Фергана Ру, 24 июня 2004 Массовый переход киргизов из Ислама в секты христианского толка стал проблемой для руководства Киргизской Республики
Председатель Государственной комиссии по делам религии
при правительстве республики Омурзак Мамаюсупов признается, что из-за
активизации исламских и христианских эмиссаров из-за рубежа Киргизия оказалась
на грани межрелигиозного и межнационального конфликтов. В Бишкеке опасаются, что
все это может закончиться распадом страны на две враждующие части - на
мусульманский юг и христианский север.
Ваххабиты не дремлют
То, что Киргизия может стать ареной межрелигиозных
конфликтов, предсказывали давно. По данным Службы национальной безопасности
Киргизии, в последнее время на юге республики развернули достаточно активную
деятельность ваххабитские проповедники из Саудовской Аравии, а также
проповедники из Ирана и других мусульманских государств.
Здесь резко усилилось влияние ваххабитов, стремящихся
создать в Ферганской долине исламское государство. Бороться с ними становится
все труднее, так как они из-за рубежа получают неиссякаемую военную и финансовую
помощь. При этом основная финансовая подпитка им поступает из Саудовской Аравии,
где официальной государственной религией является ваххабизм. После приобретения
независимости в Киргизии, в основном в ее южных областях, появилось около 2000
мечетей, большая часть из которых построена за счет зарубежных спонсорских
средств.
Протестанты наступают с севера
В то же время в северных районах Киргизии и Бишкеке, где
зарубежные миссии распространяют Библию на киргизском языке и литературу
протестантского характера, в последние годы наметилась тенденция "христианизации
и крещения" киргизов, которые группами переходят в протестантские церкви
различного направления. Напряженность возникает в связи с тем, что киргизы,
традиционно считающиеся мусульманами, рассматривают принявших другую веру как
вероотступников, и в их адрес все чаще раздаются угрозы, в частности, они
отселяются из сел и над ними совершаются физические расправы. Председатель
Госкомиссии по делам религии при правительстве Омурзак Мамаюсупов на недавней
встрече с координатором Швейцарского независимого фонда мира Рето Вейерманном
заявил, что "прозелитизм (переманивание человека в свою веру нечестными
методами. - Прим. ред.) постепенно превращается в головную боль для киргизского
руководства. Когда родственники усопших, перешедших при жизни из ислама в другую
веру, всячески пытаются совершить захоронения на мусульманском кладбище предков,
односельчане в категоричной форме препятствуют этому". По словам Мамаюсупова,
сегодня подобные факты имеются почти во всех регионах Киргизии.
Еще 3 года назад тогдашний председатель Госкомиссии по
делам религии Эмиль Каптагаев предупреждал, что религиозный фактор является
потенциальной угрозой для общественной стабильности в стране. Тогда же при
Министерстве национальной безопасности (ныне Служба национальной безопасности)
Киргизии было создано специальное подразделение по контролю за религиозными
организациями, деятельность которых может представлять угрозу безопасности
страны. Но это подразделение так и не смогло справиться с религиозными
эмиссарами из-за рубежа.
Русские
продолжают уезжать
Между тем активизация протестантских эмиссаров создает
угрозу не только для будущего ислама, но и для Русской православной церкви в
Киргизии. Дело в том, что протестанты различных сект заманивают в свои ряды не
только киргизов-мусульман, но и православных - русских. Как отмечают
наблюдатели, деятельность религиозных сект христианского толка направлена в
первую очередь на вытеснение православия из Киргизии. Угроза исламского
экстремизма, с одной стороны, активизация протестантов - с другой усиливают
эмиграцию русских из республики.
Причем отток русских из этой центральноазиатской страны
приобретает все более масштабный характер. За последние десять лет оттуда уже
эмигрировало более 400 тыс. русскоязычного населения. В настоящее время число
русскоязычного населения в Киргизии составляет 700 тыс. человек - 25% всего
населения страны. Хотя еще 10 лет назад русскоязычное население составляло более
40% населения Киргизии. Но с годами отток русских только усиливается.
Многочисленные опросы общественного мнения показывают,
что более 90% русских, проживающих в Киргизии, хотят уехать оттуда и навсегда
поселиться на исторической родине - в России. Но пока финансовые возможности
многих русских не позволяют это делать: в Киргизии квартиры можно продавать
только за гроши, а в России жилье стоит очень дорого. Например, даже в столице -
Бишкеке двухкомнатные квартиры стоят не дороже 3-4 тысяч долларов США. Но за
такие деньги жилье можно купить только в самых отдаленных селах России, где
практически будет невозможно найти работу русскому человеку, который всю свою
жизнь жил в городе и работал на промышленных объектах.
Русские
нужны Киргизии
Основная часть русских в Киргизию приехала в советское
время - в эпоху ускоренного индустриально-аграрного развития республики,
невозможного на базе собственных людских ресурсов в силу крайней научной
отсталости тогдашнего киргизского общества. Как отмечалось в резолюции
конференции "Кыргызстан - Россия: прошлое, настоящее, будущее", проведенной в
1993 году под эгидой правительства Киргизии: "Именно благодаря этим кадрам за
исторически короткое время народ, находившийся на стадии этнического и
культурного угасания, далеко в стороне от цивилизации, возродил
государственность, почти втрое возросла численность населения, до впечатляющих
высот развились экономика, здравоохранение, образование, наука, культура..."
Русские специалисты и сегодня сохраняют свой высокий профессиональный и, как
следствие, социальный статус.
Составляя большинство населения экономически наиболее
развитой части Киргизии (только в Бишкеке более 70%), они занимают ведущее
положение в сфере промышленного производства, энергетике, связи, строительстве и
различных областях управления, в банковской сфере. Более того, русскоязычное
население составляет основу зарождающегося предпринимательского класса и при
нормальном ходе событий может занять прочные позиции в сфере бизнеса.
Поэтому массовый (при неблагоприятном развитии
межнациональных и межрелигиозных отношений) исход русскоязычного населения из
Киргизии стал бы не только социальной и личной трагедией для сотен тысяч людей,
но и означал бы для этой республики полную экономическую, а следовательно, и
общенациональную катастрофу.
|