Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №87(01.12.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Zamon.info,
18 ноября 2003

Закрыть границы, сжечь мосты. Узбекский хлопок утекает к соседям

Вера Зарудная

Хлопок и золото, два сырьевых товара, по-прежнему, наполняют пульс узбекской экономики. И осенний хлопковый марафон-2003 в определенной степени создает фундамент финансового благополучия страны в будущем году.

Сегодня СМИ не публикуют сводки хлопкозаготовок по регионам, но по информации УЗа можно судить о том, что к началу ноября республика заготовила 2,5 миллиона тонн хлопка-сырца - на 500 тысяч тонн меньше, чем в прошлом году. Быстрее дотянуть до победного финиша хлопкоробам мешает не только крайне неблагоприятная и затяжная весна, острая нехватка уборочной техники. В последние годы появился "жучок", подтачивающий финансовое здоровье и без того обескровленных ширкатов и фермерских хозяйств. Его, прижившегося в приграничных районах, породила утечка хлопка туда, где за него больше платят. И, похоже, нет силы, противостоящей перетоку узбекского хлопка на сторону. Тревожная тенденция приняла такие размеры, что попала в поле зрения Генеральной прокуратуры республики.

По приведенным ею фактам, несколько жителей Сырдарьинского района Сырдарьинской области провезли в Казахстан 1,9 тонны хлопка и продали его за 700 тысяч сумов. Нехитрая операция деления показывает, что за каждый проданный килограмм сырца неудачливые "нарушители границы" получили от 350 до 400 сумов. В пересчете на местные цены эти 1,9 тонны стоили бы на порядок ниже - в пределах 70 тысяч сумов. Безусловно, доставка к потребителю такого количества сырья потребовала использования транспортных средств.

На практике существуют и более легкий и безопасный способ обмена ценностями. А именно - реализация товара более мелкими партиями. Один мешок хлопка, проданный в соседнее государство (20 килограммов) приносит дехканину до 8 тысяч сумов (по местным ценам он стоит в пределах 800 сумов).

Вот и вся арифметика, весь интерес дехканина - получить за свой труд в десять раз больше, чем платит ему родное государство. Разница в 7 200 сумов - плата за риск. И здесь не помогут никакие призывы о защите экономических интересов своей Родины.

Отчасти этим обстоятельством объясняется то, что многолетний лидер по хлопкозаготовкам - Андижанская область в 2003 году утратила пальму первенства. Многие крестьяне из приграничных районов предпочитают идти на риск, доставляя хлопок в соседний Кыргызстан.

Не исключены и варианты продажи хлопка крупными партиями, когда руководитель ширката или фермерского хозяйства за определенную мзду реализует товар на стороне.

Однозначно одно: из тех 500 тысяч тонн, недобранных к ноябрю нынешнего года узбекскими хлопкоробами, часть пополнила хирманы соседних государств.

Борьба с экономическим интересом силовыми методами заранее обречена на провал. Так же, как это произошло с торговлей на базаре Кара-Суу - в маленьком городке, расположенном в 20 километрах от киргизского города Ош и прямо у границы с Узбекистаном. Цены здесь дешевые, поскольку товары в основном приходят из Китая, через горные перевалы из Урумчи и Кашгара. Когда в 2002 году узбекские власти наложили ограничения на торговлю на базарах внутри страны, твердая валюта хлынула из Узбекистана на рынок Кара-Суу. Вместо того, чтобы ослабить торговые ограничения, в попытке оживить бизнес на своей территории, узбекское правительство приняло простое решение. В декабре 2002 года был разобран мост, соединяющий Кара-Суу с узбекским берегом, что одним ударом положило конец всей легальной трансграничной торговле. Но торговля, ставшая нелегальной, не прекратилась, как не прекращается и утечка выращенного узбекскими земледельцами урожая хлопка в Казахстан и Кыргызстан. Недобор урожая, в свою очередь, скажется на работе всех хлопкоперерабатывающих и маслоперерабатывающих предприятий республики со всеми вытекающими отсюда экономическими последствиями.




Zamon.info (Узбекистан),
23 ноября 2003

До трех миллионов не дотянули

Тимофей Жуков

В Узбекистане завершилась хлопкоуборочная кампания. Ее результаты совсем не радуют: собран рекордно низкий за последние годы урожай сырца.

