Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №112(01.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



"У президента Назарбаева довольно тесные отношения с семьей Буша"

19.11.2004. Независимая газета

Виктория Панфилова

Глава МИД Казахстана рассказал "НГ" о главных внешнеполитических приоритетах своей страны

Выступая недавно перед новым казахстанским парламентом, президент Нурсултан Назарбаев заявил, что внешнеполитический курс страны останется неизменным. О том, что это означает для отношений с Россией и другими странами, рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту "НГ" министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев.

-В российских СМИ считается, что после парламентских выборов политическая ситуация в Казахстане заметно осложнилась. Может быть, пресса раздувает несуществующую проблему?

– Не думаю, что внутренняя ситуация в Казахстане заметно осложнилась. Трудно себе представить, что в какой-либо из стран СНГ, и даже в России, спикер парламента мог бы заявить, что он не согласен с итогами выборов, и уйти в отставку. Для нас это нормальное явление. В конце концов это проявление демократии. Хотя мы признаем, что недостатки в ходе выборов все же были и их необходимо учесть.

– Многие казахстанские политики публично выражали свое отношение к прошедшим выборам, не было только вашей оценки...

– Да, это так. В интервью с вами впервые высказываюсь на эту тему. Я министр иностранных дел и поэтому не счел возможным комментировать внутреннюю проблему. Единственное, о чем я говорил, так это о докладе ОБСЕ. Считаю, что это сбалансированный документ. Хотя мы не скрывали своего разочарования по поводу резких оценок, высказанных этой престижной международной организацией. Но я согласен с тем, что были допущены серьезные ошибки. Вместе с тем в докладе был отмечен и прогресс Казахстана в развитии демократических процессов, особенно по сравнению с выборами 1999 года.

– Не повлияет ли этот доклад на имидж Казахстана, претендующего на председательство в ОБСЕ в 2009 году?

– Казахстан стал первой страной СНГ, подавшей заявку на председательство в ОБСЕ. Надеюсь, что в международном сообществе обратят внимание на программу, которую предложил президент Назарбаев в плане демократизации. До принятия решения в 2006 году еще два с половиной года. Наша страна не остановилась в своем демократическом развитии. При строительстве демократии никто не может сбрасывать со счетов и геополитический контекст. Высший приоритет для Казахстана – это внутренняя стабильность. Без стабильности не могла бы состояться история успеха под названием казахстанский феномен, о котором сегодня говорят во всем мире. Речь идет о высоком финансовом рейтинге Казахстана, об основных социально-экономических показателях нашей страны. С точки зрения демографии, национального и конфессионального состава наше государство весьма сложное. Поэтому мы обязаны работать на внутреннюю стабильность. Мы внимательно наблюдаем за тем, что происходит в России, в Китае, у наших соседей по Центрально-Азиатскому региону.

– В ведущих западных газетах после парламентских выборов появились статьи не только о финансовом феномене Казахстана, но и о демократическом...

– Откровенно говоря, я не знаю, кто размещал эти материалы. Официальные объяснения сотрудников секретариата верхней палаты казахстанского парламента, чьи подписи красовались под этими публикациями, сводились к тому, что это сделали доброжелатели. Думаю, что слово "доброжелатели" нужно взять в кавычки.

– Прежний состав парламента принял существенные поправки в налоговое законодательство. Не повлияют ли эти новации на общий инвестиционный климат?

– Средняя налоговая нагрузка на недропользователей, включая иностранных инвесторов, у нас самая низкая. Во всяком случае, по сравнению с другими нефте- и газодобывающими странами, например с Норвегией. Но, на мой взгляд, произошел просчет с распределением налоговой нагрузки. Иностранные инвесторы считают, что основные налоги приходятся на первые годы вложения инвестиций, хотя они должны равномерно распределяться на протяжении целого ряда лет.

Видимо, претензии к Налоговому кодексу необходимо принять во внимание. Думаю, что 10 декабря на встрече президента с основными иностранными инвесторами на очередном заседании Совета иностранных инвесторов рассмотрят эти вопросы. Если необходимо внести поправки в Налоговый кодекс в сторону улучшения инвестиционного климата, то надо это делать.

– Президент Назарбаев заявил, что внешнеполитический курс страны останется неизменным...

– Действительно, сейчас нет смысла менять внешнеполитические приоритеты, которые были определены с момента независимости страны. На первом месте для нас стоят отношения с Россией, и мы смогли достичь серьезных результатов в двустороннем сотрудничестве. Кроме того, мы хотим иметь дружественные, предсказуемые отношения с США, Китаем, с нашими среднеазиатскими соседями, с государствами Евросоюза и, конечно, с основными странами Азии и Ближнего Востока. Большие надежды мы возлагаем и международные организации, такие как ООН, ШОС, ЦАС, ОЭС, ОДКБ и, конечно же, СНГ, ЕврАзЭС и ЕЭП.

Почему мы не хотим менять внешнеполитические приоритеты? Да потому, что правильный выбор приоритетов обеспечил Казахстану благоприятное внешнее окружение. Мы не имеем конфронтации ни с одним государством, хотя в геополитическом плане наша страна достаточно уязвима: огромная территория, большая протяженность границы (14 тысяч километров), относительно маленькое население. Многие политологи, в том числе Збигнев Бжезинский, говорят, что именно Казахстан является местом пересечения стратегических интересов великих держав.

– Прочность позиций Казахстана во многом определяется энергоресурсами, возможностью маневра при определении маршрутов их транспортировки. Сейчас обсуждается строительство нефтепровода Атасу–Алашанькоу. В Москве рассчитывали, что российская нефть пойдет в Китай по нефтепроводу Ангарск–Дацин. Сейчас этот проект заморожен, и китайцы могут сделать ставку на каспийскую нефть...

– Мы заинтересованы в том, чтобы российская нефть участвовала в экспорте через строящийся нефтепровод из западного Казахстана в Китай. Во всяком случае, президент Нурсултан Назарбаев в ходе встречи с российским премьером Михаилом Фрадковым обсуждал эту тему. Насколько мне известно, эти предложения изучаются в Москве.

Китай сейчас является вторым импортером энергоресурсов в мире, оттеснив на третье место Японию. В 2015 году объем производства нефти в Казахстане достигнет 100 миллионов тонн. Поэтому мы нуждаемся в альтернативных нефтепроводах. У нас есть соглашение с Россией, которое предусматривает экспорт казахстанской нефти через российские нефтепроводы в объеме не менее 15 миллионов тонн ежегодно. Есть предложение и от Украины об участии Казахстана в нефтепроводе Одесса–Броды. Близка к завершению работа по технико-экономическому обоснованию трубопровода через Иран.

– Но американцы против строительства нефтепровода в Иран…

– Да, существуют политические трудности, но работа не прекращается. В этом проекте помимо Казахстана участвуют японская и французская нефтяные компании. Казахстан также заявил о своей принципиальной поддержке нефтепровода Баку–Джейхан. Сейчас ведутся переговоры по экспортным тарифам.

– Во многих казахстанских школах начали учить китайский язык. Астана отдает предпочтение Китаю?

– В казахстанских школах сейчас приступают к обязательному изучению трех языков: казахского, русского и английского. Хотя юридический статус последнего не обозначен ни в одном государственном документе. Казахский язык – государственный, а русский по Конституции является официальным языком Республики Казахстан. Но без знания английского не будет доступа ни к современным технологиям, ни к происходящим в мире процессам. К тому же Казахстан активно ведет переговоры по вступлению в ВТО. Английский язык подрастающему поколению необходим. С Китаем у нас очень хорошие отношения, и мы бы хотели иметь с ним долговременные, предсказуемые отношения, имея в виду огромный потенциал этого государства. А отношения с Россией не подвергаются ни коррозии, ни пересмотру.

– Дружба дружбой, но казахстанские граждане, приезжая в Россию, должны зарегистрироваться в течение трех дней. Нельзя ли упростить для Казахстана миграционные требования, как это сделали для Украины?

– Этот вопрос может быть поставлен в повестку дня переговоров на самом высоком уровне. Что касается миграционных льгот для Украины, думаю, что этот шаг был продиктован нынешним ходом президентской кампании.

