Казахстан и Россия - братья навек?Виктор Михайлов
Мы иногда пребываем в некоторой эйфории СНГовского
братства и стремления к Евразийскому объединению всех народов СНГ, особенно
казахского народа, о чем постоянно твердит президент Казахстана Н.Назарбаев. В
то же время граждане Казахстана не могут воспользоваться возможностью служить в
Вооруженных силах России, если на это не дат разрешение казахстанский суд -
сообщает Kazakhstan today. А Россию продолжают обвинять в стремлении стать
жандармом на постсоветском пространстве, о чем пишет «Казахская правда», которая
часто озвучивает «тайные мысли» национальной элиты. Публикуемая ниже статья,
надеемся, отрезвит некоторые горячие головы устроителей Евразийского
пространства, заставит задуматься и понять, что, несмотря на интеграционистские
заявления президента, в Казахстане продолжают культивировать антироссийские
настроения. Ветеран Славянского движения «Лад», участник Великой Отечественной
Войны, урожденный казахстанец Я.П.Белоусов считает, что русофобия, которая
льется со страниц «Казахской правды» требует отпора. Нельзя проходить мимо и
молча проглатывать антирусскую клевету. Об этом его статья, которую публикуем в
этом разделе.
С подачи «любимца» россиян А.Чубайса Казахстан является
образцом либеральных экономических реформ. За этим опытом в начале декабря 2003
г. отправились в Астану министр экономического развития России Г.Греф и
заместитель главы президентской администрации И.Шувалов. В состав большой
делегации также вошли первый замминистра финансов А.Улюкаев и первый замглавы
Минэкономразвития А.Шаронов. Цель поездки, как объяснил Г.Греф, - сверка курсов
экономического развития и обмен опытом реформ. "Мы собираемся учитывать опыт
Казахстана во всех сферах. Наши страны имеют общую ментальность и общие
проблемы", - заявил Греф. Ниже мы публикуем статью о катастрофических для людей
результатах реформы ЖКХ в Кокчетаве - областном центре столичной области
Казахстана, где половина населения - наши соотечественники. Не пора ли вспомнить
поговорку, что «умный учится на чужих ошибках», и не проводить этот жестокий
эксперимент над россиянами?
Kazakhstan today, 10 декабря 2003 Гражданам Казахстана запретили служить в российской армии
Граждане
Казахстана не имеют права проходить воинскую службу в Вооруженных силах России -
администрация президента РК.
Граждане Казахстана не имеют права проходить воинскую
службу в Вооруженных силах России. Об этом, отвечая на запрос корреспондента
KZ-today, сообщил заведующий государственно-правовым отделом администрации
президента РК Игорь Рогов.
Как сообщалось ранее российскими СМИ, в России приняты
поправки в закон РФ "О гражданстве", согласно которым российское гражданство
предоставляется иностранцам из бывших союзных республик, прошедшим службу (не
менее 3 лет) в Вооруженных силах РФ. По некоторым оценкам, количество желающих
получить гражданство России в ближайшее время может составить до 2 тыс.
человек.
Согласно справке государственно-правового отдела
администрации президента Казахстана, в соответствии с пунктом 2 статьи закона "О
всеобщей воинской обязанности и военной службе" гражданам РК запрещается
проходить воинскую службу в вооруженных силах других государств, если это не
предусмотрено международными договорами, либо если они не посланы государством
для выполнения официальных обязанностей.
С другой стороны, гражданин, проходящий службу в ВС
России, не подпадает под определение наемника по смыслу статьи 162 УК РК и в
соответствии с протоколом I 1997 года к Женевским Конвенциям о защите жертв
войны в случае, если он будет признан военнослужащим ВС России и будет включен в
личный состав ВС России. Исходя из буквального прочтения Женевских конвенций, в
действиях иностранных лиц, проходящих службу в ВС России, нет состава
преступления.
Таким образом, вопрос о факте наемничества должен
решаться судом РК в каждом конкретном случае, подчеркнул И. Рогов.
ноябрь 2003,"Казахская правда", №17 Россия берет на себя миссию "СНГовского жандарма?"Гайнижамал Шекей
Ну что ж, если после краха двухполярного мира (Запад и
СССР) роль "мирового жандарма" взяли на себя США, то что остается делать
преемнице бывшей Советской "империи зла" - России, как ни объявить себя
"эсэнговским жандармом". А то ведь как получается: владели и правили русские
одной шестой частью суши в течение целых 70 лет, и на тебе - всего-то ничего
осталось от когда-то огнем и мечом завоеванных земель и народов.
Так, пятнадцать бывших союзных республик почти в
одночасье стали суверенными государствами, то есть Прибалтика, Кавказ, Средняя
Азия и Казахстан ушли из-под российской великодержавной имперской десницы в
достославный год "парада суверенитетов". А с ними, шутка ли, и 100 миллионов
подданных. Теперь вместо 250 миллионов советского народа в империи осталось
всего 150 миллионов, при этом в постсоветской России ежегодная депопуляция
составляет один миллион человек. Мало того, с крахом СССР развалился и
Варшавский Договор. Соответственно, внешний круг империи сузился на масштаб
Восточной Европы. А когда недальновидный первый президент России Борис Ельцин
объявил оставшимся автономным территориям РФ: "берите суверенитета, сколько
унесете", - тут уже едва не случился полный обвал. Все автономные республики,
области и даже регионы (Урал и Дальний Восток) обрадовались негаданному счастью
и вмиг засобирались отделиться со своими территориями. А тут еще и
олигархи-евреи за каких-то пять-семь лет существования новой России завладели
богатствами Сибири, тем более, что большинство северных народов за годы "доброй"
советской империи вымерли почти подчистую - от некоторых осталось всего по 10-15
человек. Не говоря уж о безвозвратной утере ими языка, национальной культуры,
включая якутов, чукчей, манси, хантов и другие малые народности и этносы. Они
все теперь, несовместимо с их азиатскими скулами и широкими лицами, носят имена
типа Марья Ивановна и Сидор Петрович, а сгубили их и их тысячелетнюю историю не
сибирские пятидесятиградусные морозы, не холера, не мор и не царские пушки, а
стратегическое российское оружие под названием "русская водка". Экспансия Сибири
обошлась русским завоевателям дешево, да сердито - золото, алмазы, пушнина,
нефть - все стало достоянием великой российской державы. Зато в "благодарность"
за все эти несметные богатства сибирских недр исконные сибирские народы теперь
смачно третируются в бесчисленных анекдотах про "чукчей". Вот такова оказалась
плата за их безмерную наивность и простодушие, которые были свойственны и
американским индейцам, погубленным такими же "белыми людьми", как и русские,
принесшими на американский континент свою "огненную воду" и поглотившими
исконную доколумбовую американскую цивилизацию
После ухода Бориса Ельцина создалась ситуация, что
называется, "это вам не лаптем щи хлебать, а расхлебывать надо по серьезному".
