Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №88(15.12.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ФОРУМ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Новое поколение (Казахстан),
28 ноября 2003

Uno momento не получилось

Василий Лукьянчиков

Казахстанский нефтяной бум откладывается. Большая каспийская нефть потечет на мировые рынки на два года позже, чем рассчитывало руководство страны - международный консорциум "Аджип ККО" принял решение перенести начало коммерческой добычи на Кашагане на 2007 год

В числе основных причин зарубежные инвесторы называют трудности технического характера - большие глубины залегания продуктивных слоев, зимний ледостав и хрупкое экологическое равновесие в акватории северо-восточного Каспия, которое необходимо сохранить в процессе освоения углеводородных структур.

Чтобы разрешить возникшие разногласия и определить дальнейшую судьбу Кашаганского проекта, казахстанская сторона и акционеры "Аджип ККО" сели за стол переговоров. По оценке министра энергетики и минеральных ресурсов Владимира Школьника, сложность переговорного процесса заключается в том, что хотя сама отсрочка начала первой коммерческой добычи и предусмотрена в статьях соглашения, однако оператором проекта были приняты дополнительные условия президента РК, поставленные главой государства в защиту национальных интересов Казахстана. Главное из них - начать добычу нефти на Кашагане в 2005 году.

В море ожиданий

Цена отсрочки

По оценке акционеров "Аджип ККО", проблема со сроками добычи действительно существует, однако в настоящее время идет поиск оптимального баланса между временем и затратами. По одному из вариантов (на котором настаивает Астана) возможно более раннее начало добычи, но это может привести к резкому удорожанию проекта. Уклон в другую сторону позволит значительно сэкономить расходную часть, но при этом отдалит старт добычи нефти на Кашагане. В этой связи во главу угла ведущихся переговоров ставится механизм компенсации, оговоренный в соглашении о разделе продукции (СРП), если одна из сторон отступит от выполнения взятых ранее на себя обязательств.

Ранее, еще до начала переговоров, оператор Северо-Каспийского проекта озвучил свою цену отсрочки. В частности, "Аджип ККО" намерен увеличить заявленный объем инвестиций в первую фазу Кашаганского проекта до $10 млрд (без учета уже вложенных $2,2 млрд). За счет роста капитальных вложений предполагается в четыре раза увеличить объемы коммерческой добычи нефти на Кашагане (до 450 000 баррелей в сутки). Как считают инвесторы, резкое увеличение капиталовложений и ускоренный рост нефтедобычи позволит казахстанской стороне получить дополнительные доходы в бюджет и "с лихвой" компенсировать упущенную прибыль, если бы добыча началась двумя годами раньше.

Удовлетворят ли Астану предложенные "Аджип ККО" условия? Судя по всему нет...

Пять условий президента

1. Начало коммерческой добычи нефти в 2005 году.

2. Участие в проекте национальной нефтегазовой компании.

3. Полная утилизация газа и серы.

4. Максимальное привлечение казахстанских производителей товаров и услуг.

5. Соблюдение самых высоких экологических стандартов и обеспечение экологической безопасности проекта.

Исходя из логики событий, казахстанское правительство, хотя и будет вынуждено согласиться на отсрочку добычи кашаганской нефти на 1,5 - 2 года, в дополнение к условиям "Аджип ККО", рассчитывает получить от акционеров консорциума единовременную компенсационную выплату. И причем немалую...

Косвенным подтверждением этому служат заявления казахстанского президента и министра энергетики и минеральных ресурсов, сделанные в разное время по одной теме и ставшие достоянием казахстанской и зарубежной прессы. Комментируя летом 2003 года ситуацию вокруг развития Кашаганского проекта, Нурсултан Назарбаев заявил, если консорциум не выполнит в срок взятые на себя обязательства по получению "ранней" нефти, он будет оштрафован на $500 миллионов. А в минувший понедельник на пресс-конференции в Астане Владимир Школьник подтвердил, что казахстанская сторона намерена получить от "Аджип ККО" определенную компенсацию, причем она будет "гораздо выше" суммы выплат, озвученной им же в ходе интервью в парламенте 21 ноября 2003 года (напомним нашим читателям, что речь тогда шла о $150 млн).

Итальянский темперамент против англо-саксонской расчетливости

Как отмечают эксперты, решение "Аджип ККО" отложить начало добычи нефти на Кашагане на 2007 год в принципе не было неожиданным для казахстанского правительства. Основа наблюдаемых сегодня разногласий по вопросу переноса сроков добычи и вытекающих штрафных санкций была заложена еще два года назад - когда в августе 2001 года Северо-Каспийский консорциум избрал нового оператора - итальянскую компанию "Аджип".

Руководство Казахстана, возлагая на Кашаган большие надежды, предпочло увидеть во главе пилотного морского проекта партнера более-менее сговорчивого, что вызвало недовольство у представителей англо-саксонского ядра консорциума.

Что такое Кашаган

Общие геологические запасы - 38 млрд баррелей условного топлива.

Извлекаемые запасы, принятые на баланс в ГКЗ РК:

по нефти - 1 647,9 млн тонн;

по газовому конденсату - 884 тыс. тонн;

по газу - 969 млрд кубических метров.

На первом этапе освоения структуры предполагается добывать до 22 млн тонн нефти в год, на втором этапе - до 45 млн тонн в год, на третьем этапе - до 60 млн тонн нефти в год

Тогда же перед консорциумом, получившим свое новое название - "Аджип ККО", и были поставлены новые условия по срокам начала добычи нефти. Основывались же эти сроки на том, что 4 июля 2000 года президент республики Нурсултан Назарбаев официально объявил в Атырау об открытии на казахстанском шельфе крупнейшего месторождения Кашаган с запасами более 7 млрд тонн условного топлива.

В соответствии с закрепленными условиями СРП, получение "ранней" нефти на структуре должно быть обеспечено через пять лет после официального объявления о коммерческом открытии. То есть если следовать логике казахстанской стороны - в 2005 году.

Получив статус оператора, "Аджип" заверил казахстанское руководство в неуклонном выполнении всех взятых на себя обязательств, а соответствие проводимых работ закрепленным в договоре срокам явится лучшим доказательством эффективности операторства итальянской компании.

Однако политика "Аджип" встретила негативную реакцию у других акционеров консорциума. И прежде всего у компаний "ЭксонМобил" и "Шелл" (последняя с 1993 по 2000 год фактически выполняла функции оператора Северо-Каспийского проекта).

Англо-саксонское ядро консорциума предъявило итальянской стороне претензии в непомерных амбициях и отсутствии необходимого опыта в реализации морских нефтяных проектов.

В итоге "Аджип" оказался в сложной ситуации. С одной стороны, необходимо оправдывать доверие руководства Казахстана, с другой - учитывать финансово-экономические интересы своих партнеров по проекту.

Балансируя на конфликте интересов, "Аджип ККО" официально объявил об обнаружении коммерческих запасов нефти на Кашагане только 30 июля 2002 года. Это означало, что по условиям СРП к добыче нефти можно приступать в 2007 году.

В итоге, как отмечают эксперты, сегодня на переговорах обсуждаются не только технические вопросы дальнейшего развития Северо-Каспийского проекта, но и размеры выплаты вероятного штрафа.




Gazeta.kz,
28 ноября 2003

Трубы веером

Айбат Жарикбаев

Последние недели осени были довольно богатыми на новости, связанные с трубопроводной темой.

Президент республики на прошлой неделе вновь подтвердил информацию о том, что строительство нефтепровода из северо-западного Казахстана к границе с Китаем начнется в июле будущего года и завершится к концу 2005 года.

Прокладка участка будущего трубопровода пройдет по казахстанской территории и обойдется в $800 млн. - пока что китайская сторона гарантирует финансирование проекта. Как отметил Н. Назарбаев, Казахстан также заинтересован в капиталовложениях в строительство, поэтому в настоящее время ведутся переговоры о долевом участии (возможно - в соотношении 50:50). В своем интервью в "The Wallstreet journal", опубликованном в прошлую пятницу, президент подчеркнул, что из планируемых к 2015 году 150 млн. тонн нефти треть может экспортироваться в Китай.