– Много неясного в казахстанско-узбекских отношениях. Дело доходит до вооруженных стычек. В чем причина напряженности?

– К сожалению, инциденты были, и мы рады тому, что должная оценка этим происшествиям была дана и с узбекской стороны. Сложности на границе связаны с тем, что она прошла по густонаселенным районам, буквально разбросав соседние дома по территории двух государств. Разделенными оказались близкие родственники. Население не привыкло к наличию госграницы.

– Казахстан не раз выдавал Узбекистану тех, кого обвиняют в причастности к террористическим организациям. А на минувшей неделе была арестована группировка "Хизб ут-Тахрир". Выходит, в Казахстане есть некая тыловая база узбекских экстремистов?

– Мы настроены на самое активное взаимодействие в противодействии терроризму со всеми заинтересованными странами, включая Узбекистан. Мы категорически отвергаем обвинения в том, что на территории Казахстана созданы базы подготовки террористов – таких баз не существует. Другое дело, что террористы, пользуясь достаточно либеральным миграционным режимом и открытостью границ, фактически беспрепятственно проникают на территорию нашей страны. Но это уже другой вопрос. На днях Комитет национальной безопасности Казахстана сообщил о захвате террористической группы, которая планировала теракты на территории соседних стран, в том числе в Узбекистане. Эта операция проводилась совместно со спецслужбами других стран. И это хороший пример того, как можно совместно работать на антитеррористическом направлении.

– В США прошли президентские выборы. Что изменится в отношениях между Казахстаном и США после переизбрания Джорджа Буша?

– Мы надеемся на продолжение сотрудничества в вопросах борьбы против международного терроризма и в торгово-экономической сфере. Американские инвестиции в нашу экономику являются наиболее весомыми. С республиканской администрацией наработан серьезный потенциал взаимодействия между нашими странам, поэтому мы рады переизбранию Джорджа Буша. У президента Назарбаева довольно тесные отношения с семьей Буша: еще в конце 80-х годов он познакомился с Бушем-старшим, который в то время живо интересовался Казахстаном и добивался того, чтобы компания "Шеврон" приступила к освоению Тенгизского месторождения. С Бушем-старшим президент Нурсултан Назарбаев последний раз встречался во время Олимпиады в Афинах. Знаю, что между ними состоялась интересная беседа, касавшаяся не только воспоминаний о прошлом, но и планов на будущее.




 «Тусовка» в Лондоне

19.11.2004. Республика (Казахстан)

А.Лазорская

Лидеры демократических сил договорились, что объединяться нужно и правильно

В прошлую пятницу в Лондоне прошла Международная конференция на тему “Демократия в Евразии. Взгляд оппозиции”, где встретились впервые все вместе представители демократических сил Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана. Казахстан представляли НП “Демократический выбор Казахстана”, ДПК “Ак жол”, Компартия Казахстана и... Акежан КАЖЕГЕЛЬДИН.

Организаторами мероприятия выступили аналитический центр The Foreign Policy Centre под патронажем премьер-министра Великобритании Тони БЛЭРА и неправительственная организация International Freedom Network (IFN).

Помимо оппозиционных политиков из постсоветских стран на конференции присутствовали представители дипломатических миссий, политологи, аспиранты, студенты, магистранты из стран СНГ, обучающиеся в Англии, журналисты.

Модератором на двух сессиях выступал Брюс КЛАРК из журнала “The Economist” (Великобритания).

В качестве гостя в зале присутствовал Энтони РОБИНСОН, журналист “Financial Times”, который наверняка запомнился нашим читателям как одна из VIP-персон первого Евразийского медиа-форума Дариги Назарбаевой, и тем, что год спустя на второй форум он не приехал в знак протеста против несправедливого приговора, вынесенного властями казахстанскому журналисту Сергею Дуванову.

В фокусе внимания – Казахстан

Первая сессия конференции была полностью посвящена нашей стране, она так и называлась: “В фокусе - Казахстан”. Такое внимание выступающий на этой сессии модератором Брюс Кларк объяснил тем, что Казахстан рассматривают в мировом сообществе как страну, которая через 15-20 лет станет одной из главных добывающих и продающих нефть держав. И понятно, уже сейчас для Запада очень важно, что это будет за держава.

Приятно было отметить, что Казахстан на конференции в “столице мира” был широко представлен. От Компартии присутствовали Серикболсын АБДИЛЬДИН и Толен ТОХТАСЫНОВ, от “Ак жола” были Алтынбек САРСЕНБАЕВ, Булат АБИЛОВ и ОРАЗ ЖАНДОСОВ, НП ДВК представлял Асылбек КОЖАХМЕТОВ.

Определенную пикантность описываемому мероприятию придало присутствие на нем представителя действующей власти, посла Казахстана в Великобритании Ерлана ИДРИСОВА. Его приход - еще до начала конференции - незамеченным никак не назовешь: в кулуарах он весьма бурно обсуждался. В воздухе, казалось, так и витал вопрос: “Что это вдруг он пришел?”. В качестве ответа высказывалось предположение, что посла, видимо, уполномочили проследить, о чем конкретно намерены поведать миру казахстанские оппозиционеры, а затем доложить об этом в президентскую администрацию.

Однако после того, как г-н посол с присущей дипломатам гибкостью “прижился” за “круглым столом” мероприятия и даже активно пообщался со своими соотечественниками, появилось другое объяснение причины его неожиданного визита. Мол, задача посла - не просто проследить за тем, что здесь происходит, но еще и попытаться воспрепятствовать общению представителей отечественных демократических сил с иностранными политологами, дипломатами и журналистами.

Не беремся судить о причинах появления г-на Идрисова на “оппозиционной тусовке”, сам он, отвечая на этот вопрос, сказал, что пришел, можно сказать, по зову сердца. И не как посол, а просто как гражданин Казахстана, которому небезразлична судьба его страны.

Презентация состоялась

Что касается выступлений, то для нашей аудитории ничего сверхнового ораторы не говорили. Их задача была - презентовать на Западе демократическую оппозицию как политическую силу на политическом поле Казахстана. Однако кое-какие интересные моменты все же были, на них мы и остановимся.

Так, изложив краткую историю нашей страны за последние десять лет, сопредседатель ДПК “Ак жол” Алтынбек САРСЕНБАЕВ завершил ее в несколько необычном ракурсе. По его словам, демократизация необходима не только внутри отдельно взятой страны, но она чрезвычайно важна и для всего региона.

“У Казахстана большая ответственность, - сказал он, - перед Центральной Азией. От политической модернизации Казахстана зависит дальнейшая демократизация всего региона. Если произойдет оздоровление в политической сфере в Центральной Азии, думаю, это будет одним из рычагов влияния на стабилизацию ситуации в Афганистане”.

Предвидя вопрос, какие же шаги необходимы для этого, г-н Сарсенбаев заметил, что “сегодня все зависит от политической воли граждан, от их совместных усилий, потому что сейчас стало ясно, что без реальной политической борьбы власть не может меняться, авторитарно-политический режим контролирует все субъекты рыночной экономики”. Авторитарно-политический строй провоцирует появление монополистических секторов экономики, теряется эффективность экономики и в результате возникает ситуация, аналогичная той, что была в Индонезии при Сухарто.

Лидер коммунистов Серикболсын АБДИЛЬДИН рассказал о политике наших властей, охарактеризовав ее образно, как политику с двойным дном. Наличие политического кризиса он проиллюстрировал цифрами, которые говорят сами за себя: за время, пока у власти находится Назарбаев, четыре раза распускался парламент и девять раз менялось правительство.

Лидер коммунистов сообщил присутствующим, что, по сути, Казахстан не вышел еще из экономического кризиса: “А то, что наблюдается рост ВВП, это, по словам президента, рост относительно 1997 года. Если рассматривать, как изменился этот показатель с 90-го года, то нам еще нужно долго работать, чтобы восстановить былой экономический потенциал”.