Опомнились российские путины, жириновские, дугины, третьяковы, мироновы,
лимоновы и сообразили, что вместо "одной шестой части суши" недалеко осталось до
этно-территориального образования в пределах древнерусского княжества. Для
начала "разобрались" с олигархами-евреями. Кампания по "изгнанию
евреев-магнатов" идет полным ходом: могущественные при Ельцине Березовский и
Гусинский прячутся в Европе, на подходе к изгнанию Ходорковский, Абрамович и
другие. Потом российские "государственники" разработали план восстановления
прежней империи, чтобы вернуть хотя бы часть потерянного. При этом они не могут
нормально освоить и навести надлежащий порядок и процветание на территории,
которой у России и сейчас еще немало осталось - от Калининградской области на
западе до Тихого океана и четырех бывших японских островов на востоке. А ведь
после Второй мировой войны все страны-участники той бойни, включая поверженную
Германию и подвергшуюся бесчеловечной атомной бомбардировке Японию, не только
встали на ноги, но и идут сейчас в авангарде экономического расцвета,
технического прогресса и процессов демократического развития. А что же
Российская Федерация якобы свободных народов? Она осталась на уровне
радищевско-пушкинско-лермонтовской поры полуголодных черных деревень, населенных
пьяными мужиками, "воспетыми" в некрасовских поэмах, наравне с которыми
"самогонят" большинство женщин. Все, от малолетних детей до стариков,
разговаривают, имея в употреблении лишь лексикон отборного русского мата, не
больше того. Современная дикая деревенская Россия правдиво отражена в известном
кинофильме Андрона Михалкова-Кончаловского "Курочка Ряба", главная героиня
которого Ася Клячина, собрав вокруг себя пьяных мужиков и баб, не дала
возможности местному предпринимателю-трезвеннику жить по-новому. В том, что
российская деревня и сейчас именно такая, убедились наши казахстанские русские,
выехавшие в 90-х годах на жительство на свою историческую родину. По их словам,
там все пьют горькую "в лежку", воспринимают своих соотечественников как
чужаков, называют их "казахами". Только в Москве и Петербурге народ жирует,
криминалитет, сросшийся с коррумпированными чиновниками, бросается миллионами
долларов и отдыхает от бандитских разборок где-нибудь на кипрах и в парижах.
Хорошо, что нам здесь, в Казахстане, день и ночь показывают по ТВ сериалы
"Менты", "Криминальная Россия", "Бандитский Петербург", "Бригада", это гадкое
шоу "Окна" и кучу других серийных мерзостей, а в новостях - расистские погромы
московских и губернских скинхедов. Мы знаем, что в России зимой вымерзают целые
города, страну захлестывают нищета, пьянство, наркомания, моральная деградация,
демографическая депопуляция, криминальный разгул, террористические акции,
заказные убийства, проституция, что вот уже десять лет юные солдаты гибнут на
чеченской войне, а предыдущие десять лет Россия посылала их умирать на афганской
войне. Российские ведущие телеканалы ОРТ, НТВ, РТР - это всемирно известные
"телеканалы катастроф". На мировой арене Россия по-прежнему воспринимается
"страной варваров", в которой никогда не было и нет нормальных дорог, где все
вместо воды пьют водку, закусывая ее соленым огурцом и занюхивая куском черного
хлеба.
Но, несмотря на все это, Россия хочет вернуть в свое
гнилое имперское лоно Украину, Беларусь, Киргизию и, в первую очередь,
Казахстан. Они что, эти русские, нас всех за "придурков" держат, что ли? Каким
надо быть последним идиотом, чтобы снова влезть в российское ярмо?! Если уж
присоединяться к кому-нибудь, то только к Евросоюзу - чистенькой, культурной,
демократической Европе. Российские имперщики заводят сладкие речи о якобы
"бесплатном сыре", но мы-то знаем, что он бывает только в мышеловках.
Пророссийские олигархическо-шовинистские круги Казахстана хотят затянуть нашу
страну в омут Российской империи. Но подобного шага страшатся, в первую очередь,
славянские собратья русских - украинцы и белорусы, хотя и очень близки с ними по
этническому происхождению и по вере. За это в Ялте г-н Путин строго отчитал их,
назвав "национальным чванством" нежелание слиться в экстазе в объятиях "русского
медведя". Мы же, казахи, со своими "узкими очами" русским, извините за
выражение, и "на фиг" не нужны. Им нужна наша земля, наш Байконыр, военные
полигоны, наши недра, леса, горы, поля, воды, нефть, газ. Наш язык, наша
история, наша культура исчезнут в течение первых десяти лет после того, как, не
дай Аллах, состоится повторная колонизация Казахстана Россией.
А то, что такая угроза национальной безопасности, потери
Независимости и суверенитета существует, сомнений нет. После 12 лет нашего
суверенного существования, несмотря на то, что Казахстан признан мировым
сообществом и является членом ООН, российские эмиссары-провокаторы открыто
заявляют нам в лицо, прямо со страниц наших казахстанских газет, на
пресс-конференциях в наших казахских национальных пресс-клубах, что наш
священный суверенитет - это пшик, никому не нужная безделица. Бывшая метрополия
пока увещевает нас словами, угрожая при этом, что если "не поделитесь своим
суверенитетом", то они "отберут его у нас", как заявил российский "журналюга"
Третьяков, представляющий себя почему-то другом-приятелем казахстанского
Президента. О "жириновщине" и "лимоновщине" можно и не говорить. Следует только
отметить, что не зря российские власти недавно досрочно освободили из заключения
национал-большевика Лимонова, ведь он должен работать сейчас на дестабилизацию
российско-казахстанских межгосударственных отношений. После пред- и
послеялтинской атаки на наш суверенитет в нашем же информационном пространстве
("Навигатор", газеты "Мегаполис", "Комсомольская правда-Казахстан",
"Известия-Казахстан", "Аргументы и факты в Казахстане") 10 октября к нам из
России прибыл предводитель Евразийской партии г-н Дугин, своей ужасной бородой
напоминающий больше афганского моджахеда, чем российского философа-политолога. И
если бы его визави, казахстанский политолог Азимбай Гали, носил бы такую же
длинную, только черную по цвету бороду, то его никогда, даже на научную
конференцию, не впустили бы на российскую территорию как "казахского" моджахеда.
