Gazeta.kz, 12 января 2004 Засуху сменяет потопДанил Шемратов
В летний период крестьянские хозяйства южных регионов
Казахстана мучаются от острой нехватки воды. Зимой - на те же регионы,
надвигается угроза катастрофических наводнений.
Ситуация, складывающаяся на Нарын-Сырдарьинском каскаде,
напоминает гордиев узел. Но простое решение типа одним махом разрубить узелок не
возможно в принципе.
Гидра, завязанная в этом узле, грозит немедленно и
многократно умножить клубок проблем и противоречий.
Водный бассейн Центрально-Азиатского региона и Юга
Казахстана складывается в основном за счет горных рек Киргизии (основой которого
является река Нарын).
По межрегиональному каналу "Достык" ("Дружба"),
выстроенному еще в советские времена, вода распределялась по ирригационным
системам Узбекистана, Казахстана и, частично, Таджикистана, снабжая водой
крестьянские хозяйства данного региона. В Казахстане цепочка завершалась
системой Шардаринское водохранилище - река Сырдарья - Аральское море. В случаях,
когда воды было слишком много, и она переполняла конечную гидростистему, (в
частности Шардаринское водохранилище) излишек воды сбрасывался в Арнасайскую
впадину - так называемую "голодную степь" Узбекистана, где попросту испарялась
или впитывалась в почву, оставляя огромные засоленные земли.
Практически вся аграрная инфраструктура
Южно-Казахстанской области и значительная часть сельскохозяйственных угодий
Кызылординской области питаются водой от ресурсов, аккумулированных на
Шардаринском водохранилище.
С приходом суверенитета, у каждого из Среднеазиатских
государств появились свои интересы. Что неизбежно отразилось на системе
водоснабжения, и без того далекой от идеала и в лучшие годы. Составляющимим
здесь явились следующие факторы:
Узбекистан, одно время реально претендующий на роль
лидера в регионе, жестко поставил условия об импорте своего природного газа
соседним республикам - Казахстану и Киргизии. Узбекский газ реализовывался по
мировым ценам, исключительно за наличный расчет. У Казахстана нашелся свой
экономико-стратегический козырь, - все транзитные пути в Россию из стран Средней
Азии проходят по территории РК. И Узбекистан, для которого северный рынок
остается основным для сбыта сельскохозяйственной продукции, вынужден был
считаться с условиями транзита через Казахстан. Правда, при всем желании
"казахский транзит" не шел ни в какое сравнение с "узбекским газом". Поэтому
даже после всех взаимозачетов, казахстанская сторона оставалась должна узбекам
десятки миллионов долларов.
Киргизия, практически не имея сколько-нибудь существенных
статей экспорта, в этой борьбе оказалась наиболее уязвимой. Но очень скоро
киргизы уяснили, что главным товаром может стать именно нарынская вода. С этого
момента они вступили в игру по настоящему.
Решение киргизов торговать водой было на первых порах
принято почти иронически другими участниками дела. По идее - ведь не перекроют
же киргизы собственный полноводный Нарын. Для этого у них просто не хватит
технических возможностей, да и проблем от этого "проекта века" прибавится прежде
всего самим. Нарынская вода неизбежно будет самотеком идти в прежнем русле, а
коль так, то требования киргизов платить за воду выглядят слишком
претенциозно.
Однако уже в ближайшее время киргизы показали, что могут
весьма эффективно регулировать ситуацию. Нарын перекрывать не стали (хотя идея
осталась, и строительство плотины и создание гигантского водохранилища в горах
Киргизии уже заявлено как главная стройка Республики). Но, благодаря уже
существующей инфраструктуре каскада плотин и ГЭС, начали перекрывать воду
"неплательщикам" в самое ответственное время, - поливной период. Соответственно,
"бесплатно" сбрасывая накопившиеся излишки воды в зимнее время, когда вода уж
точно ни кому не нужна.
