Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №96(15.04.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Языкам Пушкина и Купалы не должно быть тесно в школьных рамках

В Беларуси появилось общественное объединение учителей русского языка и литературы. Необходимость его очевидна: стал ощущаться информационный и методический вакуум. С момента создания не прошло еще и года, а ситуация изменилась почти кардинально. Объединению помогает посольство России в Беларуси: 60 белорусских педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации в Санкт-Петербурге в рамках федеральной программы "Русский язык". Около 30 человек побывали на различных краткосрочных курсах повышения квалификации в Москве. А ученики по этой же программе постоянно участвуют в олимпиадах по русскому языку. И весьма, кстати, неплохо себя показывают: совсем недавно ребята-победители из Беларуси путешествовали по Золотому кольцу России.

08.04.2004.,  «Российская газета»

Светлана Лицкевич  

Общественное объединение учителей русского языка и литературы взяло на себя добровольные функции по поддержанию интеграционных процессов в сфере образования. Впрочем, на то были объективные причины:

- В нашей стране свернули программу "Школа 2100. Беларусь", которая предполагала внедрение российских учебных технологий, - рассказывает Сергей Карпушин, председатель объединения, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Белорусского педагогического университета имени М. Танка. - Хотя по многим оценкам эти технологии показали себя эффективно. Но не можем же мы вариться в собственном соку, тем более когда речь идет о методиках преподавания русского языка и литературы.

Сотрудничество с коллегами-словесниками из России для белорусских педагогов стало способом взглянуть на проблему разносторонне. Впрочем, проблемы-то в образовательном пространстве, как выяснилось, во многом общие. Например, недавно в одной из газет было опубликовано письмо-обращение "Планируем безграмотность и бездуховность?", в котором более 100 белорусских педагогов выразили озабоченность тем, что изучение русского языка и литературы (как, впрочем, и белорусского) вследствие перестройки школы, сокращения "гуманитарных" часов уходит на второй план.

- Нас поддержали одними из первых педагоги из России, - рассказывает Сергей Владимирович, - тенденция оказалась одинаковой. Но если мы вместе будем поднимать эту проблему, есть надежда, что к нам прислушаются.

Сейчас белорусские специалисты разрабатывают образовательную концепцию, чтобы в условиях дефицита часов, их постоянного сокращения можно было дать ученикам нормальное представление о литературе, языке, искусстве. К этому опыту проявляют интерес и в России.

- По ряду позиций учебной и учебно-методической литературы у нас ощущается большой дефицит, - говорит Сергей Карпушин. - Немало наших методических книг пишутся в соавторстве с педагогами из России, там же и издаются. Сейчас нашим опытом заинтересовались в крупнейшем издательстве "Дрофа". Недавно в Минск приезжал директор по тематическому планированию этого издательства, изучал наш потенциал. Приглашают немало наших специалистов - биологов, химиков, математиков, для того чтобы участвовать в совместных проектах, чтобы состыковать программы, критерии разработки учебников, то есть поднять качественный уровень учебно-методической литературы и в России, и здесь. В рамках федеральной программы "Русский язык" мы организовываем бесплатное получение методической литературы для русских словесников в Беларуси, распределяем их по школам в областях. В позапрошлом году поступило 52 тысячи книг, в этом году - уже около 90 тысяч, и все заявки еще не закрыты - слишком большая в них потребность.

Впрочем, несмотря на многолетнее сотрудничество, Сергей Карпушин отмечает, что программы, образовательные стандарты России и Беларуси все же ощутимо различаются. И если говорить о создании единого образовательного пространства, то здесь серьезной проблемой станет унификация многих позиций:

- В России остановились на одиннадцатилетнем обучении, мы ввели двенадцатилетнее, - сравнивает Карпушин. - Россияне пока не спешат с внедрением десятибалльной системы - у нас ее "обкатку" можно считать завершенной. В Беларуси тестирование широко используется, а у наших соседей другое видение этого вопроса. Пора остановиться и подумать.

Правда, педагог тут же признается, что разобщенность эта больше в кабинетах ощущается, а не в живом общении. Буквально на днях в Москву, в Пушкинский институт, на олимпиаду по русскому языку для стран СНГ и Балтии снова поедет делегация белорусских школьников.

- Сказать, что нам там рады, - ничего не сказать. Чем особенна эта олимпиада - там нет атмосферы соперничества. Есть дух сотрудничества. Это праздник русской культуры. Здесь не может быть конкурентов. Собираются школьники из многих стран, и они не видят друг в друге иностранцев. На прошлую олимпиаду мы привезли национальные костюмы, большой белорусский флаг. Так ребята под ним стали фотографироваться уже вечером, в общежитии, не дожидаясь дня. А через полчаса стали друг с другом костюмами меняться. Такая вот интеграция, если хотите, на уровне человеческого общения.

Опубликовано в газете "Союз. Беларусь-Россия"


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