Республика, 9 сентября 2004 Между демократией и авторитаризмомМухаметжан Адилов
Куда поведет страну после выборов
ее первый президент?
Предвыборная кампания в Казахстане проходит при явном
преимуществе пропрезидентского лагеря. И хотя в массово-разъяснительной и
рекламно-агитационной работе трех оппозиционных партий есть явные просчеты и
даже ошибки, не они виной тому, что “Ак жол”, например, проигрывает по очкам
“Отану” и “Асару”. В политике, как и в драке, “против лома нет приема”.
В этом году в качестве “ломов” как обычно выступают
деньги, медиа-ресурсы и административная власть. По сравнению с прошлыми
выборами в маслихаты изменилось только соотношение этих инструментов: на первый
план вышли деньги (это видно по объему телевизионной, уличной и газетной
рекламы), затем идут медиа-ресурсы, а административные рычаги используются в
последнюю очередь.
Рычаги с разбором
Но это отнюдь не означает, что последние пускаются в ход
нечасто. Наоборот, административные рычаги в интересах пропрезидентских партий
применяются весьма активно и широко, но скрытнее, чем обычно. Отсюда у
иностранных наблюдателей может создаться ощущение, что власть перестала ими
пользоваться.
Конечно, это не так. Во-первых, до конца выборов, с
учетом второго тура голосования и неизбежных послевыборных разборок, как минимум
месяц, и за это время может произойти все что угодно, особенно если кандидаты от
оппозиции начнут побеждать в одномандатных округах.
Во-вторых, административные рычаги применяются с
разбором, там, где слабы оппозиция и независимые СМИ, где угроза утечки
информации минимальна. Или когда край как нужно остановить “проходного
кандидата” от демократов, например Толена ТОХТАСЫНОВА. Ну и конечно, если акимам
не хватает ума обеспечить победу нужного кандидата с помощью денег и рекламы,
или последних просто недостаточно.
В остальных случаях административные рычаги используются
неявно, например, путем “правильного” подбора составов участковых избирательных
комиссий, “продуманной” нарезки округов, воздействия на волеизъявление
избирателей через их работодателей. И пассивно - это когда государственные
органы смотрят сквозь пальцы на нарушения со стороны кандидатов и активистов
пропрезидентских партий, зато готовы увидеть “иголку в стоге сена” оппозиции или
с удовлетворением наблюдают, как телеканалы саботируют ее рекламные
материалы.
Особенно показательны в этом отношении сроки открытия
предвыборных кампаний политических партий. Если блок “ДВК-КПК” и отчасти ДПК “Ак
жол” вынужденно ждали 19 августа, дня, с которого была официально разрешена
агитация, то поезда под патронажем РПП “Отан” к этому времени исколесили всю
страну и уже возвращались домой, а полускрытая реклама “Асара” и ее лидера уже
достала телезрителей до печенки.
Голосований будет пять
И все же следует признать, что правящий в Казахстане
политический режим повернулся лицом к демократии. Другое дело, что только
чуть-чуть. Да и сделал он это не добровольно, как нам твердят провластные
политологи и журналисты, а вынужденно. В связи с этим возникает закономерный
вопрос: насколько долговременно политическое потепление последних месяцев и не
закончится ли оно сразу после парламентских выборов?
Чтобы ответить на него, нужно понимать, что на самом деле
в рамках парламентских выборов этого года проходит как минимум пять неформальных
голосований. Во-первых, это неофициальный вотум доверия Нурсултану Назарбаеву.
Ведь пропрезидентские политики и политологи даже не скрывают, что главным
политическим ресурсом “Отана” и в меньшей степени “Асара” и блока “Аист”
является авторитет и поддержка главы государства.
С этой точки зрения имеет значение не столько удельный
вес голосов, отданных демократической оппозиции, сколько количество
казахстанцев, не пришедших на избирательные участки 19 сентября, и общее число
избирателей, поддержавших три основные пропрезидентские партии. Опираясь на
результаты парламентских выборов, Администрация президента и наемные
политтехнологи начнут конструировать президентскую кампанию Нурсултана
Назарбаева в преддверии выборов 2006 года и, соответственно, внутреннюю политику
главы государства, в том числе по отношению к инакомыслящим согражданам.
Во-вторых, выбирая 19 сентября между “Отаном”, “Асаром” и
“Аистом”, избиратели невольно примут участие в неформальных выборах, в которых
конкурируют между собой эти пропрезидентские партии. Их итоги важны как для
самого Нурсултана Назарбаева, так и для его ближайшего окружения, так как
продемонстрируют электоральную поддержку каждой из групп влияния. С одной
стороны, это позволит главе государства грамотнее балансировать между ними, с
другой - покажет, насколько их политические притязания имеют основание.
