УКРАИНА
Хроника
8 января. Выставка
"Переяславская Рада" открылась в Государственном историческом музее (ГИМ). Она
посвящена 350-летию вхождения левобережной Украины в состав Российского
государства, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на пресс-службу ГИМ. Более 250
экспонатов познакомят посетителей с историческими и культурными истоками этого
события, с административной и социальной спецификой Украины в составе
Московского царства второй половины XVII века. На выставке экспонируются
документы и "государевы золотые" с датой 1654 - это почетные награды казакам
Богдана Хмельницкого во время русско-польской войны 1654-1655 годов. Также
вызывают интерес печати Малороссийского приказа и Войска Запорожского, планы
земельных владений и уникальная жалованная грамота украинскому полковнику на
российское дворянство. На выставке также представлены памятники, посвященные
великой святыне православного мира - Киево-Печерской лавре, ее значению в
культурных контактах России и Украины. Тема связей в области культуры и
просвещения между Россией и Украиной занимает особое место на выставке и
представлена иконописью, памятниками книгопечатания, произведениями
декоративно-прикладного искусства и ремесла.
Важное место в экспозиции занимает тема присоединения к
Российской империи в ходе русско-турецких войн второй половины 18 века Северного
Причерноморья и Крыма.
Интерес посетителей без сомнения вызовут портреты царя
Алексея Михайловича и гетмана Богдана Хмельницкого, а также личные вещи
последнего гетмана Разумовского, жалованные грамоты императриц Елизаветы
Петровны и Екатерины Второй на права и привилегии жителям Киева. На выставке
также представлена одна из самых первых карт Севастополя и его окрестностей.
Выставка "Переяславская Рада" продлится до 23 февраля.
11 января. Спикер парламента
Украины Владимир Литвин просит ПАСЕ взвешенно подойти к рассмотрению
"украинского вопроса" в связи с голосованием в Верховной Раде по политической
реформе. Председатель Верховной Рады направил письмо президенту
Парламентской ассамблеи совета Европы Петеру Шидеру, в котором проинформировал
его и членов Бюро ПАСЕ о последних событиях в парламенте в связи с принятием
решений по проведению конституционной реформы в Украине. По словам Литвина,
последние решения вызвали заметный интерес, в частности, и среди коллег в
Парламентской Ассамблее. "Об этом свидетельствует и решение Мониторингового
комитета от 7 января 2004 года о предложении Бюро ПАСЕ рассмотреть вопрос о
внесении в повестку дня первой части сессии Парламентской Ассамблеи 2004 года (в
порядке срочной процедуры) отдельного вопроса по Украине", - цитирует спикера
информационное управление Верховной Рады. Поясняя идею конституционной реформы,
Владимир Литвин, отмечает, что главным моментом является переход к
парламентско-президентской форме государственного правления. "Следует отметить,
что подобные мысли и ранее неоднократно высказывались представителями разных
политических сил Украины", - говорится в его письме. Председатель украинского
парламента сообщает ПАСЕ, что Конституционный Суд Украины, рассмотрев три
законопроекта о внесении изменений в Основной Закон (регистрационный №3207-1,
4105 и 4180), дал заключения на их соответствие (за исключением одного положения
законопроекта № 3207-1) Конституции Украины, предоставив таким образом
возможность для дальнейшего рассмотрения этих законопроектов парламентом.
Законопроект № 3207 после направления в Конституционный суд был отозван
президентом Украины Леонидом Кучмой. Литвин сообщает, что по инициативе
Верховной Рады проекты законов были обработаны Венецианской комиссией,
экспертные выводы которой стали предметом внимательного изучения Временной
специальной комиссии украинского парламента по доработке проектов законов о
внесении изменений в Основной закон. "Комиссия осуществила соответствующую
доработку, взяв за основу законопроект № 4105", - подчеркивает спикер. 24
декабря 2003 года законопроект № 4105 было предварительно одобрен парламентом,
за это решение в режиме открытого голосования путем поднятия рук проголосовали
276 народных депутатов. "Голосование, было подтверждено личными подписями
парламентариев", - отмечает спикер. "Такой способ голосования является
отклонением от обычно принятого в парламенте способа голосования с применением
электронных карточек, однако не противоречит ни Конституции Украины, ни
регламенту Верховной Рады Украины. К тому же, учитывая ситуацию в сессионном
зале, в том числе техническое состояние электронной системы подсчета голосов,
которую представителями депутатских фракций оппозиции вывели из строя, народные
депутаты приняли решение об изменении установленного регламентом способа
голосования, поддержав такое решение личными подписями", - отмечает Владимир
Литвин. Спикер добавил, что, учитывая то, что в предварительно одобренный
законопроект № 4105 внесены поправки, он был повторно направлен в КС для
получения заключения о его соответствии Конституции. Владимир Литвин обратился к
президенту и членам Бюро Ассамблеи с просьбой "взвешенно подойти к предложению
Мониторингового комитета от 7 января 2004 года в части рассмотрения вопроса об
Украине и воздержаться от принятия любого решения без всестороннего и
основательного изучения этого вопроса непосредственно в Украине".
11 января. Глава
парламентского комитета по евроинтеграции Борис Тарасюк принял участие в
Международном форуме "Европа на пути к новой эре", проходившем 9-10 января в
Берлине. Основная дискуссия, по словам Тарасюка, разворачивалась вокруг проблем,
связанных с расширением Европейского Союза, провалом планов принятия новой
Конституции ЕС. Борис Тараюк выступил с докладом перед участниками Форума, в
котором, в частности, остановился на вопросах внутренней политики Украины. "На
протяжении последних недель и месяцев исполнительная власть Украины цинично
насилует демократию и парламентаризм в Украине. Ведется наступление на
Конституцию, право и мораль. Нынешний режим старается изменить Конституцию с
тем, чтобы незаконно остаться при власти, несмотря на самый низкий уровень
популярности за все годы независимой Украины", - отметил Лидер Народного руха
Украины."Например, недавно демократически избранный мэр города Мукачево Василий
Петевка был уволен незаконно Президентом. Сегодня депутатам Верховной Рады был
запрещен доступ на заседание городского совета Мукачево, что противоречит Закону
Украины "О статусе народного депутата Украины". В данном случае мы являемся
свидетелями наступления на местное самоуправление", - подчеркнул он. По словам
Бориса Тарасюка, демократическая оппозиция готовится к изменению власти в
Украине. "Мы знаем, что делать, мы знаем, как делать. И что необходимо - это
солидарность европейских стран. ", - сказал народный депутат. В пресс-службе
Народного руха отметили, что выступление Бориса Тарасюка вызвало резонанс среди
участников Форума, в частности, прозвучали комментарии комиссара Европейской
комиссии по вопросам расширения Гюнтера Ферхойгена, министра иностранных дел
Румынии Джоане, председателя Комитета международных дел Европарламента Брока и
других, передает Liga.net. Таким, образом возглавляемая Ющенко оппозиция
намерена реализовать на Украине грузинский сценарий в самое ближайшее время и
пытается заручиться международной поддержкой
12 января. Президент Украины
Леонид Кучма освободил от обязанностей министра экономики и по вопросам
европейской интеграции Валерия Хорошковского, назначив на эту должность Николая
Деркача. С декабря 2001 года до назначения 54-летний Николай Деркач, чья
кандидатура была предложена премьеру на пост министра парламентской фракцией
"Трудової України" и Партии промышленников и предпринимателей, занимал пост
посла Украины в Литве.В 1996-1997 годах Деркач был председателем
Днепропетровского областного совета, в 1997-2001 годах - первым заместителем
главы Днепропетровской облгосадминистрации. Напомним, что 35-летний Валерий
Хорошковский раскритиковал правительство и подал в отставку в начале января,
проработав на посту министра с ноября 2002 года. Кроме того, Президент освободил
от обязанностей министра промышленной политики Анатолия Мялицу и назначил на эту
должность Александра Неустроева.В феврале-декабре 2003 года Александр Неустроев
работал на должности директора департамента организации производства и
хозяйственной деятельности Национального банка Украины. До этого был
председателем правления Никопольского южнотрубного завода, Днепропетровская
область.62-летний Анатолий Мялица занимал пост министра промышленной политики с
июня 2002, до назначения - работал генеральным директором Харьковского
государственного авиационного производственного предприятия. Кроме того, с
должности первого заместителя министра промполитики Президент уволил Василия
Моцного, назначив его заместителем министра Кабинета Министров. 52-летний
Василий Моцный был первым замминистра промышленной политики с июля 2003 года. До
этого с ноября 1999 года Моцный был председателем государственной администрации
Кировоградской области.
От обязанностей министра аграрной политики указом главы
государства освобожден Сергей Рыжук, который другим указом назначен губернатором
Житомирской области. Его предшественник на посту главы обладминистрации Николай
Рудченко уволен с должности.53-летний Сергей Рыжук занимал пост министра
агрополитики в Кабинете Министров Виктора Януковича с ноября 2002 года, а в
правительстве Анатолия Кинаха - с апреля 2002-го. 52-летний Николай Рудченко
возглавлял Житомирскую государственную областную администрацию с августа 2001
года. На должность министра аграрной политики Леонид Кучма назначил Виктора
Слауту. 52-летний Виктор Слаута - депутат Верховной Рады, заместитель
председателя парламентского комитета по вопросам государственного строительства
и местного самоуправления. С 1997 года он занимал должность заместителя
председателя Государственной администрации Донецкой области по вопросам
сельского хозяйства.