По сведениям "КазМунайГаза", в настоящее время на участке "Атасу-Алашанькоу" казахстанская нацкомпания и "Китайская национальная нефтяная компания" (CNPC) "активизируют работу по подготовке проекта сметной документации", кроме того, "определяются коммерческие условия, которые будут гарантировать стабильность поставок нефти в Китай". Учитывая, что генеральное соглашение по возведению трубопровода было заключено 27 сентября 1997 года (по которому СNPC гарантировала реализацию проекта через 60 месяцев после подписания документа), а технико-экономическое обоснование проекта, разработанное НИИ "Каспиймунайгаз", было представлено на рассмотрение "КазТрансОйла" и СNPC еще в мае 1999 года, можно сделать вывод, что процесс строительства действительно активизировался. Кстати, в понедельник 24 ноября истек срок представления заявок на конкурс, объявленный АО "Казахский институт нефти и газа" по государственной закупке инженерно-изыскательских работ на строительство нефтепровода Казахстан - Китай.

В упомянутом интервью Н. Назарбаев проинформировал, что руководство республики нацелено на достижение диверсификации нефтяных маршрутов. В этой связи он напомнил об обещании казахстанского руководства поставлять 20 млн. тонн нефти для транспортировки по маршруту "Баку - Джейхан", подчеркнув при этом, что "без казахстанской нефти "Баку - Джейхана" не будет", поскольку без нее труба будет пустой. Интересно, что президент охарактеризовал БТД как гораздо менее эффективный с экономической точки зрения проект по сравнению с китайским трубопроводом.

Другого мнения, разумеется, придерживаются азербайджанские власти. Недавно глава ГНКАР Натик Алиев сообщил, что "Баку-Тбилиси-Джейхан" уже в апреле 2005 года приступит к транспортировке первой партии экспортной нефти, и в тот же месяц в турецком порту Джейхан первый танкер будет загружен азербайджанской нефтью. Наполнение же трубопровода нефтью начнется уже в декабре 2004 года, на это уйдет 4 месяца и 1,5 млн. тонн нефти. При этом Н. Алиев заявил, что Азербайджан обладает достаточными запасами нефти для того, чтобы этот трубопровод в течение 40 лет функционировал в полную мощность.

Как бы то ни было, проект постепенно стабилизируется: сегодня его сторонники, например, более уверенно говорят о перспективах финансирования строительства, особенно после получения согласия от Международной финансовой корпорации и Европейского банка реконструкции и развития выделить долгожданные кредиты.

4 ноября Совет директоров МФК одобрил вопрос выделения кредита в размере $125 млн. за счет собственных средств. Еще $125 млн. организация привлечет в виде синдицированного кредита. А 11 ноября подобное решение принял ЕБРР: банк планирует профинансировать проект на $125 млн. сроком на 12 лет, а также привлечь еще $125 млн. в виде синдицированного кредита сроком на 10 лет.

Смена власти в Грузии пока никак не отразилась на темпах строительства на грузинском участке. Считается, что и новому руководству страны проект, активно лоббируемый Штатами, будет выгоден не только с политической точки зрения. По подсчетам МФК, Грузия, как транзитная страна, в течение 20 лет функционирования будущей трубы получит более $500 млн. На днях в Грузинской международной нефтяной корпорации (ГМНК) заверили своих партнеров, что, несмотря на сложную политическую обстановку, "процесс строительства идет согласно графику". Также вполне спокойно восприняли грузинские перемены президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент ГНКАР Натик Алиев и глава British Petroleum (оператор) лорд Джон Браун.

С некоторых пор по уровню политизированности с "Баку-Джейхан" вполне успешно конкурирует проект "Одесса-Броды".

Украинская Верховная Рада в четверг, 20-го числа не ратифицировала соглашение об интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия". Соглашение по проекту объединения трубопроводных систем было подписано представителями России, Хорватии, Украины, Беларуси, Словакии и Венгрии чуть менее года назад - 16 декабря 2002 года в Загребе сроком на 10 лет и с возможностью пролонгации.

В рамках этой договоренности ОАО "Укртранснафта" предложило транспортировать каспийскую нефть по маршруту "Одесса - Броды - Ужгород - Омишаль". Для этого необходимо осуществить объединение проектов "Одесса - Броды" и "Дружба - Адрия", что, в свою очередь, позволит каспийской нефти выйти на американские рынки. Заинтересованность в реализации проявляют и российские компании, которые через Омишаль, в обход перегруженного Босфора хотели бы отправлять свою продукцию (Urals) в США. Местом встречи "Дружбы" и "Адрии", по соглашению, был определен венгерский город Сазхаломбаты. Отсюда российская нефть должна была транспортироваться хорватской компанией Janaf ("Адриатический нефтепровод") до принадлежащего ей же нефтяного терминала Омишаль: первую нефть, прибывшую по маршруту, планировалось отгрузить на танкер в декабре этого года.

Как заявило в конце прошлой недели руководство "Укртранснафты": "Отказ Украины от проекта будет содействовать развитию альтернативных маршрутов транспортировки российской нефти, в частности - строительства нефтепровода к российскому глубоководному порту Мурманск, что может привести к утрате Украиной части нынешних объемов транзитной нефти".

Пока что парламент Украины не объяснил причины отказа. Помимо каких-либо экономических соображений, которыми, вероятно, руководствовалось большинство депутатов, высказавшихся против ратификации, очевидно, существовали и конкретные политические мотивы. Во-первых, американцы, поддерживающие в целом проект "Одесса-Броды", считают, что привлекательность "Дружбы-Адрия" для Украины весьма относительна. Не так давно спецсоветник Госсекретаря США по вопросам энергетической дипломатии в Каспийском регионе Стивен Манн заметил, что на определенном этапе для транспортировки казахстанской и российской нефти в Европу использование нефтепровода "Дружба" было бы оправданным, хотя, при этом, возникла бы одна серьезная проблема: российские компании в этом случае получили бы возможность контролировать поток стратегического сырья.

Другой причиной нерешительности украинских депутатов могло стать то обстоятельство, что в числе наиболее заинтересованных в проекте российских нефтепроизводителей, кроме "Роснефти", договорившейся октябре прошлого года с американской компанией "Marathon" о поставках нефти в США именно через Омишаль, также был и ныне многострадальный "ЮКОС", с 49%-м пакетом акций компании "Transpetrol", управляющей словацким участком адриатического маршрута.

Как бы не сложилась дальнейшая судьба данного проекта, по мнению главы министерства экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, которое он высказал на встрече с министром торговли США Дональдом Эвансом, поставки российской нефти в США станут возможны не раньше 2007 г., а первые поставки газа - только в 2010 г.

Реализация планов по транспортировке казахстанского сырья системами "Дружба-Адрия" и "Одесса-Броды", будет, конечно, зависеть от целого ряда обстоятельств. Очевидно, что диверсификация маршрутов доставки и многовекторность внешней политики стран-экспортеров находятся не только в "взаимообуславливающих", но и "конфронтационных" связях, причем подобная взаимозависимость далеко не всегда в полной мере отвечает экономическим интересам этих государств.

В указанном выше интервью "The Wallstreet journal", президент Н. Назарбаев, обсуждая иранское направление, отметил: "Если бы были разрешены политические вопросы с американцами, для нас это был бы самый экономически эффективный маршрут".




Экономика России: ХХI век,
30 ноября 2003

Россия без меди…

Денис Репин

Удоканское месторождение меди, которое является уникальным по запасам (второе место в России и одно из крупнейших в мире) под угрозой. В скором времени 58% резервного фонда запасов меди в стране могут перейти под контроль казахстанской корпорации "Казахмыс" (Совладельцем корпорации является южно-корейский гигант "Самсунг" (доля акций 42,55%, а с учетом планирующейся эмиссии может достигнуть 67,2%).

"Казахский вариант"

Аргументы казахов, на первый взгляд, выглядят достаточно привлекательно. Но… владение богатым Удоканом, разведанные запасы которого составляют 1,3 млрд. т руды, или 20 млн. т меди, в несколько раз повысит капитализацию корпорации "Казахмыс". При этом ее обеспеченность рудными запасами возрастет с 50 до 100 лет. В общем, за медные кладовые соседнего Казахстана и Китая, куда "Казахмыс" традиционно вывозит медный концентрат, можно не беспокоиться. Руководство "Казахмыса" уже заявило, что в Россию они планируют направить лишь 13-20% запасов Удокана, а 80-87% будет вывезено за рубеж, в тот же Китай.

