К вопросу о вывозе из Приднестровья российского военного имуществаГеннадий Коненко
Вопрос о вывозе российского военного имущества из
Приднестровья, основу которого составляют вооружения, боевая техника и
боеприпасы 14-ой армии бывшей Советской Армии, не нов. Возник он практически
сразу после распада Советского Союза, хотя попытки завладения военным имуществом
России в бессарабской части Молдавии наблюдались еще раньше. В конце ноября 1991
года появился документ за подписью тогдашнего президента РМ М.Снегура о
национализации военной техники, баз и имущества частей и соединений Вооруженных
Сил СССР, дислоцировавшихся на территории Молдовы. В результате ряд военных
городков и складов с армейским имуществом под аккомпанемент антисоветских и
антирусских лозунгов типа «Молдавия для молдаван!», «Долой оккупантов!» и тому
подобное был заблокирован и подвергся захвату. Москва на происходившие в связи с
этим инциденты практически не реагировала.
Как ни странно, первыми, кто обеспокоился судьбой 14-ой
армии и ее имущества, прежде всего, техники, вооружений и боеприпасов, были
приднестровцы. Конечно, у них на это были свои причины – к этому времени
отношения между Кишиневом и Тирасполем обострились до крайности, и к кому
попадет российское оружие, руководству Приднестровья было совсем не безразлично.
Лидеры Приднестровья неоднократно обращались к командованию 14-ой армии с
просьбой пресечь поползновения молдавских националистов, но каких-либо
действенных мер с российской стороны на этот счет не предпринималось. А после
снятия с поста командующего 14-ой армией генерал-лейтенанта И.Яковлева,
находившего общий язык с приднестровскими властями, новый командующий, помня об
этом, фактически не сделал ничего, чтобы помешать захвату в марте 1992 г.
экстремистами из Народного фронта расположения полка гражданской обороны в
Кочиерах, что недалеко от г. Дубоссары.
Приднестровцы пытались своими методами не допустить
подобного развития событий, в первую очередь, естественно, на своей
территории.
Еще в сентябре 1991 г. Верховный Совет Приднестровья
принимает постановление «О юрисдикции Вооруженных сил СССР, дислоцированных на
территории Приднестровско-Молдавской ССР». Впоследствии положения постановления
были конкретизированы в указах избранного к тому времени президента
Приднестровья И.Смирнова от декабря 1991 г. «О подчиненности воинских частей
14-ой армии, дислоцированных на территории Приднестровской Молдавской
Республики», «Об организации соединений и частей Вооруженных сил СССР», которые
предусматривали возможность перехода частей Советской Армии под юрисдикцию ПМР.
Приднестровье к этому времени, как известно, в результате проведенного в регионе
референдума провозгласило окончательно свою независимость от Кишинева, избрало
И.Смирнова своим президентом и до этого, еще в марте 1991 г. высказалось
за сохранение СССР, несмотря на запрещение молдавского правительства вообще
проводить его на территории Молдавии.
В январе 1992 г. И.Смирнов, констатируя, что Москва никак
не реагирует на провокационные действия молдавских националистов в отношении
российских воинских частей, подписывает новый указ, который предписывал до
6 марта 1992 г. осуществить прием под юрисдикцию ПМР подразделений и частей
бывшей Советской Армии, дислоцированных на территории Приднестровья. На их базе
предполагалось создать собственные боеспособные вооруженные силы.
И вот, когда между молдавскими и приднестровскими
военными и военизированными формированиями уже происходили отдельные вооруженные
столкновения, когда Кишинев и Тирасполь практически стояли на пороге войны,
президент Б.Ельцин «очнулся» и издал свой указ (и, как нарочно, 1 апреля 1992
г.), в соответствии с которым на 14-ю армию распространялась юрисдикция
России, а все ее имущество объявлялось российской собственностью.
Можно сказать, что с этого момента российские войска в
Молдавии получают статус войск, временно находящихся на территории иностранного
государства, а вывод войск и вывоз их имущества приобретает упорядоченный
характер. Их статус, порядок и сроки вывода начинают определяться юридическими
документами - межправительственными и межведомственными соглашениями,
российско-приднестровскими протоколами по военно-имущественным вопросам, а также
директивами Минобороны и Генштаба Вооруженных сил Российской Федерации.
Следует отметить, что вывод российских войск и военного
имущества происходил и происходит на фоне длительных политических переговоров по
урегулированию приднестровского конфликта. И сам процесс вывода в целом зависел
от результативности этих переговоров и часто определялся конъюнктурными
соображениями Кишинева и Тирасполя.
Тирасполь всегда стремился максимально замедлить вывод
российских войск и оружия из Приднестровья, ибо это давало возможность уменьшить
или свести «на нет» опасность применения Кишиневом совместно с Западом силовых
методов при решении приднестровской проблемы.
Несмотря на наличие подписанных сторонами документов о
неприменении силы в отношениях между РМ и ПМР, несмотря на многочисленные
заявления западников о приверженности мирным способам разрешения споров и
конфликтов, возможность силового подавления Приднестровья руководством региона
не исключалась и не исключается и сегодня.