Показательно, что все новые назначенцы-выходцы из
Днепропетровской и Донецкой областей.
12 января. Украина намерена
открыть Год Польши в Украине в апреле, передают Українські Новини со ссылкой на
информированный дипломатический источник.
По данным источника, в начале апреля Украину посетит
президент Польши Александр Квасьневский, который вместе с Президентом Украины
Леонидом Кучмой откроет Год Польши в Украине. В апреле 2005 года, по завершении
Года Польши в Украине, будет открыт Год Украины в Польше, отметил источник.
Таким образом официальный Киев отметил 350-летие
Переяславской Рады
14 января. Фракции
парламентского большинства готовы к дискуссии с оппозицией относительно способа
избрания Президента и предлагают провести "круглы стол" по данному вопросу при
участии главы государства Леонида Кучмы. Об этом заявил координатор
парламентского большинства Степан Гавриш. Он также отметил, что разблокирование
работы парламента и проведение "круглого стола" являются обязательными условиями
для дискуссии. Гавриш подчеркнул, что в ходе консультаций оппозиция предлагала
"переголосовать" законопроект по политреформе, предварительно одобренный 24
декабря, включив в него пункт о всенародном избрании главы государства, что
должно решаться на референдуме. Координатор парламентского большинства назвал
такое предложение "матом в два хода", поскольку фактически таким образом будет
внесен новый законопроект, передает Обозреватель. По его словам, большинство
готово поддержать оппозицию в обсуждении двух не поддержанных раннее
законопроектов по политреформе. По этому вопросу, считает депутат, должен быть
принят соответствующий проект постановления. Кроме того, большинство согласно и
на принятие в первом чтении проекта закона о выборах народных депутатов на
пропорциональной основе. В то же время, подчеркнул Степан Гавриш, оппозиция
выступает против проведения референдума, поскольку изменения, заложенные в
законопроект, поддержанный 24 декабря, никоим образом не связаны с референдумом.
14 января. Как сообщал
Корреспондент.net, лидеры депутатских фракций и групп Верховной Рады приняли
решение не открывать заседание парламента в среду, 14 января. Накануне, 13
января, спикер Владимир Литвин отказался открывать пленарное заседание из-за
невыполнения договоренностей, достигнутых накануне на согласительном совете
лидеров депутатских фракций и групп. Напомним, что пленарная неделя 13-16 января
завершает работу четвертой сессии Верховной Рады. Пятая сессия парламента начнет
работу 3 февраля.В течение всей последней в 2003 году парламентской пленарной
недели оппозиция блокировала работу Верховной Рады, препятствуя рассмотрению
трех проектов поправок в Конституцию.Несмотря на это, депутаты парламентского
большинства путем поднятия рук проголосовали за один из проектов внесения
изменений в Конституцию, предусматривающий отмену прямых всенародных выборов
Президента Украины. Одобренный таким способом законопроект подписан спикером
Владимиром Литвиным и направлен на повторную экспертизу в Конституционный
Суд.Оппозиция не считает состоявшееся голосование законным и намерена добиваться
отмены его результатов, продолжая блокировать работу Верховной Рады.Согласно
действующей Конституции, если Верховная Рада не может начать пленарные заседания
в течение 30-ти дней одной очередной сессии, Президент имеет право дочросно
распустить парламент.
14 января. Лидеры депутатских
фракций и групп Верховной Рады приняли решение не открывать заседание
парламента. Об этом сообщил первый заместитель председателя Верховной Рады Адам
Мартынюк по результатам заседания согласительного совета.
По его словам, было также принято решение провести в
среду, 14 января, заседания профильных комитетов Верховной Рады. В четверг, 15
января, в 10:00 заседание парламента, возможно, будет открыто, сообщил первый
вице-спикер.Тем временем, по информации пресс-секретаря спикера Игоря Сторожука,
консультации лидеров парламентских фракций и групп продолжатся до
16:00.Сторожук также сообщил, что депутаты договорились обсудить возможность
подписания политического соглашения, которое подтвердит готовность к компромиссу
во время окончательного голосования по внесению изменений в Конституцию.Лидер
фракции Социал-демократической партии Украины (объединенной) в Верховной Раде
Леонид Кравчук сообщил, в свою очередь, что на согласительном совете лидеры
фракций значительно приблизились к принятию компромиссного решения. По его
словам, условия внесения изменений в 103 статью Конституции, регламентирующую
процедуру избрания Президента, может быть вынесено в отдельный проект
постановления. Кроме того, сообщил Кравчук, парламентское большинство готово
согласиться на проведение референдума по процедуре избрания Президента в том
случае, если на референдум будет вынесен еще один вопрос, а именно -
относительно процедуры избрания депутатов парламента. Депутат пояснил, что такое
требование связано с тем, что выборы депутатов на пропорциональной основе лишает
народ права прямого выдвижения кандидатов в депутаты и поэтому нуждается в
вынесении на референдум.Он также отметил, что в ходе консультаций со стороны
фракции коммунистов вносилось предложение вынести на референдум и вопрос о
целесообразности существования института президентства, передает
Обозреватель.Между тем, Леонид Кравчук считает, что если "Украина втянется в
процесс референдума, то из этого болота нельзя будет вылезти".
14 января. Фракции "Наша
Україна", блока Юлии Тимошенко и Соцпартии доработали предложенный большинством
законопроект №4180 о внесении изменений в Конституцию и вынесли его на
рассмотрение лидеров фракций и групп Верховной Рады. Единственным отличием
нового законопроекта является сохранение прямых выборов Президента, сообщил в
интервью журналистам член фракции Социалистической партии Иосиф Винский,
отметив, что этот проект является большим компромиссом со стороны оппозиции. По
его словам, свои подписи под документом поставили лидеры "оппозиционной
тройки".Иосиф Винский также выразил уверенность в том, что документ могут
поддержать 440-449 парламентариев. Кроме того, оппозицией был внесен проект
постановления о механизме рассмотрения законопроектов по внесению изменений в
Конституцию при их окончательном утверждении. Представитель социалистов также
заявил, что оппозиция готова блокировать работу парламента вплоть до его
роспуска, пока не получит от большинства правовых гарантий того, что не будет
реализован сценарий избрания Президента парламентом уже в 2004 году. "Мы знаем,
что будет реализовываться сценарий выборов Президента в парламенте в этом году,
- сказал Винский. - По крайней мере у СДПУ(о) есть такие намерения".Депутат
предполагает, что в конце февраля могут быть собраны 302 подписи депутатов о
поддержке законопроекта о внесении изменений в Конституцию, предусматривающего
избрание Президента парламентом с 2006 года. При этом норма об избрании
Президента Радой именно с 2006 года, закрепленная в переходных положениях этого
законопроекта, может быть не поставлена на голосование. "В Конституцию будут
внесены изменения относительно избрания Президента Верховной Радой, а не
всенародно, и такие выборы могут состояться уже в нынешнем году", - отметил
Винский.
14 января. Вопрос о
конституционном кризисе в Украине внесен в повестку дня сессии Парламентской
ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), которая открывается 26 января в Страсбурге,
Франция. Согласно повестке дня, этот вопрос будет рассмотрен в первый же день
работы сессии, 26 января. Рассмотрение пройдет в форме дебатов, которые начнутся
в 15:00 по местному времени (16:00 по Киеву).Зимняя сессия ПАСЕ 2004 года
продлится до 30 января. Напомним, что ранее председатель Верховной Рады Украины
Владимир Литвин просил ПАСЕ объективно подойти к рассмотрению и оценке
политической ситуации в Украине, воздержаться от принятия любого решения без
всестороннего и глубокого изучения вопроса непосредственно в Украине.
«Большинство» на грани капитуляции перед ЮщенкоКирилл Фролов
Предложение
парламентского большинства провести «круглый стол» с оппозицией
Является капитуляцией перед Ющенко. Вспомним, что именно
с помощью «круглых столов» власти и оппозиции были совершены «бархатные
революции» в Восточной Европе. Собственно, все эти бесконечные переговоры,
поиски компромисса, согласие на референдум – все это формы капитуляции. Ну и
что, что оппозиция обещает блокировать работу сессии и устраивать митинги.
По закону, если 30 дней сессия не собирается, и Президент распускает Раду.
Ну и пусть распускает. Если есть политическая воля. Либо нет воли, либо нет
таких политических сил, которые будут отстаивать Кучму. Да, Ющенко и Ко будут
устраивать «грузинский вариант». Ну и что! Этого и следует от них ожидать. А что
мешает их противникам, у которых пока власть и административный ресурс,
сделать волну контрмитингов и контринициатив? Очевидно, что на это пойдут
только те, кто в случае прихода Ющенко потеряет все. Но у них нет идеи, точнее,
они боятся поднять на щит единственно возможные лозунги - альтернативный проект
развития Украины как демократического федеративного двуязычного государства,
находящегося в тесном союзе с Россией. Выдвинуть эти лозунги, мобилизовать
весь русский, православный, русинских, регионалистский ресурс-это единственный
шанс для тех кланов и элит, которые сожгли с Ющенко все мосты
Воспоминания о будущемКирилл Фролов
К 350-летию
Переяславской Рады
Трехсотпятидесятилетие Переяславской Рады, отмечаемое 21
января (8 января-по старому стилю) , безусловно, является выдающимся событием,
достойным празднования на общенациональном уровне. Однако, в Москве дело
ограничилось несколькими важными выставками. На межгосударственном уровне эта
дата отмечается полуподпольно, по – партизански. Президент Путин
едет в Киев закрывать «Год России», который был пустышкой. Подобное
камуфлирование, сокрытие истинного повода визита представляется недостойным для
лидера великой России. Официальный Киев ответил на 350-летие попросту
цинично, провозгласил 2004 годом «годом Польши на Украине». Официальные киевские
СМИ полны материалами, репортажами, представляющими Переяславскую Раду трагедией
для украинского народа, белое называется черным.