В-третьих, ДПК “Ак жол” и блок “ДВК-КПК” будут бороться
за голоса избирателей не только со святой “троицей” проназарбаевских партий, но
и между собой. Результаты этой конкурентной борьбы также будут приняты во
внимание Администрацией президента. Думаю, это хорошо понимают и руководители
демократической оппозиции. Отсюда те немногочисленные, но все же допущенные
сторонами тройственного соглашения нарушения предвыборных договоренностей,
когда, например, сопредседатель “Ак жола” Ораз ЖАНДОСОВ решил баллотироваться в
Алматы по округу, где шла кандидат от НП ДВК.
В-четвертых, 19 сентября 2004 года состоятся неформальные
выборы, в ходе которых за депутатские мандаты будут бороться друг с другом
кандидаты региональных кланов. Не секрет, что поддержка акимов и указания
администрации президента играют не последнюю роль в процессе подведения итогов
голосования, но иногда их оказывается недостаточно для победы, особенно если не
согласный с ними клан многочислен, сплочен и имеет сильных лидеров.
В-пятых, в ходе парламентских выборов избиратели будут
голосовать за или против лидера “Асара”. Не секрет, что благодаря своей
политической активности, контролю над двумя ведущими медиа-холдингами страны,
быстрому росту рядов партии дочь президента смогла в короткий срок восстановить
былое влияние семейной пары Дарига НАЗАРБАЕВА - Рахат АЛИЕВ. Если результаты
выборов подтвердят политическую мощь Дочки, то Папе придется смириться с этим, а
недоброжелателям ее мужа - потесниться на властном Олимпе.
К демократии или авторитаризму?
Очевидно, что внутренняя политика Нурсултана Назарбаева в
ближайшие два года будет подчинена задаче сохранения себя у власти, поэтому
результаты парламентских выборов сыграют большую роль в решении вопроса, в каком
направлении - к демократии или авторитаризму - поведет Республику Казахстан ее
первый президент.
Если расклад сил, зафиксированный в ходе голосования,
покажет слабость демократической оппозиции, то власть может соблазниться,
раздавить ее. Ведь сегодня глава государства оказался между внутренней
оппозицией и международной общественностью, как между молотом и наковальней. А
“Казахгейт” играет роль своеобразного меха, с помощью которого раздувается пламя
и повышается внутриполитическая температура в стране.
Политическая, но никак не правовая опасность этого
расследования для Нурсултана Назарбаева заключается в том, что оно как нарыв в
организме постоянно отравляет международную обстановку вокруг Казахстана и
угрожает дать в руки оппонентам первого президента, и не только из лагеря
демократический оппозиции, сильнейшие аргументы в борьбе за власть.
И хотя начало судебного процесса против Джеймса Гиффена
постоянно переносится, его затягивание только во вред Нурсултану Назарбаеву -
ведь вынесение приговора может произойти незадолго до предвыборной кампании 2006
года, что крайне неприятно и болезненно для него.
Хуже того, адвокаты главного обвиняемого на процессе в
США готовы изменить стратегию защиты. Если им удастся доказать, что Джеймс
Гиффен был штатным или внештатным агентом американских спецслужб, то неизбежно
возникнут подозрения в том, что президент Казахстана не только знал об этом, но
и сам сотрудничал с разведкой США. А это уже государственная измена, в случае
которой его не спасет даже закон о первом президенте РК (письмо читателя на эту
тему читайте на стр. 8 - примеч. редакции).
Если же выборы продемонстрируют растущее влияние
демократической оппозиции, то перед Нурсултаном Назарбаевым встанет дилемма -
договариваться или душить. Очевидно, что как политик глава государства будет
рассматривать все варианты. Алгоритм его действий в первом случае вполне
предсказуем - он попытается оторвать ДПК “Ак жол” от “Демократического выбора
Казахстана” и Компартии Казахстана и включить ее в существующую структуру
власти.
Причем включить не на персональном уровне - члены “Ак
жола” и сочувствующие ему уже входят в состав правительства, возглавляют регионы
и ведомства, а системно. Все условия для этого уже созданы: в недалеком будущем
правительство будет формироваться партией, победившей на парламентских выборах.
Так что сопредседатели “Ак жола” могут оказаться перед нетрудным выбором:
сотрудничать с ДВК и КПК или войти в многопартийное правительство с участием
“Отана” и “Асара”.