А что в России?

Российским (уральским) медеплавильным предприятиям, которые испытывают острый дефицит сырья, до полного истощения собственных месторождений осталось всего 6 лет. Учитывая, что разбросанные по Уралу заводы являются градообразующими, перспектива лишиться стратегических запасов Удокана может обернуться социальной катастрофой федерального масштаба.

Необходимость разработки месторождения назрела давно. Но если медь из Удокана пойдет в Китай, то уже через несколько лет без работы останутся свыше 30 тысяч металлургов, производство меди в одной только Уральской горно-металлургической компании упадет на 130 тыс. т, а бюджеты всех уровней будут ежегодно недополучать налогов на 1,4 млрд. руб.

Расчеты показывают, что при мощности ГОКа в 10 млн. т руды в год Россия будет терять в год 31 млн. долл. (разница между налоговыми поступлениями в бюджет при вывозе медного концентрата за рубеж и его переработке с получением рафинированной меди на российских заводах). При мощности в 20 млн. т руды в год ущерб возрастет уже до 50 млн. долл. в год. За весь период эксплуатации бюджет недосчитается уже 3 млрд. долл. налогов, что ставит под большое сомнение возможное превышение платы участников при открытом аукционе по сравнению с закрытым конкурсом.

Что делать с 30 тыс. людей, большинство из которых почти всю жизнь отдали медеплавильной промышленности? А если учесть, что им еще нужно как-то кормить свои семьи…

Даже если не учитывать потери в налогах, следует вспомнить и о том оборудовании, которое сейчас стоит на заводах. Машины, стоящие сами по себе немалых денег, будут простаивать, ломаться и т. д. Для промышленности в целом это означает неизбежное отставание от зарубежных конкурентов. А ведь сейчас, в XXI веке медь - один из важнейших материалов. И если медная промышленность России встанет, то о быстром развитии отечественной экономики можно забыть. Наше производство станет полностью зависимым от импорта меди.

Не говоря уже о полной неконкурентоспособности в отрасли высоких технологий. Каким образом можно производить качественные электроприборы без меди? Точнее, производить можно, но стоить они будут намного дороже аналогичных изделий конкурентов. Медь уже в 1996 г. была отнесена к основным видам минерального стратегического сырья.

Крайне важно освоение месторождения и для Читинской области. Медеперерабатывающая промышленность здесь - одна из основных. Кроме того, за счет Удокана можно решить инфраструктурные проблемы региона. Здесь проходят Транссибирская магистраль и БАМ, которые можно было бы использовать для транспортировки меди и готовой продукции. В противном случае - массовая безработица в регионе уже через несколько лет, потери в налогах.

Кризис в Глубоком

Поселок Глубокое, где расположен входящий в корпорацию "Казахмыс" Иртышский медеплавильный завод - это бывшая казачья станица, оказавшаяся 12 лет назад в восточноказахстанском ближнем зарубежье. Вполне успешное предприятие в 1999 г. решением комитета по приватизации при Министерстве финансов Казахстана было передано вместе с сырьевой базой (Белоусовским, Иртышским и Снегирихинским рудниками) "Казахмысу". Дальше все было подчинено спекулятивным целям. Сначала в интересах "оптимизации численности" было сокращено более 900 металлургов. После этого руководство корпорации перераспределило сырьевые потоки, ранее большей частью поступавшие на Иртышский завод, в пользу своего головного предприятия - Джезказганского металлургического комбината.

Первая длительная остановка предприятия случилась осенью 2000 г.: заводской профсоюз потребовал от руководства "Казахмыса" повышения нищенских зарплат металлургов. В феврале 2001 г. производство, наконец, было запущено, но теперь уже условия ставили хозяева, которые потребовали роспуска профсоюзной организации. Без повышения тарифов и без профкома завод проработал еще год. Затем руководство "Казахмыса" заявило об убыточности предприятия и бесперспективности намеченной было реконструкции производства.

И вот уже больше года без работы свыше тысячи металлургов, которые перед Новым годом решились на последнюю отчаянную попытку отстоять свое право на труд и сносную жизнь: они объявили массовую голодовку, протестуя против уничтожения завода. Но это не помогло: голодающие оказались в реанимации, за аренду помещения под голодовку забасткому выставили счет в 104 тыс. казахских тенге, а руководство "Казахмыса" приняло решение о перепрофилировании медеплавильного предприятия в кожевенное производство и свиноферму. Уже дважды металлурги живым щитом вставали на пути караванов тяжелой техники, операторам которой было предписано произвести демонтаж оборудования. Глубоковских котлов, труб, машин уже заждались в пунктах приема металлолома в соседнем Китае. Такой вот бизнес по-казахски...

Экология

Вплоть до полной остановки Иртышский медеплавильный работал без утилизации сернистого ангидрида. Это категорически запрещено всеми санитарными нормами, однако дешевле, чем перерабатывать серосодержащие газы в сернокислотном цехе. Экологи забили тревогу: предельно допустимая концентрация вредных веществ в Глубоковском районе оказалась превышенной в несколько раз. Дошло до того, что жители поселка были вынуждены отказаться даже от традиционного земледелия: огурцы, помидоры и другие овощи в огородах глубочан гибнут на корню.

В бассейн реки Иртыш предприятиями корпорации "Казахмыс" ежегодно сбрасывается 160 т цинка. В реке Глубочанка в прошлом году содержание ядовитых веществ достигло нескольких сотен ПДК. Восточноказахстанскому филиалу "Казахмыса", компании "ВостокКазмедь", были предъявлены иски на возмещение ущерба на общую сумму 23 млн. тенге. Однако на сегодняшний день оплачено из них только 3 млн. 310 тыс. тенге.

Кстати, поселок металлургов Глубокое лидирует в Восточно-казахстанской области по уровню смертности и профессиональным заболеваниям. Все проекты, которые велись на заводе до прихода "Казахмыса", были заморожены. В целях экономии корпорация отказалась даже от закачивания раствора в выработанные пустоты и укрепления сводов. Растворный узел в Алтайском, снабжавший бетонной смесью рудник "Иртышский", простаивает уже три года...

Прошлой осенью президент "Казахмыса" Владимир Ким обещал построить в утешение безработным металлургам футбольное поле европейского класса с подогревом. Сегодня это единственная шутка, которой сквозь слезы смеются посельчане. Им вообще много чего обещали - сотням русских, украинцев, татар, казахов, которые не вписались в "эффективно действующую экономическую систему управления" корпорации "Казахмыс".

Возникает вопрос: а не разумнее ли было бы рабочим оформить пенсии по возрасту? Все-таки большинству за пятьдесят, вредный стаж, по российским меркам, давно выработан. Но это только в России можно получить пенсию по вредности. В Казахстане же, вне зависимости от производственных условий, нужно работать до 63 лет.

Письмо

Когда в Глубоком узнали о планах "Казахмыса" бороться за Удокан, жители поселка обратились к Президенту РФ Владимиру Путину, к нашему Правительству и российским металлургам:

"До нас дошла весть, что в Правительстве РФ рассматривается вопрос о передаче прав на освоение одного из крупнейших в мире Удоканского медного месторождения в Читинской области казахстанской корпорации "Казахмыс". Наш медеплавильный завод как раз входит в состав этой корпорации. Когда-то наше предприятие было известно далеко за пределами рудного Алтая: в 20-е годы завод строила вся огромная страна.

Вплоть до недавних пор Иртышский медеплавильный обеспечивал работой сотни людей, которые гордились маркой своего завода. Но сегодня почти полторы тысячи высококлассных металлургов, многие из которых отдали родному заводу десятки лет, оказались на улице без средств к существованию, без перспектив, с подорванным здоровьем. Это случилось после того, как корпорация "Казахмыс", которая в 1999 г. стала управляющей компанией предприятия, повела разорительную для завода политику, а затем и вовсе приняла решение о его закрытии и ликвидации.

Это подводит черту под нашими трудовыми биографиями. Но молчать и покорно дожидаться своей участи мы, металлурги, не желаем. На кону стоит наше будущее…

Если управляющая компания "Казахмыс" не в состоянии обеспечить нормальную работу переданных ей почти четыре года назад медеплавильного завода, обогатительных фабрик и рудников, то такую управляющую компанию необходимо как можно скорее сменить, подыскав более эффективного собственника… Но "зарубежный инвестор", как здесь называют российские компании, так и не был допущен на завод. По-видимому, нашим последним надеждам на помощь из России сбыться так и не суждено…

Мы, металлурги Восточного Казахстана, на своем горьком примере познавшие все "прелести" системы управления корпорации "Казахмыс", хотим предупредить вас о том, что всякое сотрудничество с "Казахмысом" чревато самыми губительными последствиями.

