Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №90(15.01.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Белорусские новости,
2 января 2004

Возможны ли в Беларуси ошеломляющие выборы?

Владимир Ровдо

Надежды на то, что белорусское руководство само проведет жизненно важные рыночно-демократические реформы сверху, как это было в ряде стран, не оправдались. Лукашенко привел с собой в структуры власти людей, представляющих собой синтез социалистических аграриев с социалистическими промышленниками из наиболее советизированной Восточной Беларуси.

Нынешняя элита власти не понимает постиндустриальных тенденций в современном мире, не способна вести честную конкурентную борьбу в условиях свободного экономического и политического рынка, опасается процессов глобализации. Без жесткой административно-командной власти, которую она путает с порядком, правящие круги Беларуси не имеют будущего. Профессионалы-рыночники, европейски образованные управленцы давно уже выброшены из ее рядов самим президентом, сделавшим ставку на автократию и социальный популизм.

Из этого следует важный теоретический и практический вывод. В Беларуси в структурах власти доминируют консерваторы, которым нужен авторитаризм не в качестве инструмента для проведения болезненных, но необходимых для общества реформ, а как непреодолимый барьер на пути рыночной и постиндустриальной модернизации. Поэтому продемократическим и проевропейским силам не следует рассчитывать на переход Беларуси к демократии через трансформацию — длительный процесс экономических и политических преобразований, инициируемых самим руководством страны, которое постепенно избавляется от ретроградов в правительстве и замещает их умеренными политиками из оппозиции.

К сожалению, не возможна в современной Беларуси и такая благоприятная для общества и содействующая быстрой консолидации новых политических и экономических институтов форма перехода к демократии, как согласованный между правительством и оппозицией сценарий смены власти. Классическим примером этого являлись переговоры за круглым столом в Польше между "Солидарностью" и правительством Ярузельского в 1989 году. Они содействовали динамичному и достаточно успешному продвижению западной соседки Беларуси по пути экономических и политических преобразований, превращению Польши в конечном итоге в полноправного члена Евросоюза.

В нашей стране в настоящее время отсутствуют два главных фактора, которые открывают путь "согласованному переходу".

Во-первых, нет в наличии баланса сил между властью и оппозицией, то есть такой ситуации, когда ни одна из противоборствующих сторон не в состоянии одержать решающую победу в политической борьбе над своим оппонентом. В Беларуси власть существенно превосходит демократические силы. Несмотря на то, что электоральный рейтинг Лукашенко за последние два года снизился до 25-30%, белорусский президент по-прежнему существенно опережает политиков из оппозиции.

Во-вторых, белорусская власть не рассматривает демократические силы в качестве достойного партнера для переговоров. Ментальность белорусской правящей элиты такова, что в оппонентах она видит не партнеров, с которыми придется жить вместе в будущем демократическом государстве, а врагов, которых нужно устранить, чтобы не допустить демократию. Сейчас, когда оппозиция слаба, власть старается не замечать ее или ограничиваться пропагандистскими ударами. По мере усиления оппозиции и роста ее влияния в обществе против нее будут применяться все более и более жесткие действия.

Причина этого заключается в том, что у Лукашенко и многих представителей его провинциального клана нет будущего в подлинно рыночной и демократической Беларуси. Если в Польше коммунисты имели возможность отказаться от власти, получив взамен собственность, а затем на новом экономическом и идейном фундаменте вернулись к власти в качестве левой демократической силы, то у нашей правящей верхушки это вряд ли получится. Лукашенко скорее согласится в кризисной для его режима ситуации на роль белорусского губернатора или президента автономной республики в составе России, чем на статус лидера партии, оппозиционной новому демократическому правительству. Без власти, хоть урезанной и ограниченной, он окажется политическим и экономическим банкротом.

"Замещение" — это быстрая форма перехода, когда в условиях политического кризиса власть оказывается в руках демократических сил. Данная форма возможна тогда, когда правительство не идет ни на какие реформы, когда оно состоит из ретроградов. В определенной ситуации оппозиция оказывается сильнее надоевшего всем правительства и берет на себя ответственность за дальнейшее развитие государства. Сам по себе этот процесс может проходить в разных формах: "ошеломляющие выборы", "бархатные революции", "выборы в сочетании с массовыми акциями" и другие. Через замещение был устранен коммунистический режим в Чехословакии в 1989 году, диктатура Чаушеску в Румынии в 1989 году, режим Мечьяра в Словакии в 1998-м, режим Милошевича в Сербии в 2000-м и режим Шеварднадзе в Грузии месяц назад.

В современной Беларуси присутствует первая предпосылка для замещения, но отсутствует вторая: правительство все еще намного сильнее оппозиции. Для того чтобы сформировать необходимые условия для изменения соотношения сил между властью и оппозицией в пользу последней, та должна быть максимально единой. Это общее правило, если хотите, закономерность, без учета которой бессмысленно даже заводить речь о "замещении" авторитаризма. Фрагментированная и раздробленная оппозиция не может стать центром притяжения всех недовольных властью людей. Конфликты в ее стане вызывают недоверие к политической программе, стратегии и тактике отдельных партий и лидеров. Они становятся удобной мишенью для властей, козлами отпущения, на которых можно свалить ответственность за грубые ошибки во внутренней и внешней политике правительства.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