Так вот, на организованной в честь приезда г-на Дугина пресс-конференции
северный гость, ничтоже сумняшеся, заявил, что будущее на просторах СНГ за
Евразийской империей, а инициатором создания и вдохновителем будущей
конфедерации является якобы Н. Назарбаев. Кстати, непонятно, почему Дугин и
Третьяков уже полгода говорят от имени нашего Президента, надеюсь, он им не
давал таких полномочий. Может, Администрация Президента РК, КНБ РК или МИД РК
все-таки внесут хоть какую-нибудь ясность в эту ситуацию, которая уже становится
двусмысленной, а пауза слишком затянулась. На наглые по своей откровенности
призывы Дугина стать вновь колонией России А. Гали резко возразил ему, отметив,
что, по его мнению, Президент Казахстана стремится к расширению экономического и
культурного взаимодействия между нашими странами-соседями, не более того. Кроме
того, А. Гали подчеркнул, что России не нужны обоюдные интеграционные интересы
русских и казахов, она преследует только собственные имперские амбиции.
Однако оскорбительные по своему содержанию, но пока еще
увещевательные по характеру демарши и десанты третьяковых, жириновских, дугиных
и прочих "политических террористов" прямо указывают, что все это только пока еще
"цветочки", а "ягодки" нас и другие "эсэнговские" страны могут ждать впереди.
Дело в том. что не кто-нибудь, а сам министр обороны РФ Сергей Иванов в начале
октября представил новую разработку российской военной доктрины. В ней просто и
ясно говорится, что в случае возникновения внутренней нестабильности в странах
СНГ (?! - авт.) как межэтнического, так и политического (?! - авт.) характера, а
также в случае действий того или иного режима по свертыванию демократических
преобразований (?! - авт.) Россия оставляет за собой право скорректировать
военное планирование и изменить дислокацию своих войск (?! - авт.). Из этой
"доктрины" очень даже понятно, что все страны СНГ отныне находятся под
"колпаком" России и, соответственно, под сапогом российской армии. Судьба
суверенных постсоветских государств теперь зависит от того, что Россия посчитает
признаками "внутренней нестабильности" и "режимом свертывания демократических
преобразований". У нас в Казахстане, к примеру, г-да Путин и Иванов могут
посчитать, что нерегистрация Русской партии Белякова или преследование
казахскими властями Кажегельдина являются обоснованным поводом для дислокации
российских войск на нашей территории или вторжения российских танков на нашу
землю, как это делает Израиль, при пособничестве США вторгающийся на территорию
Ливана и Сирии под предлогом антитеррористических акций.
Так что, выходит, Россия решила занять место
"регионального жандарма" на территории СНГ, глядя на то, как лихо этим
занимаются США, упиваясь своим самолично узаконенным правом "мирового жандарма".
Совершенно ясно, что первый объект применения новой "открытой военной доктрины
РФ" - это Казахстан. Не случайно интеграция на основе ЕЭП, информационные атаки,
военная доктрина "эсэнговского жандарма" - все эти акции проводятся в Год
Казахстана в России, в одном плотном временном промежутке, последовательно и
методично. Интересно, а есть ли у нас действенная доктрина национальной
безопасности или мы должны жить в постоянном страхе за свой суверенитет на
втором десятке Независимости, хотя наша страна является полноправным членом
мирового сообщества? То bе оr nоt to bе? Тhat is the question... Быть или не
быть? Вот в чем вопрос.
Русофобы из «Казахской правды» петушатся…
или немного морали насчет
долгов, которые надо возвращать…И еще о многом другом, мимо чего нельзя
проходить каждому из нас…
Я.П. Белоусов, инвалид Великой Отечественной войны,
кандидат философских наук, доцент, в Казахстане.
1. ИТАК, СНАЧАЛА О ДОЛГАХ…
Много, очень много печатных органов издается в
суверенном Казахстане. Есть, однако, среди них один с довольно громким, с
претензией вещать миру правду-матку, названием. Это - «Казахская правда» -
газета, претендующая на роль единственной выразительницы чаяний не иначе, как
всего (!?) казахского народа. Листаешь ее страницы и тебя начинает охватывать
сначала недоумение. Затем рождается чувство досады, возмущения и какой-то
брезгливости при чтении тех опусов, которые из номера в номер печатает на своих
страничках этот орган.
Само собой в сознании возникает множество вопросов. И
один из первых - такой: как же так, как могло случиться, что редактор «Казахской
правды» Алдан Аимбетов, человек в весьма почтенном возрасте, имеющий ученое
звание профессора, степень доктора философских наук, в прошлом специалист,
неустанно прославлявший достоинства социалистического образа жизни (этой
проблеме, кстати, посвящена его докторская диссертация), ревностный (в прошлом)
глашатай дружбы народов и других духовных ценностей советской эпохи, ныне
превратился в некоего духовного оборотня, начисто забывшего благодаря кому и
чему он вышел в люди, в ученые мужи со степенями и званиями?
Какие только перлы, вышедшие из-под пера этого
казахского «интеллектуала», не появлялись на страницах издаваемой им газетки.
Общий смысл ядовитого, притом довольно широко тиражируемого, «творчества» А.
Аимбетова и его единомышленников таков: Казахстан - это государство казахов и
для казахов. Все остальные нации, народности здесь только гости и было бы лучше,
чтобы все они побыстрее уматывали на свою историческую родину. Особую неприязнь
сей «профессор», выражающий интересы определенных кругов титульной
интеллигенции, испытывает к русским и особенно к русскому языку, к кириллице, на
которой он, ничтоже сумняшеся, получил в советское время высшее образование, а
затем поимел высокие ученые степени и звания.
Казалось бы, будь вечно благодарен за то, что судьба
свела тебя с русскими, с их богатейшим по содержанию и словарному составу
языком, на котором ты научился читать и писать, благодаря которому ты смог
приобщиться к сокровищнице русской и мировой культуры. Многие великие сыны
казахского народа и в далеком, и в недавнем прошлом не стеснялись признаваться в
чувстве своего уважения и восхищения поистине великим русским языком, а также
тем неоценимым вкладом, который внес в развитие мировой цивилизации, в подъем
культуры многих малых народов русский народ. Об этом не уставали в свое время
талдычить (именно талдычить!)_и многие из тех, кто сейчас превратились в
духовных оборотней. Тех, которые сейчас «плюют в колодец», в тот прежде чистый
родник былой дружбы братских народов. В родник, из которого они пили живительную
силу знаний, исходивших от русских учителей на русском языке.
