«Ольвия-пресс», 8 декабря 2003 Приднестровье как ключевая точка: от чего будут зависеть перспективы молдо-приднестровского урегулирования?
В последние недели тема Приднестровья оказалась в центре
внимания влиятельных внешних сил. О приднестровском урегулировании вдруг
вспомнили там, где обычно занимаются глобальной политикой. Об этой теме говорят
сегодня на международных форумах, о ней пишут авторитетные мировые издания, ее
поднимают известные эксперты. Но стоит ли радоваться такому вниманию?
Понятно, что, прежде всего, оно связано с той активной
позицией, которую занимает сегодня на просторах СНГ Россия. Плохо это или
хорошо, но Приднестровье стало одной из тех ключевых точек, где интересы Москвы
встретились с интересами ее главных западных «партнеров». И что-то в этих
интересах не сошлось.
Ярким политическим событием прошедшей недели стал саммит
ОБСЕ в голландском городе Маастрихте. Еще задолго до саммита было известно, что
среди прочих на нем будет поднят и вопрос приднестровского урегулирования.
Особые надежды возлагали на Маастрихт в Кишиневе.
Скандальный отказ Владимира Воронина подписать российский Меморандум наглядно
показал, в чьих именно интересах работает молдавский президент. Сегодня уже мало
кто отрицает версию о том, что именно Запад в лице евроатлантических структур
был инициатором провала российской инициативы.
В Кишиневе до сих пор не могут забыть резких выпадов
кремлевского представителя Дмитрия Козака в адрес молдавской власти. Напомним,
что после отказа подписать Меморандум первый замглавы администрации Путина
публично обвинил руководство Молдовы в политической трусости и
безответственности.
В Маастрихте представители Кишинева намеревались взять
реванш. Министр иностранных дел Молдовы Николай Дудэу, по его собственному
признанию, заготовил накануне целый набор резких высказываний по России. И
действительно, когда еще представится возможность со столь высокой трибуны
полаять на Москву. Видимо, задача была столь ответственной, что в одиночку Дудэу
опасался не справиться. Для поддержки в Маастрихт взяли пламенного блюстителя
воронинских интересов из Приднестровья - депутата Верховного Совета Александра
Радченко. Видимо, в Кишиневе способности Дудэу ставят на один уровень со
способностями Александра Григорьевича…
О том, чего ждали от Маастрихта в Кишиневе, красноречиво
говорит заявление молдавской делегации на Совете министров ОБСЕ. Позиция властей
Молдовы более чем откровенна. В документе прямо отмечается, что приднестровское
урегулирование невозможно без участия Европейского Союза и США. Традиционный
формат посредников в составе России, Украины и ОБСЕ, по мнению Кишинева, уже
недостаточен. Предложена и программа-минимум, которая должна открыть ворота для
новых игроков. Вот цитата из молдавского заявления в Маастрихте.
«Полный и безоговорочный вывод российской армии с
территории Республики Молдова в соответствии с решениями Стамбульского саммита
ОБСЕ, обеспечивающий благоприятные условия для урегулирования конфликта, должен
быть осуществлен без всякого промедления…
Многонациональная миссия по укреплению мира, наделенная
мандатом ОБСЕ, необходима для поддержки такого политического урегулирования».
О чем идет речь, понятно. Немедленная ликвидация
российского военного присутствия и замена его на западных военных - эта идея уже
давно продвигается различными силами в Кишиневе, Брюсселе и Вашингтоне. О ней
вновь в прошедшее воскресенье кричала с кишиневских площадей прозападная
оппозиция. Характерно, что такую операцию организаторы митингов неразрывно
связывают с отказом от федеративной идеи. Западные миротворцы как залог
унитарной Молдовы - эта мысль активно озвучивается той самой оппозицией, лозунги
которой давно стали публичным выражением истинных желаний президента Воронина.
