радио "Маяк", 18 августа 2004 В.Путин подписал закон о переходе к взиманию НДС по стране назначения
18 августа Владимир Путин подписал закон о
переходе России на уплату косвенных налогов по стране назначения. Документ
предусматривает изменение принципа взимания НДС по нефти и газу при торговле с
партнерами по единому экономическому пространству. Что это даст России и
Украине? Ответить на этот вопрос мы попросили директора Института стран СНГ
Константина Затулина.
Решение об уплате НДС по месту назначения
означает, что нефть и газ, которые поставляются на Украину, - напомню, что
Россия является главным поставщиком и того, и другого для соседней страны, -
теперь не будут облагаться налогом в России, как это было все эти годы. И таким
образом, бюджет Российской Федерации не будет получать дополнительные средства,
причем очень значительные, за счет этого чрезвычайного обложения налогом на
добавленную стоимость в стране, в России, которая является экспортером.
Это очень важное решение не только потому, что
приводит к существенному сокращению доходов российского бюджета. Частично
выпадающие доходы российского бюджета Правительство и Государственная Дума
компенсировали увеличением налоговой ставки на добычу нефти и газа, которую
выплачивают нефтяные и газовые компании. Но полностью сегодня эти доходы не
компенсированы никакими другими дополнительными поступлениями.
Решение само по себе носит, безусловно,
политический характер, и мотивируется в экономическом плане только одним:
практика взимания НДС в стране-экспортере, то есть в России, приводила к тому,
что на Украине возникала конкуренция между поставщиками газа - Россией и
Туркменией, в которой такой практики взимания НДС не существовало. В этой
конкуренции российские газовики и нефтяники были в невыгодном положении. Хотя
уровень конкуренции, особенно в торговле нефтью и газом, часто связан не столько
с конкурентной ценой, сколько с возможностью. И с этой точки зрения, позиции
российских экспортеров на Украине были всегда более влиятельными и
существенными, чем позиции любых других экспортеров нефти и газа. Украине в
таких объемах неоткуда получать нефть и газ, кроме как из России. Второе
обстоятельство связано с тем, что вообще Россия и Украина стремятся во Всемирную
торговую организацию. В ВТО не принято, чтобы налог на добавленную стоимость
выплачивался в стране, которая экспортирует нефть и газ. То есть наша прежняя
практика резко контрастировала со всеми международными правилами, в том числе
действовавшими на просторах СНГ.
|