Да, именно так всё и было. И этот исторический факт
никому и никогда не удастся перечеркнуть, сколько бы разного рода духовные
перевертыши ни пытались переписывать историю. Однако же…Теперь на дворе - иная
пора, и можно безнаказанно поерничать и над «великим и могучим», открыто заявить
вчерашнему «старшему брату», что мы, коренные, титульные, здесь, в своем
суверенном Казахстане - хозяева страны. Что мы теперь «сами с усами», что можем
обойтись и без вашего языка с его надоевшей нам кириллицей, и без вашей культуры
и науки. И вообще без всего того, что поимели от вас за годы «братской
дружбы»…Словом, «некоренные» должны четко понять одно: вы, пришельцы, вчерашние
колонизаторы, здесь лишние. И если хотите оставаться у нас, на казахской земле,
, то не возникайте. Ни с проблемой государственного двуязычия, ни с идеей
равноправия во вся и всем, ни с прочими демократическими штучками…
В этой связи возникает следующий законный вопрос: а как
же так? Разве не в счет построенные на степных, ранее пустовавших пространствах
в основном русскими людьми десятки городов с промышленными гигантами, с развитой
инфраструктурой? В их создание в годы советской власти вложены миллиарды и
миллиарды в основном российских средств и главное - титанический и пока еще не
оплаченный труд миллионов славян. А сотни институтов, университетов, техникумов,
опять же созданных с помощью русских интеллигентов? А широкая сеть санаториев,
больниц, дворцов культуры? А еще многое другое, чем сейчас безраздельно владеют
хозяева нынешнего Казахстана? …Ведь это же абсолютная правда: никогда прежде
почти ничего этого не имело и ничем этим не располагало в основном кочевое
население казахской степи.
Да разве перечислишь всё то, что было создано в
Казахстане с помощью России за счет использования колоссальных материальных и
духовных ресурсов, прежде всего, русского народа. Оказывая братскую помощь
другим народам, русский народ в течение всех последних семи десятилетий выполнял
изнурительную роль народа-донора. Его живая кровь, его энергия щедро
расходовались на возрождение и возвышение всех окраинных народов и народностей.
А сам русский народ, выполняя свой интернациональный долг, навязанный ему
проводниками «ленинской национальной политики», надрывал и надрывал свои силы. И
в конце концов, оказался в дураках. Да еще каких! Таких по всему свету едва ли
сыщешь… Должников много, но никто из них возвращать долги не собирается. Потому
что нынешние власти предержащие в России, особенно времен недоброй памяти
Ельцина, не пожелали поставить в свое время вопрос ребром: «А ну-ка, господа,
обретшие суверенитет, платите-ка по долгам матушке-России…».
Да куда там. Французам царские долги вековой давности
кремлевские обитатели вернули. Парижскому клубу миллиарды долларов чистоганом
возвращают. Но почему-то никто в мире не хочет прощать России ее долги, кстати,
возникшие в основном при «демократах». А вот ельцинская да и путинская власть
многострадальной, обедневшей России почему-то не захотела и не хочет
позаботиться о возврате долгов своих соседей по ближнему зарубежью. Ох, как бы
они пригодились обедневшим русским людям! Да не тут то было. Некому сейчас в
России заступиться за свой народ, потому что правят ею временщики-пигмеи, а не
по государственному мыслящие деятели.
Но вопрос о долгах бывших союзных республик России ни в
коей мере не может быть похоронен навсегда. По большому счету, в этом мире за
всё надо платить. Во имя высшей справедливости. Коли вы, господа, стали
самостоятельными, суверенными и ведете политику, не всегда дружественную по
отношению к России, то давайте проведем взаиморасчеты: кто от кого, что и
сколько получил, кто кому остался должен на момент распада СССР. Задолжала
Россия своим сестрам-республикам - расплачивайся с ними. Они, в свою очередь,
должны рассчитаться с Россией. Это надо сделать непременно, не откладывая
решение проблемы в долгий ящик, исходя из азбучного принципа: «Лучше поздно, чем
никогда». Во избежание могущих возникнуть в будущем недоразумений.
Надо возвращать старые или новые долги в установленные
сроки в материальной ли форме, либо в какой-то другой. Но возвращать надо
непременно. На этом держится мир. «Чаще счет - крепче дружба», говорится в
народе. Если на данный момент у суверенных государств - соседей России по СНГ
возможности расплачиваться по накопившимся в прошлом долгам нет, то во всяком
случае для начала надо честно признать их наличие. И еще. Нельзя платить
неблагодарностью за содеянное добро. Эта вековечная истина относится и к народам
в целом, и к отдельным людям с короткой памятью. История не прощает
неблагодарным и вероломным. Она рано или поздно воздает им сполна. Ибо в жизни
действует закон возмездия, от которого никогда и никому не удавалось уйти.
Кстати, этой непреходящей премудрости учат нас, грешных, и Библия, и Коран.
Правда, иной читатель может сказать по поводу
вышеизложенного: «К чему ворошить прошлое? Что с воза упало, то пропало». Верно.
Можно, конечно, и не ворошить, можно списать все долги до последней копейки.
Русским к этому не привыкать. Но тогда другая сторона (казахи, узбеки, грузины,
киргизы, туркмены и др.) должна проявить, по крайней мере, уважительное
отношение ко всем тем народам (в данном случае к славянам, к русским), которые в
далеком и недавнем прошлом щедро делились с ними всем, что имели ради выполнения
своего интернационального долга.
Но когда вместо признательности и благодарности за всё
содеянное русский человек «награждается» титулом «пришельца», «колонизатора»,
творца геноцида и носителя имперских амбиций (которых, кстати, у него никогда не
было!), тут у всякого русского возникает чувство законного протеста и обиды на
проявленную несправедливость. До поры, до времени это чувство бродит в душах
людей с тем, чтобы когда-нибудь выплеснуться, не приведи Господь, в форме
отмщения, как это иногда бывало в отношениях между народами в прошлом
11. О ВОИНСТВУЮЩИХ
РУСОФОБАХ…
А теперь, как говорят в Казахстане, вернемся к нашим
баранам. То бишь, к тому, с чего начали этот разговор на не слишком деликатную
тему. Итак, что же вещает своим читателям «Казахская правда», какова её позиция
по отношению к «русскому вопросу» в Казахстане? Это надо знать широкой
общественности как в самом Казахстане, так и за его пределами. Хотя бы потому,
что позицию этого печатного органа разделяют определенные общественные круги.