Похоже, в России об этом пока еще не подозревают. Из сообщений российских газет и телеканалов, которые, к счастью, мы еще имеем возможность получать и смотреть, нам известно о том, как представляет себя в России корпорация "Казахмыс". С удивлением приходится читать заявления ее руководителей об успехах и достижениях корпорации в производственной и социальной сфере, бесстыдные разглагольствования о том, что главная ценность для "Казахмыса" - человек труда.

Смеем сказать, что это циничная ложь! Для того, чтобы воочию убедиться в этом, достаточно побывать в опустевших цехах нашего завода, спуститься в восточно-казахстанские рудники, пройти по территориям обогатительных фабрик…

Мы понимаем, что руководители "Казахмыса" всячески пытаются скрыть то, что на самом деле происходит внутри корпорации в Казахстане, и тем самым усыпить бдительность тех российских чиновников, от которых зависит решение судьбы Удоканского месторождения. Но наш профессиональный и житейский опыт говорит о том, что если решение о передаче Удокана "Казахмысу" все же будет принято, то это станет для России трагической ошибкой.

Мы не хотим, чтобы Россия лишилась уникальной сырьевой базы. Ведь тогда ваши металлургические предприятия, как и мы, останутся без работы. А города и поселки, для которых медеплавильные заводы являются опорой и кормильцами, в конце концов, окажутся на грани социальной катастрофы. Нетрудно представить и то, каким путем пойдет освоение Удоканского месторождения. Если уж у себя в Восточном Казахстане путь "Казахмыса" к большой меди прошелся катком по нашим судьбам, что говорить о России, где корпорация примется хозяйствовать еще жестче, еще безжалостнее эксплуатируя труд тысяч наших соотечественников?

Зачем же усугублять и без того нелегкую долю россиян? Стоит ли жертвовать государственными интересами ради сиюминутной политической конъюнктуры? И не пора ли поставить заслон растаскиванию российских богатств?

Надеемся, что наши слова будут услышаны…"

Выводы

В одном из недавних интервью президент казахстанской корпорации "Казахмыс" Владимир Ким заявил: "Обеспеченность ресурсами у нас в среднем составляет 40-50 лет. Однако мы не временщики, хотим, чтобы и нашим потомкам что-то досталось. Поэтому мы ставим задачу пополнить свои рудные запасы на 100 лет". Эти стратегические планы "Казахмыс" связывает с Удоканским месторождением. Однако российским предприятиям запасов медной руды без Удокана хватит только на одно десятилетие. Не повод ли это для российских чиновников, принимающих решение о судьбе месторождения, задуматься об исторической ответственности перед нашими потомками?

Руководители "Казахмыса" обвинили российские Госгорнадзор и Минпромнауки в том, что эти ведомства возражают против передачи Удоканского месторождения казахстанской корпорации по соображениям патриотизма. Одновременно уничижительные оценки прозвучали и в адрес той единственной российской горно-металлургической компании, которая, помимо "Казахмыса", претендует на освоение Удокана. Так, Владимир Ким назвал российское предприятие "малоопытным и малоприспособленным". Допустимы ли такие нетактичные оценки в отношении своих коллег по единому экономическому пространству?

Генеральный управляющий "Казахмыса" Руслан Юн заявил: "Главная наша ценность - это человек. Это принципиальная позиция нынешнего руководства корпорации". Как вписывается в эту гуманитарную концепцию ситуация на Иртышском медеплавильном заводе и рудниках Восточного Казахстана, и где гарантия того, что глубокий кризис "ВостокКазмеди" не спроецируется на Удокан?

Руководители "Казахмыса" призвали российские металлургические комбинаты брать пример с корпорации в плане защиты экологии. Однако данные экологов, наблюдающих за ситуацией в Восточном Казахстане, говорят совершенно о другом. Не пора ли с тревогой задуматься об экологических перспективах российского Забайкалья - в случае, если "Казахмыс" установит на Удокане свои порядки взаимоотношений с окружающей средой?




Независимая газета,
5 декабря 2003

Герхард Шредер завернул в Астану

Виктория Панфилова

Германия собирается заключить с Казахстаном многомиллионные контракты

Сегодня завершается двухдневный визит в Казахстан канцлера ФРГ Герхарда Шредера. Лидера Германии в поездке сопровождает делегация из 150 человек, в составе которой депутаты германского бундестага, представители германской экономики и свыше 30 журналистов.

Вчера состоялась встреча Герхарда Шредера с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Основное внимание президенты уделили экономике.

По сообщению немецких СМИ, Европейский аэрокосмический концерн (EADS) и фирма MAN Fodertechnik начали разработку совместных с Казахстаном многомиллиардных проектов. EADS намерена получить заказ на поставку оборудования для контроля над воздушным пространством объемом около миллиарда евро. MAN намерен заключить контракт по проекту добычи угля открытым способом, объемы данного соглашения оцениваются примерно в 5 млрд. евро. Энергетическое предприятие Wintershall собирается принять участие в нефтяных проектах на Каспийском море и готово вложить в разведку углеводородов до 100 млн. евро прямых инвестиций, причем в случае успеха инвестиции могут впоследствии возрасти до миллиардного уровня. Представители этих трех фирм сопровождают федерального канцлера Герхарда Шредера в ходе визита в Казахстан.

Как заметила казахстанская пресса, в случае успеха реализации этих проектов Германия вполне может присоединиться к клубу крупнейших инвесторов Казахстана. До сих пор эта европейская страна ограничивалась лишь отдельными проектами, а по объему инвестиций значительно уступала Америке, Великобритании, Италии, Южной Корее и многим другим государствам.




Gazeta.kz,
3 декабря 2003

Идеальные солдаты

Олег Ларов

Ликуй, "косящий" от военкомата! Если проект нового закона "О воинской обязанности и военной службе граждан Республики Казахстан" будет одобрен правительством и парламентом страны, то срок службы сократится вдвое.

Этот беспрецедентный за всю историю как советских, так и суверенных Вооруженных сил шаг позволит, по мнению разработчиков, повысить боеспособность, мобильность и профессионализм отечественной армии.

Несколько поколений отлично знают строчку песни: "только две, только две весны, только две, только две зимы-ы…" (далее - по тексту), и этот срок казался настолько железобетонным, что даже и мысли не могло возникнуть о каких-либо посягательствах на него. Однако после того, как в мае нынешнего года президент республики подписал указ "О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных сил РК", в министерстве обороны началась работа над законопроектом. И самым революционным моментом в документе стало сокращение продолжительности службы: "сухопутным" рядовым и сержантам - до одного года, а тем, кто "по морям, по волнам", а также орлам республиканской гвардии - до полутора лет вместо нынешних двух с половиной. Новобранцам с высшим образованием радоваться не придется - они, как и раньше, будут "трубить" ровно двенадцать месяцев. Как считает вице-министр обороны РК Абай Тасбулатов, это никак не повлияет на уровень боевой подготовки призывников. И в самом деле, мировая практика показывает, что главное - не время, которое солдат провел в казарме, а качество его обучения.

К примеру, сегодня на военных кафедрах непомерного числа всевозможных высших учебных заведений страны звание лейтенанта запаса автоматически присвоено непомерному же количеству дипломников. Кроме плохого знания теории, потенциальным защитникам родины, как правило, похвастаться нечем: ни физической формой, ни мастерским владением оружием. Так что офицерами их можно назвать с очень большой натяжкой. Теперь, согласно новому закону, они обязаны будут пройти армейскую школу в качестве рядовых. А вот врачи "мужеского пола", работающие по специальности в селах и аулах республики, от военной повинности, скорее всего, будут освобождены. На сегодняшний день Казахстан - единственная страна в СНГ, где планируется подобное положение закона.

