Белоруссия и Россия: что несет им расширение ЕС€
На недавней совместной коллегии министерств иностранных
дел Белоруссии и России в качестве одного из главных рассматривался вопрос
предстоящего расширения Европейского союза. Как подобное расширение скажется на
дальнейшем развитии белорусско-российских отношений? Об этом беседовал
корреспондент «Материка» в Минске Николай Сергеев с
директором Центра международных исследований Белорусского государственного
университета Владимиром Улаховичем.
Уже в
ближайшее время границы двух крупнейших на континенте геополитических
образований - Европейского Союза и Союзного государства Белоруссии и России -
придут в непосредственное соприкосновение. Как это может отразиться на
белорусско-российских отношениях и на ход строительства Союзного
государства?
Новый формат Европейского союза окажет существенное
влияние на многие процессы в мире и, безусловно, коснется белорусско-российских
отношений. Как мне представляется эффект от этого будет несколько неожиданный. Я
думаю, что долгосрочной тенденцией, которая будет иметь силу на протяжении
ближайших 5-10 лет, явится движение в сторону укрепления партнерства
Белоруссии и России. На чем этот тезис базируется? Существует заблуждение, что
чем ближе Европейский Союз, тем больше влияние с его стороны на
развитие ближайших соседей – Украины, Белоруссии, Молдавии. Но надо представлять
себе, что нынешнее расширение Евросоюза – это очень затратное мероприятие.
Тем не менее до сих пор никто толком не просчитал реальные затраты Европы
необходимые для развития этого процесса. Объем этих затрат
действительно колоссален.
К тому же, новые государства - это еще и носители
своеобразного жизненного уклада в экономической, в политической и общественной
сферах. Для того чтобы притирка между «старыми» и «новыми»
европейцами произошла достаточно успешно также нужен ресурс. Причем
не только материальный, но и временной. Поэтому ЕС в настоящее время
определяет приемлемые рубежи общеевропейского единства через десять лет,
что закреплено в платформе «Расширяющая Европа», принятой Евросоюзом в
прошлом году. И что характерно, согласно этому документу все государства,
являющиеся соседями Европейского союза отнесены на ближайшие десять
лет к одной категории. Скажем Украина, которая стремится стать членом
Европейского союза и имеет соответствующую государственную программу,
специальный государственный аппарат по вопросам присоединения, документ
«Европейский выбор Украины» и поддержку парламента отнесена к кругу
«государств-соседей». К нему же в платформе отнесены, например, Ливия,
Палестинская автономия, а также Белоруссия, которая вообще не ставит вопрос о
вхождении в это объединение. Таким образом, мы видим, что Европа, по крайней
мере, на десять лет, уже обрисовала круг своего влияния и определила
глубину возможной кооперации со своим ближайшим окружением. Исключение сделано
только для двух стран. Это Болгария и Румыния срок вступления, которых в ЕС
обозначается 2007-2010 гг. К категории кандидатов на вступление можно отнести и
Балканские страны, хотя сроки в этом случае отодвигаются на более отдаленную
перспективу.
Поэтому ожидать, что Европейский Союз будет тратить
большие средства на программу сопряжения с новыми соседями и укрепление этой
новой периферии не приходится. Более того, исчезает сразу иллюзия о том,
что если в Белоруссии изменится политическая ситуация, то ее сразу же
позовут в Европейский Союз. Такого не произойдет. Отсюда следует простой вывод.
Для Белоруссии кроме России нет никаких альтернатив для стратегического
партнерства. А поскольку Белоруссия не может позволить себе очень высокий
уровень автономности, то все равно нужно опираться на какого-то партнера, к
примеру, в экономической области. Россия нам близка и ничего другого не
просматривается, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.
С другой стороны есть еще одна тенденция, которая
нарастает в России и может дать довольно неожиданный эффект в развитии
белорусско-российских отношений. Это новая российская политика в отношении стран
СНГ, в соответствии с которой некоторые государства Содружества могут стать со
временем первоочередным приоритетом в российской внешней политике. Мы видим, как
интенсивно работает российская дипломатия в государствах СНГ, как растет
динамика отношений, например, с Азербайджаном, Украиной и как сложные узлы
взаимоотношений с Грузией начинают пытаться постепенно развязывать. В России
есть консенсус в отношении СНГ, есть государственная позиция, выражающаяся в
развитии, прежде всего, двусторонних отношений, со странами-членами Содружества,
есть и различные общественные инициативы. Концепция, скажем, правых о
либеральной империи, в которую должны войти Украина, Белоруссия и Казахстан как
минимум. Россия на основе своего экономического роста пытается
закрепить свое влияние в странах СНГ. Это естественное и вполне объяснимое
желание.
Белорусская тема в этом свете приобретает особое
значение, так как между Белоруссией и Россией установился самый
продвинутый уровень отношений, но при этом и самый чувствительный. И если будет
какой-то сбой в наших отношениях, то это будет сказываться во всей российской
политике относительно государств на постсоветском пространстве. Россия крайне
заинтересована в динамично-последовательном и что важно в рациональном развитии
отношений с Белоруссией. Вот те две тенденции, которые и определят в ближайшие
десять лет направление развития белорусско-российской интеграции. Это
объективные параметры, в рамках которых и будет происходить
белорусско-российская кооперация.
В
последние годы в России произошли значительные сдвиги в общественном сознании.
Происходит формирование новой российской элиты, которая уже практически сменила
старую советскую номенклатуру. Осознают ли в Белоруссии эти изменения?
Представляют ли, что новый правящий класс в России добивается не деклараций, а
вполне конкретных шагов в области интеграции?
