Православие Уз., 2 января 2004 Существует ли "исламская угроза"?Владимир - Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский
Как православный архиерей, я не имею права и не собираюсь
рассуждать о внутриисламских проблемах. Но мне выпало служение в странах, где
большинство исповедует Ислам. Я живу рядом с мусульманами, почти ежедневно
общаюсь с ними, и потому - почел своим долгом постараться понять их веру. Смею
полагать, что разбираюсь в Исламе лучше, чем те, кто дерзает судить об этой
мировой религии издалека, зачастую распространяя заблуждения и предубеждения.
Данная работа адресована отнюдь не мусульманам, которые разбираются в своем
вероучении несравненно лучше меня, но – христианам и людям доброй воли, чей
взгляд на Ислам искажен ложной информацией.
У нас с мусульманами – разная вера: однако любая клевета,
в том числе и на Ислам, является смертоносным грехом, могущим привести к тяжким
и даже кровавым последствиям.
Время от времени то в одном, то в другом источнике
проходит как бы предупреждающая информация, что мондиалистские круги планируют
глобальное взаимоистребительное столкновение православного и мусульманского
миров. Еще десять лет назад к подобным утверждениям можно было относиться, как к
беспочвенным слухам. Теперь же этот смертоносный сценарий начинает проявляться в
своей ужасающей полноте. Даже Президент РФ В. В. Путин однажды заметил: "Судьба
России обсуждалась на совещании в Пакистане". (От себя добавлю: там же
"решалась" и судьба Центральной Азии.)
Со страниц западных изданий в российские средства
массовой информации уже давно перекочевал тезис об "исламской угрозе". Между тем
необходимо отличать вероучения от его извращений, от каковых не застрахована
никакая религия. И угроза, о которой пойдет речь, не менее опасна для Ислама и
мусульманских народов, чем для Православия и народов славянских.
В общественное сознание Запада, а теперь уже и России,
внедряется представление о мусульманском мире как о рассаднике терроризма,
фанатизма, национального экстремизма, наркобизнеса. На самом же деле все эти
явления чужды и враждебны основам мусульманского вероучения (тому самому чистому
Исламу, о "возвращении" к которому кричат его извратители).
ТЕРРОРИЗМ совершенно абсурдно считать специфически
мусульманским явлением. Это преступный метод политической борьбы известен с
древнейших времен: убийство императора Юлия Цезаря древнеримскими
республиканцами - античный пример терракта.
В новой и новейшей истории террор приобрел особо
злодейский характер – ведь появились и взрывчатые вещества, при применении
которых неминуемы "побочные" жертвы: невинные люди, не имевшие к политике
никакого отношения.
Хуже того: террористы начали сознательно убивать
невинных, с целью запугать общество. Во второй половине XIX века
революционеры-"бомбисты" повергали в ужас Россию – минируя здания, взрывая бомбы
на улицах и площадях.
Столетие спустя тот же кошмар повторился в Западной
Европе, где свирепствовали и "красные бригады" и многие им подобные. Террор
страха взяли на вооружение и некоторые национальные движения: "ирландская
республиканская армия", баскские сепаратисты, например. Однако ни российские
"чернопередельцы", "народовольцы" и эсеры, ни "краснобригадники", ни
национал-боевики мусульманами не были.
Позволю себе напомнить факт, который на Западе очень не
любят вспоминать. Именно террором – похищением и убийством английских солдат –
боевики "Иргун цвей леуми" понудили британские войска покинуть Палестину: так
было положено начало созданию государства Израиль. И шло оно под лозунгами
религии иудаизма. Впрочем, от такого довода вряд ли стало бы легче палестинским
арабам, вытесняемым с земли, которую они на протяжении полутора тысячелетий
считали своей Родиной, и арабским странам, у которых израильтяне принялись
отвоевывать территории.
Израиль опирался на финансовое и военное могущество
Запада: для сопротивления такой мощи у арабов не было сил. И тогда они тоже
переняли методику вражеского "Иргуна": террор. Это был акт отчаяния – обреченный
на крах. Акт преступный, явно противоречащий мусульманской вере. Что, впрочем,
не помешало его инициаторам усугубить преступление организацией в исламских
странах террористов-профессионалов, "солдат удачи" или "диких гусей".
Причины появления греха и преступления можно понять. Но
оправдать зло нельзя ничем.
Из Ветхого Завета перешла в христианство строжайшая
заповедь: "Не убий". Еще более грозно звучат в Коране слова: "Кто убьет человека
без вины, тот как будто бы убил людей всех". (Этот аят цитировал недавно муфтий
мусульман России Равиль Гайнутдин, разоблачая антиисламскую сущность бандитизма
в Чечне). В этом изречении Ислам демонстрирует полное понимание того, что - в
очах Всевышнего каждая человеческая душа дороже всей материальной вселенной, и
потому - нет преступления страшнее, чем убийство невинного.
Террорист – убийца невинных – мусульманином быть не
может. И когда он действует под исламскими лозунгами, он клевещет на
мусульманство. Видный арабский лидер аль-Газали клеймил подобных деятелей, как
"разбойников с большой дороги, нападающих на людей во имя религии".