Системный кризис, по словам аксакала, коснулся и социальной сферы: каждый третий казахстанец не имеет прожиточного минимума. И это при том, что страна располагает огромными ресурсами. По информации экспертов ООН и ЮНЕСКО, при правильном использовании ресурсов Казахстан может содержать миллиард человек. “А мы фактически не можем нормально прокормить 15 миллионов”, - резюмировал г-н Абдильдин.

Невзирая на лица и звания

Представитель Народной партии “Демократический выбор Казахстана” Асылбек КОЖАХМЕТОВ был наиболее критичен. Говоря о ситуации в регионе, он привел главный козырь властей, когда они говорят только о положительных моментах в экономической и политической жизни страны, искусно обходя острые углы. “Потому что ложь и двуличие - это основа существующей власти в Казахстане”, - пояснил свое заявление г-н Кожахметов.

Чтобы наглядно продемонстрировать двуличность власти, Асылбек Базарбаевич вспомнил события почти трехлетней давности, когда был арестован лидер ДВК Галымжан ЖАКИЯНОВ, а именно историю подписания меморандума между тремя посольствами и МИД РК. Причину, по которой он решил напомнить именно об этом случае, г-н Кожахметов пояснил тем, что человек, который подписывал этот документ с казахстанской стороны, находится сейчас здесь, в зале, и это нынешний посол Казахстана в Великобритании Ерлан Идрисов.

Посол достаточно стойко держал удар до определенного момента. Однако появление напротив себя телеоператора с камерой он воспринял негативно и показал жестом, чтобы его не снимали.

Впрочем, от Асылбека Кожахметова досталось не только казахстанскому дипломату. Обращаясь уже к англичанам, он заметил, что многие западные политики, особенно парламентарии, приезжая в Казахстан, не дают жесткой оценки властям Казахстана и говорят в основном только о том, как хорошо развивается казахстанская экономика. “Отмечают, конечно, что какие-то проблемы есть, - пояснил г-н Кожахметов, - но уверены, что лет через 200 мы все наладим...”. Смех в зале показал, что присутствующие поняли иронию спикера.

И уже обращаясь в целом к представителям Запада, г-н Кожахметов заметил им, что они не должны просто наблюдать, что еще может сделать Назарбаев с оппозицией. Он сказал на это, что “оппозиция тоже что-то может сделать с Назарбаевым, но лучше, если мы это сделаем вместе, открыто и цивилизованным путем”.

Возвращаясь к новейшей истории

Как только казахстанские спикеры завершили свои выступления, слово взял Ерлан Идрисов. Выступал он на английском языке, говорил быстро, так, что переводчик за ним не поспевала. Но он и не особо стремился делать паузы, что дает повод сделать такой вывод: его задача была донести информацию, прежде всего, до англоязычной аудитории.

Традиционно отметив экономические успехи Казахстана и пожурив организаторов за отсутствие приглашения на конференцию, он обратился к истории распада Советского Союза, а затем плавно перешел к объединению Германии - дескать, не “сразу Москва строилась...”.

Однако присутствующих интересовало сегодняшнее положение вещей, а не дела лавно минувших дней. Например, как в случае прихода к власти нынешняя оппозиция будет решать проблему “больших братьев” (имелось в виду присутствие с одной стороны, Китая а с другой - России). Или как скажется демократизация казахстанского общества и региона в целом на ситуацию в Афганистане?

Отвечая на эти и другие вопросы, Алтынбек Сарсенбаев заметил, что при удачной политической модернизации Казахстан мог бы оказаться по уровню развития среди стран Юго-Восточной Европы. Но, к сожалению, в начале 90-х страны Центральной Азии выбрали неправильный курс и сейчас являются его заложниками. Чтобы иметь эффективную экономику, в первую очередь, необходимо избавиться от авторитаризма, следствием которого является резкое расслоение общества. Нужно резко повысить благосостояние простых людей, что в итоге приведет к политической активности в Центральной Азии. Открытый рынок, безусловно, будет способствовать улучшению экономики Афганистана.

Что касается вектора развития в случае победы демократических сил при таком сложном геополитическом окружении Казахстана, единственно правильным, по словам г-на Сарсенбаева, будет направление в сторону Европы. В свою очередь Серикболсын Абдильдин, говоря о политике Казахстана в отношении Китая и России, заметил, что обе эти страны - наши вековые соседи, и если уж до Назарбаева улаживались с ними взаимоотношения на протяжении 500 лет, то и после него будут улаживаться.

Фото на долгую память

Две другие сессии прошли в более сжатом формате. В дискуссию включились участники конференции из других стран СНГ. Обсуждали темы: “Выборы в Евразии”, а также “Будущее демократии в Евразии”. На них кроме казахстанцев выступили специалисты по Украине и Узбекистану, представители кыргызской оппозиции. Итогом мероприятия стало принятие обращения к международным организациям о ситуации в странах СНГ. Участники конференции сошлись во мнении, что необходимо создать коалицию демократических сил стран бывшего СССР.

Когда третья сессия была в разгаре, в вестибюле появился экс-премьер-министр Казахстана Акежан КАЖЕГЕЛЬДИН. Он не стал заходить в зал, где проходила конференция, тем не менее, его приезд незамеченным не остался.

По завершении официальной части планировался обед для участников и гостей конференции, куда организаторы пригласили и гражданина Казахстана Ерлана Идрисова. Время же до обеда прошло в бурном общении.

Новая волна казахстанских политиков оппозиционного толка с воодушевлением приветствовала появление Акежана Магжановича. Он тоже явно был рад встрече с соотечественниками. Никто не сторонился друг друга, все были на подъеме. Не обошлось без рукопожатий и даже дружеских объятий.

Фотограф Михаил Кубеков («Свободная Азия»).

На снимке (слева направо): Толен Тохтасынов, Рашид Нугманов, Акежан Кажегельдин, Асылбек Кожахметов, Алтынбек Сарсенбаев, Нурбулат Масанов, Серикболсын Абдильдин, Ораз Жандосов, Ерлан Идрисов (посол Казахстана), Булат Абилов

Представители демсил с удовольствием позировали перед камерами, что давало основание полагать, что они все-таки смогут договориться... Во всяком случае, фотографируясь, оппозиция выглядела одной командой. И даже Ерлан Идрисов не смотрелся чужаком. Ну а за круглым обеденным столом беседа текла так дружелюбно, что ни один сторонний наблюдатель не смог бы предположить, что у этих людей есть между собой какие-то разногласия.




 «Считаю своим гражданским долгом рассказать всю правду» Алтынбек Сарсенбаев

16.11.2004. Свободная Азия

Записал Михаил Кубеков (Лондон)

Только что, выступая на конференции, Вы заявили, что главная политическая ориентация партии «Ак Жол» отныне будет нацелена на Европейский Союз. Почему именно ЕС, а не Россия, например?

Самой России сначала надо определиться, в какую сторону идти. Или она опять будет закрываться, искать собственный путь, либо стратегически Россия станет частью ЕС. В последнем случае Казахстану выгоднее, так как мы напрямую, через Россию выходим на ЕС. Почему наш ориентир на ЕС€ Да потому, что это будет означать экономическую и политическую стабильность. Хотя этот процесс займёт десятки лет.

Европейские стандарты – это значит свободные выборы, а не монархическая передача власти. Кстати, бытует твёрдое убеждение, что семейная передача власти – это благо для Казахстана. Вот выйдет из-за спины Дариги Назарбаевой Рахат с дубиной и, одним махом положит конец противостоянию олигархических группировок.

Прошедшие выборы в парламент – это мягкое голосование передачи власти по наследству. Создание «Асара», участие в выборах означало «прощупывание» общественного мнения. Да, вот, только результат голосования оказался плачевным для семьи Назарбаевых. Несмотря на поддержку 6 телевизионных, 3 радиоканалов, нескольких печатных изданий плюс административный ресурс на местах, «Асар», по нашим данным, получил всего 8 процентов голосов. То есть, общество даёт сигнал, - казахстанцы не воспринимают династийный вариант передачи власти, тем более в руки Дариги Назарбаевой.

Я не согласен с убеждением, что династийная передача власти положит конец разногласиям среди политических групп. Наоборот, это только усугубит конфликт. Казахстанцам надо искать правильный выход. А это возможно только через демократические формы. Необходимо осуществить демонополизацию политических субъектов и создать правильные гражданские институты.