Вот перед нами майский номер «Казахской правды» за
2001-й год. В нем статья на ставшую постоянной злобу дня «Латиница родная, пока
еще немая». Перо ее автора прямо-таки «злостию дышит». В самом деле, процитируем
парочку измышлений, из которых следует: «…вытаскивание
(словцо-то какое употребляет автор статьи!) в качестве официального русского
языка - это уже открытое предательство (ни больше, ни меньше!) по отношению к казахскому языку и казахскому народу,
давшему имя нашему государству». Тут автор и, следовательно, «Казахская
правда», открыто выступают против Конституции республики, в которой четко
записано, что русский язык в Казахстане является языком официальным. А ведь
выступать против статьи Основного Закона страны и характеризовать её (статью)
как предательство, это уже слишком. В любом случае такое деяние наказуемо, в том
числе и в уголовном порядке.
Читаем дальше. Еще похлеще: «Кириллица - это средство духовного закабаления казахского
народа; она как тамга-тавро многовековой зависимости, выжженной на теле
государства Казахстан (во как!). Она также символ русификации и позорной
манкуртизации казахской нации. Ибо всесокрушающий идеологический пресс империи
на умы и сознание казахов совершался через кириллицу (надо же такое!).
Единственный путь окончательного освобождения от оков прошлого - это
обязательный переход казахского алфавита на латиницу».
Что тут скажешь... По своей сути это манифест
воинствующего национализма, автором которого является, кто бы вы думали? Доктор
медицинских наук. А ведь наверняка он получил высокие научные регалии через
кириллическое письмо. До чего же надо ненавидеть русский язык с его кириллицей,
чтобы изрекать, вернее, изрыгать такое. Остается в сердцах воскликнуть: «Ах,
казахские иваны, не помнящие родства и лишенные начисто элементарного чувства
благодарности за всё то доброе, что принесла казахам так ненавидимая некоторыми
из вас кириллица…Очнитесь! Опомнитесь!».
Авторы некоторых публикаций «Казахской правды»
договариваются до прямых оскорблений не титульных народов, живущих в Казахстане.
Вот характерный пример. В статье «Национализм, как воздух, нужен казахам»
(«Казахская правда» № 5 за 2003 год) некая Р. Рахимжанова вещает: «Доброта казахов часто воспринимается как трусость и
слабость, она не внушает уважения к себе и должна быть искоренена (?!)…
Некоторые так разжились у нас, что позволяют относиться к казахам с чувством
превосходства, высокомерия и пренебрежения. Да как они смеют?! Собаки
приблудные! Бить в морду им всенепременно!.. Неблагодарным инородцам каждый
день, каждый час и на каждом шагу надо вбивать в головы, что именно казахи их
благодетели!.. И в Казахстане все живущие здесь диаспоры должны называться
казахами, а кому это не по душе - скатертью дорога!.. Убирайтесь вон!..».
Очевидно, подобные филиппики могут лишь породить у
многих не титульных граждан чувство оскорбленного национального достоинства и
способствовать отъезду тысяч и тысяч некоренных за пределы солнечного
Казахстана. Что и происходит в реальной жизни: славяне продолжают покидать
Казахстан. Увы, это так…А нужно ли это самим казахам? Имеются в данном случае не
оголтелые, не зашоренные националистическим душком перевертыши, а простые
казахи-труженики, для которых русские всегда были братьями.
«Казахская правда» стала своеобразным полигоном, с
которого запускаются ядовитые стрелы то в адрес Российской Федерации, которую ее
авторы представляют не иначе как наследницу империи, стремящейся заново
поработить новые суверенные государства и в том числе, конечно же, Казахстан. То
обрушиваются на своих соплеменников-манкуртов, продолжающих пользоваться русским
языком.
С этой точки зрения интерес представляет статья
ученого-лингвиста Азимбая Гали, опубликовавшего в «Казахской правде» статью «От
этноцентризма к лингвоцентризму» (№15 за 2003 год). Автор утверждает, что «… после реализации суверенитета у власти обосновалась
постколониальная элита, которая больше сохраняет позицию политической
преем-ственности, нежели радикальной деколонизации». И далее: «… происходит
новая колониальная легитимизация в виде признания ценностей и позиций доминиона.
Новая «старая» казахско-русская дуалистическая номенклатурная правящая
доминанта, заручившись поддержкой русской партии в виде демографического пласта
и финансового донора, удерживает контроль над политическими шагами собственно
казахской элиты. Наиболее важный приоритет, вещает далее ученый-лингвист, это
непущание (?!) государственного языка. Если прежде противниками казахского языка
выступали оголтелые шовинисты из этнических русских, то теперь эту задачу
выполняют так называемые «политические русские» - обрусевшие казахи». Покончить
с этим состоянием, по мнению автора, поможет переход от
этноцентризма к лингвоцентризму, что должно явиться «главным казахским
приоритетом».
«Отныне, заключает А..Гали, мы,
казахские интеллектуалы, считаем необходимым перенос приоритета с национальности
на казахский язык. Иными, словами, не тот казах, кто казах по происхождению, а
тот, кто является носителем казахского языка…».
Вот так-то! Сущность галиевской концепции перехода от
этноцентризма к лингвоцентризму хорошо раскрыл казахский журналист Асхат
Шарипжанов в своей статье «Не КАК говорить, а ЧТО», опубликованной в электронной
газете «Навигатор» и затем в славянской газете «ЛАД» ((№ 11 за 2003 год): «Тактическая цель идеи «лингвоцентризма» видна невооруженным
глазом: окончательно вытеснить из сферы государственного управления неказахов и «асфальтных казахов». Автор,
развивая свою мысль, продолжает: «Представим, что это
произошло. И что же? Чиновники перестанут брать взятки? Или казахам-бизнесменам
будет только приятно от того, что бакшиш требуют на родном языке? Или казахам,
попавшим под полицейский пресс, будет менее больно от того, что их избивают
такие же казахи? Или же пациент будет меньше страдать от врача-коновала, если и
тот, и другой будут представителями одной нации?…»
Колючие, однако, вопросы… Кстати, в своей статье А.
