Белорусские новости, 2 января 2004 Возможны ли в Беларуси ошеломляющие выборы?Владимир Ровдо
Надежды на то, что белорусское руководство само проведет
жизненно важные рыночно-демократические реформы сверху, как это было в ряде
стран, не оправдались. Лукашенко привел с собой в структуры власти людей,
представляющих собой синтез социалистических аграриев с социалистическими
промышленниками из наиболее советизированной Восточной Беларуси.
Нынешняя элита власти не понимает постиндустриальных
тенденций в современном мире, не способна вести честную конкурентную борьбу в
условиях свободного экономического и политического рынка, опасается процессов
глобализации. Без жесткой административно-командной власти, которую она путает с
порядком, правящие круги Беларуси не имеют будущего. Профессионалы-рыночники,
европейски образованные управленцы давно уже выброшены из ее рядов самим
президентом, сделавшим ставку на автократию и социальный популизм.
Из этого следует важный теоретический и практический
вывод. В Беларуси в структурах власти доминируют консерваторы, которым нужен
авторитаризм не в качестве инструмента для проведения болезненных, но
необходимых для общества реформ, а как непреодолимый барьер на пути рыночной и
постиндустриальной модернизации. Поэтому продемократическим и проевропейским
силам не следует рассчитывать на переход Беларуси к демократии через
трансформацию — длительный процесс экономических и политических преобразований,
инициируемых самим руководством страны, которое постепенно избавляется от
ретроградов в правительстве и замещает их умеренными политиками из оппозиции.
К сожалению, не возможна в современной Беларуси и такая
благоприятная для общества и содействующая быстрой консолидации новых
политических и экономических институтов форма перехода к демократии, как
согласованный между правительством и оппозицией сценарий смены власти.
Классическим примером этого являлись переговоры за круглым столом в Польше между
"Солидарностью" и правительством Ярузельского в 1989 году. Они содействовали
динамичному и достаточно успешному продвижению западной соседки Беларуси по пути
экономических и политических преобразований, превращению Польши в конечном итоге
в полноправного члена Евросоюза.
В нашей стране в настоящее время отсутствуют два главных
фактора, которые открывают путь "согласованному переходу".
Во-первых, нет в наличии баланса сил между властью и
оппозицией, то есть такой ситуации, когда ни одна из противоборствующих сторон
не в состоянии одержать решающую победу в политической борьбе над своим
оппонентом. В Беларуси власть существенно превосходит демократические силы.
Несмотря на то, что электоральный рейтинг Лукашенко за последние два года
снизился до 25-30%, белорусский президент по-прежнему существенно опережает
политиков из оппозиции.
Во-вторых, белорусская власть не рассматривает
демократические силы в качестве достойного партнера для переговоров.
Ментальность белорусской правящей элиты такова, что в оппонентах она видит не
партнеров, с которыми придется жить вместе в будущем демократическом
государстве, а врагов, которых нужно устранить, чтобы не допустить демократию.
Сейчас, когда оппозиция слаба, власть старается не замечать ее или
ограничиваться пропагандистскими ударами. По мере усиления оппозиции и роста ее
влияния в обществе против нее будут применяться все более и более жесткие
действия.
Причина этого заключается в том, что у Лукашенко и многих
представителей его провинциального клана нет будущего в подлинно рыночной и
демократической Беларуси. Если в Польше коммунисты имели возможность отказаться
от власти, получив взамен собственность, а затем на новом экономическом и
идейном фундаменте вернулись к власти в качестве левой демократической силы, то
у нашей правящей верхушки это вряд ли получится. Лукашенко скорее согласится в
кризисной для его режима ситуации на роль белорусского губернатора или
президента автономной республики в составе России, чем на статус лидера партии,
оппозиционной новому демократическому правительству. Без власти, хоть урезанной
и ограниченной, он окажется политическим и экономическим банкротом.
"Замещение" — это быстрая форма перехода, когда в
условиях политического кризиса власть оказывается в руках демократических сил.
Данная форма возможна тогда, когда правительство не идет ни на какие реформы,
когда оно состоит из ретроградов. В определенной ситуации оппозиция оказывается
сильнее надоевшего всем правительства и берет на себя ответственность за
дальнейшее развитие государства. Сам по себе этот процесс может проходить в
разных формах: "ошеломляющие выборы", "бархатные революции", "выборы в сочетании
с массовыми акциями" и другие. Через замещение был устранен коммунистический
режим в Чехословакии в 1989 году, диктатура Чаушеску в Румынии в 1989 году,
режим Мечьяра в Словакии в 1998-м, режим Милошевича в Сербии в 2000-м и режим
Шеварднадзе в Грузии месяц назад.
В современной Беларуси присутствует первая предпосылка
для замещения, но отсутствует вторая: правительство все еще намного сильнее
оппозиции. Для того чтобы сформировать необходимые условия для изменения
соотношения сил между властью и оппозицией в пользу последней, та должна быть
максимально единой. Это общее правило, если хотите, закономерность, без учета
которой бессмысленно даже заводить речь о "замещении" авторитаризма.
Фрагментированная и раздробленная оппозиция не может стать центром притяжения
всех недовольных властью людей. Конфликты в ее стане вызывают недоверие к
политической программе, стратегии и тактике отдельных партий и лидеров. Они
становятся удобной мишенью для властей, козлами отпущения, на которых можно
свалить ответственность за грубые ошибки во внутренней и внешней политике
правительства.
|