А что, до «рахатовского путча» 2001 года с демократией и правами человека было всё в порядке? Что-то не очень в те времена «молодые буржуа» жаловались на недостатки. Простите, но Вы лично, как министр и друзья по «Ак Жолу», долгие годы, по кирпичикам, выстраивали фундамент единоличной власти. Вот и получается, сами себя «съели», расплачиваетесь за политику прошлых лет.

Хорошо, что задали этот вопрос, надо отвечать. Действительно, Жакиянов, Джандосов, Байменов, Кажегельдин, я и другие лидеры демократической оппозиции участвовали в процессе становления нынешнего режима. Но, давайте, посмотрим на этот вопрос фактологически…(пауза..прим.ред.).

В те годы, мы думали так: полным ходом идут экономические реформы и важно «блокировать» социальное напряжение в обществе. Казахстан находился в переходном состоянии, и нам казалось, что после «транзита», создав эффективную экономику, начнутся и политические реформы. Чего, к сожалению, не произошло.

При Вас, в конце девяностых, начался тот злополучный передел радио и телевизионных частот. Борис Гиллер потерял «Караван». В официальных документах на передел частот, стоит ваша подпись и Кажегельдина. Вы с бывшим премьером, «за просто так», отдали в руки Дариге Назарбаевой ведущие гос.сми.

Я согласен. Наша вина, наверное, заключалась в том, что в 1996 году мы дали Дариге возможность создать отдельный канал, хотя я был противником этого детища. В моём письменно заключении, представленном правительству, я говорил, нельзя создавать отдельный телеканал, достаточно укрепить государственный канал «Казахстан 1». Но, Вы должны знать, что если глава государства принимает решение, то мнение министра ничего не значит. Акежан Кажегельдин подписал постановление. Дальше – больше. В 1999 году речь уже шла об акционировании «Хабара». Наше «тонкое» возражение опять не восприняли. Насчёт радиочастот…

Намерения были благими: навести порядок, прозрачно провести тендер, организовать продажу частот через аукцион. Но, с водой, как бы «выплеснули ребёнка». Я согласен, это была ошибка того периода, ошибка к которой я имел несчастье быть причастным. Однако, сегодня, увидев определённые негативные последствия той ошибки, надо ситуацию как-то исправлять. Наша вина в том, что тогда, даже под давлением, мы не выступили против, выжидали, думали Назарбаев примет правильное решение. Ведь он обещал в 1997 году, что сразу после выборов президента 1999 года начнутся политические реформы. Мы даже написали несколько программ политических реформ развития страны до 2010 года, хотя эти программы сегодня правительство нигде не показывает.

Насчёт Гиллера. Продажа «Каравана» происходила без нашего участия, так как газета – это частная собственность. Хотя знаю, было два варианта: отобрать «Караван» с участием силовых структур или заставить продать. Гиллер всё продал, уехал из страны, а «Караван» попал в руки семьи.

«Хабар» собирается с вами судиться. Смотрите, что получается: на суде у Вас неопровержимые доказательства принадлежности «Хабара» семье Назарбаевых, но суды зависимы, судьи назначаются президентом и исход процесса нетрудно предсказать. В зал суда пригласят общественные СМИ, опять же подконтрольные Дариге. На что Вы надеетесь?

Мне сам процесс интересен, да и не всё так мрачно. Есть демократическая пресса, которая хоть в какой-то мере присутствует в стране. Я думаю, процесс, привлечёт внимание российских и зарубежных СМИ – ведь тема то интересная! Небезразлично будет международным организациям и дипломатическому корпусу. На этом процессе, с документами, через свидетелей, я докажу, кому, что принадлежим в Казахстане.

Вы зашли на «минное поле». Просчитали все последствия?

Очень хорошо, что они инициаторы иска, а не я. Поэтому, мяч сейчас на их стороне, но когда игра начнётся – посмотрим! Я считаю своим гражданским долгом рассказать всю правду.

И всё-таки, если предположим, дело обернётся не в Вашу пользу, придётся ведь выполнять решение суда. А это денежные компенсации, публичное извинение.

Как законопослушный гражданин, я обязан выполнять решение суда, но если будет принят неверный вердикт, то я буду, плоть до Верховного Суда, добиваться правильного решения. Хотя понимаю, что это очень тяжело. Главное – пострадавшим буду не я. Пострадает Назарбаев, так как раскроются его секреты и секреты его семьи. Пострадавшей станет Дарига. Она сказала, что на пустом месте создала медиа-холдинг и мы, докажим, сколько миллиардов теньге стоит это пустое место.

Не боитесь, что «накопают» компромат? Кстати, Назарбаев в одно время обмолвился, что любого министра может взять за руку и отвести за решётку.

Меня это не касается! Если у них есть что-то на меня, то давно бы пустили в ход сразу после моего возращения из России. Я ответственно заявляю, за 9 с половиной лет работы в качестве министра я не израсходовал ни одной копейки бюджетных средств не по назначению. В бытность министром, послом в России было проведено 46 проверок и ничего не нашли!

Не мучает чувство безысходности от политической борьбы? Ведь, скорее всего, Назарбаева выберут президентом ещё на 7-8 лет. Какой смысл вашей работы?

Если бы мы не видели возможность изменить общество, то мы за это дело не брались. Настроения другие, об этом можно судить по результатам реального голосования. В совокупности, более 50 процентов избирателей проголосовали на прошедших выборах за демократические партии. Ценности меняются, и это результат, в том числе деятельности партии «Ак жол». Честно, если бы нас не было, режим принял бы более уродливые формы. В стране только один политзаключённый, Галымжан Жакиянов, но не будь оппозиции – могло быть десятки.

Простой народ думает прямо: президент вороватый, а кто не ворует? Зато свой, ПТУшник, от лопаты, прошёл все ступени партийной карьеры. Назарбаев «наелся», всё получил. Придёт время помирать, ведь в могилу дворцы-резиденции не унесёшь. Хоть чуточку, но думает о народе, память добрую хочет оставить. И какая ему альтернатива? Группа молодых голодных волков, отодвинутых от кормушки и жаждущих реванша? Так нет, пускай уж лучше близкий, родной…

Нет, народ говорит обратное. В Кзыл-Орде мы проводили встречи. В зале собралось 500 человек. После моего выступления встал аксакал и заплакал. Старик почти смирился с тем, что нет надежды на изменения. Он думал не о себе, о судьбе внуков. В «Ак жоле» он увидел будущее страны. Народ беден, в жизни видел мало хорошего. Сегодня, мы добываем 50 миллионов тонн нефти, скоро возможно выйдем на отметку 100 миллионов. Так вот, каждая тонна либо будет улучшать благосостояние людей, либо укреплять авторитарный режим. Суть демократии для простого народа можно выразить так: как через прозрачную систему лучше контролировать и распределять природные богатства Казахстана.

Есть ли в Казахстане новый харизматичный лидер? Родила ли земля казахстанская своего Валенсу, своего Вацлава Гавела?

Да, в стране есть достаточно сильные личности. Я бы насчитал с десяток лидеров. По крайне мере, альтернативную кандидатуру Назарбаеву демократическая оппозиция на предстоящих выборах выставит.




Казахстанский лидер перестраховывается

16.11.2004. IWPR

Коллектив IWPR в Казахстане

Президент Назарбаев принимает дополнительные меры, чтобы обезопасить себя от оппонентов

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с критикой в адрес крупных корпораций. Стороннему наблюдателю может показаться, что казахстанский лидер таким образом отказывается от курса, проводившегося им на протяжении последних десяти с лишним лет, когда крупные финансово- промышленные группы при потворстве власти прибрали к рукам наиболее «лакомые» куски казахстанской экономики.

Однако ряд экспертов в интервью IWPR отмечают, что выпад главы государства – часть возможного продуманного плана, цель которого – отобрать инициативу у потенциальных противников накануне предстоящих в конце 2005 – начале 2006 г. президентских выборов.

Решение Назарбаева о досрочном начале работы вновь избранного парламента также указывает на то, что казахстанский лидер чувствует себя «на коне» и не намерен и впредь выпускать инициативу из своих рук.

