Языкам Пушкина и Купалы не должно быть тесно в школьных рамках
В Беларуси появилось общественное
объединение учителей русского языка и литературы. Необходимость его очевидна:
стал ощущаться информационный и методический вакуум. С момента создания не
прошло еще и года, а ситуация изменилась почти кардинально. Объединению помогает
посольство России в Беларуси: 60 белорусских педагогов прошли обучение на курсах
повышения квалификации в Санкт-Петербурге в рамках федеральной программы
"Русский язык". Около 30 человек побывали на различных краткосрочных курсах
повышения квалификации в Москве. А ученики по этой же программе постоянно
участвуют в олимпиадах по русскому языку. И весьма, кстати, неплохо себя
показывают: совсем недавно ребята-победители из Беларуси путешествовали по
Золотому кольцу России.
08.04.2004., «Российская газета»
Светлана Лицкевич
Общественное объединение учителей русского языка и
литературы взяло на себя добровольные функции по поддержанию интеграционных
процессов в сфере образования. Впрочем, на то были объективные причины:
- В нашей стране свернули программу "Школа 2100.
Беларусь", которая предполагала внедрение российских учебных технологий, -
рассказывает Сергей Карпушин, председатель объединения, доцент кафедры русской и
зарубежной литературы Белорусского педагогического университета имени М. Танка.
- Хотя по многим оценкам эти технологии показали себя эффективно. Но не можем же
мы вариться в собственном соку, тем более когда речь идет о методиках
преподавания русского языка и литературы.
Сотрудничество с коллегами-словесниками из России для
белорусских педагогов стало способом взглянуть на проблему разносторонне.
Впрочем, проблемы-то в образовательном пространстве, как выяснилось, во многом
общие. Например, недавно в одной из газет было опубликовано письмо-обращение
"Планируем безграмотность и бездуховность?", в котором более 100 белорусских
педагогов выразили озабоченность тем, что изучение русского языка и литературы
(как, впрочем, и белорусского) вследствие перестройки школы, сокращения
"гуманитарных" часов уходит на второй план.
- Нас поддержали одними из первых педагоги из России, -
рассказывает Сергей Владимирович, - тенденция оказалась одинаковой. Но если мы
вместе будем поднимать эту проблему, есть надежда, что к нам прислушаются.
Сейчас белорусские специалисты разрабатывают
образовательную концепцию, чтобы в условиях дефицита часов, их постоянного
сокращения можно было дать ученикам нормальное представление о литературе,
языке, искусстве. К этому опыту проявляют интерес и в России.
- По ряду позиций учебной и учебно-методической
литературы у нас ощущается большой дефицит, - говорит Сергей Карпушин. - Немало
наших методических книг пишутся в соавторстве с педагогами из России, там же и
издаются. Сейчас нашим опытом заинтересовались в крупнейшем издательстве
"Дрофа". Недавно в Минск приезжал директор по тематическому планированию этого
издательства, изучал наш потенциал. Приглашают немало наших специалистов -
биологов, химиков, математиков, для того чтобы участвовать в совместных
проектах, чтобы состыковать программы, критерии разработки учебников, то есть
поднять качественный уровень учебно-методической литературы и в России, и здесь.
В рамках федеральной программы "Русский язык" мы организовываем бесплатное
получение методической литературы для русских словесников в Беларуси,
распределяем их по школам в областях. В позапрошлом году поступило 52 тысячи
книг, в этом году - уже около 90 тысяч, и все заявки еще не закрыты - слишком
большая в них потребность.
Впрочем, несмотря на многолетнее сотрудничество, Сергей
Карпушин отмечает, что программы, образовательные стандарты России и Беларуси
все же ощутимо различаются. И если говорить о создании единого образовательного
пространства, то здесь серьезной проблемой станет унификация многих позиций:
- В России остановились на одиннадцатилетнем обучении, мы
ввели двенадцатилетнее, - сравнивает Карпушин. - Россияне пока не спешат с
внедрением десятибалльной системы - у нас ее "обкатку" можно считать
завершенной. В Беларуси тестирование широко используется, а у наших соседей
другое видение этого вопроса. Пора остановиться и подумать.
Правда, педагог тут же признается, что разобщенность эта
больше в кабинетах ощущается, а не в живом общении. Буквально на днях в Москву,
в Пушкинский институт, на олимпиаду по русскому языку для стран СНГ и Балтии
снова поедет делегация белорусских школьников.
- Сказать, что нам там рады, - ничего не сказать. Чем
особенна эта олимпиада - там нет атмосферы соперничества. Есть дух
сотрудничества. Это праздник русской культуры. Здесь не может быть конкурентов.
Собираются школьники из многих стран, и они не видят друг в друге иностранцев.
На прошлую олимпиаду мы привезли национальные костюмы, большой белорусский флаг.
Так ребята под ним стали фотографироваться уже вечером, в общежитии, не
дожидаясь дня. А через полчаса стали друг с другом костюмами меняться. Такая вот
интеграция, если хотите, на уровне человеческого общения.
Опубликовано в газете "Союз.
Беларусь-Россия"
|