С первыми заморозками, практически во всех регионах страны, прекратился сбор хлопка-сырца. По данным Управления Министерства сельского и водного хозяйства страны, лишь несколько фермерских хозяйств в Сурхандарьинской области еще "добирают" остатки сырца, но их результат уже никак не повлияет на общую картину кампании-2003. А она, к сожалению, абсолютно не радует. Запланированных правительством 3,6 миллионов, несмотря на все старания хлопководческих хозяйств, собрать не удалось.

В минувший вторник, Минсельводхоз "подбил" результаты уборочной. По предварительным данным собрано 2,856 миллиона тонн хлопка-сырца, почти на четыреста тысяч меньше прошлогодних показателей. Как нам сообщили в НИИ хлопководства Академии наук Узбекистана, выполнить намеченное помешали весенние ливневые дожди. Массовые пересевы пришлось проводить почти на трети площадей, засеяно же было 1,39 миллиона гектаров. Все это серьезно задержало развитие и созревание хлопчатника. Именно по этой причине, хлопкоуборочная кампания началась ровно на три недели позже традиционных сроков, и наверстать упущенное, по мнению многих экспертов, было бы просто нереально. Как бы ни старались дехкане и фермеры, и какие бы строгие распоряжения не доводились "до сведения".

В этом году план по сбору выполнили четыре области. Кстати, впервые за последние шесть лет в этом списке оказалась Бухарская область. Первыми же, по традиции, завершили уборочную в Андижанской области. Их метод выращивания хлопчатника – подпленочный, по всей видимости, в следующем сезоне будет еще более распространен.

По мнению представителей международных финансовых институтов, несмотря на относительный рост закупочных цен в этом сезоне, медленные реформы в сельскохозяйственном секторе, а также сохраняющаяся госмонополия на экспорт хлопка-волокна, лишают узбекского фермера стимулов к повышению урожайности. Как следствие – рост бедности в узбекской провинции.

Посреди хлопкоуборочной страды, неожиданно для многих, разразился серьезный скандал: случаи краж и хищений хлопка-сырца стали буквально повальными. Контрабанда сырца в соседние Казахстан и Кыргызстан, стала принимать громадные масштабы. Игра, что называется, стоила свеч: у соседей закупочные цены приближены к среднемировым и составляют около 500 долларов за одну тонну. Напомним, в Узбекистане, в этом сезоне средняя закупочная цена была установлена на уровне двухсот долларов. Специальное постановление Кабинета Министров несколько остудило пыл контрабандистов хлопка, но насколько сильно, это уже видимо останется секретом.

По мнению экспертов НИИ хлопководства, из-за рисковых погодных условий, износа ирригационных систем и засоления почв в ряде регионов страны, фактические объемы урожая хлопчатника, из года в год будут снижаться. С конца 60-х годов прошлого века, Узбекистан ежегодно собирал около 4 миллионов тонн хлопка-сырца. С начала 90-х, производство опустилось в среднем до 3,5 миллионов. В самый неблагоприятный 2000 год, из-за небывалой засухи, было собрано 3,03 миллиона, а в относительно урожайные 1995, 1997 и 1999 годы – соответственно 3,93 миллиона, 3,64 миллиона и 3,68 миллиона тонн хлопка-сырца. Сезон-2003 в этом перечне, стал грустно-рекордным.




ЦентрАзия Ру,
23 ноября 2003

В Вооруженных Силах Узбекистана раскрыта "шпионская сеть" России

Александр Пушкарев (Ташкент)

Кампании периодических массовых арестов в Узбекистане стали обыденным явлением. Для ее проведения диктаторский режим использует любой повод, даже высосанный из пальцев. Начиная с февраля 1999 года, волнообразно проводились аресты "ваххабитов" и других "религиозных и политических экстремистов", подавляющее большинство которых составляли политические оппоненты диктаторского режима.

Цель репрессивных кампаний известна многим. Это - нагнетание и поддерживание синдрома страха среди населения перед существующей грозной властью, перед возможным новым ее произволом.