В результате, в начале миллениума, Казахстан оказался
буквально на грани сезонных катастроф - угрозы летней засухи, сменяющейся
возможностями зимних наводнений. Только в 2000 году, по оценке Казахстанского
института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ), в ЮКО от
недостатка воды остались не возделанными около 15 тысяч гектаров хлопчатника, и
примерно 3 тысяч гектаров рисовых чеков в Кызылординской области.
Так что платить за воду все-таки пришлось. К тому же
киргизы навязали нам покупать еще и свою электроэнергию, вырабатываемую на
нарынских гидроэлектростанциях. И хотя стоимость киргизской электроэнергии до
сих пор остается самой низкой в регионе (отпускная цена - 1 цент за киловатт),
но для Казахстана, после всех транзитов расходов, стоимость возрастает на
порядок, и оказывается дороже даже жамбыльской электроэнергии. Причем киргизы
требуют рассчитываться за все опять-таки наличкой и в СКВ.
Но, как выяснилось, после утряски всех вопросов
купли-продажи, проблемы только начинались. В частности, крестьянские хозяйства
юга Казахстана просто не способны были полностью и своевременно рассчитываться
за "золотую" воду. Казахстанские энергетические компании подсчитывали огромные
убытки от "киргизского электротока" и стремились всячески избавиться от этой
нагрузки. В дело пришлось вмешиваться правительству, используя далеко не
популярные средства давления на энергетиков и обещаний финансовой помощи
земледельцам. В конечном итоге, ситуация возвращалась к первоначальному тупику -
когда за воду не платили, или платили не полностью, долги Казахстана перед
Кыргызстаном росли. Критические ситуация разрешались только чрезвычайными
встречами на самых верхах, но и эти меры были лишь отсрочкой наступающего
кризиса.
В прошлом году ситуация несколько изменилась. Впервые
киргизы начали продавать свою электроэнергию России. Поэтому практически весь
год они исправно сбрасывали воду, заставляя крутиться турбины своих ГЭС, и уже
не слишком акцентировались на оплате за гидроресурсы со стороны Казахстана и
Узбекистана. Хотя возможно, вопрос этот еще встанет ребром несколько позже.
Казалось, для казахстанских крестьян решилась проблема
хотя бы с дефицитом воды в поливной период. Но тут во всей красе выявились уже
непосредственно наши недочеты.
Ирригационная система бассейна Шардара - Сырдарья - Арал,
оказалась практически не способной принять "большую воду". Причина банальна -
все ирригационные каналы, не чистившиеся уже десятки лет, попросту заилились, а
в некоторых местах и вовсе исчезли. Даже при наличие воды многие хозяйства вновь
испытывали острейший дефицит гидроресурсов. И если раньше недостаток воды
объяснялся "происками" соседнего государства, то ныне пришлось убедиться, что
наша система в принципе не способна производить эффективное орошение. Более
того, отсутствие нормального сброса воды из Шардаринского водохранилища
превратило угрозу наводнения из сезонного фактора в постоянный и
увеличивающийся.
Ситуацию усугубило и то обстоятельство, что в последние
годы узбеки начали активно осваивать земли вокруг Арнасайской впадины, создавая
здесь сельскохозяйственную инфраструктуру. В частности узбекская сторона
выстроила дамбу. И если раньше из Шардаринского водохранилища можно было
сбросить в Арансай любой объем излишков воды, то теперь узбеки регулируют сброс
строго по своим нуждам. Тем самым лишив Шардаринское водохранилище последней
возможности избавиться от скапливающейся воды.
В результате угроза наводнения для Кызылординской области
нависла еще осенью прошлого года. А сейчас грозит переполниться само
Шардаринское водохранилище. Если же не выдержит плотина Шардары, то последствия
затопления не берутся представить даже специалисты.
На прошлой неделе в Шымкенте прошло экстренное совещание
на уровне первых замов премьер-министров Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана,
собранное по инициативе нашей стороны. Решался вопрос ограничения поступающей
воды со стороны Киргизии, и сброс излишков в узбекистанский Арнасай.
После трудных и длительных переговоров сторонам удалось
прийти к частичным договоренностям. Однако, как отметил председательствующий на
совещании первый зам. премьера РК Александр Павлов, это лишь "шаг в решении
назревшей проблемы".
|