Шарипжанов хорошо сказал по адресу тех казахских интеллектуалов, которые
«стенают по поводу гибели казахского языка». Это «те,
кто относит себя к «цвету» казахского народа - интеллигенция, так и не сумевшая
вписаться в условия рынка или пробиться на теплые чиновничьи места».
Редактор «Казахской правды» А. Аимбетов очень недоволен
тем, что представители десятков этносов, проживающих в Казахстане, продолжают
называть себя казахстанцами, а не казахами. В номере 13 своей газеты за 2003 год
он вещает: «Несправедливо и недопустимо казахов
политически уравнять со всеми гражданами, составляющими сто с лишним
национальностей. Во всех государствах есть титульная нация, если хотите, хозяин
страны, и есть просто граждане. Титульная нация с незапамятных времен обитает на
этой земле, кровь за нее проливала. Остальные - пришельцы, завоеватели,
оккупанты, и это обстоятельство никак не может уравнять их в правах с коренной
нацией. Возьмем, к примеру, русских…». И далее профессор уверяет, что это они
надели на казахов «ярмо колонии».
Более того, вещает наш ученый: «Ни с одним народом Россия не обращалась так, как с
казахами. Естественно, казахи боролись с оружием в руках. Всего против
присоединения Казахстана к России было организовано около трехсот
национально-освободительных выступлений. Не для того проливал народ свою кровь,
чтобы сегодня уступить свою государственность потомкам завоевателей своей
Родины». Тут, что ни слово, то ложь, клевета и передергивание исторических
фактов. Всему миру известно, что казахские ханы в свое время приняли российское
покровительство и вошли под крыло России добровольно, что выдающиеся деятели
казахского народа такие как Абай, Алтынсарин, Чокан и многие, многие другие
призывали сородичей жить с русскими в мире, учиться у русских… Но что до всего
этого глашатаю националистических вывертов? Ему главное - побольше напустить
отравленного тумана в головы несведущих читателей, особенно из числа
идеологически необстрелянной молодежи. Что же касается иноплеменников,
населяющих Казахстан, то им всем, по Аимбетову, «называться придется казахами». Именно так озаглавлена
чрезвычайно путанная статья нашего профессора.
С особым старанием, причем из номера в номер, «Казахская
правда» нагнетает у своих читателей чувство страха и ненависти по отношению к
России. В одном из последних номеров (№ 17) за 2003 год помещена обширная статья
Гайнижамал Шекей (поговаривают, что это псевдоним редактора) под явно
провокационным заголовком «Россия берет на себя миссию
«снговского жандарма?». Настораживает уже начало статьи: «Ну что ж, если после краха двух полярного мира (Запад и
СССР) роль «мирового жандарма» взяли на себя СЩА, то что остается делать
преемникам бывшей Советской «империи зла» России, как ни объявить себя
«снговским жандармом». А то ведь как получается: владели и правили русские одной
шестой частью суши в течение целых 70 лет, и на тебе - всего-то ничего осталось
от когда-то огнем и мечом завоеванных земель и народов».
Автор злорадствует, что «пятнадцать бывших союзных республик почти в одночасье
стали суверенными государствами…, ушли из-под российской великодержавной
имперской десницы в достославный год «парада суверенитетов», что «в империи
осталось всего 150 миллионов, при этом в постсоветской России ежегодная
депопуляция составляет один миллион человек».
Дальше - больше. Автор вещает, что «На мировой арене Россия попрежнему воспринимается «страной
варваров», в которой никогда не было и нет нормальных дорог, где все вместо воды
пьют водку, закусывая ее соленым огурцом и занюхивая куском черного хлеба. Но
несмотря на всё это, Россия хочет вернуть в свое гнилое имперское лоно Украину,
Беларусь, Киргизию и, в первую очередь, Казахстан. Они что, эти русские, нас
всех за «придурков» держат что ли? Каким надо быть последним идиотом, чтобы
снова влезть в российское ярмо?! Если уж присоединиться к кому-нибудь, то только
к Евросоюзу - чистенькой, культурной, демократической Европе».
Распаляясь ненавистью к России и русским, автор клеймит
и тех казахов, которые поддерживают идею Евразийского Союза: «Пророссийские олигархическо-шовинистские круги Казахстана
хотят затянуть нашу страну в омут Российской империи…». «Мы же, казахи, со
своими «узкими очами» русским, извините за выражение, «на фиг» не нужны. Им
нужна наша земля, наш Байконыр, военные полигоны, наши недра, леса, горы, поля,
воды, нефть, газ. Наш язык, наша история, наша культура исчезнут в течение
первых десяти лет после того, как не дай Аллах, состоится повторная колонизация
Казахстана Россией».
Пугает, ох, как пугает своих сородичей «Казахская
правда» Россией, которая, оказывается, «преследует
только собственные имперские интересы» и стремится осуществлять некую «военную
доктрину», согласно которой «все страны СНГ отныне находятся под «колпаком»
России и, соответственно, под сапогом российской армии».
Еще пуще распалилась тот же автор в другой статье этого
же номера газеты под названием «Евразийство
по-назарбаевски и неоевразийство по-дугински», явившейся откликом на
публичные выступления российских авторов (речь идет об интервью, данных
В.Жириновским, А.Дугиным, В.Третьяковым) в казахстанской печати. «Этот визит еще раз показал стремление российских
проимперских сил… вновь накинуть на казахскую шею хомут Империи великороссов».
И далее: «…надо отметить, что это одиозное трио пока
добилось только одного: казахи, наследники земли своих предков,…теперь готовы
отказаться от последних остатков своей бывшей привязанности к «братскому»
русскому народу, которую он по своей природной доброте все же испытывал к нему,
несмотря на то, что бывшая метрополия привела нас на грань исчезновения как
народа».
Ослепленная ненавистью к северному соседу пишущая дама
сеет ненависть к России, утверждая, что «Казахстан
всегда представлял и сейчас представляет собой для России лакомый кусок сыра,
издающий аппетитный запах, но висящий на ветке, до которой теперь надо вновь
дотянуться. Как будто ей мало уже отобранных у нас Астраханской, Омской,
Саратовской, Оренбургской областей. Могила нашего великого Курмангазы сейчас
осталась в зарубежье, и если эти места покинет автохтонное, ирредентное (?!)
казахское население, то комплекс-усыпальница певца казахской свободы затопчут
российские скинхеды и всякие им подобные жириновские. А казахская столица, ныне
российский губернский город Оренбург, осталась таковой только в
архивах…».
Вот о чем стенает «выразитель чувств казахского народа»!