Тем важнее на фоне лжи и умолчания напомнить
о том, что произошло 350 лет тому назад. А произошло даже не воссоединение «двух
братских народов», а воссоединение разделенного русского народа. Нравится это
кому-то или нет, но в то время украинцы считали себя неотъемлемой частью
русской нации, термин малоросс не только не считался оскорбительным, но
подчеркивался, ибо Малая Россия означает центральную, в отличие от «Украины»,
т.е. «окраины», часть страны. Переяславская Рада, воссоединение -это, в первую
очередь, инициатива малороссов. В 1624 году Киевский православный митрополит Иов
(Борецкий) пишет московскому царю Федору Иоанновичу первое письмо с просьбой о
воссоединении. В этом же году аналогичное послание шлет знаменитый православный
подвижник-почаевский игумен Иов (Железо) . Однако Москва отказывается от войны с
Польшей за Малороссию, ссылаясь на слабость после смутного времени. И только
гений, стратегическое мышление и политическая воля Московского Патриарха Никона,
который убедил и царя и Земский Собор откликнуться на просьбы малороссов о
воссоединении, позволил осуществиться этому великому делу. Стратегический
замысел Никона был понятен - он понимал, что восстановление Исторической
России, воссоединение ее земель-это залог ее выживания. Либо Россия империя,
либо она обречена. И Никон реализовывал «русскую идею» как православный
имперский проект, утверждал ее как лидера восточнохристианской цивилизации.
Дискредитация и низложение этого выдающегося иерарха и политического деятеля,
осуществленное не без активных интриг иезуита Паисия Лигарида, нанесло
мощнейший удар и по «православному проекту» в России, и приостановило
воссоединение с Россией западнорусских земель. Отказ от никоновского
проекта национальной модернизации страны на основе ее духовной традиции, от
предлагавшегося им синтеза национального и вселенского, фундаментального и
новаторского на основе православной традиции, его модели геополитического
прорыва России как лидера восточного христианства и собирания под этой эгидой
исторических русских земель привел к тому, что эта модернизация
стала проводится вне и вопреки этой традиции и приобрела уродливые формы -
петровские реформы, с одной стороны, укрепили государственность
и технологические потенциал страны, с другой стороны, их
секулярный характер заложил мину под национальную культуру, самосознание и
государственность .
Триумф Руси, выразившийся в акте Переяславской
Рады, не просто вернул в лоно материнского государства его исторические
территории. Благодаря ему был сформирован современный русский литературный
язык Пусть с недостатками, вызванными копированием католических образцов,
возникла высшая богословская школа, а затем-высшая школа вообще. Православная
Малороссия перед воссоединением находилась на грани полной религиозной и
национальной ассимиляции. Польский язык стал языком образованных людей.
Крупнейшие апологеты Православия – Мелетий Смотрицкий, Кирилл Ставровецкий и
наместник Киево-Печерской Лавры (!) Кассиан Сакович перешли в унию. А
большинство тех, кто сохранил и отстаивал Православие, принадлежали Восточной
Церкви по вере, но католической- по культуре и мировоззрению. Догматические
заблуждения католицизма, например, догмат о непорочном зачатии Богоматери,
перечеркивающий смысл Боговоплощения (принятие воплотившимся Логосом всей
полноты человеческой природы, кроме греха) , исповедовались и в православной
Киево-Могилянской Академии (см. прот. Г. Флоровский, «Пути русского
богословия»). Еще несколько лет, и Малороссия стала бы одной из польских
провинций и католических диоцезов.
Может, это привело бы к ее культурному и экономического
рассвету? Сомнительно. Выжили бы только те, кто согласился на религиозную и
национальную ассимиляцию. Православие и русская культура подавлялись беспощадно.
Альтернативы Переяславу-не было. Великороссия не могла
оставаться на задворках Европы, без выхода к морям. Малороссии грозило полное
религиозное и национальное убийство. Вселенское Православие не могло себе
позволить отдать Западную Русь католицизму.
Все малороссийские документы той эпохи свидетельствуют
только о русском, никаком ином самосознании ее жителей.
«Вечером 7 января 1654 года, накануне провозглашения малороссийским казачеством
своего подданства Московскому царю, боярин В.В. Бутурлин, присланный в
Малороссию царем Алексеем Михайловичем, вместе с другими членами московского
посольства, в Переяславле, в своем “дворе”, принимал гетмана Богдана
Хмельницкого и войскового писаря Ивана Выговского. Сказанное на этом приеме
Хмельницким и Выговским было записано в статейном списке посольства, т.е. в
официальном документе, так: “Милость де Божия над нами, якоже древле при великом
князе Владимире, так же и ныне сродник их, великий государь царь и великий князь
Алексей Михайлович всея Руси самодержец, призрил на свою государеву отчину Киев
и на всю Малую Русь милостью своею; яко орел покрывает гнездо свое, так и он
государь изволил нас принять под свою царского величества высокую руку; а Киев и
вся Малая Русь вечное их государского величества; а мы де все великому государю,
его царскому величеству, служить и прямить во всем душами своими и головы свои
за его государское многодетное здоровье складывать ради”.Хмельницкий и
Выговский, таким образом, заявили московским послам, что они признают Киев и всю
Малую Россию “вечным” достоянием Московского царя, на которое он имеет
наследственное право. Но Хмельницкий так же ясно говорил и об единстве всего
народа “российского”, часть которого составляют малороссияне. Приведем хотя бы
одно из выражений им этой мысли. 13 марта 1654 года гетман писал царю Алексею:
“И ныне Бог всеведущий и вседаровитый, неизреченными судьбами божественными,
единою двое се сотворил — и ляхом, нашим врагом, гордыню выя их смирил, и совет
благ в сердце царево тебе, великому государю царю и великому князю Алексею
Михайловичу, всея Русии самодержцу, твоему царскому величеству, вложил, что твое
царское величество, поревновав по Бозе Вседержители и по вере православной
восточной, и возжелелся о церквах Божиих и мест святых, и о народе российском
благочестиво-христианском умилосердился, и нас, Богдана Хмелницкого, гетмана
войска запорожского, и все войско запорожское и весь мир православный российский
пожаловати, ущедрити, защитити и под крепкую и высокую руку свою царскую
всеконечне прияти изволил милостиво”… Слуцкий архимандрит, игумен Михайловского
Златоверхого монастыря в Киеве, Феодосий Васильевич, писал 5-го июля 1654 года:
“Воздвигнул в нынешнее радостное лето, от многих лет усопшего великого
равноапостольного князя Российского святого Владимера, Господи, живыми и
мертвыми обладая, егда ваше царское величество постави всеа Российския Земли,
якож и оного прежде самодержцу, возвел погребенную росийского рода честь и славу
Господь, возводяй низверженныя, егда славою и честию венчал есть ваше царское
величество не точию Великой, но и Малой всей Росии обладателем”. Он же писал
дальше: “Наипаче ж в богоспасаемом граде Киеве, от него ж, яко от Сиона, закон
изыде с просвещением и крещением всеа Росийския Земли”4). Другой представитель
тогдашнего высшего малороссийского духовенства, наместник Киевского Братского
монастыря, “священноинок Феодосий”, между прочим, писал царю из Киева от 3 июля
7162 (т.е. 1654) года: “И якоже аз, старец Феодосий, твой государев богомолец,
егда еще во царствующем граде Москве сый, сея зимы услышах, яко наша Малая Росия
царского вашего величества, яко природному своему царю православному,
православная главу свою, яко рабыни государю, с радостию преклоняет”… Обратимся
же к старой исторической литературе тех государств, в состав которых входила
Малороссия до ее присоединения к Московскому государству. Земли Русского Юга в
ХIV-м столетии были собраны Великим Княжеством Литовским почти все, за
исключением Галичины и части Подолья, сделавшихся в том же столетии владениями
Польши. В 1569-м году, на Люблинском сейме, воеводства Волынское, Подольское и
Киевский повет были оторваны от Литовско-Русского государства Польшею и вошли в
состав ее территории. Какие же исторические труды в конце ХVI-го и в первой
половине ХVII-го столетий имели наибольшее распространение в Польской Короне, а
стало быть, и на Русском Юге? - Это были, конечно, хроники Стрыйковского и
Мартина Бельского. “Хроника Польская, Литовская, Жмудская и всей Руси”,
составленная Матвеем Стрыйковским, была напечатана в Кролевце в 1582 году. Мы не
станем входить здесь в разсмотрение вопроса об исторической точности и
достоверности извевстий Стрыйковского, хотя и не можем не отметить, что
невысокая оценка их, долго державшаяся в исторической литературе со времени
Шлецера, в новейшее время значительно изменилась в пользу этого хрониста,
особенно благодаря приведению в известность ряда списков литовско-русской
летописи, которой тексты подтвердили многие из заподозренных известий
Стрыйковского. Для нас важна распространенность его Хроники и ее влияние на
общество интересующего нас времени, а в них ни малейшего сомнения быть не
может.