Ту неприязнь, которую мусульманский мир питал к Западу в
связи с ближневосточным конфликтом, Запад в последнее время усиленно пытается
"канализировать" в сторону православных народов. Те же их СМИ, которые недавно
кричали об "исламской угрозе", - сейчас вовсю поддерживают сепаратизм чеченцев и
албанцев – косоваров, направленный против России и Сербии. Вчерашние враги
мусульман лицемерно представляются их "защитниками и покровителями". Вдобавок:
именно на западных дрожжах в Афганистане взошло людоедское движение Талибан. А
нашествие талибов на Россию может обернуться тем самым "глобальным
взаимоистреблением" Православия и Ислама, которое планирует "мировая
закулиса".
Наша надежда – на то, что и православный, и мусульманский
миры сумеют вовремя понять, в какую бездну их толкают.
ФАНАТИЗМ – есть искажение сознания верующих, порожденное
религиозным невежеством. Сегодня не только в мусульманстве, но практически в
каждой религии появились фанатики, следующие не вероучению, а измышлениям
самозванных "вождей". Ведь только невежда, не понимающий сути Ислама, может
служить организациям, занимающимся такими гнуснейшими с точки зрения
мусульманства делами, как терроризм или наркобизнес; служить, и при этом еще
думать, что этим совершает некий мусульманский подвиг.
Разжиганием же фанатизма занимается тот, кто рвется к
власти, кто ради корысти легко способен использовать в своих темных целях слепую
ярость обманутых невежд, не ведающих, что политические или своекорыстные
спекуляции на религии – это страшное оскорбления Божества.
НАЦИОНАЛИЗМ был изжит Исламом еще на ранней заре его
собственного существования. Движение мурджиитов преодолело претензии арабов, в
среде которых возник Ислам, на особую роль в мусульманском мире. Как в
христианстве, "нет ни эллина, ни иудея, ни варвара", - так и в мусульманстве -
равноправны араб и тюрк, хазареец и пуштун.
С точки зрения вероучения недопустимо смешение
религиозных и национальных понятий, ибо религия – дело Небесное, а нация и
политика – дело земное.
Националисты не имеют никакого религиозного права на
объявление джихада, мусульманской "священной войны". Тем более, что в Коране
совершенно точно указано, когда и по отношению к кому это должно происходить:
джихад мусульмане могут объявлять лишь тем, кто "сражается с ними из-за религии
и изгоняет их из их жилищ".
И несомненно политической такой спекуляцией было
объявление джихада чеченскими сепаратистами: ни на мусульманство, ни на их
жилища в Чечне никто не покушался. И солдаты албанской ОАК, виновные в геноциде
сербов в Косово, - никакие не "воины Аллаха", а гонители и убийцы невинных. И
пуштунские расисты из Талибана, проводящие "этнические чистки" мусульман других
наций, - тем самым свидетельствуют свою чуждость и враждебность истинному
Исламу.
Так же и в Православии (отнюдь не являющимся
"толстовством-непротивленчеством") почитается святым делом защита веры, ближних,
Родины. Использовать же лозунг "священной войны" в национальных целях – есть
спекуляция на религии, противная Богу.
Теперь – НАРКОТИКИ. К этому злу Ислам, воспрещающий своим
последователям даже алкоголь, относится совершенно непримиримо. Согласно
очевидной трактовке целого ряда сур Корана и хадисов, говорящих о "веществах,
помрачающих разум", наркоделец приравнивается к отравителю, а наркоман – к
самоубийце. Первый, по действовавшим во времена "четырех праведных халифов"
нормам шариата, должен был быть зашит в мешок с ядовитыми змеями и утоплен в
стоячей воде. О втором сказано в хадисе: "тот, кто убил себя какой-либо вещью,
на Страшном Суде будет казним этой вещью", то есть, - наркоман обрекается на
вечную "ломку" в адской бездне. Ни наркоман, ни, тем более, наркоделец
правоверными мусульманами быть не могут.
Просвещенным, знающим свою религию мусульманам (а таких в
исламском мире – большинство) совсем не хочется, чтобы их представляли некими
чудовищами с гранатометами в руках, взрывчаткой за пазухой и героиновым шприцем
в зубах. Настоящие мусульмане сами борются с экстремистскими и преступными
извращениями своей религии: этой борьбе надо помогать, а не подливать (бездумно
или злонамеренно) масло в огонь межрелигиозной напряженности.
Понимание Ислама необходимо всем, кто пишет и говорит о
проблемах мусульманских народов, имеющих важнейшее значение для многих регионов
и стран, в том числе и для России. Вот почему всем нам желательно вспомнить
первые века истории мусульманства. Нынешние экстремисты выступающие под
лозунгами "чистого Ислама" и "Халифата", - используют ворованные лозунги. И
чистый Ислам времен арабских Халифатов, исследуемый документально, - ярчайшее
обличение всех нынешних экстремистских спекуляций.
|