Такое дифференцированное отношение к мужчинам призывного возраста, на мой взгляд, очень разумно. Катастрофическое положение с медицинскими кадрами на селе вообще, не говоря уж о представителях сильного пола (хотя бы фельдшерах), приводит к росту заболеваемости населения и, как ни печально, росту смертности в стране также. Есть такие глубокие "глубинки", из которых заболевшего человека, скажем, зимой и вовсе не вывезти за многие километры в районный или областной центр. Эта отсрочка, конечно, не означает, что все студенты-медики немедленно ринутся в забытые богом края, но хотя бы те немногочисленные, что уже там героически работают, будут продолжать лечить подобно чеховским героям, все болезни подряд. Кстати, что касается студентов, то их во время учебы по-прежнему призывать в армию не станут.

Казахстан стал также первым в СНГ государством, юридически закрепившим контрактную службу. Принятие нового закона "О воинской службе по контракту", конечно, не означает, что наши служивые полностью перейдут на контрактную основу. Сегодня в рядах профессиональной армии страны насчитывается порядка 18 тысяч добровольцев, в скором времени министерство обороны предполагает увеличить их число на 1,5-2 тысячи человек, а к 2005 году довести число контрактников до 60 процентов армейского контингента. Правда, осуществится это только в случае реального, а не бумажного выделения средств. В военной доктрине было зафиксировано положение о гарантированном программно-целевом финансировании Вооруженных сил страны на уровне одного процента от ВВП - это около 25 миллиардов тенге. Для сравнения: 250 миллиардов - но долларов - военный бюджет Японии, страны, в которой по действующей конституции армия может заниматься только обороной. Это одна из самых дорогих армий в мире.

В сентябре этого года между Казахстаном и США был подписан план военного сотрудничества, в соответствии с которым началась подготовка сержантов-профессионалов из числа кадетского корпуса министерства обороны РК.

Американцы считают, что хорошо подготовленный, сильный сержантский состав - один из важнейших факторов успеха военных операций. Конечно, необходимо отличное владение бойцами оружием, стратегически верные решения генералов, но сержант - первый помощник офицера несет огромную нагрузку, это именно то звено, которое делает подразделение единым слаженным боевым механизмом.

У коллег из-за океана, безусловно, есть чему поучиться, ведь школе сержантского состава США - больше ста лет. Биография академии Вест-Пойнт - куда солиднее. Еще 200 лет назад она создавалась как центр подготовки военных инженеров. Сегодня Вест-Пойнт - в числе самых престижных университетов, сюда попадают только "сливки" американской молодежи, физически развитые интеллектуалы. Это единственное учебное заведение страны, где высшее образование можно получить совершенно бесплатно, причем государству содержание академии обходится в 200 миллионов долларов ежегодно. Поступить сюда невероятно сложно, тем удивительнее история нашей землячки Лены Милюк, ставшей кадетом этой неприступной для большинства крепости.

После окончания академии выпускники обязаны отслужить в армии пять лет, затем можно подписать новый контракт или уйти на "гражданку". Кстати, офицеры армии США должны на протяжении всего срока службы сохранять отличную физическую форму - два раза в год каждый, независимо от звания - сдает экзамен по физподготовке. Не правда ли, трудно представить некоторых наших генералов подтягивающимися на турнике или бегущими в кроссе. Вернее, представить-то можно, но становится и смешно, и грустно.

Новый законопроект предусматривает изменение возрастного ценза выхода военных на пенсию. Рядовые, сержанты, старшины и младший офицерский состав - в 45 лет, офицеры среднего и старшего звена - в 48, на 5 лет дольше смогут прослужить родине подполковники и капитаны первого ранга. Для высшего офицерского состава "планка" установлена в диапазоне от 58 до 63 лет - в зависимости от звания. По мнению представителей министерства обороны, такое "омоложение" кадров позитивно повлияет на ход военной реформы. Ввести бы еще статью об обязательном соблюдении спортивной формы и сохранении приемлемых физических параметров для всех - от лейтенанта до генерала.

Из названия будущего закона исчезло слово "всеобщей", то есть воинская служба перестает быть вроде повинноси для всех без разбору. Военные кафедры начнут готовить ограниченное количество специалистов. Ну, а тем, кто уже успел закончить институт, придется послужить.

Рядовой с высшим образованием - вот уж над кем в былые времена могли поиздеваться вволю и "деды", и прапор, да и командир взвода. Ну как же, хлюпик, патологически вежливый, не умеющий портянки намотать и хоть разок отжаться, попал в среду настоящих мужчин. Теперь это, видимо, станет обычным делом. Может быть, и впрямь наша армия изменится, если сержанты наши будут подготовлены по американской модели (правда, курс длится всего три недели, и вряд ли можно привить интеллигентность за такой короткий срок, если ее сроду не было).

Если новобранцы, воодушевленные новым сроком службы и, соответственно, отсутствием дедовщины как таковой, воспримут призыв не в виде страшной каторги и конца света, а как возможность для самосовершенствования - физического и духовного. Если государство перестанет скупердяйничать и начнет вкусно и сытно кормить своих солдат, удобно и красиво их одевать. Есть еще много "если", но так хочется, чтобы наша армия наконец их преодолела, и мы смогли бы гордиться ею.




Gazeta.kz,
11 декабря 2003

Парадоксы сельского хозяйства

Петр Новиков

О важности реформирования и развития аграрного сектора республики говорят многие - ученые, политики с высоких трибун, да и пресса регулярно поднимает эту тему.

Однако этот сектор с начала независимости, как попал в разруху, так и продолжает оставаться в весьма затруднительном состоянии.

И, тем не менее, здесь творятся парадоксальные вещи. Если перефразировать известный афоризм, получается, что в Казахстане две беды: неурожайный год и фантастический урожай.

В стародавние времена, за такое изобилие, которое рождает казахстанская земля, первого секретаря ЦК Компартии КазССР наградили бы золотой звездой героя Советского Союза. Когда в прошлом году крестьяне собрали огромный урожай, многие забили тревогу, которая чуть не перешла в панику или национальное бедствие.

Такое же положение складывается с производством овощных культур. Бывало даже такое: в прошлом году в период овощного урожая, часть плодов праведных трудов могут просто пропасть, не дойдя до потребителя. Почему это происходит? Все упирается в отсутствие государственной сельскохозяйственной политики, рыночных механизмов, нормальной законодательной базы, маркетинговых исследований.

Кроме того разрушена система заготовительных контор, которая существовала в бытность советской власти. Простой крестьянин иногда до рынка может и не доехать, чтобы реализовать свою продукцию.

В прошлом году была создана ассоциация "Казахстанский лизинг", которая активно готовила предложения по созданию благоприятных законодательных, инвестиционных условий для развития лизинга, в том числе и при покупке сельскохозяйственной техники. Это - новая и эффективная альтернатива приобретения имущества в собственность и возможность получения прибыли быстро. Но, к сожалению, сегодня нет государственных гарантий лизингодателю, и дает он новую дорогостоящую технику клиентам с огромным риском. Налоговый кодекс также игнорирует лизинг. Все это сдерживает развитие новой формы предпринимательства.

В каждом из прилегающих к Алматы районе от 10 до 20 тыс. га незадействованных поливных, пахотных земель. Почему так происходит?! У фермеров нет средств на развитие, нет ликвидного залогового имущества. Благодаря этому инвесторы (банкиры) не хотят к ним идти. Кроме того, сельское хозяйство считается одним из самых рискованных и требующих длинных денег. Инвесторы же, несмотря на избыток свободных финансовых ресурсов, не желают вкладываться в долгие и рискованные проекты.

Недоедание в период подъема

Годы независимости РК - это период перманентных реформ. К несчастью, реформы толком не затронули аграрный сектор. Несмотря на то, что в Казахстане заложен мощный сельскохозяйственный потенциал, находится он в затруднительном положении. Казалось бы, и денег уже накоплено предостаточно, и появляются свои сельхозпредприятия, так нет же, - в республику продолжают завозить мясное и овощное сырье и продукцию наши добрые соседи из Узбекистана, Киргизии, России, Китая и т.д.

К примеру, в Алматы за последние годы заметно нарастили свои мощности предприятия, перерабатывающие сельхозпродукцию. В городе действуют пять крупных молочных комбината, 56 колбасных цехов, предприятия по переработке плодоовощной продукции, значительное количество линий по выпуску соков.