«Долой русских оккупантов!» и «нет федерации!» - эти требования всегда
соседствуют друг с другом.
Кстати, лозунги эти не новость, и том, что они будут
звучать и в прошедшее воскресение, молдавские власти знали заранее. Может,
именно поэтому и было дано официальное разрешение на подобный митинг. Владимир
Воронин не скрывает, что на встрече с Юрием Рошкой лично пообещал ему зеленый
свет: «Я встречался с Рошкой не так давно. Я ему сказал: господин Рошка, митинги
будут вам разрешены - никто не имеет право отказать вам в проведении
митингов».
И это при том, что до этого МИД России в весьма
категоричной форме призвал руководство Молдовы положить конец разжиганию
антироссийской истерии в стране.
Долгое время молдавские власти пытались создать почву
для ввода западных умиротворителей в Приднестровье. Однако сделать это Кишиневу
не удалось. Миротворческую операцию России, доказавшую свою эффективность, не
могли скомпрометировать даже известные молдавские провокации на границе. Тем не
менее, в Маастрихте Кишинев впервые на официальном уровне выдвинул требование о
замене российских миротворцев даже безо всякой аргументации.
Все это - и привлечение Запада к приднестровскому
урегулированию, и вытеснение России - должно было содержаться в итоговой
резолюции саммита ОБСЕ. Предвкушая успех, молдавский министр иностранных дел
Николай Дудэу в своем выступлении в Маастрихте уже заранее поблагодарил Евросоюз
и США за поддержку в урегулировании.
Но резолюции не получилось. Обычно невнятная российская
дипломатия на этот раз заняла небывало жесткую позицию. Министр иностранных дел
России Игорь Иванов прямо обвинил ОБСЕ в срыве урегулирования. Он заявил, что
Москва не намерена следовать рекомендациям сил, интересы которых идут вразрез с
задачами разрешения конфликта. Россия не будет учитывать такие рекомендации в
своей политике. В результате Западу так и не удалось протащить итоговую
резолюцию по Молдавии и Грузии.
О том, каким разочарованием это стало для Кишинева,
рассказал сам Владимир Воронин. Молдавский президент не скрывал своей
досады:
«Я не ожидал, что не будет принята резолюция. Я знал,
что там предполагалось установить 6 месяцев для окончания срока эвакуации
российских войск, предлагались другие сроки, другие формулировки были. И я ни в
коем случае не ожидал, что не будет принята заключительная резолюция. Это
нехорошо для такой серьезной европейской организации, как ОБСЕ. Я не помню, в
какие годы не принимались резолюции. Это для меня самая неприятная
неожиданность».
Разочарование Владимира Николаевича можно понять. С
вытеснением России на задворки урегулирования Воронин связывал возможность
добиться того, чего не получилось сделать в российском Меморандуме.
На уходящей неделе молдавский президент признал, что
изначально в основу проекта были положены такие кишиневские заготовки, которые
обеспечивали Воронину легкое и безусловное подчинение Приднестровья. Однако
работа кремлевского представителя Дмитрия Козака была не напрасной. В результате
консультаций с Тирасполем российский проект превратился в документ, способный
обеспечить надежную защиту государственного статуса Приднестровья от
посягательств Кишинева. В порыве откровенности молдавский президент признался,
что всегда был не согласен с таким статусом: «По сути дела, Меморандум - это
наша местная продукция, это мы здесь в Кишиневе его подготовили. Но уже потом
пошли все эти вопросы по вето, другим моментам, по прописанию полной
аббревиатуры органов власти Приднестровья. Капля, которая переполнила чашу - это
было это название - ПМР».
Провалив российский документ, президент Молдовы явно
рассчитывал, что поддержка Запада позволит ему исключить из проекта
урегулирования и так раздражающую его аббревиатуру ПМР, и право вето Тирасполя
на ключевые решения будущей федерации. Другими словами, убрать все те гарантии,
без которых Приднестровье легко можно будет превратить в молдавскую колонию.
