22-29.11.2003. Белорусский рынок 7 лет новой реальностиПавлюк Быковский
Сегодня уже мало кто сможет восстановить в памяти события
1996 г., когда в Беларуси произошло изменение Конституции. Несанкционированная
акция незарегистрированной организации "Малады фронт" 24 ноября этого года на
пл. Якуба Коласа тоже мало связана с событиями 7-летней давности: она лишь повод
заявить протест возможным референдумам о продлении президентских полномочий А.
Лукашенко или о присоединении Беларуси к России.
Тогда же, в 1996-м, вопрос звучал совсем иначе. А.
Лукашенко выступил с инициативой проведения референдума по поправкам к
Конституции Беларуси, которые бы усиливали президентскую власть и урезали
полномочия парламента. В ответ его оппоненты в законодательной ветви власти
вынесли на референдум контрпроект, упраздняющий пост президента. Получилась
классическая схема игры, где победитель получает все, а проигравший всего
лишается.
Известные своей "памяркоўнасцю" белорусские политики
шушкевичского и кебичевского призыва были шокированы такой постановкой вопроса,
тщетно искали компромисс (в парламентском варианте Конституции в итоге появился
президент с урезанными полномочиями), но в конце концов были вынуждены играть
свою роль по ту или иную сторону баррикад.
Референдум-96 проходил на фоне жесточайшего конфликта
законодательной и исполнительной ветвей власти. При этом А. Лукашенко своими
указами отменял законы, решения Конституционного суда, даже уволил назначаемого
парламентом председателя Центризбиркома Виктора Гончара и подписал указ о
прекращении деятельности государственных органов, препятствующих проведению
референдума.
То есть глава государства откровенно нарушал правила игры
и его оппонентам было нетрудно найти этому доказательства. Что они и сделали.
Мировое сообщество не признало итоги того референдума, белорусская оппозиция
назвала его государственным переворотом. Но А. Лукашенко сохранил власть и
упрочил свои позиции внутри страны. Если верить социологам, то президент мог в
тот момент и вполне законно победить на референдуме, население ему верило, но
что-то помешало главе государства играть по правилам. К этому "чему-то" мы еще
вернемся.
То, что происходящее является неким фарсом, было понятно
и простым избирателям, далеким от перипетий высокой политики, так как на момент
начала досрочного голосования 9 ноября они не могли познакомиться с
президентским вариантом Конституции (он появился лишь на 4-й день голосования),
парламентский вариант был опубликован только 21 ноября, а 24 ноября прошел
референдум.
Обывателю было трудно разобраться в юридических
тонкостях: на консультативный референдум выносится вопрос или решение будет
носить обязательный характер, почему этот вопрос слушается в Конституционном
суде? А вот то, что депутаты Верховного Совета XIII созыва пытаются снять
президента с должности, - это было бесспорно и понятно еще до того, как впервые
прозвучало слово "импичмент".
При этом А. Лукашенко говорил о необходимости расширения
президентских полномочий, чтобы навести порядок в государстве, оздоровить
экономику и т. д. Коммунисты и аграрии, которые стали инициаторами разработки
альтернативного проекта Конституции, даже председатель Верховного Совета Семен
Шарецкий - слова в белорусском эфире не получили. Так они оказались вынуждены
сменить советские одежды на оппозиционные и в глазах многих избирателей стали
выглядеть предателями: "Они на выборах поддерживали президента, обещали возврат
в Советский Союз, а тут якшаются с националистами и снимают президента!".
Мировое сообщество недоумевало, Борис Ельцин из ЦКБ
пытался мирить белорусские противоборствующие стороны, присылал эмиссаров в
Минск. Однако, если смотреть на ситуацию 1996 г. с позиции нынешнего дня, то
окажется, что А. Лукашенко только во внутрибелорусских делах нарушал правила
игры, а в отношениях с мировыми державами - нет, наоборот, предлагал
взаимовыгодные сделки. Так, президент Беларуси заявил, что 26 ноября будет
выведена последняя российская ядерная ракета. Обещание было выполнено, и
представитель Госдепартамента США Николас Бернс назвал это "грандиозным
достижением не только для России и Беларуси, но и для Соединенных Штатов". По
его словам, день вывода ядерных ракет из Беларуси "стал очень, очень важным
днем, который ознаменовался большим успехом Соединенных Штатов и принес огромную
пользу американскому народу".
В это время А. Лукашенко уже распустил парламент и из его
части создал новый законодательный орган - нынешнее двухпалатное Национальное
собрание. Мировое сообщество отметило незаконность происходящего, обещало
поддерживать контакты с депутатами расформированного Верховного Совета XIII
созыва, но не стало разрывать отношения с официальным Минском.
Вот как за несколько дней до вывода ядерного оружия
объяснял ситуацию все тот же Н. Бернс: "Соединенные Штаты, безусловно, сохранят
свое посольство в Минске" и "в настоящий момент сделали выбор в пользу
продолжения взаимодействия с правительством Александра Лукашенко". При этом
"антиконституционные действия белорусского президента по проведению референдума
не могут быть поддержаны мировым сообществом", однако "Беларусь по-прежнему
остается членом ООН и США признают нынешнее правительство".
Аналогично поступили и другие страны со старыми
демократическими традициями. Международные институты исключили из сферы общения
только новый законодательный орган. Впрочем, недавно Национальное собрание
Беларуси получило практически те же права, что и последний Верховный Совет. Что
же касается России и коллег по постсоветскому лагерю, то они сделали вид, будто
ничего особенного не случилось.
Сам же А. Лукашенко вполне серьезно говорил о
происходящем как о "начале новой эпохи в парламентаризме Беларуси" (слова из
выступления президента 28 ноября на первой сессии Палаты представителей
Национального собрания I созыва). Глава государства вполне обоснованно сказал,
что с созданием этой палаты подведена черта под противостоянием президента и
Верховного Совета XIII созыва. Прозвучали также слова о готовности к
конструктивному сотрудничеству с оппозицией. Впрочем, последнее на практике не
получило подтверждения до сих пор.
Политологи констатировали вытеснение оппозиции из
парламента, девальвацию значения политических партий и концентрацию властных
полномочий в одних руках. Дальнейшие метаморфозы белорусского правящего режима
шли во вполне предсказуемом направлении усиления личной власти А. Лукашенко.
Глава государства сумел очистить белорусское политическое поле от оппонентов,
сравнимых с ним по уровню, удержал власть, но утерял возможные предметы для
сделок с зарубежными партнерами по политической игре. Ядерное оружие еще раз
вывести невозможно, а путинская Россия уже не удовлетворяется виртуальным союзом
с Беларусью.
Завод, который получила белорусская политическая система
7 лет назад, заканчивается. Не за горами истечение президентских полномочий А.
Лукашенко. В нынешней ситуации не так просто придумать новые правила игры и
заставить кого-то в нее играть. Внутри страны приходится раскладывать кадровые
пасьянсы и показывать карточные фокусы все более скептичному населению.
А за пределами страны и это никого не интересует - ведь
на карту поставить уже нечего.
|