Только за 2002 год общий объем производства пищевых продуктов в г.Алматы достиг 33081,4 млн.тенге. Возросло производство большинства из учитываемых продуктов питания, а выпуск некоторых из них увеличился более чем в полтора раза, это: консервы мясорастительные - 216,7%, масло подсолнечное рафинированное - 247,3%, обработанное жидкое молоко и сливки - 186,5%, кетчуп и томатные соусы - 229,3%, майонез -155,2%.

Но что самое интересное - сырье для этих предприятий: молоко, мясо, рыбу, овощи, фрукты - до 80% завозят из Узбекистана, Киргизии и России. Из 8 заводов по производству сахара сохранились 4, которые обеспечиваются местным сырьем не более чем на 10%. Из местного сырья вырабатывается 5% потребности республики в сахаре, а остальное завозится извне по цене в 1,5-2 раза дороже. В результате финансовые средства, выплачиваемые за импортируемое сырье, уходят за пределы страны, не принимая участия в ее экономике. Хотя в лучшие годы Казахстан мог удовлетворить до 25-30% потребности внутреннего рынка за счет собственного сырья.

Другая парадоксальная ситуация. Казахстанский рынок вроде бы насыщен разнообразной сельхозпродукцией. Но потребление мяса, рыбы, молока, фруктов и овощей неуклонно снижается. На долю сельскохозяйственной и продовольственной продукции в структуре импорта Казахстана в настоящее время приходится порядка 8 процентов. Основная доля импорта продуктов переработки сельского хозяйства приходится на продукцию с высокой добавленной стоимостью. К ним можно отнести молочные продукты: творог, производство которого внутри республики покрывает всего 10,6 процента потребностей, производство сыра обеспечено всего на 10,9 процента, масла сливочного - на 10,3 процента, маргарина - на 40,2 и майонеза - на 58,8 процента.

Республика для покрытия внутренних потребностей в больших объемах импортирует масло и растительные жиры в объеме 58 процентов от производимого в стране, колбасных изделий - 50 процентов, сахара - 49%, мясных консервов в объеме 94%. Казахстан также импортирует 82% рыбопродуктов и неизвестное, но, видимо, солидное количество муки и макаронных изделий.

Хотя по многим позициям, например, растительному маслу, в республике существует возможность отказаться от импорта при налаживании соответствующих производств внутри республики.

В объеме продукции сельского хозяйства в текущем году увеличилось производство пищевых продуктов, в том числе муки (на 112,3 процента), сахара (110 процентов), колбасных изделий (110,5 процента), сливочного масла (157,4 процента).

В то же время недостаточный платежеспособный спрос населения страны отрицательно сказывается на уровне потребления основных продуктов питания. Так, в прошлом году потребление мяса составило только 55% от рациональной нормы, овощей - 60%, яиц - 78%, а фруктов и ягод - в пределах 39%. Причем, эти цифры ежегодно снижаются. На этом фоне довольно бледно выглядит радостное известие о необычно большом урожае, собранном в этом году, не говоря уже о прочих достижениях - незначительном повышении рентабельности сельхозпредприятий и увеличении финансирования из госбюджета.

Не так давно в прессе освещалась проблема, когда военкоматы не могут призвать в регулярные ряды доблестной казахстанской армии нужное количество потенциальных защитников родины. Благодаря дефициту белков, углеводов, витаминов, жиров молодые организмы страдают дистрофией, умственными отклонениями, психическими расстройствами и прочим набором заболеваний. Если раньше родители пытались "отмазать" от армии своих чад, то сегодня они стараются "развести" с военкомами, что бы их сыновей призвали на действительную военную службу. Для прокорма.

По мнению медиков, пищевой дефицит грозит обернуться деградацией населения не только на биологическом уровне, но и на социальном. И это в период небывалых экономических успехов и роста!

Неблагоприятна внутренняя обстановка, когда основными законодателями цен стали отнюдь не столбовые крестьяне-производители, а перекупщики-посредники. Последние и получают львиную долю выручки. Произошло это благодаря тому, что аграрный сектор находится в хаотичном, неотрегулированном рынке, где местные власти слились с частным капиталом. Ведь чем хорош зерновой бизнес, - большие партии товара приносят большие деньги и сразу. Получается, что видимый "хаос" на с/х рынке выгоден аграрным донам Корлеоне.

Правительство, быстрыми темпами провело реформирование на селе и, в первую очередь, эти преобразования затронули совхозы. С одной стороны, центральные органы власти стремились провести разгосударствление для того, чтобы "выглядеть в лучшем свете" перед мировым сообществом в виде иностранных инвесторов и, стремясь избавиться от тяжелого бремени дотирования аграрного сектора, с другой - подобными мерами они пытались сохранить за собой функции административного управления агропромом посредством назначения руководителей хозяйств.

Тем не менее, на поверку оказалось, что осуществление реорганизации крупных хозяйств и других структур - явление более сложное. Так, в ходе разгосударствления при поспешном и необдуманном его проведении возникло резкое снижение технической оснащенности хозяйств и эффективность использования основных технических фондов.

В начале этого года глава государства утвердил агропродовольственную программу. Для достижения этой цели предусматривается решить ряд задач. В частности, "необходимо добиться, чтобы каждый житель страны имел возможность питаться на уровне не ниже установленных стандартов потребления". В этой связи, по мнению главы минсельхоза вице-премьера Ахметжана Есимова, правительству предстоит разработать и утвердить национальные стандарты потребления на душу населения.

В это же самое время, Академия питания подготовила предложения сократить в будущем году количество калорий в этой корзине на 400. Переедают, однако, казахстанцы.

Дотации - это благо?

Высокопоставленные чины из правительства неоднократно заявляли, что в агропромышленный комплекс регулярно увеличиваются дотации. Дотации - дело вроде бы благое. Но здесь важно учесть одну деталь. В данном случае важен не объем дотирования, а структура и механизмы для распределения финансовых ресурсов. Коль скоро, сельское хозяйство находится в хаотичном, неотрегулированном рынке, не выработаны финансовые механизмы и не созданы принципы эффективного менеджмента, дотировать его, все равно, что выбрасывать деньги в трубу или сжигать на костре. Непонятно, куда уходят эти дотации и помогают ли они реально? Судя по сегодняшнему состоянию в с/х, бездумное увеличение дотирования - мертвому припарки. Добро все-таки должно быть с головой.

Министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов по этому поводу сказал, что ждать каких-то кредитов или государственного закупа произведенной продукции не стоит. Ситуация в корне изменилась. "Агропромышленный комплекс, как и вся экономика страны, работает в условиях рыночных взаимоотношений, и возврата к прошлому не будет".

Подтверждает эту мысль и официозная "Казправда": "…в числе проблем, которые еще предстоит решить государству, следует назвать недостаточную эффективность использования выделяемых бюджетных средств на поддержку села, изношенность машинно-тракторного парка, отставание социальной сферы. В ускоренном развитии нуждается и перерабатывающая отрасль. Пока в стране перерабатывается только 11% произведенного молока, 10 - мяса, 14 - зерновых и 48 процентов - масличных культур". Однако центральный официальный печатный рупор сам себе противоречит, говоря, что Казахстан самообеспечивается по объемам производства сельхозпродукции. Излишки же уходят на экспорт, создавая тем самым продуктовую безопасность стране. Парадоксально, но факт, республика все более активно выходит на мировой рынок сельскохозяйственной продукции. Основой экспорта сельского хозяйства страны является казахстанское зерно.

В преддверии вступления страны в ВТО особую актуальность приобретает качество производимых товаров. Только когда отечественная продукция начнет соответствовать мировым стандартам, она сможет занять достойное место на рынках продовольствия. В этом деле велика роль местных органов власти, которым по силам оказать поддержку всем эффективным проектам в сфере развития малых и средних производств по переработке сельскохозяйственной продукции. Структура экономики считается оптимальной только в том случае, когда на долю сельского хозяйства приходится 10-11 процентов ВВП страны. В последние годы этот показатель для Казахстана - около 9 процентов. Таким образом, предстоит задача нарастить необходимые 2-2,5 процента.

Сейчас темпы роста в промышленном секторе более чем в три раза выше, чем в аграрном. Отсюда и проблемы привлечения инвестиций. В свое время создавались фонды льготного кредитования АПК (агропромышленного комплекса), проводились эксперименты с другими финансовыми схемами. Но на практике оказывалось, что заемщики не торопятся возвращать деньги. Поэтому предстоит создать систему кредитования, при которой будут гарантии возврата кредитов.