Местная и зарубежная общественность перестала верить доводам официальной пропаганды Узбекистана об угрозе религиозного и политического экстремизма безопасности государства. Этим уже никого не удивишь. Теперь, опять таки в очередной раз, "раскрыли шпионскую сеть" России в Вооруженных Силах Узбекистана. Недавно смещены со своих постов генерал-полковник Касымов Т.Ю.- начальник Объединенного штаба ВС, первый заместитель Министра обороны, генерал-майор Утаганов М.И. - Председатель Комитета по охране государственной границы Узбекистана. (На их места соответственно назначены Джумаев Т.Д., кадровый офицер ВС и Тишаев Г.К., кадровый офицер СНБ, являющиеся выпускниками ускоренных курсов при Академии Генерального штаба ВС Российской Федерации).

В шпионаже в пользу России обвинены пока следующие должностные лица:

1. полковник Кияев А.Е. - начальник Главного оперативного управления Объединенного штаба ВС;

2. полковник Иванников М.И. - начальник секретариата Объединенного штаба ВС;

3. полковник Данилин Ю.М. - начальник 8-го отдела Объединенного штаба ВС;

4. генерал-лейтенант Шишлянников А.В. - преподаватель Академии ВС, бывший министр обороны Таджикистана.

В Комитете по охране государственной границы Узбекистана (КОГГУ) в "шпионаже" обвинено почти все высшее руководство. Это:

1. полковник Рашидов А. - зам. Председателя КОГГУ;

2. полковник Каримкулов А.С. - зам. Председателя КОГГУ;

3. полковник Бешимов И.К. - зам. Председателя КЛГГУ;

4. полковник Средний Н.П. - зам. Начальника штаба КОГГУ;

5. полковник Исаков Б.Г. - начальник оперативного командования "Ташкент".

"Шпионское гнездо" якобы возглавлял главный инспектор-куратор ВС в Совете Безопасности при Президенте - Ширматов Ф.О. (Родился 25.11.1969г. в Ферганской области. В 1991г. Окончил Ленинградское ВОКУ и в 1997г. - Академию ВС Узбекистана. Орденоносец.) Другие участники "шпионского дела" являются выпускниками Академии ВАФ, ВПА, БТА, ВАТ и т.п. Сколько еще военнослужащих арестуют по этому "делу" - мы сообщим дополнительно.

Накануне открытия "шпионского дела" были произведены серьезные перестановки в Центральном аппарате Минобороны, Академии ВС, в военных учебных заведениях, военных округах и других подразделениях Министерства обороны. Заменен Военный прокурор республики. Перестановки произведены в Совете Безопасности при Президенте, в ряде "весомых" управлений СНБ.

В версию о том, что шестеро руководящих работника Комитета по охране государственной границы Узбекистана оказались одновременно завербованными спецслужбами России, не поверит ни один грамотный человек. Таких случаев в истории разведок не было и не будет никогда. Зачем городить огород? Для получения достоверной секретной информации достаточно завербовать одного малоприметного сотрудника, работающего с секретной документацией, что дешевле и относительно надежно.

Шитое белыми нитками "шпионское дело" открыто по прямому указанию президента И.Каримова. Нужда заставляет его принимать неординарные меры. Дело в том, что США и их западные партнеры за последнее время резко сократили объемы финансовой помощи диктаторскому режиму. Он находится в весьма затруднительном положении. Казна трещит по всем швам. Ситуация с выплатой пенсий и зарплат обостряется с каждым днем. В некоторых предприятиях задолженность по зарплате превышает 12 месяцев. С такими же проблемами стали сталкиваться и бюджетные организации. Выхода из создавшегося тупика не видно. Президент не знает на кого сорвать зло. Все подчиненные пытаются избегать встречи с ним. А тут еще какая-то Россия поперек горла встала. В ходе предварительных переговоров она не проявила особую заинтересованность в работе межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Узбекистаном и Россией. Что остается ей делать, если узбекская сторона никогда не выполняет взятые на себя обязательства. Кстати, ни с кем, даже с американцами. Плюс ко всему, российские СМИ все чаще и больше публикуют и передают критические материалы о неуклонном ухудшении социально-экономического и политического положения в Узбекистане. В такой обстановке мастера всевозможных политических провокаций решили убить сразу двух зайцев: наказать строптивую Россию и тем самым угодить США. Авось американцы в очередной раз поверят байкам Ташкента об агентурной сети России в Вооруженных силах Узбекистана и оплатят его услуги?