По итогам сентябрьских выборов Нижняя палата Парламента оказалась по большей части укомплектована представителями пропрезидентской партии «Отан». Оппозиции досталось всего одно место, но сопредседатель партии «Ак-жол» Алихан Байменов демонстративно отказался от него в знак протеста против якобы имевшей место фальсификации результатов голосования.

Новый состав Нижней палаты должен был приступить к работе в начале декабря, но вместо этого по инициативе главы государства провел свое первое заседание на месяц раньше срока – 3 ноября.

Выступая с обращением к депутатам, глава государства неожиданно обрушился с критикой на «олигархов», обвинив их во множестве «грехов» - от уклонения от уплаты налогов до отсутствия финансовой прозрачности и монополизации рынков.

«Десяток мега-холдингов контролируют почти 80 процентов ВВП Казахстана», - заявил он.

Президент не сказал ничего нового. Присутствовавшим в зале политикам было и так известно, что преимущественно сырьевая экономика Казахстана сконцентрирована вокруг нескольких гигантских консорциумов, контролируемых или самим государством, или протежируемыми им корпорациями.

Если кого-то и удивил внезапный выпад президента, то вскоре подоспели разъяснения президентского советника Ермухамета Ертысбаева, который заявил в интервью агентству «Интерфакс»: «Президент хотел сказать, что те несколько олигархических финансовых групп, которые контролируют 80 процентов казахстанской экономики, не должны оказывать влияние на процесс принятия решений в правительстве и в парламенте».

Иными словами, концентрация гигантских экономических ресурсов в руках небольшой группы олигархов – не беда, но вот использовать свое экономические могущество в политических целях – недопустимо.

Ведущий аналитик Центра коммуникативных технологий «Репутация» Николай Кузьмин отмечает, что казахстанские «мега-холдинги» в последние несколько лет диверсифицируют состав своих активов, не ограничиваясь монопольным присутствием в сырьевых отраслях. Ими приобретаются, в частности, отдельные СМИ, причем предпочтение отдается печатным изданиям, так как «доступ к телеканалам очень сложен».

В принципе, любой такой холдинг может в какой-то момент создать и свою политическую партию, тем самым превратившись, по выражению Кузьмина, в «группу влияния».

Не все олигархи вынашивают политические амбиции. Люди, приближенные к Назарбаеву и его кругу, знают свое место, и выпад президента относился не к ним.

Один из примеров - Евразийская промышленная ассоциация (ЕПА), в которую входят крупные металлургические, угольные, энергетические и горнодобывающие предприятия, и за которой стоит Александр Машкевич, считающийся близким соратником президента.

Политолог Андрей Чеботарев рассуждает: «По всей вероятности, он имел в виду те финансово-промышленные группы, которые пытаются действовать независимо от власти».

Возможно, в их числе можно назвать «Казкоммерцбанк», в адрес которого уже выступал с критикой советник президента Ертысбаев, обвиняя «Казкоммерцбанк» в лоббировании собственных интересов и связях с оппозиционной партией «Ак-жол».

«Казкоммерцбанк» - крупная холдинговая группа, сформировавшаяся вокруг одноименного банка – является ведущим игроком на рынке корпоративного кредитования и имеет солидную международную репутацию. Во главе динамично развивающейся финансовой сферы Казахстана стоят в основном молодые технократы-реформаторы, оттеснившие на второй план новоиспеченных бизнесменов из числа бюрократов советского образца.

Некоторые наблюдатели напрямую связывают критику Назарбаева в адрес «плохих» олигархов, а также его решимость сплотить вокруг себя лояльный парламент с итогами парламентских выборов.

Казалось бы, его сторонники одержали сокрушительную победу, оппозиции досталось всего одно место, сильного соперника на следующих президентских выборах у Назарбаева пока не предвидится. Так чего же опасается президент?

Возможно, ответ кроется в следующем. Назарбаеву без особого труда удалось оттеснить на задворки политической сцены традиционную оппозицию в лице «Демократического выбора Казахстана» (ДВК) и коммунистов. Но главная опасность исходит не от них, а от влиятельных политических деятелей, которые могут внезапно перейти в стан противников правящей администрации.

Последний подобный случай – неожиданный политический шаг со стороны спикера парламента Жармахана Туякбая.

В прошлом месяце Туякбай, который также занимал высокий пост в структуре партии «Отан», одновременно покинул и его, и пост спикера, публично раскритиковав при этом организацию прошедших выборов и назвав их «фарсом».

Ранее жалобы на несправедливость и непрозрачность выборов являлись исключительно уделом оппозиции и международных организаций, и такую критику Назарбаев вполне мог игнорировать.

Но выпад от человека, считавшегося третьим лицом в государстве, ранит гораздо больнее и, естественно, вызвал сенсацию в политических кругах Казахстана.

Несколькими месяцами ранее Туякбая в лагерь оппозиции перешел бывший глава Агентства по чрезвычайным ситуациям Заманбек Нуркадилов.

Туякбай, похоже, всерьез отмежевался от президентской администрации и, по мнению экспертов, может попытаться заручиться поддержкой определенных политических или экономических кругов.

По мнению директора Группы оценки рисков (ARG) политолога Досыма Сатпаева, демарш спикера продемонстрировало президенту о наличии серьезных проблем в межэлитных отношениях, которые с каждым годом будут, скорее всего, обостряться. Следовательно, в недрах режима могут появляться новые влиятельные «диссиденты», которые способны бросить вызов президенту.

Наиболее перспективным партнером для «перебежчиков», стремящихся в преддверии президентских выборов заявить о себе на политической арене, является, пожалуй, партия «Ак жол», сформированная на основе крепкой реформаторской платформы, а не слепой враждебности режиму Назарбаева. Партия «Ак жол» выступила с инициативой проведения всенародного референдума по вопросу отмены результатов выборов и предпринимает шаги по формированию широкой коалиции с ДВК и коммунистами.

Сатпаев полагает, что финансово-промышленные группы с политическими амбициями, к примеру – тот же «Казкоммерцбанк» - вполне могут поддержать Туякбая в качестве соперника Назарбаева на предстоящих президентских выборах. Другое дело захочет ли он получить такую поддержку, возможно сделав ставку на самостоятельную игру. В этом случае, еще одним потенциальным кандидатом может стать сопредседатель «Ак-жол» - бывший Министр информации и общественного согласия Алтынбек Сарсенбаев.

Поспешные упредительные действия президента могут свидетельствовать и о том, что слухи о возможном переносе президентских выборов на более ранний срок – не просто слухи.

Официально выборы намечены на начало 2006 г. Президентский срок Назарбаева истекает в конце следующего года, и по закону выборы должны состояться в течение 30-ти дней после его окончания.

Сатпаев не исключает, что президент с помощью послушного законодательного органа может провести конституционную поправку, дающую ему возможность назначить выборы на более ранний срок.

«Для президента было бы желательно провести выборы до того, как оппозиция или другие политические силы перегруппируются и превратятся в более серьезного соперника», - полагает он.

По мнению политолога Андрея Чеботарева, президент дает всем политическим силам понять, что «все под контролем руководства, и в случае необходимости оно готово померяться силами с любым противником».




Киевские каштаны и алматинский апорт

29.11.2004. Gazeta.kz

Борис Анциферов

Как события на Украине могут затронуть Казахстан?

Чем бы не разрешился нынешний острый политический кризис на Украине, быстрого затишья вряд ли стоит ожидать.

Выбрать повторное голосование из нескольких предложенных вариантов разрешения кризиса действительно было наиболее логичным с политико-юридической точки зрения и самым эффективным для успокоения взбудораженного народа.

С одной стороны, время, которое пройдет до него (а это минимум несколько недель), могло бы несколько охладить эмоции. С другой - на повторном голосовании контроль за его ходом был бы как никогда строгим и независимо от результатов у проигравшей стороны не было бы оснований подвергать сомнению юридическую правомочность итогов, как это происходит сейчас.

