного государства представляют собой антиисторическую и
антидемократическую провокацию, направленную против интеграционной парадигмы
развития человечества.
Интеграция постсоветских республик, строительство
Союзного государства – важные факторы укрепления европейской и международной
безопасности. Политики, саботирующие создание Союзного государства, объективно
провоцируют рост напряженности и нестабильности как внутри собственных
государств, так и на международной арене, являются обыкновенными политическими
марионетками западных глобалистов. Кстати, парадоксально, но факт. Именно
наименее развитые страны наиболее тесно связаны с глобализацией экономики. К
примеру, Африка к югу от Сахары имеет более высокий коэффициент экспорта к ВНП,
чем Латинская Америка. И несмотря на прямые западные инвестиции и очевидную
глобализацию этого региона, он остается самым обездоленным и отверженным среди
остальных регионов мира.
Избежать подобного сценария развития на постсоветском
пространстве возможно лишь при условии реализации интеграции постсоветских
республик и создания Союзного государства. Таков интеграционный императив
развития Беларуси и России в XXI веке.
|