Вышеупомянутые лица взяты под стражу главным образом за проявление нелояльности диктаторскому режиму. А именно: они осмелились открыто выражать свое недовольство военно-политической стратегией руководства республики. К примеру, пограничники ежедневно сталкиваются с проблемами жителей пограничных зон. Условия жизни, работы граждан в соседних странах постепенно, но улучшается, а у нас - ухудшается. Закрытие границ, насильственное выселение местных жителей с пограничной зоны, ее минирование, подрыв на минах более 40 местных жителей, не говоря уже о погубленных домашних животных, вызывают справедливое возмущение населения. Погранслужбы докладывали руководству республики не только о таких явлениях, но и о хроническом недофинансировании своего ведомства, дефиците техники, запчастей, ГСМ, писали о трудностях в создании жилищно-бытовых условий для пограничников и других проблемах. Вследствие этого попали в немилость властям.

Обстановка в армии значительно хуже, чем в погранвойсках. Она по уши погрязла в коррупции, страдает от протекционистской кадровой политики. Назначения, повышения в должности и звании, ученые степени, должности руководителей военно-учебных заведений, военторгов, тыловых служб, закупочно-снабженчесских, автотранспортных и прочих подразделений Вооруженных сил получают бездарные родственники и близкие высокопоставленных лиц страны или те, кто в состоянии дать начальству крупную взятку.

С другой стороны, офицеры ВС получают маленькую зарплату. Чтобы свести концы с концами, им, чего греха таить, приходится заниматься хищениями госсобственности, приписками, торговлей оружием и боеприпасами, ГСМ и запчастями. В свою очередь приходится давать взятки не только своему начальству, но и сотрудникам военной прокуратуры, военного трибунала, "особистам".

Боеготовность войсковых частей ВС постоянно снижается. Из-за недофинансирования редко проводятся военно-тактические учения, боевая подготовка военнослужащих. За последние 3 месяца в Узбекистане не поднялся на воздух ни один самолет или вертолет ВВС. Средний налет в ВВС за год не достигает 10 часов вместо положенных 100. Ввиду слабой подготовки пилотов, дефицита запчастей, участились аварии летательных аппаратов. Летчики не могут летать в составе звена, выполнять задачи в ночное время, при плохих погодных условиях.

Заявки войсковых частей на запчасти, ГСМ удовлетворяются максимум на 50%. Проблемы возникают с поставками продовольствия, вещевого обеспечения, ремонтом вооружения, техники, оборудования, средств ВВС и ПВО. Социально-бытовые условия военнослужащих не улучшаются. С идентичными трудностями сталкиваются и другие подразделения ВС.

Большие злоупотребления допускаются в сфере военной медицины. Руководителями медицинского управления Минобороны, медсанчастей округов, гарнизонов, военных госпиталей в Ташкенте, Самарканде, Фергане, Термезе являются родственники высокопоставленных лиц. Они никого не боятся, беззастенчиво пополняют свои кошельки посредством различных махинаций, одно перечисление которых заняло бы лист бумаги.

Кадыр Гуламов, ставший в одночасье и Министром обороны, и полковником, занимается исключительно мздоимством. Будучи обязанным своим должностным взлетом президенту И.Каримову, он старается не выпасть из обоймы ближайших соратников Верховного главнокомандующего, не портить отношений с ним и решение всех острых проблем армии, как правило, перекладывает на кадровых офицеров Объединенного штаба ВС. Министр К. Гуламов не оказывает никакого противодействия попыткам СНБ подмять под себя армию, стремлению высокопоставленных лиц страны присвоить средства ВС, раскидать военные заказы, подряды своим родственникам и близким.

Вызывает серьезную озабоченность то, что офицеры, готовившие и направлявшие рапорты о трудностях и проблемах армии и погранвойск в Совет Безопасности при Президенте и самому Верховному главнокомандующему, вместо получения должной поддержки от него, взяты под стражу по обвинению в "шпионаже" в пользу России. Жаль. До глубины души. И поделать ничего нельзя.




BBC,
28 ноября 2003

Взрывы 1999 года позволили Каримову развернуть борьбу против оппозиции.