Как же смотрит Стрыйковский на русский народ и отделяет
ли, по их народности, малороссов от остального русского народа? На этот вопрос
ответ может быть только один: весь этот народ представляется ему единым. Указав
на различие мнений историков о “славаках и Славенских землях народа русского или
сармацкого, откуда бы произошло это их название”, Стрыйковский говорит: “Но
откуда бы руссаки и иные русские народы ни имели имя и прозвание, они все
говорят славянским языком”. “Русская монархия” внушала страх “не только Литве,
но и Греческим императорам, половцам, печенегам, болгарам, сербам, венграм,
полякам и иным также соседям”. Это было как во времена Рюрика, Олега и Игоря,
так и в эпоху Святослава, Владимира и Ярослава. Говоря об Ольгерде, Стрыйковский
отмечает, что этот литовский князь имел одну за другою двух жен, “и обеих
русских”. А этими женами были княжна Витебская и княжна Тверская. Таким образом,
и в Витебске, и в Твери одни и те же русские люди. Но один и тот же русский
народ живет и во всех русских землях Великого Княжества Литовского, будет ли это
та территория, которая в более новое время получила название Белоруссии, или та,
которая стала именоваться Малороссией... Думается, что и приведенных мест ее
достаточно, чтобы составить себе совершенно ясное представление о том, как он
понимал состав русского народа. По Стрыйковскому, один и тот же русский народ
живет по всей Руси, будет ли это ее запад, юг, или северо-восток, т.е. те ее
части, которые теперь называются Белоруссией, Малороссией или Великороссией.
Такое же понимание найдем и в другой, очень распространенной тогда, хронике, а
именно, в хронике Мартина Бельского…Передавая дальше предания, записанные в
русской летописи, Бельский рассказывает о Щеке, Кии, Хориве и Лыбеди. Они, по
его словам, раздавали пустые края своим князьям для постройки в них замков.
Такими князьями были Радим, Вятко и Дулеб. От первого пошли радимичи, над Саном,
от второго — вятчане, над Волгой, от третьего — дулебане, над Бугом. Потомками
Кия были Аскольд и Дир, которые расширяли государство на юг. Князей над собою
русские затем поставили из другого народа, чтобы они не были пристрастны к своим
родственникам или свойственникам. Этих князей было трое, а именно, Рюрик, Синеус
и Трувор, которые происходили из народа варяжского. Этот народ, без сомнения,
был славянским и должен был жить где-либо по близости от моря, еще теперь
называемого Москвою Варяжским. Выражения “русин”, “русак” Бельский употребляет в
совершенно равнозначущем значении. Они живут и на юге, и на севере Русской
Земли. Оба эти слова означают - “русский…
Итак, историческая литература Польши и Литовско-Русского
государства середины и конца XVI столетия давала совершенно ясный ответ на
вопрос о русском народе: этот народ, представляя собой единое этнографическое
целое, живет в трех государствах — Московском, Литовско-Русском и Польском… От
имевших распространение в Южной и Западной Руси, в эпоху присоединения
Малороссии к Московскому государству, исторических трудов обратимся к сочинениям
географов и политиков и посмотрим, что они говорят о Русской Земле и русском
народе. В царствование Сигизмунда III-го и его сына Владислава IV-го Симон
Старовольский написал свой известный географический труд “Полония”. Его
авторитетность и распространенность в XVII столетии не подлежат сомнению. И вот
что писал Старовольский о “Руссии”: она “разделяется на Руссию Белую, которая
входит в состав Великого Княжества Литовского, и на Руссию Красную, ближайшим
образом называемую Роксоланией и принадлежащую Польше. Третья же часть ее,
лежащая за Доном и истоками Днепра, называется древними Руссией Черной, в
новейшее же время она стала называться повсюду Московией, потому что все это
государство, как оно ни пространно, от города и реки Москвы именуется
Московией”. И Старовольский, таким образом, Русскую Землю считает внутренне и по
существу единым целым; только, разделенная на три части между тремя
государствами, она лишилась своего объединения).. Что касается политиков, то
этим именованием в Речи Посполитой называли “авторов, которые законы и
конституции польского народа скомбиновали и написали книги о государственном
устройстве Речи Посполитой. Из числа политиков обратимся за справкою по
интересующему нас вопросу к тому, которого труд еще в середине XVIII столетия
был признан не только хорошим, но даже превосходным, написанным автором с
прекрасною подготовкой, с критическою мыслью, без всякой предвзятости. Мы
разумеем Христофора Гарткноха и его “Республику Польскую”, вышедшую в 1698 году.
Она представляет собою результат изучения ее автором всей почти предшествующей
литературы по вопросам, которых он касался. В составе территории Речи Посполитой
Гарткнох называет две “Руссии”, а именно — Белую и Красную. К первой он относит
воеводства Новгородское (т.е. Новгородка Литовского), Мстиславское, Витебское,
Полоцкое, Смоленское, Черниговское, Киевское; входящими же в состав второй он
считает воеводства Русское (главный город — Львов), Подольское, Волынское,
Белзское и Брацлавское. Из этих воеводств, прибавляет Гарткнох, воеводства
“Брацлавское, Киевское и Черниговское называют Украиною”17). Таким образом,
Гарткнох, во-первых, чужд какого-либо этнографического признака в определении
понятия Белой и Красной Руси, ибо воеводства Черниговское и Киевское он относит
в состав Руси Белой, а, во-вторых, он дает определение и той территории Речи
Посполитой, которая в его время носила имя “Украины”. Этою последнею именовалась
только область юго-восточного пограничья, что совершенно просто и естественно
объясняет и значение этого термина, тогда обычного. В самом деле, слово
“украинный” означало на русском языке того времени то же, что значит в нашем
современном языке слово “пограничный”. Это значение имело слово “украинный”
одинаково и в Руси Литовской, и в Руси Московской. Еще И.Д. Беляев в сороковых
годах прошлого столетия установил, что “польскою (от слова “поле”) украиною
Московского государства назывались в наших старинных официальных бумагах границы
Северо-Восточной Руси, соседние при-Волжским, при-Донским, и даже
при-Днепровским степям”. Украинами, т.е. окраинами, в Московском государстве
назывался целый ряд его пограничных территорий, где бы они ни лежали, на западе,
востоке, или юге. То же значение “пограничный” имело слово “украинный” и в
Великом Княжестве Литовском. “Украинными” замками его назывались одинаково и
Витебск, и Полоцк, и Дрисса, и Дисна, и Лепель, и другие, находившиеся не далеко
от границы государства города, а в их числе также и Киев и города юго-восточной
окраины, которую представляла собою Малороссия для Польско-Литовской Речи
Посполитой в XVII столетии.
Подведем итог под нашими наблюдениями над тем, что давала
литература Речи Посполитой, в состав которой входила Малороссия пред
присоединением ее к Московскому государству, по вопросу о составе русского
народа и Русской Земли. Эта литература совершенно определенно указывала на их
внутреннее единство, нарушенное тогдашним разделением их между тремя
государствами…. нельзя не отметить, что у иностранцев, даже не вполне
осведомленных и дающих не вполне надежные или не совсем точные сведения, мы не
находим ясного разделения русского народа на его ветви, установленные уже
научным изучением нового времени. Так, живший в Москве в семидесятых годах XVП
столетия Яков Рейтенфельс писал: “В царском титуле предпосылаются остальным
известные названия Великой, Малой и Белой России, обнимающие почти все царство,
потому, конечно, что название “Россия” у мосхов считается самым древним и
наиболее славным. Великая, называемая иногда и Западною, занимает громадное
пространство земли около Пскова, Новгорода и Ярославля, Малая или Червонная,
считающая своим главным городом Киев, чаще называется более распространенным
именем Южной, а Белая — область больше остальных, но часть ее принадлежит
Польше. Она у некоторых писателей стяжала царю прозвище “Белого”, так как,
действительно, обитатели ее, по большей части, носят белые одежды. Главным
городом этой области был сперва Владимир, а потом Москва, и это название
остается за нею и в настоящее время”. Именование “Белою” именно той части
России, которая была основным ядром Московского государства, встречается и у
других иностранцев, писавших о России. Его принимал и первый русский историк —
В.Н. Татищев» (Иван Лаппо. Идея единства русского народа в Юго-западной Руси в
эпоху присоединения Малороссии к Московскому государству, Прага 1929)
Упреждая разговоры об «оскорбительности» термина
Малороссия, Михаил .Максимович (1804-1873) - знаменитый южнорусский этнограф и
историк, называвший себя "щирым малороссиянином", написал работу "Об
употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси", отрывки из которой
уместно процитировать:
"Не очень давно было толкование о том, будто Киевская и
вся западная Русь не называлась Россией до ее присоединения к Руси восточной;
будто и название Малой России или Малороссии придано Киевской Руси уже по
соединении ее с Русью Великой или Московской. Чтобы уничтожить навсегда этот
несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда
в Киеве и в других западно-русских областях своенародные имена Русь, Русский
начали заменять по греческому произношению их именами Россия, Российский?
Ответ: с 90-х годов XVI века... Основанием такого ответа
служат тоговременные акты письменные и книги, печатанные в разных областях
Русских... Приведу свидетельства тех и других.
Вот первая книга, напечатанная в Киеве, в типографии
Печерской Лавры - "Часослов" 1617 года. В предисловии к ней иеродиакона Захария
Копыстенского сказано: "Се, правоверный христианине и всяк благоверный читателю,
от нарочитых мест в России Кийовских, сиречь Лавры Печерския"...