На так нелюбимую Россию «Казахская правда» готова вешать всех дохлых кошек и
собак. Это, оказывается, по вине России «все мы, бывшие
«гомо советикус», отброшены на два столетия назад от передовых стран в своем
политико-экономическом развитии». Подумать только! Какую околесицу несет
газетка казахского профессора-философа. Он забыл что ли о том, что в кочевом
казахском обществе до Октябрьской революции насчитывалось всего два (два!)
процента более менее грамотных людей. А нынешние сотни вузов, тысячи школ,
десятки научно-исследовательских институтов в Казахстане. Они что? С неба
свалились? В Казахстане живут и творят тысячи всемирно известных ученых всех
отраслей знания, артистов, писателей, композиторов, общественных деятелей,
поднявшихся к высотам науки и культуры именно в годы советской власти…
Как только язык поворачивается у ослепленных злобой ко
всему, что связано с Россией, с русскими, клеветать на реальную
действительность, отрицать всё и вся, чем законно может гордиться казахский
народ и все население многонационального Казахстана.
Читая «материалы» «Казахской правды», возникает немало и
других вопросов. Например, такой: А какую, собственно говоря, цель преследует
этот печатный орган? В одной из своих публикаций упоминаемая нами Г.Шекей
отвечает на этот вопрос совершенно четко и недвусмысленно: «Казахская Правда» … выступает именно как
национал-патриотическая газета, причем издающаяся на русском языке, чтобы врагам
Казахии было понятно, о чем говорится на ее страницах. Противники казахской
государственности не понимают, что написано в казахских газетах в ее защиту, вот
и приходится «КП» по-русски разъяснять им, что почем, давать отпор всем
провокаторам по всем направлениям».
На это мы скажем так. Эй, вы, господа, называющие себя
национал-патриотами! Сея ненависть к России, к русским, к их языку, которым,
однако, охотно пользовались в прошлом и пользуетесь сейчас, вы не отдаете себе
отчета в своих действиях. Зачем вам это нужно: сеять ядовитые семена вражды
между Россией и Казахстаном, между казахами и русскими? Вы что же, собираетесь
вековечно враждовать с Россией, создавая из нее образ коварного, опасного врага?
Ведь объективно вы готовите идеологически своих сородичей к борьбе (а то и к
войне!) с нынешней, вовсе не «имперской» Россией. Только к чему вам с такой
упертой настойчивостью тягаться с «северным медведем»? Из года в год оскорблять,
кусать, злить его. Это же просто смешно - уподобляться Моське из известной басни
дедушки Крылова. Зачем вы, господа-русофобы, петушитесь? Зачем вам нужно русских
и Россию в целом зачислять в стан своих извечных врагов. Ведь русские, Россия
еще не раз могут пригодиться казахам и Казахстану во времена грядущие. Равно как
и другим бывшим советским народам-братьям. В качестве доброго соседа, брата.
Ведь недаром в народе говорится, что пути Господни неисповедимы…
Не лучше ли вам взяться за наведение порядка в своем
собственном доме, где хватает жизненно важных проблем помимо чисто
«национал-патриотических», которыми простые труженики-казахи по истечении
двенадцати лет независимости, думается, озабочены не так уж слишком. Почему бы
вам поглубже не «раскрутить» скандальное дело казахских дипломатов в Москве,
позорно занимавшихся спекуляцией безакцизными российскими табачными и водочными
изделиями в довольно внушительных размерах? Или заняться проблемой доходов от
большой казахстанской нефти: куда, в чьи карманы они идут? Или проблемами
массовой преступности, детской беспризорности, проституции, наркомании и прочими
язвами общества в наше время, когда Казахией, как вы изящно выражаетесь, называя
таким именем Республику Казахстан, уже не «рулят» эти самые ненавистные вам
пришельцы-русские? Да мало ли есть еще каких животрепещущих проблем, по
настоящему волнующих казахстанское сообщество
В заключение этих заметок скажем так: вообще-то нас не
удивляет то, что ваша газета, г-н профессор, упорно, с завидным старанием,
очевидно, кем-то неплохо оплачиваемым, сеет рознь между двумя самыми крупными
этносами суверенного Казахстана - казахами и русскими. И по большому счету,
между Казахстаном и Россией. Что тут поделаешь! Уж какие вы, казахские
национал-патриоты, есть, такими, видимо, и останетесь. Говорят, горбатого могила
исправит. Но все-таки, зачем опускаться так низко? Лучше бы перестали лить грязь
и клевету на отношения между двумя дружественными народами - казахами и
русскими, между двумя нашими государствами. Тем более в «Год Казахстана в
России» и в «Год России в Казахстане». Уймитесь же! Или вам наплевать на
политику нашего Президента в этом немаловажном вопросе, наплевать на этические
нормы, которых придерживаются цивилизованные люди во всем мире?
В таком случае вас, национал-патриотов аимбетовского
разлива, с полным основанием можно считать отщепенцами рода человеческого…И
больше того, за разжигание вражды между народами и людьми разных национальностей
вас следует привлечь к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным
кодексом Республики Казахстан. Не следовало бы забывать об этом.
Пресс-служба «Центра содействия демократии», 7 декабря 2003 Параллельные мирыВладимир Намовир
«… запрещается навязывать условия доступа к услугам
естественной монополии, ведущие к дискриминации потребителей услуг» (Закон «О
естественных монополиях», ст.5, п.1.5)
Наши соотечественники уже много лет живут в состоянии
постоянного стресса. Удивительно то, что они, вообще, ещё живут. Ибо каждый год
только повышение монополистами тарифов на коммунальные услуги повергает наше
нищее население в глубокий шок. А последние по времени мизерные повышения
зарплат и пенсий - это нечто из разряда симптоматических средств, внушающих
нашему народу, что «больной», скорее жив, чем мёртв.
К слову, в Кокшетау, центре столичной Акмолинской
области в течение года тарифы на тепло увеличились на 9%, на электричество - 7%,
и на воду - 10%. Повысились цены на ГСМ и газ. Местными
монополистами-энергетиками уже подготовлены расчёты на увеличение стоимости
электричества ещё на 25%. Можете себе представить, чего стоят в глазах
большинства сограждан шаманские заклинания властей об экономическом росте в
стране и эффективной социальной политике.
Надо заметить, что широко разрекламированные успехи
казахстанских экономических реформ в значительной мере обусловлены тяжелейшими
социальными последствиями для населения. Говоря проще, наши власти на протяжении
последних десяти лет ставят своего рода масштабный социально-экономический
эксперимент в поисках «болевого порога», после которого для «больного» наступает
летальный исход. Но наш народ пока что терпит и, скорее жив, чем мёртв.