Моника Уитлок (Ташкент)

Спецслужбы Узбекистан провели специальный брифинг для журналистов, на котором отвергли обвинения в причастности к взрывам начиненных динамитом автомобилей в 1999 году у правительственных зданий в Ташкенте.

Ответственность за те взрывы, унесшие жизни 16 человек, власти страны возложили на исламских экстремистов, обвинив их в попытке убийства президента Ислама Каримова.

Однако один из заключенных, подозреваемых в организации взрывов, Зайнуддин Аскаров, заявил, что спецслужбы знали о них, но ничего не сделали для их предотвращения.

В качестве доказательства Аскаров приводит тот факт, что одного из главных подозреваемых в организации взрывов, некоего Бахрама Абдуллаева, власти арестовали за несколько месяцев до взрывов, и на допросах тот рассказал все, что знал.

Почему, спрашивает Аскаров, полиция так быстро получила фотографии подозреваемых? Потому, что она знала их имена задолго до трагедии.

Аскаров рассказал все это журналистам, которых пригласили в тюрьму сами власти.

Спецслужбы надеялись, что Аскаров расскажет, что версия о причастности власти ко взрывам, которая к тому моменту появилась в интернете, не соответствует действительности.

Но на поверку Аскаров использовал момент и рассказал журналистам о своих подозрениях.

После четырех лет за решеткой, сказал Аскаров, ему хотелось высказаться.

На брифинге в Ташкенте узбекские силовики отвергли все обвинения.

Спецслужбы редко проводят пресс-конференции, особенно, когда это касается их собственной деятельности.

Толковать ташкентские события непросто. Вся узбекская политика покрыта мраком. Возможно, Аскаров - пешка в чьей-либо игре; возможно, он пошел на этот риск самостоятельно.

Но так или иначе, подозрения, о которых жители Узбекистана до сих пор опасались говорить даже на кухне, вдруг оказались в центре всеобщего внимания.




ЦентрАзия,
24 ноября 2003

ООН изучает Узбекистан

Алишер Джураев

Представительство Организации Объединенных Наций в Узбекистане презентовало отчет "Общая оценка страны" и объявило о начале кампании по целям развития тысячелетия во всем мире. Эти мероприятия были приурочены 10-летнему пребыванию представительства ООН в республике.

Как отметил ее постоянный представитель Ричард Конрой, целью данного отчета явилось достижение более высокого осознания ключевых задач, и проблем социально-экономического развития Узбекистана и возможных путей их решения, выработки совместного понимания настоящих и будущих потребностей. При этом важным ставится выявление потенциальных сфер сотрудничества как с национальными, так и международными партнерами в области развития.

- Нынешний документ представляет собой обновленную версию "Общей оценки страны" по Узбекистану, опубликованной в 2001 году, - сказал Р.Конрой. - Он подготовлен при активном участии правительства, донорских организаций и институтов гражданского общества. Отчет 2003 года дает обзор изменившейся ситуации в республике и анализирует основные вопросы с точки зрения достижения национальных приоритетов и целей развития тысячелетия.

В отчете предоставлены пять ключевых сфер - это экономика, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и государственное управление. Все они рассматривались в контексте развития человеческого потенциала и обеспечения безопасности населения. В документе дается оценка процессам переходного периода с момента приобретения страной независимости и мерам, предпринятым для решения многих проблем перехода от централизованной экономики к рыночной.

В отчете приводятся статистические показатели по развитию государства, а также освещается реализация основных международных конвенций, участником которых является Узбекистан. По мнению Р.Конроя, в качестве совместного инструмента системы ООН, "Общая оценка страны" позволит программам и агентствам ООН в Узбекистане сосредоточить свои усилия по выработке единой стратегии по оказанию технического содействия. Этот документ также послужит отправной точкой для планирования и осуществления мероприятий в рамках достижения целей развития тысячелетия.

- В отчете охвачен широкий аспект развития Узбекистана, - добавил начальник управления министерства экономики Шухрат Шукуров. - В нем анализируется состояние отраслей и сфер экономики, общественной жизни, экологической ситуации. На основании документа можно уяснить новые угрозы и пути их устранения.

