Независимая Газета, 17 ноября 2003 "Специальные обстоятельства" стратегического партнерстваИгорь Плугатарев
В последние недели наблюдалась заметная активизация в
российско-армянских взаимоотношениях. Москву посетил председатель Национального
собрания Армении Артур Багдасарян, а в Ереване побывали секретарь российского
Совбеза Владимир Рушайло и министр обороны Сергей Иванов (последний подписал ряд
документов со своим армянским коллегой Сержем Саркисяном в начале прошлой
недели). О причинах активизации российско-армянских отношений в интервью "НГ"
рассказал министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, посетивший Москву в
конце прошлой недели
- Господин министр, какие проблемы
вы обсудили в Москве?
- Я встречался с моим коллегой Игорем Ивановым и
секретарем Совбеза Владимиром Рушайло. У нас было своего рода совещание,
обсуждение весьма широкого спектра безотлагательных вопросов. Во-первых, в
начале декабря наш регион должны посетить сопредседатели (представители России,
США и Франции) Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского
конфликта, и мы обменялись мнениями на этот счет. 19 ноября в Бишкеке состоится
встреча шести министров иностранных дел стран - участников Организации Договора
о коллективной безопасности (ОДКБ), и здесь тоже потребовалось согласование
позиций по ряду вопросов. Также нас беспокоит то, что происходит сейчас в
Грузии. Наши консультации касались и других проблем регионального характера, в
частности армяно-турецких взаимоотношений, положения дел с ядерной программой
Ирана, ситуации в Ираке и в целом на Ближнем Востоке.
- Как в Ереване оценивают то, что
происходит в Тбилиси?
- Мы очень озабочены сложившейся ситуацией. Эдуард
Шеварднадзе звонил Роберту Кочаряну, а личный представитель грузинского
президента, руководитель Аджарии Аслан Абашидзе приезжал в Армению. Основная
цель и телефонной беседы, и встречи Кочаряна с Абашидзе заключалась в получении
информации, что называется, из первых рук. Со своей стороны Армения выразила
желание видеть Грузию стабильной. Это важно для Закавказья в целом.
- Российский министр обороны
Сергей Иванов как раз был с визитом в Ереване во время приезда Абашидзе. Что вам
известно об их встрече?
- Сергей Иванов действительно в этот момент находился в
Армении, но, насколько мне известно, целью приезда Абашидзе было встретиться
именно с Робертом Кочаряном.
- Визиты Рушайло и Сергея Иванова
в Ереван и ваш приезд вслед за ними в Москву можно расценить как подготовку
Арменией и Россией некоего серьезного решения. Некоторые аналитики говорят о
том, что войсковая группировка России в Армении может быть расширена и
усилена...
- Основной аспект наших двусторонних отношений - это
стратегическое партнерство. Поэтому нет нужды в каких-либо "специальных
обстоятельствах" для визитов на высоком уровне. Другое дело, что решение проблем
безопасности с учетом обстановки в регионе действительно самое важное в наших
взаимоотношениях. Поэтому визиты в Армению российских силовиков носят постоянный
характер.
Что же касается увеличения численности войск, то это
может быть вызвано только существенным изменением ситуации в регионе. Но это
усиление может произойти только в рамках национальных плановых квот,
предусмотренных по Договору об обычных вооружениях в Европе. Хотя, по моим
оценкам, каких-либо серьезных изменений ситуации не ожидается.
- Вы считаете, что тех пяти тысяч
человек, которые сейчас составляют ядро российско-армянской военной группировки
в Закавказье, вполне достаточно для поддержания стабильности вокруг Армении?
- Названная вами цифра обусловлена сложившейся ситуацией
и соответствует обеспечению нашей безопасности.
- Как российско-армянское военное
сотрудничество соотносится с заметным, пока преимущественно политическим
усилением влияния НАТО в Армении? Что вы можете сказать о перспективах
армяно-американского сотрудничества в военной сфере?
- США помогают нашей армии в модернизации средств связи,
соглашение об этом было достигнуто еще в 2001 году. Американский департамент
обороны предоставил средства на создание и техническое оснащение центра по
разминированию. Здесь мы исходим из насущной необходимости, учитывая недавние
военные действия в нашем регионе и наличие минных полей, которые время от
времени продолжают уносить жизни ни в чем не повинных людей.
В любом случае наши военно-политические отношения с США и
Североатлантическим альянсом никоим образом не развиваются в ущерб
сотрудничеству с Россией. Более того, Армения и Россия - члены Совета
Евроатлантического партнерства и свои отношения со всем блоком и с отдельными
его членами строят в рамках программы "Партнерство ради мира". Подобным образом
с НАТО сотрудничают и другие страны - участницы ОДКБ, являясь партнерами в деле
борьбы с общими угрозами, такими, как международный терроризм.
- Как Ереван оценивает нового
президента Азербайджана Ильхама Алиева, которого в Баку представляют
продолжателем политики отца?
- Я бы не стал торопиться с выводами о политической
преемственности власти в Азербайджане. Некоторые наблюдения на этот счет можно
будет высказать после визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также после
встречи президентов Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева.
- Она уже готовится?
- Она неизбежна. Мне известно, что сопредседатели Минской
группы во время поездки в Азербайджан и Армению сделают каждому лидеру
предложение о встрече. Конкретные сроки будут определены самими президентами.
Тема встречи - проблема Нагорного Карабаха.
- Владимир Рушайло в Ереване свел
усилия Москвы в решении этой проблемы к "внесению позиций", не усугубляющих "и
без того непростую обстановку". Насколько эти "позиции" приемлемы для Еревана и
в чем сейчас проявляется "непростая обстановка" в Нагорном Карабахе?
- Россия, как один из членов Минской группы ОБСЕ, вне
этого формата не делает каких-либо отдельных предложений. Москва поддержит любое
предложение, которое будет приемлемо как для Еревана, так и для Баку. И пока
продолжается переговорный процесс, мы считаем, что такая позиция верна.
Изменения ситуации в Нагорном Карабахе мы пока не
наблюдаем. Я не слышал, в каком контексте Рушайло говорил об "усугублении" и
"непростой обстановке", но если он критиковал воинственные призывы, которые
звучат в Азербайджане, то в этом смысле я бы с ним согласился. Если говорить о
балансе сил в регионе, то после подписания в 1994 году соглашения о прекращении
огня каких-то серьезных изменений в этом отношении нет. Сейчас обстановка в
Карабахе относительно стабильна.
- Еще одна проблема - открытие
сквозного движения из Сочи в Ереван через Грузию. Российские военные
железнодорожники уже оценили необходимые силы и средства и ждут политического
решения. Когда, на ваш взгляд, оно может быть принято на высшем уровне?
- Армения неоднократно выражала свою заинтересованность в
вопросе восстановления абхазского участка железной дороги, сообщение по которому
было прервано в результате военных действий в 1992-1993 годах. Для Армении это
жизненно важно. Открытие этого пути будет экономически выгодно не только Еревану
и Москве, но и Тбилиси. К сожалению, в грузино-абхазском вопросе переговорный
процесс носит большей частью политический, нежели экономический характер.
Когда было восстановлено сообщение Сочи-Сухуми, в Ереване
это было воспринято как первый шаг на пути решения проблемы в целом. Мы
полагали, особенно после встречи президентов Владимира Путина и Эдуарда
Шеварднадзе в Сочи в марте этого года, что вскоре железнодорожное сообщение
будет восстановлено. Но пока этого не произошло. Этот вопрос нами поднимался на
всех уровнях встреч с грузинским руководством.
|