Основательница Киевского Богоявленского братства Анна
Гулевична Лозьина в своей записи о том 1615 года, говорит, что она учреждает его
- "правоверным и благочестивым христианам народу Российского, в поветах
воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского будучим..."
Окружная грамота 1629 года, напечатанная в Киеве,
начинается так: "Иов Борецкий, милостию Божией архиепископ Киевский и Галицкий в
Всея России..."
Но довольно о Киеве, обратимся к земле Галицкой.
Там Львовское братство в своей типографии прежде всего
издало "Грамматику" 1591 года в наставление "многоименитому Российскому
роду"...
Того же, 1592 года, Львовское братство обращалось в
Москву к царю Федору Ивановичу с просительными посланиями, в которых именуют его
"светлым царем Российским", вспоминают "князя Владимира, крестившего весь
Российский род" и т. п. В земле Волынской находим то же. <... >
Такое же употребление имен Россия, Российский было тогда
и на Северо-Западе русском».
Какое же было подлинное отношение киевлян, волынян и
львовян той эпохи к северной, Московской Руси?
Следует отметить, что идеология национально-политического
единства Южной и Северной России была выработана в большей степени именно в
Киеве. Венцом ее стал знаменитый киевский "Синопсис", написанный
предположительно киево-Печерским архимандритом Иннокентием Гизелем (во второй
половине XVII в.). Эта книга переиздавалась около 30 раз и стала первым учебным
пособием по русской истории. Согласно "Синопсису", "русский", "российский",
"славянороссийский" народ - един. Он происходит от Иафетова сына Мосоха (имя
последнего сохраняется в имени Москвы), и он "племени его" весь целиком. Именно
"Синопсис" утверждает главенство суздальско-владимирских князей после разорения
Киева татарами.
По "Синопсису", Россия - едина. Ее начальный центр -
царственный град Киев, Москва - его законная и прямая наследница в значении
общего "православно-российского" государственного центра. «Весь русский народ
един, и временное отделение его части от России в другие государства (Польшу и
Литву) "милостью Божией" завершается воссоединением в единое "государство
Российское" (И.И. Лапно. Идея единства России в Юго-Западной Руси. - Прага,
1929).
В результате воссоединения 1654 года уроженцы Киева и
Львова, начиная с XVIII века, сделались хозяевами положения на научном,
литературном и церковном поприще России.
Еще более красноречиво участие Северо- и особенно
Юго-Западной Руси в создании общерусского литературного, "книжного" языка. Смело
можно сказать, что участие это - преобладающее: грамматика, лексика, орфография
и первые церковно-славянские и русские словари созданы во Львове, Киеве и
Вильне.
Какова же была языковая ситуация в середине ХУП в.
в Юго-Западной Руси? Она обрисована в грамматике Иоанна Ужевича (1643 г.). В ней
описывается "Lingua sacra” или “словенороссийский язык” (так именовался
церковно-словянский) - высокий книжный язык, язык богослужения и богословия,
lingua slavonica или “проста мова”-гражданский ,
светский литературный и деловой русский язык, и “lingua popularis” - диалектная
речь. (БА.Успенский "Краткий очерк истории русского литературного языка (Х1-Х1Х
в.в.) М, 1994).
В Киеве в 1627 г. "протосингел от Иерусалимского
патриаршего престола и архитипограф Российския церкви" ученый монах, подлинный
энциклопедист того времени Памва Берында издает толковый словарь "Лексикон
словенороссийский или слов объяснение". В нем "руская" речь (в послесловии к
Киевской Постной Триоди 1627 г. Берында называет "просто мову” "российской
беседой общей"), противопоставляется народным диаяектам - "волынской" и
"литовской" мове.'
Кодификация "словенороссийского" языка была произведена в
основном в Киеве, Львове и Вильне. "Грамматика" Мелетия Смотрицкого стала
учебником церковно-славянского языка для всей Русской Церкви буквально на века.
"Проста мова" стала основой общерусского литературного языка' "...Действительно,
"проста мова" не оказала почти никакого влияния на современный украинский и
белорусский литературный языки... Однако, на историю русского литературного
языка "просто мова" как компонент юго-западнорусской языковой ситуации оказала
весьма существенное влияние. Достаточно указать, что если сегодня мы говорим об
антитезе "русского" и "церковнославянского" языков, то мы следуем именно
югозападнорусской, а не великорусской традиции... • Это связано с
тем, что условно называется иногда "третьим югославянским влиянием", т.е.
влиянием книжной традиции Юго-Западной Руси на великорусскую книжную традицию в
ХУП в.: во второй половине ХУП вежа это влияние приобретает характер массовой
экспансии югозападнорусской культуры на великорусскую территорию" (БА.Успенский
"Краткий очерк истории русского литературного языка (Х1-Х1Х в.в.) М, 1994).
"Говорят, что Петр Великий гражданскую печать выдумал, а,
оказывается, он, просто-напросто, заимствовал ее у галичан у прочих малорусов,
которые употребляли ее еще в ХУ1 в. Заголовки многих грамот и статутов, виденные
мною в Ставропигии, начерчены чисто нашими гражданскими буквами, а текст,
писанный в ХУ1 в. - очевидный прототип нашей скорописи и наших прописки
елисоветинских и екатерининских времен". ("Галичина и Молдавия. Путевые письма
Василия Кельсиева, С-Петерб., 1868).
Что касается диалектов-"волынской", "литовской" и многих
других «мов», то о целесообразности создания на их основе местных литературных
языков лучше всего сказал замечательный галицко-русский историк Денис Зубрицкий
в своем письме к М.А.Максимовичу: "...Ваши мне сообщенные основательные и со
систематической точностью изданные сочинения - откуда идет русская земля, и
исследование о русском языке читал я с влеичайшим любопытством и
вниманием. Вы опровергли сильным словом мечтательные утверждения писателей и
выдумки как о происхождении народа, так и о русском языке, которые мне всегда не
нравились... Что касается до наречий русского языка, то их бесчетное число)
внимательный наблюдатель, странствуя по русской земле, найдет почти в каждом
округе, даже в каждой деревне, хотя и неприметное различие в произношении,
изречении, прозодии, даже в употреблении слов, и весьма естественно. По
исчислению г-на Шмидель Litterarisce Anreiger 1882 г. есть 1 14 наречий немецких
столь одно от другого расстоящих, что немец Друг друга никогда не разумеет, но
язык есть всегда немецкий, и невзирая на сие, ученые немцы в Риге, Берлине, Вене
и даже в Страсбурге употребляют в книгах и общежитии лучших обществ одно
словесное наречие. Я бы желал, чтобы и русские тем примером пользовались..."
(Путями истории, Т.Г. Изд. Карпато-русского литературного общества, Нью-Йорк,
1977).
Что же касается создания литературы на "киево-полтавской
мове", то здесь уместно процитировать Н.Костомарова: "Пока польское
восстание не встревожило умов и сердец на Руси... самое стремление к развитию,
малороссийского языка и литературы не только никого не пугало признаками
разложения государства, но и самими великороссами принималось с братской
любовью" (Н.Ульянов, "Происхождение украинского сепаратизма", М. 1996).
Все это дало повод известному русскому философу Н.
Трубецкому утверждать, что "та культура, которая со времен Петра живет и
развивается в России, является органическим и непосредственным продолжением не
московской, а киевской, украинской культуры", что русская культура XVIII-XIX
веков - это русская культура в ее малороссийской редакции.
Миф о
Мазепе
Невозможно не пройти мимо любимого приема
оппонентов дела Переяславской Рады-мифологизации образа гетмана Ивана Мазепы,
который, по их утверждению, был сторонником независимой Украины и пострадал за
это дело. Созданием такого образа Мазепы занята вся официальная
украинская пропаганда. Между тем, источники ясно указывают на тот факт, что
Мазепа, по мысли Костомарова, не исповедовал никакой национальной идеи,
был беспринципным прагматиком и предавал всех, кого только было выгодно предать.
В этом смысле культ Мазепы среди нынешнего киевского официоза показателен.
«Целью Мазепы в этих переговорах (С Карлом Двенадцатым и
Станиславом Лещинским) было продать Украину Польше в обмен на вновь создаваемое
княжество в Белоруссии, где бы Мазепа был полновластным князем, признавающим
формальную зависимость от польского короля. Вот как Густав
Адлерфельд, камергер Карла и участник Северной войны, непосредственно
вовлеченный в те события, описывает соглашение между Мазепой и Станиславом
Лещинским: «Вся Украина, включая княжества Северское, Киевское, Черниговское и
Смоленское, должна вернуться под владычество Польши и оставаться под ее короной,
за что Мазепа награждается титулом князя и получает Витебское и
Полоцкое воеводства с теми же правами, которые имеет герцог Курляндский в свое
земле» (Костомаров Н. И. «Мазепа», М. «Республика, 1992, стр.229)… «Но
предательская натура Мазепы проявилась и после его бегства в шведский
лагерь, Камергер шведского короля Густав Адлерфельд, вероятно, гораздо бы менее
сочувствовал Мазепе в своих записках, если бы знал о тайных переговорах между
старым гетманом и Петром Великим, проводившихся за спиной Карла. На пути к
шведам два украинских города захлопнули свои ворота перед старым гетманом , и
Мазепа более не пытался искать поддержки украинского народа. Соединившись со
шведами, Мазепа увидел, что шведские силы гораздо слабее, чем он думал, а после
падения своей крепости Батурина окончательно понял, что он здорово просчитался.