Кишинев, осознавая, что его возможности серьезным образом
влиять на ситуацию, связанную с вывозом и утилизацией российского военного
имущества, довольно ограниченные, стремился обозначить свое присутствие в
процесс с политической точки зрения (соблюдение суверенитета и т.п.), а также с
экономической, претендуя на свою часть прибыли от реализации и утилизации этого
имущества. И при подготовке и подписании с Приднестровьем конкретных
документов пор военно-имущественным вопросам эту позицию Кишинева Москва не
могла не учитывать.
С 1992 по 1995 гг. из Молдавии, включая Приднестровье,
было выведено несколько крупных воинских частей и соединений вместе с их
вооружением, боевой техникой и другим имуществом, однако часть техники –
инженерная и небоевого назначения, обмундирование, материально- технические
средства, а также объекты недвижимости -казармы, жилой фонд, артиллерийские
парки, парки авто- и бронетехники, учебные полигоны и сооружения передавались
Молдавии и Приднестровью.
Особых трудностей с вывозом военного имущества в тот
период не было, если не считать, что часть инженерной техники (бульдозеры,
грейдеры, траншеекопатели и др.), выделенная Кишиневу, но находившаяся в
Приднестровье, из-за противодействия Тирасполя до места назначения так и не
дошла и хранилась до последнего времени на складах Оперативной группы российских
войск (создана на основе 14-й армии в июле 1995 г.).
Некоторое количество военного имущества было вывезено в
1996 г., но в 1997 г. вывоз был приостановлен, главным образом, по причине
возникших разногласий с Кишиневом по проблеме раздела военной техники и
арсеналов ОГРВ. Всего в 1992-1997 гг. в Россию был отправлен 31 эшелон в
основном с техникой и имуществом инженерных войск и войск связи. Тяжелое
вооружение, боеприпасы и стрелковое оружие в этот период не вывозилось.
Уничтожение или утилизация непригодных боеприпасов, списанной техники не
осуществлялись. На складах еще оставалось около 50 тыс. тонн различных
боеприпасов, более 49 тыс. единиц стрелкового оружия и значительное количество
излишествующей тяжелой боевой техники (танки, бронемашины пехоты, артсистемы и
т.д.), что особенно беспокоило американцев. Много оставалось также имущества
таких войсковых служб, как автомобильная, инженерная, связи, тыловая и др.
В 1998 г. вывоза военного имущества в Россию практически
не было, несмотря на переговоры с Кишиневом и Тирасполем на этот счет. Но если с
Приднестровьем в марте 1998 года все же был подписан протокол
договоренностей по военно-имущественным вопросам, то с молдаванами
взаимопонимания достигнуть не удалось по причине их неоправданно завышенных
претензий на прибыль от будущей и весьма проблематичной реализации имущества
ОГРВ. Вывоз возобновился лишь в 1999 г. и то не надолго. В Россию было вывезено
на этот раз только 4 эшелона. Правда, часть боевой техники было уничтожено на
месте. Но после того, как Б.Ельцин на Стамбульской встрече государств-участников
ОБСЕ в верхах в ноябре 1999 г. добровольно взял обязательство (нужды в этом не
было никакой) вывести из Молдавии (Приднестровья) тяжелое вооружение и технику,
попадающие под положения адаптированного ДОВСЕ, к концу 2001 г., а все войска до
конца 2002 г., Тирасполь вновь заблокировал вывоз военного
имущества. Только в июне 2001 г. после длительных и трудных
переговоров с приднестровцами процесс вывоза сдвинулся с мертвой точки. В конце
года ушли 7 военных транспортов (4 – с бронетехникой, 3 – с боеприпасами),
благодаря чему Россия выполнила обещание Б.Ельцина по вывозу боевой техники,
попадающей под ограничения по ДОВСЕ. Всего было вывезено 125 единиц тяжелого
вооружения и утилизировано (уничтожено) на месте 239 единиц.
В 2002 г. опять же после настойчивой работы с
руководством Приднестровья, подкрепленной материальной компенсацией за
понесенные приднестровцами «расходы», удалось возобновить отправку в Россию
эшелонов с боеприпасами и др. имуществом (5 составов). Компенсация заключалась в
передаче Тирасполю техники небоевого назначения и имущества на сумму 50% от
стоимости вывезенного имущества. Кроме вывезенного имущества, на месте было
утилизировано несколько тонн инженерных и пиротехнических средств, около 5 тыс.
единиц легкого стрелкового оружия, а также часть списанной боевой техники –
системы залпового огня и зенитные установки.
На состоявшемся в декабре 2002 г. заседании СМИД
ОБСЕ в Порту, хотя и выражалась озабоченность в связи с задержкой в деле вывоза
из Приднестровья и утилизации военной техники и боеприпасов, тем не менее,
приветствовалось заявление России о намерении завершить вывод войск и вывоз
боеприпасов к 31 декабря 2003 г. «при наличии необходимых условий». Однако, как
оказалось позже, не все необходимые условия для этого созданы не были, и России
не смогла во время выполнить свое обещание.