Но беда в том, что есть все основания полагать, что конфликт зашел слишком далеко, и в украинском обществе, с обеих сторон, уже слишком велик процент людей, которые в принципе не воспримут не отвечающий их взглядам итог голосования. Это достойно большого сожаления, но приходится констатировать, что большая страна, вторая по численности и экономическому потенциалу среди бывших советских республик, страна, считающая себя частью Европы, сегодня находится на грани масштабного внутреннего конфликта.

Будем надеяться, что на Украине у политиков и народа хватит сил найти выход из этого кризиса, или хотя бы на этом этапе не дать ему углубиться.

Но при всем том надо изучить возможное влияние гражданского противостояния там, на ситуацию в Казахстане. Сегодня соотечественники смотрят на украинские события как на что-то очень далекое и совершенно нас не касающееся, а зря. При всей географической удаленности острый конфликт по обоим берегам Днепра не может не затронуть и наших интересов.

Это воздействие, конечно, не будет прямым, но косвенно мы сможем его прочувствовать. Во-первых, "зависнут", и очень серьезно, те интеграционные инициативы, участником которых являются Украина и Казахстан. Речь о Едином Экономическом пространстве (ЕЭП). Тут может быть несколько сценариев развития событий.

Если в итоге у власти оказываются Ющенко и его сторонники, то возможна вообще ревизия участия Украины в ЕЭП, и тогда эта организация просто теряет смысл своего существования; ведь она и создавалась-то для привлечения в интеграционные процессы Украины.

Если в этой стране будет более-менее длительный период двоевластия (а на государственном уровне оно равно безвластию), то любому лидеру будет просто не до ЕЭП. Однако для Казахстана любой из названных двух вариантов означает одно - торможение, если не свертывание, ряда интеграционных инициатив.

А ведь среди них было немало весьма полезных для нашей республики, как, например, российско-украинские проекты в сфере космонавтики, базировавшиеся на использовании космодрома Байконур. Была и, к сожалению, не достаточно хорошо озвученная в СМИ, идея развития самолетостроения с участием предприятий Украины, России и Казахстана.

Им, как и другим подобным идеям и проектам, не реализоваться в условиях бурлящей Украины. Возможно, на идее реанимации промышленного потенциала наших стран через возрождение на современных условиях производственных цепочек, созданных в советские времена, вообще придется ставить крест: время идет, производственные и кадровые фонды стареют, на носу вступление в ВТО и ждать, когда украинцы разберутся между собой и подключаться к общим проектам уже невозможно.

Таким образом, замедление, а, возможно, и частичное свертывание интеграционных процессов может стать одним из прямых следствий "каштановой революции" для нас.

О другой теме не хочется и думать, но приходится - речь о возможном углублении конфликта на Украине, вплоть до прямого политического раскола. Основания для этого дают как поведение местных властей на западе республики, отказавшихся признавать власть Януковича, так и заявление Донбасса о возможной автономии региона. А случись такое, тут же по этому пути последует как минимум Крым, а максимум - весь юго-восток Украины, называемый этнографами за свой этнодемографический состав и политические симпатии к России - Новороссией.

К сожалению, такие процессы не проходят мирно. В таком случае неизбежно прямое вмешательство в украинские события с одной стороны Запада, с другой - России. Пересечение интересов Москвы с одной стороны и США, Европы, НАТО с другой не улучшит их взаимоотношения. Косвенно это может затронуть и Казахстан, ведь знаменитая отечественная внешнеполитическая многовекторность, что бы ни говорили ее апологеты, держалась не только и не столько на искусстве местной дипломатии, сколько на определенном балансе интересов и влияния внешних сил, в первую очередь России и Запада.

И уход этого баланса в прошлое, и ситуация на Украине могут стать факторами, которые способны поставить Казахстан перед выбором - кто же из внешних партнеров нам ближе. Вернее, этого могут потребовать сами партнеры. А такой выбор для РК был бы очень болезненным.

В экономическом и внешнеторговом отношении Украина не является крупным партнером Казахстана, поэтому резкого ухудшения с этой стороны ожидать не приходится.

Но все же. Можно вспомнить, как в прошлом году, во время неурожая на Украине, Казахстан экспортировал туда свое зерно. Будет ли с кем вести переговоры на будущий год? Без покупателей, конечно, наши экспортеры не останутся, но все же чем их больше, тем лучше. Под вопросом могут оказаться и планы по использованию украинской нефтетранспортной системы для экспорта нефти из Казахстана (в первую очередь много страдальный маршрут Одесса - Броды). Будущее и так выглядело туманным, теперь и вовсе можно будет о нем забыть. И как еще будет складываться обстановка в Крыму? Если, не дай бог, неспокойно, то и перевозки нефти с грузинских портов по Черному морю станут более рискованными.

Крым, кстати, отдельная тема. Там не первый год тлеет конфликт между местным славянским и крымско-татарским населением.

Видимо, не безосновательно некоторые политики говорят о скрытом участии в этом конфликте внешних сил. В случае большого кризиса на Украине эта проблема может обостриться и стать обособленно. Кстати, еще несколько лет назад в Симферопольском медицинском институте была раскрыта подпольная исламистская группа. Возникновение конфликтных очагов в новых регионах СНГ не окажет прямого воздействия на Казахстан, но и общую атмосферу не улучшит.

Наконец, есть еще один возможный вектор воздействия на нас украинского кризиса. Названные выше проблемы для производственной и технологической интеграции в случае дестабилизации на Украине серьезно затронут ряд отраслей в России. Например, один из серьезных экспертов считает, что не возроди Украина и Россия в форсированном темпе свое авиастроение, и уже в ближайшие годы только в России закрытие ряда заводов приведет к потере 1 миллиона рабочих мест. А есть также эта проблема в машиностроении, других технологичных отраслях. Рост безработицы, ухудшение социально-экономической ситуации в России не может оставлять равнодушным Казахстан, ибо социальные проблемы у соседей могут привести к радикализации политических процессов там.

А это потенциально опасно уже для самого Казахстана.




В Казахстане нарушен баланс сил внутри политической элиты

29.11.2004. Независимая газета

Досым Сатпаев

Прошло два месяца после окончания парламентских выборов в Казахстане, но политическая атмосфера в стране до сих пор наэлектризована. Выборы, к сожалению, не решили главной задачи и не создали основы для консолидации элиты и общества. Наоборот, линия разлома стала увеличиваться не только между властью и разношерстной оппозицией, но и внутри политической элиты, которая теряет свою монолитность.

Неожиданный демарш теперь уже бывшего спикера нижней палаты парламента и одного из лидеров победившей на выборах пропрезидентской партии «Отан» Жармахана Туякбая, обвинившего власти в фальсификации результатов выборов, является лишь очередным звеном в цепи событий, которые начались в 2001 году. Тогда экономические интересы части политической и бизнес-элиты Казахстана столкнулись с интересами одного из членов семьи президента. В результате в стране материализовались новые публичные политики и политические партии. Вряд ли акция Туякбая связана с борьбой за демократические ценности, о чем поспешили заявить некоторые оппозиционеры. Скорее всего это следствие серьезного конфликта с руководителем администрации президента Имангали Тасмагамбетовым, усиление которого сейчас настораживает многих в политической элите Казахстана. До него аналогичную траекторию проделали бывший «член президентской команды» Заманбек Нуркадилов и нынешние руководители демократической партии «Ак жол». А еще раньше премьер-министр Акежан Кажегельдин, открывший страницу «великого исхода из-под президентской власти», чтобы играть против самой власти. В отличие от Кажегельдина против Туякбая, видимо, не будут применяться силовые меры, как это не было сделано в свое время и по отношению к Заманбеку Нуркадилову. Это слишком информированные люди, и для президента важно держать их в поле зрения, не провоцируя на возможное объединение с оппозицией.

Но главное то, что президент Назарбаев постепенно теряет роль арбитра внутри элитных отношений. Корпоративная политическая система, которую он в течение тринадцати лет выстраивал вокруг себя, становится все более сложным организмом, состоящим из многих амбициозных «теневых игроков», все активнее заявляющих о своих правах на экономическую и политическую свободу действий. При этом они боятся нового передела собственности, который в любом случае начнется после ухода Назарбаева. Но это еще полбеды. Самым опасным для президента является ослабление его контроля за элитой, которое приводит к сбою традиционного механизма согласования интересов между многочисленными конкурирующими группировками. Это, кстати, было еще одной причиной выхода Туякбая на общественную политическую сцену. Вряд ли он мог позволить себе такой шаг после парламентских или президентских выборов 1999 года, когда позиции Назарбаева были более прочными.