Это же поняли и те немногие, что последовали за гетманом. Один за другим они
бежали от шведов и возвращались к царю Петру, пообещавшему амнистию всем
вернувшимся до определенного срока. Среди вернувшихся был и миргородский
полковник Даниил Апостол. Апостол привез с собой тайное устное сообщение от
Мазепы: гетман раскаивается и просит прощения и позволения вернуться. За это
гетман предлагает силами своих сердюков, находившихся в шведском лагере,
выкрасть короля Карла и доставить его Петру. Таким образом, тяжелая война
будет закончена одним ударом. Петр с энтузиазмом принял план Мазепы, но
переговоры несколько затянулись. Предусмотрительный Мазепа, борясь за свою
жизнь, требовал от Петра гарантий своей безопасности, подтвержденных некоторыми
европейскими дворами. В конце концов эти гарантии были даны. И вот Данила
Апостол пишет письмо Ивану Мазепе о том, что переговоры между ним и канцлером
Головкиным (представлявшим Петра) успешно завершились. Копия этого письма
опубликована Н. Костомаровым («Мазепа и мазепинцы», СПб, 1905, стр. 654). Однако
тот факт, что переговоры затянулись, насторожил гетмана и заставил искать его
другого выхода из скверного положения, в которое он себя поставил. Не прекращая
переговоров с Петром через Данилу Апостола, он пишет письмо Станиславу
Лещинскому, настоятельно побуждая его двинуть свои войска на гетманскую
Украину…Мазепа называет Украину «отчиной» Лещинского (т.е. наследственным
имением польского короля) и заканчивает свое письмо словами «верный подданный и
слуга наинизший Ян Мазепа, гетман». Это еще раз доказывает, что Мазепа отнюдь не
был гетманом независимой Украины, иначе бы он не называл себя подданным
польского короля» (Э. Панарин, «Историческая действительность и
националистическая мифология» («Терезин и Талергоф», М, 2001, стр.16).
Как известно, русские драгуны перехватили письмо Мазепы
и, конечно, переговоры были прекращены. Все это свидетельствует только о том,
что никакой идеи «незалежной Украины» тогда не существовало, речь шла о ее
либо русской, либо польской идентификации и ориентации.
Кстати, прагматизм Мазепы и доверчивость русской власти к гетману, бесконечные
уступки (сдача Кочубея с Искрой, игнорирование очевидных сигналов о двойных и
тройных играх «стратегического партнера») невольно вызывают ассоциации…
Откуда же и когда возникла идеология "украинофильства", а
точнее - украинского сепаратизма?.
Основные идеологемы этой школы таковы. Население
Московского государства - не славянское, а смешанное, славяно-финно-угорское, и
поэтому население России и Малороссии (Украины) никогда не было единым народом.
Мало того, Москва узурпировала имя Руси (теория о неславянском происхождении
великороссов, впервые сформулированная преподавателем Уманской базилианской
школы Франциском Духинским в целях идеологического оправдания польских претензий
на эти земли, затем перекочевала в труды Грушевского и компании). "Варварская
Москва" оккупировала "культурную Русь-Украину", превратив ее в свою колонию.
Поэтому отделение от России есть закономерный результат
национально-освободительной борьбы и антироссийские настроения есть результат
"многовекового подавления украинской культуры".
А теперь посмотрим, что говорит на этот счет история.
Теория о неславянском происхождении народа Северо-Восточной Руси опровергается
как письменными источниками, так и исторической топонимикой. Уже в XII веке
практически исчезают упоминания о финно-угорских племенах чудь, меря и т.д.,
полностью ассимилированных русскими. Историческая топонимика свидетельствует о
тотальной колонизации жителями Киевской и Галицкой Руси этого края: два города
Галича (на западе и северо-востоке Руси), два Звенигорода (аналогично), два
Владимира - Волынский и на Клязьме, четыре Новгорода - Великий, Волынский,
Северский и Нижний, два Перемышля, две реки Лыбеди и три - Припяти и т.д.
Домонгольская архитектура, иконопись, фольклор сохранились в основном на севере
и востоке Руси. Жило сознание не только национально-культурного, но и
политического единства русской земли от Галича до Волги. Свидетельство тому -
активное участие волынского князя Димитрия Боброка в Куликовской битве и
идеологическое обоснование "собирания русских земель вокруг Москвы" коренным
галичанином митрополитом Московским Петром (XIV век).
Исследуя генезис "самостийнического" движения, невозможно
не отметить его эпигонский характер и зловещую роль идеологов польского реванша
XIX века. Недаром церковный историк Георгий Флоровский метко называл
полонофильскую и латинофильскую ориентацию части южнорусской шляхты
"провинциальной схоластикой" (Пути русского богословия. - Париж, 1937). Как
отмечено исследователями, "настали разделы Польши, и вот тогда польские ученые
заговорили об особой украинской национальности... В первой четверти XIX века
появилась особая "украинская" школа польских ученых и поэтов, давшая таких
представителей, как К.Свидзинский, И.Гощинский, М.Грабовский, Э.Гуликовский,
Б.Залесский и др., которые продолжали развивать начала, заложенные гр. Потоцким,
и подготовили тот фундамент, на котором создавалось здание современного
украинства. Всеми своими корнями украинская идеология вросла в польскую почву"
(Труды подготовительной по национальным делам комиссии. - Одесса, 1912).
Любопытно завещание польского повстанца генерала
Мирославского: "Бросим пожары и бомбы за Днепр и Дон, в самое сердце Руси.
Возбудим ссоры и ненависть в русском народе. Русские сами будут рвать себя
когтями, а мы будем расти и крепнуть" (Ф.Стороженко. Происхождение и сущность
украйнофильства. - Киев., 1912).
В историю вошла также крылатая фраза ксендза Калинки:
"Все-таки лучше самостоятельная Русь, чем Русь Российская. Если Гриць не может
быть моим, говорит известная мысль, пускай, по крайней мере, он не будет ни мой,
ни твой" (A.Tamovski. Ksiands Walerian Kalinka. - Krakow, 1887).
Однако степень влияния "самостийнической" идеологии еще в
первой четверти XX века была совершенно ничтожной. Об этом ясно свидетельствуют
результаты единственного в те годы прецедента свободного волеизъявления граждан.
Речь идет о муниципальных выборах на Украине летом 1917 года. На этих выборах в
органы местного самоуправления было избрано: от общероссийских партий - 870
депутатов, от украинских федералистских партий - 128, от сепаратистов - ни
одного (А. Дикий. Неизвращенная история Украины-Руси. Т. 2. - Нью-Йорк,
1961).
Следует отметить также, что пресловутая Центральная Рада
никогда и никем не избиралась (это был просто клуб единомышленников) и что
"первый президент" Украины Михаил Грушевский был избран именно этой Центральной
Радой, а не народом.
От какой же черты следует отсчитывать "успехи"
самостийничества? Тут надо сказать, что существует тема, о которой наши
оппоненты знают, но предпочитают умалчивать. Широкая же публика о ней вообще не
осведомлена. Речь идет, с одной стороны, о русском национальном возрождении
Галицкой и Карпатской Руси в ХIХ-ХХ веках, а с другой - об австро-венгерском
геноциде русских (политических процессах над "русофилами", концлагерях и
массовых казнях, унесших более 60 тыс. жизней) и о роли "украино-австрийской
партии" в вышеназванном черном деле.
О масштабах русского национального возрождения в Галиции
красноречиво свидетельствует собравшая более 100 тыс. подписей русских галичан
петиция в Венский парламент: "Высокая палата! Галицко-русский народ по своему
историческому прошлому, культуре и языку стоит в тесной связи с заселяющим
смежные с Галицкой землей малоросским племенем в России, которое вместе с
великорусским и белорусским составляет цельную этнографическую группу, то есть
русский народ. Язык этого народа, выработанный тысячелетним трудом всех трех
русских племен и занимающий в настоящее время одно из первых мест среди мировых
языков, Галицкая Русь считала и считает своим и за ним лишь признает право быть
языком ее литературы, науки и вообще культуры. Доказательством этого является
тот факт, что за права этого языка у нас в Галиции боролись такие выдающиеся
деятели (следует обширное перечисление. - К.Ф.)... Общерусский литературный язык
у нас в Галиции в повсеместном употреблении. Галицко-русские общественные
учреждения и студенческие общества ведут прения, протоколы, переписку на русском
литературном языке. На этом же языке у нас сыздавна издавались и теперь издаются
ежедневные повременные издания, как: "Слово", "Пролом", "Червонная Русь",
"Галичанин", "Беседа", "Страхопуд", "Издания Галицко-русской матицы", "Русская
библиотека", "Живое слово", "Живая мысль", "Славянский век", "Издания общества
имени Михаила Качковского", расходящиеся в тысячах экземпляров". Далее в петиции
приводились требования свободы изучения и преподавания русского языка, истории и
права на русских землях, входивших в состав Австро-Венгрии (Ф.Аристов.
Карпато-русские писатели. Т. 1. - Москва, 1916).
Столь же динамично стал развиваться процесс возвращения
униатов в православие (на крупные церковные праздники до 400 крестных ходов
прорывалось через австрийскую границу в Почаевскую лавру).
В ответ на рост русского возрождения в подвластных ей
областях Австро-Венгрия развязала геноцид.