А пока по договоренности с приднестровской стороной
с января по июнь 2003 г. формирование и отправка эшелонов происходила
более-менее регулярно. За 6 месяцев в Россию ушло 20 транспортов с техникой и
боеприпасами. Затем снова наступила пауза. Возобновился вывоз только в октябре
после визита в Тирасполь заместителя министра обороны РФ В.Исакова, который
заверил приднестровское руководство в том, что Россия твердо намерена выполнить
свое обещание о списании части долга ПМР за поставки российского газа в размере
100 млн. долл. США.
Всего в 2003 г. в Россию было отправлено 42 эшелона с
военным имуществом, главным образом, это были вооружения и боеприпасы. Кроме
того, часть имущества (переносные зенитно-ракетные комплексы и зенитные
управляемые ракеты) было вывезено двумя военно-транспортными самолетами. Но в
конце декабря Тирасполь в очередной раз приостановил выпуск воинских эшелонов
без объяснения причин. В приднестровской прессе в связи с этим появились
высказывания в пользу такого решения, «крайне необходимого в условиях, когда
Кишинев проводит агрессивную политику по отношению к Приднестровью и усиливает
военное присутствие в пограничных с ним районах».
Многие наблюдатели связывают решение приднестровцев по
вопросу вывоза российского оружия, прежде всего, с тем, что Молдова с подачи
Запада сорвала подписание подготовленного и согласованного между сторонами
текста нового плана приднестровского урегулирования, разработанного по
инициативе и при самом активном участии Москвы, точнее, администрации
российского президента В.Путина. План предусматривал создание в ближайшее время
общего молдавского государства в форме федерации, где Приднестровье как субъект
федерации наделялся особым статусом.
Вторая причина приостановки вывоза российского военного
имущества, по мнению ряда экспертов, заключалась в отказе Кишинева подписать
соглашение о сокращении «газового» долга ПМР на 100 млн. долл. США. И это,
несмотря на то, что Москва согласилась погасить одновременно и молдавский долг
на 5 млн. долл. и, по просьбе молдаван, исключила из соглашения статью,
обязывавшую Кишинев создавать соответствующие условия для вывоза российского
оружия, и заменила ее на принятую на СМИД ОБСЕ формулировку лишь об оказании
необходимого в этом содействия. Тем не менее, как было сказано выше,
молдавская сторона соглашение не подписала, лишив Москву юридической основы для
списания приднестровского долга, но оставив себе предлог для постоянного
апеллирования к западникам о принятии жестких мер по отношению к Приднестровью,
которое якобы чинит препятствия вывозу. Кроме того, Кишинев получал
возможность для новых обвинений России в невыполнении своих международных
обязательств.
Здесь нельзя не сказать, что молдавские представители, в
т.ч. самого высокого ранга, неоднократно заверяли нас в том, что не будут
вносить в повестку дня международных встреч вопрос о российских войсках и
оружии. Но они с упорным постоянством продолжали делать обратное и в ООН, и в
ОБСЕ, и в СЕ, и в других международных и региональных организациях, причем, в
итоговых документах этих форумов молдаване отстаивали, как правило, жесткие
формулировки с уже известными обвинениями в адрес России. На заседании СМИД ОБСЕ
в Маастрихте в декабре прошлого года поведение молдавской делегации было
аналогичным.
Что касается Тирасполя, то, понимая, что Россия, в конце
концов, все же выведет свои войска из Приднестровья по завершении вывоза
боеприпасов и вооружений, в т.ч. в силу своих международных обязательств, первым
условием своего содействия вывозу оружия он ставит необходимость эффективного
содействия со стороны Москвы в урегулировании приднестровской проблемы,
настаивая, прежде всего, на юридическом оформлении комплекса политических,
военных, экономических и других гарантий по обеспечению особого статуса
Приднестровья в будущем общем молдавском государстве.
Казалось бы, предложенный Москвой Меморандум «Об основных
принципах государственного устройства объединенного государства», наряду с тем,
что он закреплял суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова,
он отвечал и требованиям Приднестровья и мог стать важным стимулом в решении
вопросов вывода российских войск из Молдавии.
Но Кишинев, полагая, что с помощью Запада ему удастся
добиться от России вывоза военного имущества и вывода войск и без согласия на то
Тирасполя, сорвал подписание Меморандума и заключение Соглашения о материальной
компенсации Приднестровью за вывоз боеприпасов и вооружений. Молдавское
руководство, стремясь любыми способами сохранить политическую и экономическую
блокаду Приднестровья, используя в этих целях и вопрос о российских войсках в
РМ, надеется заставить Тирасполь принять его план решения приднестровской
проблемы, который, как заявил президент В.Воронин, будет скоро передан
посредникам – России, Украине и ОБСЕ, а также США, ЕС, СЕ и НАТО.
Как это поможет завершить вывод российских войск и вывоз
военного имущества из Молдавии, еще не совсем понятно – новый молдавский
документ по урегулированию пока не появился. Но совершенно ясно одно –
этот процесс в настоящее время тормозится именно трудно объяснимыми с
точки зрения здравого смысла действиями самого
Кишинева.
|