Наиболее крупные политические партии в Казахстане представляют собой симбиоз финансово-промышленных групп и политической элиты, которые борются за влияние на президента. Победу партии власти «Отан» можно рассматривать как победу нескольких влиятельных групп влияния плюс региональной элиты. К числу «победителей», в частности, относят тандем главы администрации президента Имангали Тасмагамбетова и «Евразийской группы» Александра Машкевича, стоящих за спиной «Отана» и Гражданской партии. К проигравшим причисляют «Ак жол» и стоящую за ней группу «Казкоммерцбанка», а также Даригу Назарбаеву с ее проектом «Асар». При таком раскладе вызывает удивление разрастание конфликта между одним из сопредседателей «Ак жола» Алтынбеком Сарсенбаевым и Даригой Назарбаевой по поводу медиахолдинга, контролируемого дочерью президента. Судя по всему, от этого конфликта больше всех выиграет дуэт Тасмагамбетов–Машкевич, который уже нанес несколько информационных ударов по «Казкоммерцбанку» в период избирательной кампании. Другое дело, насколько прочным будет этот дуэт. Он уже вызывает жесткое противодействие со стороны других групп влияния, которые все больше начинают задумываться о будущем политической системы после Назарбаева. Эта мысль заботит как «старых президентских гвардейцев» в лице Нуртая Абыкаева, Ахметжана Есимова или Сарыбая Калмурзаева, так и «молодежь» из числа членов семьи президента в лице Тимура Кулибаева и Рахата Алиева, занявших пока выжидательную позицию.

Что касается самого президента, то он уже предпринял ряд контрмер. Для начала парламент нового созыва, чья легитимность в течение целого месяца ставилась под сомнение не только оппозицией, но и представителями политической элиты, приступил к работе раньше намеченного срока. Для президента политическая пауза после выборов слишком затянулась. Стали говорить о неуверенности и даже растерянности главы государства. Именно поэтому Назарбаев не стал ждать 1 декабря, когда новый парламент должен был приступить к работе. К тому же его торопили последние события, связанные с инициированием «Ак жолом» референдума о непризнании итогов парламентских выборов. Для этого понадобилось срочно внести изменения в Закон «О референдуме», которые предполагают государственную регистрацию инициативной группы по его проведению.

Президенту нужен лояльный и предсказуемый парламент. В глаза бросается чрезмерная агрессивность власти в формировании пропрезидентского большинства в парламенте. Это говорит о желании президента использовать парламент в реализации своих законодательных инициатив, которые могут быть связаны с досрочными президентскими выборами и изменениями Конституции. Назначение нового спикера нижней палаты Урала Мухамеджанова, до этого занимавшего пост госинспектора управления организационно-контрольной работы и кадровой политики администрации президента, – лишнее тому доказательство.

Параллельно президент начал вести работу по восстановлению внутреннего баланса среди элиты. Так, он уже сделал недвусмысленный намек абсолютно всем «теневым игрокам». На открытии первой сессии парламента третьего созыва президент упомянул о «десяти мегахолдингах», которые контролируют 80% всего ВВП Казахстана и мешают транспарентности и конкурентности на внутреннем рынке. При этом некоторые из них, по словам президента, рвутся к власти. Президент подчеркнуто назвал их «олигархами», намеренно закладывая в это слово негативный смысл. Хотя все эти «олигархи» были взращены самим президентом и давно уже стали частью корпоративной политической системы страны, данное заявление можно рассматривать как предупреждение тем, кто начинает переходить границу дозволенного и нарушает правила игры. Не исключено, что Назарбаев будет использовать «борьбу с олигархами» как одну из своих предвыборных фишек. Так, президент уже выступил с речью, очень напоминающей предвыборную программу.

С другой стороны, в Казахстане ускорился процесс давления на иностранных инвесторов в пользу местной бизнес-элиты, которая давно хочет получить доступ к нефтегазовому пирогу, вокруг которого долгое время хозяйничали иностранные инвесторы. Пару лет назад был принят Закон «Об инвестициях», отменивший 6-ю статью старого Закона «Об иностранных инвестициях», согласно которой государство брало на себя обязательства не предпринимать действий, которые ухудшали бы положения инвесторов. Новый закон уравнял права иностранных и местных инвесторов. Логическим завершением этого процесса стало недавнее одобрение изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам недропользования. Теперь государство, то есть «КазМунайГаз», официально имеет преимущество на выкуп доли в проекте у инвесторов, решивших ее продать. Ясно, что эти изменения связаны с текущей конъюнктурой и должны помочь правительству в переговорах с компанией British Gas о доле в Северо-Каспийском нефтяном проекте. В то же время все это можно рассматривать как прямую поддержку тех же «олигархов». Как считают некоторые политологи, в связи с переизбытком свободного, но в большинстве своем «теневого капитала», казахстанская элита лихорадочно ищет новые сферы – и не только там, где уже работают иностранные инвесторы, но и в соседних Киргизии и России.

У президента есть еще один проверенный способ поддержания контроля над элитой – это новые кадровые перестановки. Многих интересует вопрос о перспективах Тасмагамбетова, у которого есть шанс остаться главой администрации президента, а следовательно, курировать избирательный штаб во время президентских выборов, либо временно переместиться на другую должность, что поможет снизить накал критики со стороны оппозиции, которую уже трудно игнорировать. При этом не стоит переоценивать непотопляемость самого Тасмагамбетова, от которого президент всегда сможет избавиться, если увидит в нем реальную угрозу межэлитной стабильности, как это было в случае с зятем президента Рахатом Алиевым. Что касается самих перестановок, то в любом случае будет тасоваться старая кадровая колода, если, конечно, не произойдет сюрприза и кто-либо из партии «Ак жол» не вернется в правительство. Судя по той непонятной паузе, которую держал «Ак жол» даже во время демарша Туякбая, переговоры об этом все-таки велись. Вряд ли оппозицию устроит работа в рамках новой национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданскому обществу при президенте Казахстана.

Что касается объединения оппозиции, то перспективы такой коалиции примерно 50 на 50. Сейчас вроде идут переговоры между тремя оппозиционными партиями по поводу единого кандидата. Но проблема в том, что у разных оппозиционных сил разные политические цели. Если лидеры «Ак жола» пытаются торговаться с властью и все еще могут пойти на политическую сделку, то ДВК и КПК более радикально настроены. Их объединяет то, что после парламентских и до президентских выборов они будут находиться в состоянии политического выживания. Оппозиции надо быть готовой к тому, что президент постарается внести существенные изменения в партийную систему Казахстана. Как сказал Назарбаев, опыт многих стран, относящихся к «третьему эшелону модернизации» (а это большинство молодых демократий в Азии), показывает, что их рывок с периферии мирового развития был обеспечен доминированием определенной политической партии. Парламентские выборы четко показали партию, которая будет стоять в центре партийной системы страны. При таком сценарии оппозиции не остается ничего другого, как реально объединяться.




Страшен не тот, кто с открытым забралом

26.11.2004. Республика (Казахстан)

В Казахстане зарождается радикальная мусульманская оппозиция.

На фоне обострения борьбы за власть в стране происходят глубинные процессы, которые могут по своим разрушительным последствиям оказаться вроде десятибалльного землетрясения.

Так, по сообщению КНБ, в южных областях страны раскрыта очередная подпольная организация исламских фундаменталистов, которая ставит своей задачей ликвидацию светского государства и создание на территории Средней Азии и Казахстана исламского халифата. Ее принципиальное отличие от прежних заключается в том, что она не ограничивалась печатанием листовок и пропагандой своих взглядов, а занималась что ни на есть настоящей террористической деятельностью.