Однако и при этом варианте развития событий участь
“радикальной” демократической оппозиции не слишком светла - если “Ак жол” войдет
в правительственную коалицию, то Нурсултан Назарбаев может использовать это
обстоятельство, чтобы окончательно и бесповоротно уничтожить ДВК. То есть
события 2002 года, когда фактический выход “конструктивного” крыла” из
общественного движения “Демократический выбор Казахстана” развязал руки властям
и привел к осуждению Мухтара АБЛЯЗОВА и Галымжана ЖАКИЯНОВА к длительным срокам
лишения свободы, могут повториться.
Все будет шито-крыто
Принципиальное значение для будущего страны парламентских
выборов этого года заключается в том, что они являются пилотными, пробными перед
президентской гонкой 2006 года. Это касается как стратегии и тактики действий
участников внутриполитической борьбы, так и внедрения электронного голосования.
Тот факт, что Нурсултан Назарбаев лично занялся пропагандой и внедрением этого
технологически передового, но политически безнравственного (раз против него
выступают сотни тысяч казахстанцев) способа определения волеизъявления
избирателей, говорит о многом.
Дело в том, что Нурсултан Абишевич всегда был не только
самым сильным, но и самым осторожным и предусмотрительным политиком в стране.
В Казахстане мало кто еще знал о расследовании органов
юстиции США, которое завершилось вселенским скандалом под названием “Казахгейт”,
а Гражданская партия Казахстана уже инициировала проект Закона о первом
президенте РК, который после его принятия Парламентом свел юридические
возможности привлечения главы государства к ответственности за коррупцию к нулю.
И таких “соломок” Нурсултан Абишевич за свою долгую
политическую жизнь подстелил немало. Если “главный режиссер” казахстанского
политического театра решил срочно внести в “сюжет пьесы” электронное голосование
с охватом 10% участков, значит оно ему очень надо. Причем настолько надо, что
глава государства и лидер РПП “Отан” проигнорировал протесты нескольких
политических партий, множества общественных организаций, международной
общественности, ОБСЕ и так далее и тому подобное.
Думаю, что если ход и результаты электронного голосования
устроят президентскую вертикаль, она постарается, чтобы на президентских выборах
2006 года все 100% избирателей были охвачены им. И дело не только в возможности
сфальсифицировать результаты путем вмешательства в программное обеспечение, хотя
эта опасность всегда существует, несмотря на многочисленные заявления
председателя казахстанского ЦИК и белорусских разработчиков о невозможности
оного.
Главной гарантией достоверности итогов выборов являются
не столько качество и недоступность для чужих программного обеспечения,
обеспеченность избирательных участков компьютерной техникой и безопасность линий
связи, сколько прозрачность процедур и честность тех, кто организует
волеизъявление избирателей. А как раз с этим в Казахстане большая проблема.
Лично я Загипе Балиевой и ее команде, акимам и их подчиненным не верю ни на
грош. И мое мнение разделяют как минимум полмиллиона казахстанцев. Именно
столько человек состоит в партиях, выступивших против электронного
голосования.
Могу предположить, что уже сегодня Администрация
президента знает, как она может использовать его в своих целях. Одним из
возможных способов фальсификации результатов может стать вброс “голосов”, но
только уже “электронных”, а не “бумажных”, как во время недавних выборов в
маслихаты. Тогда оппозиция зафиксировала на видеокамеры, как группа “политически
активных” граждан из числа подневольных педагогов ездила по избирательным
участкам Алматы и с попустительства членов участковых избирательных комиссий
голосовала на каждом из них.
Основой электронного голосования является идентификация
избирателей, приписанных к данному участку, по штрих-коду. Кто мешает работникам
акиматов с санкции руководства получить у полиции копии штрих-кодов граждан? А
потом от имени тех, кто не пришел на выборы, поддержать нужных кандидатов? И все
будет шито-крыто.
Поймать за руку фальсификаторов невозможно даже
теоретически. Граждане, у которых украдут голоса, проверить ничего не смогут -
они ведь не знают контрольного пин-кода. Более того, им придется доказывать
через суд, что они даже не приближались к избирательным участкам. Наблюдатели не
смогут проверить, сколько раз проголосовал в закрытой для наблюдения кабине
данный гражданин - один или сто раз.
...В общем, путь Казахстана к демократии долог, труден и
запутан. На нем столько соблазнов для власти, что верится с трудом в то, что
когда-нибудь президент Казахстана не сможет использовать государство как
инструмент сохранения авторитарной власти. А его детям придется зарабатывать
себе на кусок хлеба с маслом, конкурируя с выходцем из отдаленного аула за место
в институте и на производстве.
|