В Белоруссии существует определенный уровень понимания
этого и поэтому мы подошли к этапу рационализации наших отношений. Все то, что
носило мифологический характер, ностальгии по прошлому большому государству, но
то, что не подкреплялось жизненной практикой постепенно уйдет в прошлое.
Отношения перейдут в рациональное русло. Но это хорошо для Белоруссии, так как
чем быстрей мы откажемся от схем оторванных от жизни, тем эффективней будет
сотрудничество. Поэтому именно сейчас как раз-то и переходят в это русло
белорусско-российские отношения. Идут сложные переговоры по энергоносителям на
правительственном уровне, но это - естественный ход событий, поскольку нужно
найти ту формулу, которая будет устраивать и то, и другое государство, будет
способствовать развитию всей территории Союзного государства.
В
Белоруссии и России уже давно говорят о необходимости общего полноценного
представительного органа, но дело как-то не движется. Не кажется ли Вам, что
объединительные процессы шли бы значительней успешней, если бы был сформирован
полноценный союзный парламент и, соответственно, союзная элита, которая была бы
непосредственно заинтересована в ускорении нашего объединения?
Не движется потому, что нет реальной практической
потребности. Можно конечно такую задачу поставить, но она будет несколько
искусственна. Проблема ведь состоит не в том, чтобы формировать элиту
искусственным путем. Она вызреет из новых отношений в экономической и
политической сфере, которые будут вытекать из практики взаимодействия наших
государств, а не столько от каких-то благих пожеланий. Не надо забегать вперед.
Элита созревает. Можно ее и не увидеть сегодня, но она уже есть и в белорусском
парламенте, и во власти, и в обществе. То же можно сказать и о России.
Если дальнейшее объединение будет идти в рамках рационального сотрудничества, то
союзная элита очень быстро себя проявит и займет ключевые позиции в этом
процессе. Пока мы стоим только в начале этого пути.
Таким
образом, Вы считаете, что торопиться с созданием союзного парламента не
стоит?
Торопиться, конечно же, не стоит. Должны созреть
необходимые условия, а точнее потребность в полномочном белорусско-российском
законодательном органе. Представительское же белорусско-российское учреждение
сейчас существует в виде Парламентского собрания Союза Белоруссии и России. И
это та форма, которая отражает нынешний уровень отношений наших государств. Но
если станет очевидной реальная потребность в наднациональном парламентском
органе, то он незамедлительно будет создан. Но сразу же возникнет вопрос о тех
полномочиях, которые необходимо будет делегировать этой общесоюзной структуре.
Надо будет четко определить какие полномочия каждое из наших государств сможет
передать без ущерба для своего национального развития общесоюзным органам
власти. В то же время этот вопрос не стоит сейчас на первом плане, и процесс
этот не такой быстрый.
Теперь
вопрос к Вам как специалисту в области международных отношений. На сколько
согласуется, особенно активное в последнее время, утверждение белорусской власти
о незыблемости государственного суверенитета с теми тенденциями, которые
существуют в мире? Насколько понимание белорусской стороной понятия
суверенитета отвечает современным реалиям?
Сейчас много говорят о том, что суверенитет государства
уже не та «священная корова», которая является неприкасаемой. Я думаю, что в
случае с Белоруссией важно было зафиксировать суверенитет и национальную
государственность Белоруссии как отправную точку. Не зафиксировав это как
базовое условие для сотрудничества, очень сложно было вообще говорить о
делегировании полномочий. И теперь, исходя из признания, что есть
два государства, мы можем обсуждать какую часть национальных управленческих
полномочий необходимо передать в наднациональные органы. И вряд ли Белоруссию
правомочно упрекать в желании держаться за стандартную Вестфальскую формулу
национального государства с неприкасаемым суверенитетом.
Существует мнение, и его усиленно распространяет
белорусская оппозиция, что после президентских выборов в России отношения
Белоруссии с нею радикально изменятся в сторону ухудшения. Насколько вероятен
подобный разворот событий?
Я думаю, что осложнения не исключены, но они могут
носить только временный характер. Для России сотрудничество с Белоруссией - это
не только стратегическое, но и очень чувствительное направление. В принципе, не
просматривается какой-то долгосрочный интерес России, который побуждал бы ее
оказывать жесткое давление на Белоруссию, ухудшать отношения. На самом деле
никто в России в этом не заинтересован. Хотя какие-то обострения могут быть. Но
это естественный процесс. К этому надо относится как к своеобразной притирке.
Когда, например, два предпринимателя создают общее предприятие, то они неизбежно
имеют какие-то конфликтные точки, которые, в то же время вполне преодолимы.
Следует заметить, что в последние годы в РБ происходит
серьезное омоложение приверженцев союза с Россией. Если пожилые люди видят в
интеграции восстановление некоего подобия былого могущества великой державы, то
молодежь относится к России несколько иначе. Она живет в культурном и
информационном потоке, который идет из Москвы. Москва – это действительно
мировая столица, где происходит очень много культурных, научных и информационных
событий. Неизбежно они вызывают интерес, притягивают молодое поколение, которое
изначально настроено на новации в различных областях жизни.
Возвращаясь к началу нашего разговора, хотел бы
заметить, что расширение Европейского союза делает ЕС для Белоруссии не ближе, а
дальше (достаточно вспомнить о ужесточающемся визовом режиме), и в этих условиях
у нас не остается даже каких-то гипотетических альтернатив кроме России. Еще
можно помечтать два-три года, но затем придется организовывать нормальную
хозяйственную жизнь, но без России этого, конечно, не произойдет.
|