Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №87(01.12.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Газета СНГ,
19 ноября 2003

В Киргизии саморазмножается коррупция

Альберт Богданов

В десятый раз может быть сменено правительство Киргизии. Президент Аскар Акаев задумал до конца года реорганизовать систему управления. Так, чтобы при минимальном количестве чиновников можно было обеспечивать устойчивый экономический рост, бороться с коррупцией, привлекать инвестиции. Все управление должно быть предельно прозрачным. Сейчас на содержание госаппарата идет 11% бюджетных средств. Неоднократные попытки сократить управленцев успеха не принесли: бюрократическая структура саморазмножается. Нынешнее число чиновников примерно в 4 раза больше, чем было в советское время. В среднем и нижнем звене госаппарата, по словам командующего Нацгвардией Абдыгула Чотбаева, чиновники блокируют любое распоряжение президента или правительства, и реформы буксуют.

На недавнем заседании Совета безопасности отмечали, что коррупция процветает в правоохранительных органах, усилилось давление на власть. «Золотой нивой» для чиновничества стали зарубежные инвестиции. Чтобы протолкнуть свой проект, владельцу капитала надо отстегнуть чиновнику примерно 10% от стоимости проекта. С этим пока ничего не может поделать и Совет по привлечению прямых иностранных инвестиций. Особенно ярко коррупция проявилась в энергоотрасли, которая задыхается без притока капиталов, и вся система постепенно ветшает. Члены Совета безопасности считают, что энергоотрасль доведена до ручки: положение дел здесь оценили как общенациональную беду.

Повинны в этом, как утверждали на недавнем заседании правительства, чиновники. Недовольство общественности побудило Генпрокуратуру впервые за новую историю страны возбудить почти два десятка уголовных дел против руководителей. Но каков будет результат - бабушка надвое сказала. Уже были случаи, когда министерских работников милиция с помпой брала прямо в кабинетах. Однако дела в судах разваливались, и за все эти годы никто не был привлечен по статье о коррупции. Может быть именно потому, что правоохранительные органы, по заявлению президента Акаева, являются наиболее коррумпированной в стране структурой.

Неслучайно в последнем указе президента о борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями предусмотрено реформирование правоохранительных и фискальных структур, сокращение вмешательства госорганов в экономическую деятельность. Задействован еще один рычаг борьбы с коррупцией - Национальный совет по добросовестному управлению. Его рабочий орган – секретариат, который призван сделать все действия руководителей предельно прозрачными. Но самым эффективным способом борьбы с этим злом стало пестуемое президентом местное самоуправление. Теперь руководителей здесь не назначают из центра, а избирают на местах. Более того. В будущем году эти органы будут сами формировать бюджет, что вызывает у чиновников огромную неприязнь. Ведь многим из них придется искать работу.

Попытка сократить число госчиновников предпринималась неоднократно. Проводили даже публичную аттестацию управленцев, но вакансий для настоящих рыночников так и не открылось. Прежде всего, потому что в стране не оказалось специалистов-рыночников. Нынешняя когорта чиновников - это бывшие партийные, комсомольские, советские работники. Академия управления киргизского президента обратилась в Санкт-Петербургскую академию государственной службы за помощью в подготовке управленцев-профессионалов. Таких, которые смогли бы оживить приток прямых зарубежных инвестиций, увеличить ВВП и сократить внешний долг. Акаев намерен «раскачать» парламент, привлечь к законотворчеству общественность и создать правовую основу для борьбы с коррупцией. В последнем послании к народу глава государства определил направления экономической политики, которая позволит решить такую амбициозную задачу, как ежегодный рост ВВП в 7-8% и двукратное сокращение бедности к 2010 году.

В Киргизии общество разделено на очень бедных и очень богатых. Основная масса населения живет менее, чем на один доллар в день. Народ не получил никакой выгоды от приватизации, которую проводили бывшие партократы. Рядовой киргизстанец после разгосударствления объектов мог бы получить более чем по 4 тысячи долларов. Досталось - менее 30 центов. Блеск витрин магазинов, заваленных иностранными товарами, шикарные рестораны, кафе, боулинги вызывают у граждан раздражение. Еще и оттого, что изменить форму собственности уже невозможно. Разве что устроить, как говорил несколько лет назад парламентарий Омурбек Текебаев, "вторую Октябрьскую революцию по примеру наших отцов".

Наиболее рациональный путь к благосостоянию - создание среднего класса. Но его немногочисленные пока представители не имеют стартового капитала, а кредиты просто неподъемны. Все эти годы коммерческие банки самоустранялись от кредитования реального сектора экономики. И только пришедшие в этом году «варяги из Казахстана» вплотную занялись этим, чтобы оживить предприятия и увеличить экспорт продукции. Впрочем, Киргизия уже пять лет имеет торговые преференции от вступления во Всемирную торговую организацию. Однако, как говорит вице-премьер Джоомарт Оторбаев, от этого пока нет никаких преимуществ. Такое состояние будет продолжаться до тех пор, пока не будут минимизированы государственные контрольно-надзирательные функции и госорганы не откажутся от извлечения прибыли за свои услуги. Тогда не только российский, но и другой иностранный капитал пойдет в республику с ее очень дешевой рабочей силой: для многих голубая мечта получать такую же среднюю зарплату как в Казахстане – 150 долларов.

Для реализации этих задач президент Акаев и задумал реорганизацию системы управления, в которой будут работать профессионалы-рыночники. Пока их только готовят. Процесс может затянуться еще и потому, что со сменой управленческой системы может произойти и смена кабинета министров, который не сразу войдет в курс дел, преодолеет чиновничьи и клановые барьеры, а парламент разработает новое законодательство. Поэтому население Киргизии едва ли скоро почувствует очевидное улучшение жизни.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