В документе указывается, что, несмотря на значительные достижения Узбекистана в обеспечении макроэкономической стабильности, решены далеко не все экономические проблемы. Наиболее важными являются: низкие темпы экономических реформ и роста промышленного производства с невысокой степенью диверсификации; сокращение объемов экспорта и преобладание в нем сырьевых продуктов; незначительное повышение доходов и уровня жизни; сохранение чрезмерного государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий; высокое для данного этапа развития налоговое бремя.

Согласно отчету, за 1991-2000 годы рост ВВП Узбекистана составил 4%, промышленности - 1,6%, сельского хозяйства - 2,9%, сферы услуг - 4,2%. Годовые темпы роста ВВП на душу населения за 1975-2001 годы составили -1,9%, а за 1990-2001 гг. - -1,6%. Наиболее высокий показатель ВВП на душу населения за 1975-2001 годы отмечался на уровне $2950. Иностранные прямые инвестиции на душу населения составили $4,7. Глава миссии Всемирного банка Дэвид Пирс отметил такие опасности, как рост неравенства по доходам и регионам, повышение уровня безработицы и неполной занятости, а также то, что бедные могут быть лишены льгот от макроэкономического роста. За 1990-2001 гг. численность населения Узбекистана, живущего менее чем на $1 в день, составила 19,1%, страдающего от недоедания - 19%; коэффициент разрыва по бедности - 8,1; доля 20% наиболее бедного населения в национальном потреблении доходов - 9,2.

Постоянный представитель Фонда населения ООН Несим Тумкайя сообщил, что за последнее десятилетие в Узбекистане доступ к образованию сократился, особенно с введением платной основы. В 2001-2002 учебном году общий охват начальным образованием составил 78%, в сфере среднего образования - 94%. Некоторая часть детей, особенно в сельской местности, так и не начинает ходить в школу, а другая посещает ее, но не заканчивает даже обязательный цикл.

Глава представительства Всемирной организации здравоохранения Арун Нанда сообщил, что к сентябрю 2003 года число ВИЧ-инфицированных в республике составило 3213, при этом более половины из них моложе 30 лет. Основным источником заболевания является инъекционная наркомания, на которую приходится 75% всех случаев ВИЧ. Заболеваемость сифилисом выросла в 2,1 раза по сравнению с 1991 годом. Инфекционные заболевания в целом остаются серьезной проблемой, несмотря на расширяющийся охват вакцинации против туберкулеза, коклюша, кори, дифтерии, столбняка и полиомиелита.

Заместитель постоянного представителя ПРООН Люкке Андерсен информировала о ситуации с экологическими проблемами в Узбекистане. Международными экспертами были определены три приоритетные сферы, вызывающие сильную озабоченность с точки зрения экологии. Это деградация водных ресурсов и связанные с ней засоление орошаемых земель и миниреализация вод, что ведет к нехватки качественной питьевой воде. В частности, в Центральной Азии ежегодные потери от засоления почв составляют до $2 млрд., а услугами обустроенной канализации пользуются только 54% городского и 3% сельского населения. Вторая сфера - это также опустынивание, и третья - нарушение экосистем и усиление их подверженности стихийным бедствиям и антропогенному воздействию.

Вопросы государственного управления в республике осветил глава миссии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Абдул Карим Гуль. Узбекистан имеет централизованную политическую систему с самыми высокими полномочиями на высшем уровне власти. Несмотря на осуществление реформ государственной службы, включая сокращение штатов, между тем ее качество желает лучшего. Отсутствует, к примеру, законодательство, регулирующее государственную службу, экономические полномочия правительства, а учет, отчетность и аудит государственных средств нуждаются в большей прозрачности. Назрела и необходимость переподготовки госслужащих, квалификация которых должна соответствовать потребностям современного государства.

- Объемы конфискованных опиатов возрастали на протяжении 90-х годов и достигли пика в 2000 году, когда было изъято 875,8 кг в героиновом эквиваленте, - сказал Региональный представитель Управления ООН по наркотикам и преступности Джеймс Каллахан. - Тот факт, что конфискованные наркотики составляют 10-15% от их настоящего объема, проходящего через Узбекистан, дает представление о подлинном размахе незаконной торговли. Хотя за последние два года объем конфискации сократился, это может оказаться временным явлением, поскольку производство опиума в Афганистане продолжает расти.

