Газета, 10 декабря 2003 Украина строит Тузлинский каналСергей Боровиков
А Россия
отбирает у Украины черноморскую рыбу
Остров Тузла и российскую дамбу в Керченском проливе
разделит новый судоходный канал глубиной 5 метров - с таким заявлением выступил
в понедельник министр транспорта Украины Георгий Кирпа. Пользоваться каналом
разрешат и российским кораблям, однако на каких условиях, пока неясно. Можно
лишь предположить, что, поскольку Киев уже вложил в строительство около
полумиллиона долларов, он едва ли откажется от возможности брать лоцманские
сборы за проход по каналу российских судов.
Украина обнародовала свой план разрешения тузлинского
конфликта. В 100 метрах от недостроенной российской дамбы будет прорыт
судоходный канал, по которому, возможно, разрешат ходить российским судам. Таким
образом Украина убивает сразу двух зайцев: продолжать строительство российской
дамбы будет невозможно, поскольку она перекроет фарватер нового сооружения, при
этом оба судоходных канала в Керченском проливе по-прежнему будут находиться на
украинской территории.
Напомним, что конфликт между Россией и Украиной начался
29 сентября, когда российские рабочие приступили к сооружению дамбы в Керченском
проливе между принадлежащим России Таманским полуостровом и украинским островом
Тузла. Киев воспринял эти действия как посягательство на территориальную
целостность Украины и потребовал прекратить работы. Губернатор Краснодарского
края Александр Ткачев аргументировал строительство экологическими соображениями:
дамба, по его словам, спасет жителей прибрежных районов от угрозы паводков. В
результате работы по возведению дамбы были приостановлены до завершения
межправительственных переговоров, которые, однако, за два месяца не сдвинулись с
мертвой точки.
О строительстве нового судоходного канала в понедельник
сообщил глава украинского минтранса Георгий Кирпа. По его словам, строительные
работы уже начались и на их проведение выделено более 500 тысяч долларов. Канал
будет проходить по украинской территории, поэтому Киев счел возможным не
согласовывать свои планы с Москвой. Свою позицию Украина по примеру
краснодарского губернатора аргументировала экологической необходимостью. Кирпа
считает, что новая судоходная артерия позволит снизить силу течения и "вода не
будет смывать остров". Кроме того, уменьшится нагрузка и на Керченский пролив.
"Это будет полный судоходный канал, который уже имеет название - Тузлинский. Нам
необходимо прорыть 680--700 метров, увеличив глубину на этом участке до 5
метров. И тогда суда низкой посадки все пойдут сюда, а глубоководные - по
Керченскому каналу, как и раньше", - пояснил украинский министр.
На каких условиях новым каналом позволят пользоваться
России, пока неясно. Напомним что сейчас российские суда, идущие из Черного в
Азовское море по Керченскому каналу, платят Украине до 16 млн. долларов в год.
Глава украинского минтранса пообещал "предложить России использовать новый канал
совместно", но поскольку деньги в его строительство Украина вкладывает
самостоятельно, можно ожидать, что она будет требовать лоцманский сбор за проход
российских судов. Возможен еще один вариант - за совместное использование канала
Киев потребует от Москвы уступок при подписании договора о делимитации границ в
Азово-Керченской акватории. Как известно, по этому вопросу позиции государств
различны. Украина требует раздела и дна, и водной поверхности - в этом случае на
большей части Азова рыболовство будет разрешено только украинским судам. Россия
же, в свою очередь, полагает, что делить нужно только дно, а биоресурсы
акватории использовать совместно.
Между тем 22 ноября Россия в одностороннем порядке
изменила правила рыболовства в акватории Черного моря, запретив украинским судам
лов рыбы в своих водах. Основной улов керченских рыбаков составляет хамса. Эта
рыба размножается и набирает вес в украинских водах Азовского моря, а осенью, во
время путины, мигрирует в Черное море к берегам России. После развала СССР была
достигнута договоренность, согласно которой украинские и российские рыбаки
проводят лов в зоне совместного промысла. Протяженность этой зоны составляет
порядка 250 километров - от мыса Меганом в Крыму до мыса Дооб в Краснодарском
крае России. Дабы ограничить вылов, устанавливаются соответствующие квоты. В
текущем году Украина могла выловить до 9 тысяч тонн хамсы. Однако из-за запрета,
введенного Россией, украинцы остановили промысел, не набрав и четверти
запланированного улова. Киев еще 26 ноября направил ноту российскому МИДу с
просьбой урегулировать возникшую ситуацию, однако ответа до сих пор не
последовало.
|