Независимая Молдова, 31 декабря 2003 Сегодня мы можем сказать совершенно точно: страна не сидела, сложа рукиА.Исаев
Заканчивается еще один год нашей страны - еще один год
нашей независимости, нашей истории, истории Республики Молдова. Всего в нем было
предостаточно, и радостей, и тревог, и трудно сказать - чего больше. Одно мы
можем сказать совершенно точно: страна не сидела, сложа руки.
Нет ничего проще, чем сидеть и глядеть с умеренным
интересом: что произойдет, куда повлечет нас течение жизни. Нет ничего проще,
чем напевать рефрен: "Мы самые бедные, самые несчастные, наш номер -
шестнадцатый, и все путают Молдову с Мальдивами..." Нет ничего проще, чем
дружить со всеми, а значит, ни с кем. С мудрым видом прислушиваться к мнениям,
несущимся со всех сторон - и не иметь собственного мнения. Нет ничего проще, чем
плыть по течению: беда в том, что тогда жизнь распоряжается вами, а не вы -
жизнью.
Весь год Молдова плыла против течения. И это хорошо,
потому что если вы видите нечто, плывущее против течения, то можете быть
уверены: это нечто - живое. Страна жива. Более того, страна жива как никогда.
В этом году многое в Молдове случилось впервые. Впервые в
нашей стране прозвучали слова "профицитный бюджет". Впервые в правительстве
говорят о том, что нужно "у с к о р и т ь темпы экономического роста" - хотя
всего пару лет назад об экономическом росте и речи не было. Впервые Молдова
живет фактически без внешнего заимствования. Впервые слова "интеграция в
Европейский союз" произносятся в нашей стране без напряжения - заменив
расплывчатую терминологию типа "интеграция в европейские структуры", без точного
указания, в какие, собственно, структуры.
Все эти "впервые" стали возможны не сразу, и не вдруг.
Это - результат большой работы по строительству государства. Единственного
государства на земле, в котором мы, граждане Республики Молдова, чувствуем себя
не гастарбайтерами и не гостями - желанными или нежеланными, - а хозяевами.
* * *
1. Образование Национальной комиссии по европейской
интеграции и Департамента европейской интеграции в МИД РМ. Впервые в Республике
Молдова был созданы официальные государственные органы, призванные
координировать продвижение политики интеграции нашей страны в Евросоюз.
2. Принятие Закона "О местном публичном управлении" 18
марта 2003 года и выборы в местные органы власти.
Совершенствование законодательства, которое касается
сферы местного публичного управления - одно из важнейших условий гармонизации
законов Молдовы с европейскими нормами, принятыми на этот счет. Рекомендация
усовершенствовать этот закон была выдвинута Советом Европы, принята руководством
Молдовы и успешно реализована.
Выборы в органы местного публичного управления состоялись
и прошли демократически, что было признано международными наблюдателями и ОБСЕ.
Это очень важное обстоятельство в зоне политической нестабильности, которую
представляет из постсоветские пространство. В контексте политических бурь,
бушевавших в Молдове, подтверждение неизменности демократического выбора Молдовы
нельзя не признать важным фактором внешней и внутренней политики государства.
3. Инициатива Владимира Воронина о создании новой
Конституции объединенного государства. Образование совместной Конституционной
комиссии стало новым этапом приднестровского урегулирования, реализацией и
развитием принципов, заложенных в Киевском документе, где впервые появились
слова "федерализация Молдовы". Инициатива о совместном написании текста
Конституции впервые обозначила реальные механизмы создания единого федеративного
государства.
4. Саммит глав государств и правительств стран-членов СНГ
в Ялте. На этом форуме было объявлено о создании Единого экономического
пространства Белоруссии, Казахстана, России и Украины. В то же время страны, не
участвовавшие в переговорах по созданию ЕЭП, и в том числе Молдова, отметили,
что саммит в Ялте не привнес ничего нового в жизнь СНГ и более того, в некоторых
аспектах стал шагом назад. В этой сложной обстановке президент Молдовы
подтвердил неизменность курса нашей страны на развитие сотрудничества в рамках
СНГ.
5. Выступление Президента РМ Владимира Воронина на сессии
ПАСЕ в Страсбурге 1 октября 2003 года. Это выступление поставило точку в вопросе
о соответствии нашей страны нормам европейской демократии и подвело черту под
вопросом о выполнении резолюций ПАСЕ по Молдове, которые были вынесены в период
обострения политического кризиса и уличных манифестаций оппозиции. Президент
Молдовы, выступая перед депутатами Парламентской ассамблеи Совета Европы,
подтвердил приоритетность стратегического курса нашей страны на интеграцию в
Евросоюз.
6. Передача руководству Евросоюза Концепции европейской
интеграции РМ. Впервые в истории Молдовы был составлен официальный документ, в
котором было твердо заявлено о намерениях нашей страны в плане европейской
интеграции. Появление такого документа стало ясным сигналом Евросоюзу о
серьезности стремлений Молдовы в плане присоединения к единому европейскому
сообществу.
7. Успешное председательство Молдовы в Комитете министров
Совета Европы. Проведение сессии Комитета министров СЕ в Кишиневе. Одно из
"пиковых" событий, подготовка к которому велась на протяжении всего года. Успех
председательствования Молдовы, подтвержденный руководством СЕ, и прежде всего
генсеком СЕ Вальтером Швиммером, стало наглядным доказательством того, что
Молдова является полноправным участником демократических процессов, происходящих
в Европе.
8. События вокруг Меморандума о государственном
устройстве объединенного государства, представленного Россией из-за
отрицательного отзыва стран-членов ОБСЕ на этот документ. Отказ Приднестровья от
продвижения принципа симметричной федерации стал положительным результатом -
своего рода утешительным призом в неудавшейся попытке подписать документ о
принципах создания единого государства. Молдова подтвердила, что мнение
европейских структур, ОБСЕ и Евросоюза является важным для приднестровского
урегулирования и не может быть сброшено со счетов.
9. Сессия Совета министров иностранных дел стран-членов
ОБСЕ в Маастрихте. Еще одно "пиковое" событие, в ходе которого должна была
проясниться ситуация с выводом российских вооружений из Приднестровья.
Приближение саммита, по мнению многих обозревателей, значительным образом
повлияло на ход и темпы переговоров по российскому проекту Меморандума. По
итогам работы саммита не было принято никакой резолюции и будущее процесса
вывоза вооружений, таким образом, стало не вполне ясным. Таким образом, этот
фактор будет действовать на процесс приднестровского урегулирования и в 2004
году - возможно, даже значительнее, чем в 2003-м, когда вывод оружия был
обусловлен строгими временными рамками.
10. Принятие Концепции национальной политики Республики
Молдова.
Впервые законодательно утвержден тот факт, что Молдове,
как и любому другому многонациональному государству, нужна конкретная и
продуманная национальная политика. Наша страна утвердила себя - как уникальное,
исторически сложившееся сообщество многих народов, осознающих себя частью
единого целого - Республики Молдова.
|