Технические условия

Весь земельный фонд Республики Казахстан составляет сегодня 272,5 миллиона гектаров. Из них 120,8 миллиона (44,3%) - это так называемые земли запаса. О передаче же в частную собственность речь идет лишь о 90,9 миллионов гектаров (33,4%), составляющих площади сельскохозяйственного назначения. Из них 59 миллионов (65%) - пастбища, 20 миллионов (22,3%) - пашня, далее идут залежи, сенокосные земли, многолетние насаждения и другие угодья.

В свою очередь, пастбища, если используются двумя и более хозяйствующими субъектами, не подлежат передаче в частные руки. Поэтому, из общей площади земель сельскохозяйственного назначения для передачи в частную собственность, интерес предоставляют лишь 20 миллионов гектаров пашни (8% всех земель).

Сегодня в частной собственности находится 400 тысяч гектаров земли. Это личные подсобные хозяйства - 224,2 тысяч гектара (55,8%), участки под садоводство и дачное строительство - 87,6 тысяч (87,6%), 40,5 тысяч гектаров (10%) находится под индивидуальным строительством, 38 тысяч гектаров (9,5%) заняты предприятиями промышленности, транспорта и связи и т.д., другие сервисные службы владеют 11,8 тысячи гектарами (2,9%).

Таким образом, сегодня 2,8 миллиона казахстанцев уже являются частными собственниками земли. На площади сельхозназначения предусмотрено три вида землепользования - постоянное, временное (аренда) и частная собственность.

Аграрный сектор, как основная часть АПК, представлен более 5 тыс. сельскохозяйственными формированиями, основанными на частной форме собственности имуществом и средствами. В их числе 5296 крестьянских (фермерских) хозяйств, 173 предприятия с различными формами хозяйствования: производственные кооперативы, акционерные общества, хозяйственные товарищества. На долю сельхозпредприятий приходится 1 млн. 803 тыс.га сельхозугодий и 570 тыс.га пашни. Крестьянские хозяйства занимают 7 млн. 568 тыс.га сельхозугодий и 709 тыс.га пашни. На начало текущего года более 102 тысяч землевладельцев использовали 7,6 миллиона гектаров сельхозугодий, из которых 4,6 миллиона гектаров - пашня.

По мнению ученых, реформа должна была быть направлена на приспособление материально-технической базы крупных хозяйств к потребностям создаваемых мелких крестьянских и фермерских структур, наделение землей, в первую очередь, тех, кто имеет возможность обрабатывать эту землю. К субъективным факторам противодействия аграрному реформированию, считают ученые НИИ экономики и организации АПК, следует отнести незаинтересованность в нем: административно-управленческого персонала хозяйств; колхозников и рабочих совхозов, которых устраивали условия труда и социальной защиты в общественном производстве; руководителей административно-территориальных делений. Реформирование с самого начала проводилось административно-командными методами и было направлено на лишение подавляющей массы людей средств производства и сосредоточения их у незначительной части. В результате приватизации "небольшая группа людей завладела огромным количеством реального богатства, в то время как подавляющая масса населения получила свидетельства на собственность, не представляющие никакой ценности на рынке".

Однажды президент Назарбаев сказал о том, что необходимо оказывать поддержку "перспективным" селам. 792 населенных пункта на сегодняшний день "неперспективны". А проживает сегодня на селе свыше 40 процентов населения. Их жители будут переселены в другие села. Понятно, что 40% - слишком большое число и его нужно сокращать.

С другой стороны возникает вопрос: что из этого может получиться? Сельское хозяйство - это, как известно, особый тип жизни и особое мировоззрение, присущее в Казахстане не только 6 миллионам сельских жителей. Это мировоззрение не переменить в одночасье переселением "избыточного" населения в "другие села". "Другим селом", как правило, становится южная столица. Вновь прибывающим жителям порой трудно освоится в каменных холодных джунглях городской среды, поэтому некоторые выбирают легкий способ наживы - криминал. Когда жители провинциальной Акмолы вдруг в одночасье сделались столичными жителями, сам президент отметил, что уровень культуры у новых столичных жителей далек от уровня, соответствующего главному городу.

Еще из университетского курса по истории и политологии известно, что общность людей, которые бросили насиженные места (в селах) и поменяли традиционный уклад и метод ведения хозяйства, называются маргиналами. Этот процесс, в том виде, как он здесь обозначен, никак не отражен в СМИ. Захотят ли "неперспективные" жители переезжать именно в села (или даже в райцентры)? Однако, судя по размаху внутренней миграции из сел в города, ответ скорее "нет" чем "да".

Цена вопроса

"В 2003-2005 годы в сельскую экономику страны государство планирует вложить более 150 млрд. тенге", - сказал президент РК. Но что означает эта сумма? Сколько всего нужно денег? На что нужно тратить? Список будет достаточно большим, на перечисление которого не хватит ни места, ни времени. Это стоимость тракторно-комбайнового парка, с учетом амортизации, это удобрения, которые необходимо вносить каждый год, это хранение и сушка, первичная переработка, наконец, это дороги, а в наших условиях, это еще и еще раз дороги. И это кроме денег на животноводство - со стойловым содержанием в наших условиях 220 дней в году, - вторичную переработку сырья и т.д. и т.п.

Сельскохозяйственное производство Казахстана находится в более неблагоприятных условиях, чем большинство республик СНГ. Годовое количество осадков колеблется от 90 мм в пустыне, до 1000-1600 мм в высокогорьях и предгорья) Заилийского Алатау и Алтая. В равнинных земледельческих районах выпадает 250-400 мм осадков в год. Летний период на юге начинается с середины мая, а на севере - в начале июня. Все эти особенности накладывают определенный отпечаток на специфику системы ведения сельского хозяйства и пространственное размещение сельскохозяйственного производства.

В последние годы, к сожалению, в крестьянской практике все реже встречается такое понятие, как "культура земледелия". А низкий уровень организации агротехнических работ соответственно ограничивает экспортные возможности производителей. Для увеличения выпуска продукции растениеводства и повышения его экономической эффективности, планируется расширить площади под рентабельные виды сельскохозяйственных культур. Структура их посевов будет адаптирована к природно-климатическим условиям регионов. В западных областях страны, например, увеличатся площади озимых пшеницы и ржи, а в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской - будут увеличены площади под твердую пшеницу, зернобобовые и зернофуражные сорта. Посевы крупяных и масличных расширятся в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях, под кукурузу, сою и сахарную свеклу - в Алматинской и Жамбылской областях.

Кроме того, деньги в сельское хозяйство необходимо вкладывать постоянно, а не до вступления в ВТО. Если даже отбросить расходы на технику, повесив их на дотацию, и вкладывать только лишь в пашню, получится 23,6 доллара на гектар в течение трех лет. Для сравнения скажем, что в той же Канаде в гектар вкладывается 100 долларов США, в России же только 15 долларов. Маловероятно, что это решит проблемы сельского хозяйства тем более за 3 года. Благодаря деградации земель, выбыло из оборота около 9 миллионов гектаров пашни. Износ основных фондов; выбытие идет в четыре раза быстрее, чем пополнение.

Сельскохозяйственный ужастик

Как известно, село разваливалось на протяжении всей независимости. Подытожим "накопленное".

Во-первых, положительная динамика имеет место с исключительно низкого стартового уровня. По объему сельскохозяйственного производства страна отброшена на десятилетия назад. Особенно велико отставание от развитых стран в эффективности развития животноводства.

Во-вторых, экономический рост вызван, прежде всего, факторами, связанными с высокими мировыми ценами на энергетические ресурсы. Положительная динамика не закреплена глубокими структурными реформами, прежде всего, введением в рыночный оборот сельскохозяйственных земель.

В-третьих, экономический рост носит очаговый и секторный характер. Он имеет место в секторе "новых операторов" на фоне продолжения стагнации и ухудшения экономического состояния широкого массива "традиционных" форм хозяйствования. Рост объемов продаж и прибыльности в растениеводстве пока не сопровождается существенным улучшением экономического положения в животноводстве. Более того, наблюдается постепенное увеличение импорта животноводческой продукции.

В-четвертых, обостряется проблема кадрового потенциала аграрного сектора, вызванная оттоком квалифицированных кадров во внешнюю и внутреннюю эмиграцию и деквалификацией остающейся рабочей силы.