Именно эти изменения, видимо, войдут в тот новый проект урегулирования, с
которым Кишинев намерен выступить в ближайшие дни.
Насколько оправданы надежды Воронина на урегулирование
по-молдавски? Во многом это будет зависеть от тех отношений, которые
складываются сегодня между Москвой и Западом.
События последних недель показали, что инициатива России
в приднестровском урегулировании наряду с ее политикой в Грузии была воспринята
на Западе, как попытка вернуть свои традиционные сферы влияния в СНГ. Однако в
том-то и дело, что кое-кто уже давно не считает эти территории российскими. Вот
взгляд на ситуацию со стороны, который озвучил в интервью главному редактору
информационного агентства «Ольвия-пресс» директор одесского Института социальных
наук, доктор политических наук, профессор Игорь Коваль:
«Повезло нам или нет, но мы находимся в
Черноморско-каспийском большом геополитическом регионе, который сегодня входит
едва ли не в тройку геостратегических приоритетов США. И США наглядно показали
всем - и друзьям и врагам, что они собираются очень жестко контролировать
развитие ситуации в этих регионах непосредственно и с помощью своих союзников. И
здесь эти интересы Вашингтона фактически натолкнулись на попытки России
несколько расправить крылья после известного 10-летия внешнеполитических
отступлений. Это претензия Москвы на то, чтобы по крайней мере вернуть в свою
сферу влияния (пока речь не идет о сфере доминирования) все бывшие советские
республики, за исключением балтийских республик. Россия очень активно взялась за
это и, возможно, как раз с Молдовой и Приднестровьем продвинулась наиболее
далеко в этом вопросе. И тут случилось то, что случилось».
Сегодня некоторые мировые издания пишут о начале новой
«холодной войны» между Москвой и Западом. В качестве поля битвы называют
постсоветское пространство. О том, что попытка России расправить крылья весьма
ревностно воспринята в США, говорит показательная статья во влиятельном
американском издании «Вашингтон Пост». Вот цитата:
«Путин должен понять, что его нападки на демократию в
собственной стране и на независимость соседей получат отпор. Если ему не
воспрепятствовать сейчас, то в будущем он, несомненно, усилит эти нападки».
Отпор России, понятное дело, намерены давать сами
Соединенные Штаты. И одной из ключевых территорий в этом вопросе «Вашингтон
Пост» называет Приднестровье.
По мнению независимых политологов, США намерены
превратить регион в свой стратегический резерв. Как отметил в интервью
«Ольвии-пресс» профессор Игорь Коваль, «сегодня, скорее всего, для Запада важно
создать здесь относительно нейтральную и относительно демилитаризованную зону с
тем, чтобы она была определенным буфером между расширившимся НАТО и Россией. И
вместе с тем чтобы это был некий стратегический резерв для Запада, для чего ему
необходимо минимизировать влияние России в этом регионе».
Не исключено, что именно с этим связана столь
откровенная ставка президента Молдовы на Запад. Однако та жесткая позиция,
которую заняла на саммите ОБСЕ официальная Москва, позволяет говорить о том, что
Россия не намерена отказываться от своей активной миротворческой роли. Отступать
сейчас, когда благодаря титанической работе процесс урегулирования подошел к
решающей черте, Москва не собирается.
В этих условиях трудно пока говорить о том, что будет
дальше с отношениями Кишинева и Тирасполя. Быть полем боя всегда неприятно. В
любом случае, ясно одно. Если произойдет возврат Молдовы к попыткам силового
давления на Приднестровье, процесс урегулирования будет отброшен на годы назад.
Бесполезность таких попыток доказана историей. Рано или поздно мы все равно
придем к тому, что только твердые гарантии безопасности приднестровцев станут
основой решения проблемы. Стоит ли ради этого вывода вновь возвращаться к 92-му
году?..
|