Следует отметить, что подготовка отчета "Общая оценка страны" является неотъемлемой частью деятельности, осуществляемой представительствами ООН во всем мире в рамках инициативы Генерального секретаря ООН по реформированию этой международной организации. Готовится этот документ фондами, программами и агентствами ООН при тесном вовлечении правительств, международных донорских учреждений и институтов гражданского общества.




Российские вести,
27 ноября 2003

Каримов переходит Рубикон

Алик Назаров

Президент Узбекистана делает "новую политику"

Вслед за начатыми летом-осенью текущего года реформами в политической и экономической сферах Ислам Каримов перешел к созданию партийно-политической системы "управляемой демократии". Необходимость идти на это вызвана как внутриполитическими соображениями, так и международными условиями, в которых президент Узбекистана хочет чувствовать себя комфортно.

Со стороны США уже неоднократно в достаточно жесткой форме заявлялось о том, что Ислам Каримов использует тезис борьбы с терроризмом и исламским экстремизмом для расправы с политическими оппонентами. Член конгресса от Демократической партии Шелли Беркли заявила в связи с обращением Ташкента в Интерпол о задержании гражданина США и бывшего зятя Каримова: "Очевидно, что президент Узбекистана злоупотребляет властью не только в политических целях, но также в преследовании личных целей, и поэтому Интерпол не должен быть использован в этих целях".

Элизабет Джонс - помощник госсекретаря по проблемам Европы и Евразии, заявила о том, что США имеют три "ключевых интереса" в Центрально-Азиатском регионе: безопасность, энергетику, а также политические и экономические реформы. Долгое время казавшиеся незыблемыми принципы существования созданного Каримовым режима начали активно им самим же трансформироваться. В мае-июне две оппозиционные партии - Бирлик ("Единство") и Эрк ("Свобода") провели в Ташкенте открытые конференции, на которых было заявлено о намерении участвовать в парламентских выборах в 2004 году.

В октябре текущего года в Ташкенте проходил съезд Демократической партии Эрк. Ее лидер Мохаммед Салих, находящийся в изгнании в Европе с 1993 года, объяснял произошедшее тем, что "с одной стороны, власти были вынуждены уменьшить свое давление, так как они сами находятся под давлением международных организаций. С другой стороны, оппозиция все больше устает от ожиданий и решила двигаться вперед, настаивая на соблюдении наших прав". Более того, один из членов руководства партии Атоназар Арифов вообще поставил вопрос об участии кандидата от Эрк в президентских выборах 2007 года. Недавно в Ташкенте прошел учредительный съезд новой политической партии - Либерально-демократической, в работе которого приняли участие более 300 делегатов, а на заседании политсовета председателем ее исполкома был избран Кобилжон Ташматов, являющийся председателем акционерного коммерческого банка "Пахта-банк". Таким образом, партийный ландшафт Узбекистана претерпел серьезные изменения. Отныне, помимо представленных в местном парламенте оли мажлисе лояльных Каримову партий - Народно-демократической (бывшей коммунистической), партии Фидокорлор ("Самоотверженных"), Адолат ("Справедливости"), Милли Тикланиш ("Национального возрождения") и двух оппозиционных - Эрк и Бирлик, появилась новая политическая сила. Судя по тому, кто стал во главе нее, а также реакции властей (при явной инициативной поддержке которых прошел ее съезд), можно с уверенностью сказать о выстраивании Исламом Каримовым своей партийно-политической системы.

Узбекский президент, знакомый с опытом своих коллег по СНГ, решил готовиться к предстоящим парламентским и президентским выборам с учетом возможных негативных для него проявлений как внутри страны, так и за рубежом. Для того чтобы контролировать процесс, Каримов перешел к построению "управляемой демократии", при которой, сохраняя свои позиции, он сможет оправдать происходящее существованием многопартийной демократической системы и не раздражать столь важных для него с многих точек зрения западных партнеров. В любом случае, исключив из политического процесса обвиненные в терроризме как в СНГ, так и на Западе Исламское движение Узбекистана и Хизб-ут тахрир, президент Ислам Каримов решил пойти по новому для него самого пути.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