Сначала было проведено несколько показательных процессов
над священниками и мирянами, переходившими в православие и говорившими
по-русски. Это так называемые "Процесс Ольги Грабарь" (1882), первый и второй
Мармарош-Сигетские процессы (1912-1914) над закарпатскими крестьянами, целыми
селами переходившими в лоно Православной Церкви (более 90 человек осуждены,
тысячи же крестьян несколько лет жили на осадном положении), процесс Максима
Сандовича и Семена Бендасюка (1914), процесс доктора богословия Ф. Богатырца и
"Дело братьев Геровских" на Буковине (1912-1914).
Затем, когда разразилась первая мировая война, начался
массовый антирусский террор. Была создана сеть концлагерей. (Самый известный из
них - Талергоф, близ г. Грац в Австрии.) В первое время было уничтожено более 60
тыс. человек, более 100 тыс. бежали в Россию, еще около 80 тыс. было уничтожено
после первого отступления русской армии, в том числе уничтожено около 300
униатских священников, заподозренных в симпатиях к православию и России. Эти
сведения приводит польский депутат Венского парламента А.Дашинский. (Все русские
депутаты этого парламента были расстреляны.) ("Временник", Львов, 1938 г.)
Вот что писал об этих событиях галицко-русский историк В.
Ваврик:
"Австро-мадьярский террор сразу на всех участках
охватил прикарпатскую Русь...
Наши братья, вырекшиеся от Руси, стали не только
прислужниками Габсбургской монархии, но и подлейшими доносчиками и даже палачами
родного народа... они исполняли самые подлые, постыдные поручения немецких
наездников. Достаточно взять в руки украинскую газету "Дiло", издававшуюся для
интеллигенции, чтобы убедиться в этом окончательно.
Сокальский уезд был поленом в глазах "украинских
патриотов", поэтому доносы с их стороны сыпались на русских людей, как град из
черной тучи... Педагог Стенятинский выдавал видных, деятельных крестьян в
околице... В селе Маковисках на своих прихожан доносил священник-униат Крайчик.
В селе Сосница "мужи доверия" украинцы Михаил Слюсарь, войт Михаил Кушнир и
другие донесли на своих односельчан, на основании их доноса крестьян повесили...
Двоих - Николая Смигоровского и Андрея Гардого мадьяры-уланы привязали к своим
седлам и волокли четыре километра до села Задубровы и обратно, потом повесили на
вербах. В Станиславской тюрьме на Дуброве расстрелы шли с утра до вечера...
Талергоф... В дневниках и записках талергофских
невольников имеем точное описание этого австрийского пекла. Первую партию
русских галичан пригнали в Талергоф 4 сентября 1914 года. До зимы 1916-го в
Талергофе не было бараков. Сбившийся в кучу народ лежал на сырой земле под
открытым небом, выставленный на холод, мрак, дождь и мороз... Священник Иоанн
Мащак под датой 11 декабря 1914 года отметил, что 11 человек загрызены вшами. По
всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели и
без того люто потрепанные мученики, происходила "анбинден" - славная немецкая
процедура подвешивания за одну ногу. Изъятий не было даже для женщин и
священников...
Но все-таки пакости немцев не сравнятся с
издевательствами своих же. Немец не мог так глубоко влезть своими железными
сапогами в душу славянина-русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем,
вроде официала полиции г. Перемышля Тимчука, доносчика и палача, который
выражался о родном народе как о скотине. Он был правой рукой палача Пиллера,
которому давал справки об арестантах. Тимчука, однако, перещеголял другой
украинец - униатский попович Чировский, обер-лейтенант австрийского запаса...
Все невольники Талергофа характеризуют его как профессионального мучителя и
палача"» (В.Ваврик. Терезин и Талергоф. - Филадельфия, 1966 г.).
А вот свидетельство еще одного узника Талергофа, М.А.
Марко: "Жутко и больно вспоминать о том тяжком периоде близкой еще истории
нашего народа, когда родной брат, вышедший из одних бытовых и этнографических
условий, без содрогания души становился не только на стороне физических
мучителей части своего народа, но даже больше - требовал этих мучений, настаивал
на них... Прикарпатские "украинцы" были одними из главных виновников нашей
народной мартирологии во время войны" (Галицкая Голгофа. - США, Изд. П.Гардый,
1964).
Интереснейшая, но малоизвестная страница истории - это
советский период, совершенно превратно трактуемый историками-самостийниками как
эпоха русификкацмии. В действительности первые 20 лет "Радянськой Влады"
являются поистине золотым веком самостийщины. Тотальная украинизация,
проводившаяся на фоне геноцида русского народа, разгрома русской культуры,
Церкви, уничтожения интеллигенции, была важной составной частью ленинской
национальной политики. На службу большевикам перешли многие члены ТУП
(Товарищества украинских постепенцев - главной сепаратистской организации того
времени), такие "столпы", как Грушевский и Винниченко. В 1923 году было выпущено
знаменитое постановление ЦК ВКП(б) об обязательной украинизации. Согласно этому
постановлению, условием трудоустройства, независимо от образования, научной
степени и т.д., стала справка об окончании курсов "украинознавства".
Тотальная насильственная "украинизация" охватила в эти
годы пространство от Восточной Волыни до Кубани и Ставрополья. "Несдавшихся
врагов", как известно, уничтожали.
В связи с этим стоит отметить, что человек, с именем
которого неразрывно связан страшный голод 30-х годов, председатель СНК УССР с
1923 года Чубарь (именно он подписал печально знаменитое Постановление СНК УССР
"О борьбе с саботажем в хлебозаготовках" от 6 декабря 1932 г.), одновременно
являлся ярым большевистским "украинизатором".
Очень поучительно также проследить географию
большевистского геноцида. Он охватил в первую очередь зажиточные края - Волынь,
Полтавщину и т.д., бывшие испокон веку оплотом именно русских консервативных,
охранительных сил. Волынь практически не была затронута революцией 1905 года, в
ней полностью отсутствовали сепаратистские настроения.. Именно на Волыни, как
это сегодня ни удивительно, проживало больше, чем где-либо, членов
консервативных русских национальных организаций. Одним из главных духовных
центров всей Руси, в том числе Волыни, была Почаевская Лавра, а духовным вождем
того времени - архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) - выдающийся
православный богослов, и начальник Почаевской типографии архимандрит
Виталий (Максименко), считавшийся неформальным "диктатором края". Без его
благословения ни один депутат не мог быть избран в Госдуму. Тираж «Почаевских
листков» протитв уни и ревволюции исчислялся миллионами. При Почаенвском
монастыре был создан Народный Банкт, который коредитовал малороссийских
крестьян, через Почаевскую Лавру архим. Виталием была организована сеть народных
магазином и закупки хлеба для восточной России, в результате чего крестьянство
было осчвобождено от зависимости перед известными экономически сильными
диаспорами, была подорвана экономическая база сепаратистских и революционных
тенденций. А Полтавщина? Именно здесь вспыхнуло некогда восстание Матфея Пушкаря
против Выговского, пытавшегося повернуть Малороссию назад к Польше, именно
полтавский полковник Искра обнародовал факт измены Мазепы. Полтавская земля дала
миру великого русского писателя Гоголя. С историей этого края связан
характернейший эпизод: когда на Полтавщину приехал с агитационными целями
знатный "самостийник" П.Чубинский (автор гимна "Ще не вмерла Украина"), он был
попросту избит полтавскими крестьянами.
Советская власть продолжала политику "украинизации" и
после второй мировой войны. В те же годы в результате операции "Висла" было
депортировано более 230 тыс. лемков - карпаторусской народности, традиционно
русофильски ориентированной. Массовым репрессиям подверглись карпатороссы,
обитатели западной части Карпат. А ведь закарпатские русины, несмотря на
многовековые усилия по их ассимиляции и неоднократный геноцид, всегда были в
авангарде русофильского движения. Так, в 1939 году на местном референдуме 82%
населения высказались в поддержку русского языка. Однако карпаторусская элита
была уничтожена при Сталине без всякой амнистии, а закарпатские русины
переименованы в "украинцев".
Отметим также, что именно советская историческая наука
легализовала терминологический и понятийный аппарат "самостийной" школы,
замалчивая, за редким исключением, подлинно национальную, общерусскую
историко-культурную парадигму.
Показательно: в СССР в каждом городе были памятники и
улицы имени Тараса Шевченко, но в то же время талергофская трагедия,
карпато-русская борьба, большевистская политика украинизации - все это оказалось
наглухо закрыто в зоне умолчания.
В заключение приведу диагноз, поставленный
"самостийничеству" одним из серьезных исследователей этого феномена русским
историком Н.Ульяновым: "Когда-то считалось само собой разумеющимся, что
национальная сущность народа лучше всего выражается той партией, что стоит во
главе националистического движения. Ныне украинское самостийничество дает
образец величайшей ненависти ко всем наиболее чтимым и наиболее древним
традициям и культурным ценностям малороссийского народа: оно подвергло гонению
церковно-славянский язык, утвердившийся на Руси со времен принятия христианства
и еще более жестокое гонение воздвигнуто на общерусский литературный язык,
лежавший в течение тысячи лет в основе письменности всех частей Киевского
государства, меняют культурно-историческую терминологию, традиционные оценки
героев и событий прошлого. Все это означает не понимание и утверждение, а
искоренение национальной души...