Как нам популярно объясняет главный режимный идеолог
Ермухамет Ертысбаев в своей статье «Ещё раз о демократии», растиражированной во
всех областных и районных газетах по всей стране: «Никто не откроет Америки,
если скажет, что экономические рыночные реформы в Казахстане опережают
политические преобразования». Иными словами, если отбросить софистику штатного
интерпретатора «правящей воли», в Казахстане попросту отсутствуют
демократические институты, обеспечивающие реализацию и защиту элементарных прав
и свобод граждан. Поэтому у населения нет никакой возможности прокричать
властям: довольно, сил больше нет терпеть нужду и грабёж.
А грабят-то ведь по-крупному, с размахом. И мы это
покажем на примере деятельности ТОО «ЭнергоПромКомпани», недавно появившейся на
рынке электроснабжения Акмолинской области. Тема, на первый взгляд, скучная, но,
думается, полезная с точки зрения понимания, как в Казахстане формируется класс
«богатых, обеспеченных людей», чьи интересы полярно противоположны интересам
подавляющего большинства граждан.
Так вот, эта самая «ЭнергоПромКомпани», пользуясь своим
монопольным положением, стала заключать договоры не с гражданами, назвав их (!)
«субабонентами», а заключила договоры с КСК и … «кондоминиумами», отнеся их,
соответственно, к категории «абонентов». В этом «договоре» с КСК и
«кондоминиумами», обратите внимание, - не имеющих ни
собственных сетей, ни подстанций, написано: «п. 3.4. В платёжном документе
указывается фактическое потребление и потери
электроэнергии, связанные с транспортировкой по
сетям «абонента». Это и есть окончательный расчёт».
И эти «потери электроэнергии» перекупщик-перепродавец ТОО «ЭнергоПромКомпани»
самостоятельно определил в размере от …100 до 250%. Это при том, что в КСК нет
на балансе никакого другого электрооборудования. В результате такой
«юридической» подмены понятий: «абонент» и «субабонент», у монополиста, в нашем
случае ТОО «ЭнергоПромКомпани», появилась легальная возможность извлечения
дополнительных доходов за счёт произвольно установленных размеров «потерь
электроэнергии».
Во всём мире потери электроэнергии (потери в
трансформаторах, реакторах, расход на нагрев проводов, приборов учёта и пр.) не
превышают 10% от передаваемой по сетям электроэнергии. Но «заграница» нам не
указ, и потому в казахстанских тарифах «потери» заложены в размере 30-40%. И
потому прибыль монополистов только от завышения тарифов с лихвой перекрывает все
производственные издержки.
Вообще, реструктуризация отраслей, в частности
электроэнергетики, у нас в Казахстане проводилась и проводится стандартным
способом: на одной и той же производственно-технической базе искусственно
создаётся ряд юридических фирм-посредников, которые сами ничего не производя,
занимаются простым выкачиванием денег у населения. Время от времени происходят
«реорганизации» и «банкротства», одни названия фирм заменяются другими, но
как-то всегда получается так, что за всем этим трансформациями там, «наверху»,
всегда остаются одни и те же лица. Как вы понимаете, такое «реформирование» не
может происходить без активного участия и поддержки высших должностных лиц, как
в центре, так и на местах. И, если это не коррупция, то тогда найдите другой
термин для того, чтобы назвать такой способ быстрого и неправедного изъятия
наличных денег у граждан.
К тому же, надо заметить, что пресловутые «потери»
электроэнергии - это не единственная метода выкачивания денег из потребителя.
Есть ещё и другие «ноу-хау» позволяющие монополистам «разводить» нас, извините,
как «лохов», но, чтобы не перегружать статью подробным описанием и техническими
деталями, мы здесь о них писать не станем.
Понятно, что наш терпеливый «казахстанский народ не
вышел на митинги», но сопротивляться тотальной «экспроприации» всё же попытался.
Жители г. Щучинска, «субабоненты» ТОО «ЭнергоПромКомпани», отказались оплачивать
виртуальные «потери» электроэнергии и добровольно отдавать свои нищенские
зарплаты и пенсии. Тогда монополист стал отключать потребителей и подал на них в
суд.
Забавно, что Акмолинский антимонопольный департамент в
своём ответе на запрос жителей г. Щучинска, подписанном зам. директора
департамента г-жой Самсоновой, полностью поддержал действия ТОО
«ЭнергоПромКомпани». Откровенным издевательством со стороны антимонопольного
департамента выглядит в том же ответе «снижение» дополнительной оплаты с 600 до
460 тенге за «включение», ранее «отключённого» монополистом потребителя,
требующее всего-то - усилия пальца электрика для включения автомата на счётчике.
Единственным светлым пятном в этой заурядной, по нашим
казахстанским меркам, истории явилась позиция Кокшетауского транспортного
прокурора г-на Абенова. Он в своём письме заявителям сообщил, что «проведена
проверка в ТОО ЭнергоПромКомпани» по факту отключения электроэнергии за неуплату
потерь, по результатам которой внесено предписание о незамедлительном устранении
нарушений».
На глазах полуголодного населения сверхдоходы, незаконно
получаемые монополистами материализуются в огромные должностные оклады, джипы и
мерседесы, роскошные особняки и банковские счета в зарубежных банках. И тут же,
рядом - тысячи граждан, с доходами ниже прожиточного минимума, и чьи долги за
коммунальные услуги исчисляются сотнями миллионов тенге. По существу речь идёт о
существовании двух параллельных, не пересекающихся миров, где у одних -
неконтролируемая власть и деньги, а удел других - быть питательной средой для
бизнес-«волков» и при этом умудряться сохраниться как популяция.
«В стране за годы реформ появилось много богатых,
обеспеченных людей. Элита капитала стремится к власти политической - это
аксиома», - пишет Е. Ертысбаев. И это правда. Как правда и то, что больше
половины бесправного населения страны живёт в тяжкой нужде и бедности. Это - мир
дискриминируемых людей, в буквальном смысле выживающих в условиях казахстанского
«дикого рынка», и никак не пересекающийся с миром «элиты», предельно
сконцентрировавшей в своих руках всю власть и огромные финансовые ресурсы. И вот
такое - абсолютно противоестественное существование в одном государстве
«параллельных миров» должно нас, граждан, на данный момент волновать и тревожить
больше всего.
|