Замечания и предложения депутата К.Ф.Затулина
к Решению Комитета по делам СНГ и связям с
соотечественниками от 10 декабря 2004 г. «О проекте федерального закона
№111764-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российской Федерации и в Федеральный закон о
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (о
регулировании вопросов въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц
без гражданства, а также об уточнении правовых норм о порядке их пребывания в
Российской Федерации выезда из России) (первое чтение)»
ЗАМЕЧАНИЯ
1. Предложенная в п.п.10 п.19 норма законопроекта
о действиях «неуважительного характера», которые дают основания для отказа
во въезде в Российскую Федерацию, носит расплывчатый характер и может
произвольно трактоваться исполнителями. Введение данной нормы в российское
законодательство дает право какому-либо чиновнику, например, запретить въезд в
Россию тем лицам, которые на взгляд этого чиновника «неуважительно»
высказываются по поводу ситуации в России. Эта норма обеспечивает правовую
основу для списков «невъездых» журналистов, политиков, имеющих критический
взгляд на нашу действительность. Данная норма создает предпосылки
наступления на свободу слова и даст основания обвинять Россию в покушении на эту
свободу. К тому же эта норма, по принципу «взаимности», может обернуться и
против нас, поскольку послужит оправданием для зарубежных ведомств, включающих в
списки персон «нон-грата» россиян, которые «не нравятся» своей позицией в оценке
ситуации в этих странах. В тех случаях, когда въезд того или иного
одиозного лица нежелателен по «идеологическим» основаниям, отказать ему во
въезде можно и без ссылки на закон. Поэтому п.п.10 п.19
законопроекта считаю излишним.
2. Законопроект, за одним исключением (п.п.2 п.10),
вносящим дополнительный пункт в статью 25, не предусматривает исправления
ситуации по правилам въезда в Россию для российских соотечественников,
проживающих за рубежом.
Необходимо учесть, что миллионы наших соотечественников,
оказавшихся за рубежом в результате развала СССР, после принятия поправок в 2003
году в ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» оказались приравнены к любым
другим иностранцам или лицам без гражданства при оформлении въездных документов.
Безвизовое пространство сокращается. Это сокращение будет продолжаться. К
республикам Прибалтики добавляются другие постсоветские государства. Это
означает, что увеличивается число наших соотечественников, проживающих в этих
странах и не являющиеся гражданами России, которые сейчас вынуждены идти по
общей процедуре оформления въезда в Россию. Преференции для них, записанные в ФЗ
«О политике Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за
рубежом», остаются пустой декларацией. В то же время, решение вопроса об
упрощенном порядке оформления права на въезд в Россию для соотечественников –
это одна из беззатратных возможностей проявить реальную заботу о них. О
необходимости исправить ситуацию и облегчить порядок получения визы для этой
категории лиц говорилось неоднократно, в том числе и в стенах Госдумы. Об этом
свидетельствуют документы круглых столов, парламентских слушаний,
заявления Совета соотечественников при Государственной Думе, который, к
сожалению, так и не начал функционировать в нынешнем созыве.
2.1. Необходимо учесть интересы наших соотечественников
- граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, при въезде их в
Российскую Федерацию совместно с членами семьи, являющимися иностранными
гражданами. В этом случае нужно предусмотреть, что данные граждане России могут
иметь не только супругов и детей (как это сделано в обсуждаемом законопроекте
депутата Плигина), но и родителей, бабушек-дедушек, внуков, иных родственников
по прямой линии.
2.2. Следует учесть, что миллионы наших
соотечественников в Прибалтике и странах СНГ являются гражданами стран
проживания, но при этом многие из них остаются кровно связанными с Россией, где
родились, где похоронены их близкие. После принятия поправок в 2003 году в ФЗ «О
порядке выезда из РФ и въезда в РФ» эта категория соотечественников оказалась
отрезанной от Родины визовым режимом. Для многих уже некому в России сделать
приглашение, и они не имеют возможность посетить родные места и могилы.
Необходимо предоставить им право получения визы по их заявлению в посольство или
консульство в стране проживания.
2.3. Нельзя забывать об участниках Великой Отечественной
Войны, участниках Трудового Фронта, которые в настоящее время проживают за
рубежом и являются иностранными гражданами или лицами без гражданства. Эта
категория ветеранов также должна получить право получения визы по их
заявлению в посольство или консульство в стране проживания.
2.4. Следует помнить, что вследствие дискриминационных
законов в Латвии и Эстонии более 600 тысяч наших соотечественников, бывших
граждан СССР являются «негражданами» этих государств (около 500 тысяч - в Латвии
и около 160 тысяч – в Эстонии). Для данной категории лиц предусмотрен упрощенный
порядок приема в гражданство Российской Федерации даже в действующем, достаточно
суровом законе о гражданстве. Необходимо предусмотреть упрощенный порядок
оформления виз для данной категории соотечественников (по их заявлению в
посольство или консульство в стране проживания).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Необходимо доработать законопроект перед внесением на
первое чтение с учетом следующих предложений:
Для устранения возможности использования визового режима
для политической дискриминации и ограничений свободы слова подпункт 10 пункта
19 изъять из законопроекта.
Для учета в правилах въезда в Россию интересов наших
соотечественников, проживающих за рубежом, внести изменения в формулировку
подпункта 2 пункта 10 законопроекта, изложив его в следующей редакции:
«2) после пункта 4дополнить новыми пунктами 5, 6, 7, 8
следующего содержания:
«5) решение руководителя дипломатического
представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче
иностранному гражданину визы, принятое по письменному заявлению гражданина
Российской Федерации в отношении супруга либо родственника по прямой линии
–иностранных граждан – о совместном с ним въезде в Российскую Федерацию;
6) решение руководителя дипломатического
представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче
иностранному гражданину визы, принятое по письменному заявлению иностранного
гражданина, родившегося в Российской Федерации, о разрешении на въезд в
Российскую Федерацию;
7) решение руководителя дипломатического
представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче
иностранному гражданину визы, принятое по письменному заявлению иностранного
гражданина - участника Великой Отечественной Войны или участника Трудового
Фронта о разрешении на въезд в Российскую Федерацию;
8) решение руководителя дипломатического
представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче
иностранному гражданину визы, принятое по письменному заявлению лица, имевшем
ранее гражданство СССР, проживающего в государстве, входившем в состав СССР, не
получившим гражданство государства проживания и оставшееся в результате
этого лицом без гражданства, о разрешении на въезд в Российскую Федерацию;
пункты 5, 6, 7 считать пунктами 9, 10, 11
соответственно».
Украинский разлом
10
декабря на заседании Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками также
обсуждалась ситуация на Украине и проект предложенного фракцией ЛДПР заявления с
оценкой антиконституционных действий украинской оппозиции. После бурных дебатов
о целесообразности принятия каких-либо заявлений, депутаты, как заметил глава
Комитета Андрей Кокошин, пришли к консенсусу о нерекомендации к принятию
заявления.
Предлагаем Вашему вниманию проект заявления Государственной
думы, предложенный для обсуждения на заседании Комитета по делам СНГ и связям с
соотечественниками фракцией ЛДПР.
|