Именно национальной базы не хватало украинскому
самостийничеству во все времена. Оно всегда выглядело движением ненародным,
ненациональным, вследствие чего страдало комплексом неполноценности и до сих пор
не может выйти из стадии самоутверждения. Если для грузин, армян, узбеков этой
проблемы не существует (по причине ярко выраженного национального духовного и
физического облика), то для украинских самостийников главной заботой все еще
остается доказать отличие украинца от русского. Сепаратистская мысль до сих пор
работает над созданием антропологических, этнографических и лингвистических
теорий, долженствующих лишить русских и украинцев какой бы то ни было степени
родства между собой. Сначала их объявили "двумя русскими народностями"
(Костомаров), потом двумя разными славянскими народами, а позже возникли теории,
по которым славянское происхождение оставлено только за украинцами...
И это обилие теорий, и лихорадочное культурное
обособление от России, и выработка нового литературного языка не могут не
бросаться в глаза и не зарождать подозрения в искусственности национальной
доктрины" (Происхождение украинского сепаратизма. - М., 1996).
В качестве альтернативы и позитивной программы хочется
вспомнить крепкую и подлинно национальную традицию Гоголя и Максимовича.
Последний писал: "Уроженец южной, Киевской Руси, где земля и небо моих предков,
я преимущественно ей принадлежал и принадлежу доныне, посвящая преимущественно
ей и мою умственную деятельность. Но с тем вместе, возмужавший в Москве, я также
любил, изучал и северную, московскую Русь как родную сестру нашей Киевской Руси,
как вторую половину одной и той же святой Владимировой Руси, чувствуя и
сознавая, что как их бытие, так и уразумение их одной без другой - недостаточны,
односторонни".
Переяславская Рада и современность
Номенклатура Компартии Украина, неожиданно для себя
получившая в 1991 всю полноту власти, подняла на щит самую одиозную, жесткую
версию «самостийнического» проекта-униато-галицийскую. В этом нет ничего
удивительного- историософская концепция «самостийнического» проекта зыбка,
построена на грубых подтасовках истории, но сама идея полностью независимая от
России Украины строится именно на противопоставлении России. Точно такими же
являлись прагматические интересы и тогдашней киевской верхушки, которой
необходимо было закрепить и отстоять свалившуюся в руки власть и собственность.
И новые львовские и киевские большевики взялись за дело. Степень идеологической
обработки нынешнего украинского обывателя ничуть не меньше, чем в эпоху
большевистской идеократии. Печальной памяти "Краткий курс" трансформировался в
целую школу псевдоисторической беллетристики, не стесняющейся никаких подтасовок
в зависимости от политического заказа. Особенную остроту эта проблема приобрела
на Украине. Глава украинского отделения Фонда Сороса г-н Гаврилишин в интервью
киевской газете "Зеркало недели" с гордостью заявил, что ими выпущены десятки
наименований учебников по истории Украины "антиколониальной" направленности. В
некоторых из них авторы насчитали, например, четыре русско-украинских войны
(!). В итоге, мы имеем дело с целым поколением, которое встало на
ноги в последнее десятилетие и которое обработано этой тотальной пропагандой.
Конечно, вся эта машина по промыванию мозгов пытается дискредитировать все, что
связано с Переяславской Радой.
Поэтому все те, кто искренне болеет за судьбу России,
«всея Руси», православной цивилизации не могут пройти мимо того, как оказалась
оболгана великая дата 350-летия воссоединения России.
На нашей стороне- историческая правда, труды столпов
исторической науки, свидетельства православнвых мучеников и исповедников,
пострадавших и за веру, и за единство России, все наследие общерусской
культуры. И мы несем ответственность за то, что все это в России не
востребовано, что вся эта «мазепинская» галиматья стала не только
украинским официозом, но и захватила значительную часть российских
научных и политических кругов, что к 350-летию Переяслова не переизданы ни
цитированные выше труды Ивана Лаппо, Михаила Максимовича, проф. Аристова и
«Талергофскиек альманахи», труды киевских православных интеллектуалов и
карпаторусских москвофилов, обличавших всю ложь «самостийников» и попавших за
свои убеждения в австрийские концлагеря. И это, пожалуй, самое печальное
обстоятельство великого юбилея.
В юбилей 350-летия своего воссоединения с
Великороссией Юго- Западная Русь встречает в обстоятельствах, во
многом схожих с ситуацией середины 17 века. И сейчас, если ситуацию решительно
не изменить, Малороссия окончательно изменит своей традиционной православное
культуре и самосознанию и станет антироссийской территорией,
придерживающейся католицизма. Видим символом торжества этого проекта является
создание униатского киевского патриархата с огромной резиденцией, создаваемой
при поддержке Виктора Ющенко. Приход к власти этой фигуры станет зримым
политическим обрамлением этого проекта. Все, как тогда-почти полный триумф Речи
Посполитой и католицизма, во главе – ополяченная и окатоличенная шляхта,
«элита», ющенки той эпохи. Следует помнить, что тогда Переяславская Рада
произошла вопреки господствовавшим латино-польским тенденциям в Малороссии
Богдан Хмельницкий был исключением среди тогдашней западнорусской элиты, который
перешел в православный русский лагерь благодаря известному личному конфликту с
Речью Посполитой и сумел объединить вокруг себя всех, кто был недоволен статусом
людей второго сорта в польском королевстве. Конечно, малороссийский народ и
Православная Церковь, ее интеллектуальные силы закономерно тяготели к Москве.
Однако все это не имело бы никакого эффекта (недовольные были и раньше,
православные всегда ставили на Россию как на последнее независимое государство
восточнохристианской традиции, народ оставался хранителем
национально-религиозной традиции ), если бы не политический гений, воля
Патриарха Никона и наличие разработанного им мировоззренческого и
геополитического проекта России как лидера восточтохристианской цивилизации.
Следовательно, нынешние тенденции на Украине не являются
необратимыми. Новый Переяслав возможен. Весь вопрос в том, найдутся ли в
политической и духовной элите России такие фигуры, которые обладают ясным
стратегическим мышлением, которые осознают, что Россия сможет сохраниться только
реализовав сформулированный применительно к современности собственный
цивилизационный и геополитический проект, основанный на все той же идее России
как лидера восточнохристианского ареала, которые будут иметь политическую волю
действовать вопреки, казалось- бы, торжествующим тенденциям, которые преодолеют
большевистско- либеральные атеистические комплексы и не постесняются поставить
на оставшийся православный ресурс на Украине (последняя существенная сила на
Украине, имеющая свою духовный и административный центр в Москве-Украинская
Православная Церковь Московского Патриархата), найдут союзников среди ее
региональных элит, не испугаются признаться в том, что без федерализации Украины
и нейтрализации таким образом Галиции ничего не выйдет, которые ясно осознают,
что Россия без Украины-не великая держава, что задача сохранения суверенитета и
целостности России не решается без собирания ее исторических земель, без
верности ее традиции и историческому призванию.
Единое Отечество (www.otechestvo.org.ua), 11 января 2004 В Крыму может появиться горячая точка
В поселке
Красный Мак экстремисты из числа крымских татар намереваются проводить
религиозные жертвоприношения рядом с православным храмом
Когда молчать уже нельзя
Крымские власти наконец-то признали существование
серьезных противоречий между радикально настроенной частью крымских татар и
славянским населением полуострова.
На этой неделе заместитель председателя Совмина Крыма
Анатолий Корнейчук заявил о том, что захваты земель на Южном берегу полуострова
происходят по указанию лидеров крымских татар с целью разжигания межнациональной
розни.
Судак, Партенит, Бахчисарай - вот список "горячих точек"
Крыма, где идет противостояние между славянским населением и радикально
настроенной частью крымских татар. Вполне вероятно, что подобное может
повториться и в маленьком поселке Красный Мак. Его население составляет немногим
более 1500 человек.
Около двух лет назад здесь был возрожден православный
храм Рождества Христова. Сегодня священнослужители бьют тревогу: в десяти метрах
от храма радикалы из числа крымских татар облюбовали место, где намереваются
проводить религиозные жертвоприношения.
Опасное соседство
Странная прихоть местных властей устроить соседство
православного храма с мечетью, которую периодически посещают экстремистски
настроенные личности. Именно руководство поселка выделило участки под храм и
мечеть, которые разделяет всего несколько десятков метров. Почему так произошло
- не знает никто: ранее мечеть была совсем в другом конце села, утверждают
старожилы.
- Представьте себе: в храме идет богослужение. А рядом из
динамиков раздаются исламские песнопения, - рассказывает инок Сергий. И это при
том, что экстремистски настроенные лидеры крымских татар постоянно занимаются
различного рода провокациями. Как полагают священнослужители, в разгорающемся
конфликте могут быть заинтересованы определенные политические силы.
- Мы уже привыкли к угрозам. Если попустительство
продолжится и дальше, то здесь резня будет страшная. Надо постараться решить
проблему мирным путем. Почему бы властям не выделить участок под мечеть в
историческом месте? - говорит монах.
Казаки спешат на помощь
В защиту православных решились выступить крымские казаки.
На днях при храме Рождества Христова был организован постоянный пост. Как и в
былые времена, казаки считают себя защитниками Православия, утверждает член
Запорожского войска Михаил Крупенко.
- Почему мы пошли на это? Казачество и Православие - вещи
неразделимые, - говорит он.
По словам Михаила Крупенко, в будущем священнослужители
совместно с казачеством планируют создать в поселке центр реабилитации для
российских ветеранов, воевавших в Чечне. Кроме того, ожидается, что в Красном
Маке будут отдыхать дети кубанских и донских казаков.
|