А 23 ноября информационные агентства распространили еще одну тревожную информацию. Подтвердилось то, о чем давно шептались в стране, - среди террористов, осуществивших последнюю серию взрывов в Ташкенте летом этого года, были граждане Республики Казахстан. В фойе здания Генпрокуратуры Узбекистана подорвал себя уроженец и житель города Тараза Авасхан ШАЮСУПОВ, 1966 года рождения. У здания посольства Израиля в Ташкенте теракт осуществил житель Тараза Мавлон ВАЛИЕВ, 1976 года рождения. Еще один смертник - уроженец города Семипалатинска и житель Атырау Дулат ИСКАКОВ, 1972 года рождения, подорвал себя около здания посольства США.

Как бы ни были остры противоречия и глубоки разногласия между Нурсултаном Назарбаевым и демократической оппозицией, между ними все-таки есть много общего. И те, и другие - за суверенный, независимый и светский Казахстан, рыночную экономику. И тех, и других можно считать сторонниками западного пути развития государства и общества. Хотя Нурсултан Назарбаев под давлением обстоятельств и взял курс на ограничение прав и свобод граждан, на словах он по-прежнему остается сторонником демократии и всемерного развития гражданского общества.

Увеличение числа казахстанцев, искренне и истово проповедующих радикальный ислам, их объединение в организации, готовые добиваться своих целей с помощью насилия, означает, что в республике зарождается новая оппозиция, которая противостоит и авторитарному режиму Нурсултана Назарбаева и его нынешним оппонентам. Пусть нас не утешает тот факт, что задержанные активисты подпольной организации утверждали, что они выступают только против тех государств, где их преследуют.

Радикальные секты интернациональны по своей природе, так как ставят во главу угла религиозные идеи и символы, а не национальную принадлежность или территориальное расположение. К тому же последними арестами правоохранительные органы нашей страны начали преследование радикальных групп, а поэтому можно ожидать ответных действий уже на территории Казахстана.

Эта новая оппозиция отвергает не часть совершенного в стране под руководством Нурсултана Назарбаева, а все без исключения. И она куда более опасна, так как изначально работает в подполье, создает свою организационную структуру исключительно на идейной основе и конспиративно, готова применить оружие против власти и ее представителей.

Но страшнее всего то, что радикальная мусульманская оппозиция имеет неограниченные возможности для расширения своих рядов и усиления влияния на население. В Казахстане миллионы человек, которые только проиграли от рыночных преобразований. Это жители села, обреченные на безработицу или батрачество на новых латифундистов. Это бывшие сельчане, перебравшиеся в город, и теперь перебивающиеся случайными заработками. Это социально не защищенные горожане, ищущие утешения в религии.

К этому следует добавить идейную и идеологическую пустоту, образовавшуюся после крушения СССР, отсутствие внятной социальной политики, резкое падение уровня и качества образования, усиление социальной дифференциации, увеличение разрыва в доходах, произвол чиновников и многое другое.

Пока нас спасает отсутствие большого числа харизматических лидеров у этой новой оппозиции, но они есть и наверняка вырастут до деятелей национального масштаба. А поскольку власть жестко прессингует демократическую оппозицию, закрывая легальные пути реализации протестного настроения, то не исключено, что она загонит в подполье и их.




"Похоронить" Транссиб

15.11.2004. Газета

Андрей Ковалеский

Транссибирская магистраль, соединяющая сухопутным путем Европу с Китаем, может потерять большую часть транзитных грузовых потоков, которые сейчас приносят России около 200 миллионов долларов в год. Виной тому Казахстан, который намерен проложить железную дорогу в Европу. В ближайшие годы казахская дорога может забрать и часть морских грузов из стран Юго-Восточной Азии, которые Россия пытается переключить на себя. Цена вопроса - несколько миллиардов долларов.

"НЫРНУТЬ" ПОД БОСФОР

О необходимости строительства так называемой трансказахстанской железной дороги (ТЖД) в Казахстане заговорили еще в прошлом году. Она может сделать Казахстан ключевым игроком в транзите между Европой и Азией, оставив не у дел российскую Транссибирскую магистраль. По плану казахов, свое начало новая дорога должна взять у границы с Китаем, затем, пройдя через всю территорию Казахстана, пересечь Туркмению, Иран и Турцию, "нырнуть" в построенный под Босфором тоннель и через Болгарию выйти в центральную Европу. Причем новая дорога должна стать узкоколейной, чтобы полностью совпасть с европейской железнодорожной колеей. В России на амбициозные планы казахов поначалу внимания никто не обратил. Стоимость проекта составляет 4 - 6 млрд. долларов, и мало кто верил, что Казахстан сможет найти эти деньги.

Поверить в реальность проекта заставила инициатива Турции, которая уже начала строить тоннель под Босфором. "Географические препятствия, которые ранее сдерживали реализацию этого проекта, сейчас оказались преодолимыми, - говорит руководитель российского Федерального агентства железнодорожного транспорта Михаил Акулов. - Протяженность тоннеля под Босфором составит 1,6 тысячи метров, что почти в два раза меньше длины Лефортовского тоннеля в Москве".

Вопрос в том, в какие сроки и с какими финансовыми затратами может быть построено 3,7 тыс. км путей по территории Казахстана, порядка 700 км - в Туркменистане и 90 км в Иране.

ЗАГРАНИЦА ИМ ПОМОЖЕТ

Помочь решить эту проблему могут китайцы, которые ежегодно выделяют на строительство новых железнодорожных путей внутри страны около 6 млрд. долларов. Поддерживают казахский проект и в Европе. К примеру, Европейский банк реконструкции и развития собирается выделить два гранта на правовую и экологическую экспертизы. Не хочет оставаться в стороне и Япония. Правительство этой страны выделило грант Казахстанским железным дорогам на маркетинговые исследования объема грузов, которые пойдут по ТЖД. Поучаствовать в финансировании проекта готовы Иран и Турция.

Построить ТЖД планируется уже к 2010 году. Объем перевозок по дороге составит 35 - 40 млн. тонн в год, а после строительства второй колеи эта цифра может увеличиться до 100 млн. тонн. Оставляя в стороне Транссибирскую магистраль, грузы из восточных провинций Китая смогут попасть в Европу примерно за восемнадцать дней. По словам министра транспорта и коммуникации Казахстана Кажмурата Нагманова, "доходы Казахстана оцениваются в два миллиарда долларов в год".

РИСКОВАННЫЙ ТРАНССИБ

Сейчас сухопутным путем большинство грузов из Китая и стран Юго-Восточной Азии идет в Европу через Россию по Транссибирской железнодорожной магистрали. Объем транзита составляет пока около 100 тыс. контейнеров в год. Это небольшой объем по сравнению с тем, что перевозится между Азией и Европой морем (7 - 8 млн. контейнеров. - Газета). Несмотря на то, что железнодорожные перевозки дешевле (на 1 тыс. долларов за контейнер) и быстрее (на две недели) морских, азиаты не спешат переключать свои грузы на Транссиб. Причина - высокие риски, связанные с потерей груза на территории России, и широкая колея, которая не совпадает с узкой европейской. По мнению российских железнодорожников, защитить Транссиб и не отдать все транзитные грузы Казахстану в какой-то степени можно было бы с помощью восстановления прерванного еще в начале 1990-х годов железнодорожного сообщения между Россией и странами Закавказья - Грузией, Арменией и Азербайджаном. "Восстановленная транспортная система Кавказа должна привести к развитию не только Транссиба, но и международного транспортного коридора "Север - Юг", - говорит Акулов. - Она обеспечит перевозки грузов между странами Средней Азии и Казахстаном, через Россию в Азербайджан, Через Армению - в Грузию, Россию и Европу". Восстановить Кавказскую дорогу при заинтересованности всех участников и должном финансировании можно уже к концу 2005 года, считает чиновник. Однако эксперты оптимизма российских железнодорожников не разделяют. "Российская инициатива вряд ли повлияет на развитие ТЖД", - считает гендиректор консалтинговой компании TransCare Владимир Ашурков. "Не совсем понятно, как восстановление Кавказской дороги переключит грузопотоки на Транссиб". Поэтому Казахстан рано или поздно все равно построит ТЖД.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