В-пятых, перераспределение земли и прав собственности в аграрном секторе не было подкреплено соответствующими макроэкономическими преобразованиями и развитием рыночных институтов; более того, за годы реформы общеэкономические условия ведения сельского хозяйства существенно ухудшились. Ослабление роли государства нашло отражение в резко увеличившемся диспаритете цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, сокращении аграрных статей в государственном бюджете, невыполнении обязательств властей и органов управления по закупкам сельскохозяйственной продукции.

Высокая себестоимость казахстанского сельского хозяйства связана с нескольким факторами. К примеру, климат - зона неустойчивого земледелия, как следствие - высокие производственные издержки. Из-за этого невозможность конкурировать по цене с импортной продукцией - в основном, глубокой переработки, например, консервами. На сегодня в сельскохозяйственном производстве используется всего лишь 27% имеющихся угодий. В сравнении с 90-м годом в 99 г. посевные площади сократились почти в четыре раза.

Более того, почва не обрабатывалась, агротехника устарела, в ходе сева использовались несортовые семена низкого качества, что привело к повальному засорению полей, распространению саранчи, поражению культур болезнями. И как следствие: низкая урожайность, ухудшение качества зерна, падение его конкурентоспособности на рынке. Чтобы выправить положение, нужно повысить ответственность за строжайшее соблюдение технологии выращивания зерновых культур.

Далее, высокие транспортные издержки вследствие протяженности территорий, удаленности пунктов производства от пунктов переработки и от пунктов потребления; неразвитость автодорожной и железнодорожной сети. С технической точки зрения, закуп новой импортной сельхозтехники проводится в объемах явно недостаточных для решения проблемы. (Если вдуматься, то и импорт не может решить эту проблему). Изношенность тракторно-комбайнового парка. Нагрузка на сельскохозяйственную технику возросла в два раза выше нормативной.

Наряду с обострением традиционных для села социальных проблем - узостью сферы приложения труда, низкого уровня доходов населения, отставания социальной сферы, появились новые. В этом свете особняком встают такие проблемы, как превышение, начиная с 1992 г. смертности сельского населения над рождаемостью. Рост сельской безработицы. Зарегистрированная сельская безработица составила 5, 2% против 3, 5% в городе. Усиление процесса социальной дифференциации в сельском обществе. Свертывание сети объектов сельской социальной сферы. Рост информационной изолированности аула. Деквалификация рабочей силы.

Что пришло на смену сломанной аграрной формации на современном этапе? По существу, сейчас в стране формируется новый земельный и аграрный строй, основу которого составляет частное землевладение, приватизированными колхозами и совхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также хозяйствами населения, включающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества.

Финансовое положение основных предприятий достаточно тяжелое ввиду накопленных долгов. А долговой кризис, кредиторская задолженность превышает во много раз и объем реализации, и в несколько раз зарплату. В Правительстве обсуждается возможность расширения мер по реструктуризации задолженности в сельском хозяйстве и на предприятиях сельхозмашиностроения, однако, простое списание долгов сельхозпредприятиям - это только паллиатив решения проблемы).

Ряд государственных бюджетных программ неэффективен, т.е. не достигает (или не полностью достигает) поставленных целей. Однако программы по субсидированию расходов на ресурсы (минеральные удобрения, средства защиты растений, покупка племенного скота, сортовых семян и д.р.), лизинговая программа, программа субсидирования ставки банковского процента показывают относительно высокую эффективность и нуждаются в дальнейшей поддержке.

Во всем мире сельское хозяйство существует, когда закупочная цена на пшеницу держится на уровне 200 долларов за тонну. Как оно выйдет из кризиса "до 2010 года"? Очень невыгодные для АПК изменение ценовых пропорций в период реформ, за последние 10 лет. Т.е. стоимость покупки машин, оборудования, ГСМ, во много раз превышает стоимость продажи с/х продукции. Низкая эффективность функционирования аграрных рынков в стране. Неконкурентность по качеству с некоторыми видами импортной продукции. В республике практически отсутствует пищевкусовая перерабатывающая промышленность. Расфасовка импортного концентрата не в счет.

Финансовые потоки

Иностранные инвестиции, в основном, направляются в рамках вертикально интегрированных продовольственных цепочек: переработчики сельскохозяйственной продукции и трейдеры создают через них собственную сырьевую базу. Сегодня одна из важнейших проблем в агропромышленном комплексе, особенно в сельском хозяйстве, связана с отсутствием инвестиций.

Понятно, что любые преобразования, любые методы развития технологий, модернизация, прежде всего, связаны с ресурсами. Как можно привлечь инвестиции - коммерческие, банковские, крупных инвесторов - участников самого рынка? Эти инвестиции можно привлечь только тогда, когда будет совершенно четкая, ясная на среднесрочную перспективу политика государства. То есть когда все участники производства, переработки продукции, ее реализации будут понимать степень своего риска и верить, что деньги можно вкладывать на долгосрочный период. То есть, главное - это организация продовольственного рынка. А это значит, во-первых, что этот рынок нужно идентифицировать, то есть выявить отдельные рынки со своей спецификой и со своими нюансами в подходах: зерновой, молочный, мясной, сахара, растительного масла и так далее.

Кстати говоря, эти рынки, как правило, совпадают, с одной стороны, с межрегиональными поставками продукции, а с другой стороны, они выходят на проблему продовольственной безопасности.

Интенсификация с/х производства должна, по идее, обусловливать быстрый рост потребления в сельском хозяйстве продукции отраслей промышленности, что, в свою очередь, должно положительно влиять на темпы роста отечественной индустрии. Однако этого не происходит. Сбыт продукции зависит, во-первых, от своевременного вывоза продукции, от доставки потребителю, а, во-вторых, от платежеспособного спроса, у которого все последние годы была отрицательная динамика. Поскольку рынки сбыта у нас удалены от основных производителей продукции, проблема отсутствия перерабатывающей промышленности выходит на первый план. Вообще, в наших условиях, проблема сбыта сельхозпродукции превращается из чисто маркетинговой в маркетинго-географическую. К ней подвязываются и проблема логистики (доставки), и проблема разрушения теневых рынков.

Богатые граждане, богатое сельское хозяйство

По мнению экспертов, экономический прогресс в с/х отрасли может быть достигнут при росте реальных доходов населения. В ближайшей и отдаленной перспективе эластичность спроса на продовольствие по доходам будет оставаться весьма высокой, так что не менее половины прироста реальных доходов населения (если он будет иметь место) будет расходоваться на покупку продуктов питания.

Благоприятная тенденция в динамике соотношения цен на средства производства для сельского хозяйства и сельскохозяйственную продукцию - рост цен на сельскохозяйственную продукцию пока опережает рост цен на основные покупные средства производства для сельского хозяйства. Если за последующие годы пищевая промышленность станет объектом крупных отечественных и иностранных инвестиций, это приведет к объективному росту спроса на местное сельскохозяйственное сырье. По прогнозам ученых, в ближайшие годы рост внутреннего спроса на сельскохозяйственное сырье будет наблюдаться, прежде всего, в производстве молока, пивоваренного ячменя, подсолнечника, овощей и фруктов предназначенных для промышленной переработки.

Появление новых инвесторов-операторов, которые "трансформируют" указанные выше благоприятные возможности в реальный экономический рост.

На взгляд экспертов, основные шаги, которые должны будут входить в стратегию подъема агропромышленного комплекса, могут включать большой комплекс мер. Сюда относится привлечение новых биотехнологий, в том числе в микробиологии в племенном животноводстве и селекции растений, базируясь на собственном материале, чтобы не зависеть от импорта новых сортов.

Государственные дотации, прежде всего, в перерабатывающую отрасль, дорожное строительство и селекцию. Поддержка внутреннего товаропроизводителя (государственный протекционизм). Широкие инвестиции в пищевую отрасль. Государственное регулирование внутренних цен. В том числе устранение причин ценового сговора посредников и перекупщиков, правовая и силовая поддержка непосредственного производителя. Принятие закона о паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в сельском хозяйстве. Надо расширять кооперацию и интеграцию в агропромышленном комплексе, создавать средние и мелкие агроформирования с включением в них перерабатывающих и обслуживающих организаций.

Доходы от нефти не способны кормить страну постоянно. И накапливать средства для развития надо с сельского хозяйства.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