Кого должна защищать Рамочной конвенции о правах национальных меньшинств
Содержание, вкладываемое в понятие «национальное
меньшинство» в социологии, истории, антропологии, политологии и других
дисциплинах существенно различается. Разработка данного понятия в международном
праве связана с необходимостью отграничить данную категорию в целях правовой
защиты соответствующих групп населения, поэтому некоторые общности, являющиеся
национальными меньшинствами в обыденном смысле или признаваемые таковыми в
других науках, с точки зрения международного права, таковыми не являются.
Типичный пример – иностранцы, которые могут образовывать и образуют во многих
странах этническую общность, но при этом не являются ею в правовом смысле, т.е.
не могут рассчитывать на правовую защиту в качестве национального
меньшинства.
Дебаты вокруг этого понятия не затихают в Латвии,
поскольку стране рано или поздно придется ратифицировать конвенцию о
национальных меньшинствах и определиться, кто же в Латвийской Республике
является «национальным меньшинством». С мнениями латвийских политиков Вы можете
ознакомиться в публикуемых ниже материалах.
Статус нацменьшинства: для граждан, для "старых
граждан" или для всех?
6.12.2004,
DELFI
После того, как вопрос о ратификации Конвенции
Европарламента о защите прав нацменьшинств стал актуальным, в Латвии начались
дискуссии о том, кого именно считать представителем национального меньшинства.
Часть политиков предполагает, что такой статус могут получить лишь те, кто жил в
Латвии до 1940 года, а также их потомки, пишет Diena.
Каждая страна имеет право на собственное определение
национального меньшинства, таким образом выделяя круг лиц, попадающих под защиту
конвенции — принимая этот документ, европейские государства не сумели прийти к
единому мнению.
Среди латвийских политиков нет единой позиции по этому
вопросу. Так, министр иностранных дел Артис Пабрикс (Народная партия), который
взял на себя инициативу организовать ратификацию конвенции, полагает, что в
Латвии понятие "национальное меньшинство" в контексте конвенции распространяется
только на тех жителей нелатышской национальности, которые проживали в стране до
17 июня 1940 года, а также на их потомков. "Те, кто по этому определению не
принадлежит к меньшинству, но ассоциирует себя с ним, может свободно
использовать права и возможности нацменьшинств, которые дает конвенция", —
считает Пабрикс.
Директор Департамента общественной интеграции
секретариата министра по особым поручениям в делах общественной интеграции
Рейнис Аболтиньш против идеи делить нелатышей на две части — тех, у кого есть
исторические связи с Латвией и тех, кто приехал в страну после 1940 года. "Те,
кто натурализовался, будут чувствовать обиду, потому что у них не будет равных с
остальными прав", — считает он. Кроме того, по мнению Аболтиньша, здесь есть
противоречие с Сатверсме, которая не делит нацменьшинства по гражданству.
Пабрикс считает, что "напряжение вначале возможно, но
оно управляемо". Аболтиньш предлагает распространять определение нацменьшинства
на граждан и неграждан Латвии, постоянно проживающих в стране. По мнению бывшего
министра интеграции Нила Муйжниекса, в виде компромисса понятие "нацменьшинство"
надо распространить только на граждан Латвии, так как "нужно вложить оценку
прошлого в дефиницию". По его мнению, на деле это не будет делить нацменьшинства
на граждан и неграждан — скорее, здесь имеет место политическое, а не
практическое значение.
Предполагается, что в Латвии на практике конвенция
гарантирует равные права и гражданам, и негражданам Латвии, отмечает Diena. Эта
модель уже реализована в Эстонии, где нацменьшинством в контексте конвенции
считаются только граждане страны. Кирштейнс:
ратификация конвенции о нацменьшинствах нужна России
7.12.2004, LETA
Ратификация Рамочной конвенции о правах национальных
меньшинств и ее реализация на практике выгодна России, чтобы попытаться повлиять
на Латвию и потребовать для иммигрантов таких же прав, как для традиционных
меньшинств, заявил LETA председатель парламентской комиссии по иностранным делам
Александр Кирштейнс.
По его словам, цель ратификации конвенции —
политическая, а не истинная забота об интересах меньшинств Латвии. Кроме того,
ряд статей конвенции противоречит латвийскому законодательству, а именно законам
о языке, об образовании, о радио и телевидении.
По словам руководителя комиссии, по-прежнему не ясно, к
каким меньшинствам будет относиться конвенция. Депутат уверен, что
русскоязычных, которые приехали в Латвию в годы советской оккупации, нельзя
относить к нацменьшинству и нужно считать иммигрантами. Этим людям для
сохранения идентичности не нужны особые условия, которые распространяются на
нацменьшинства в соответствии с конвенцией. По мнению Кирштейнса, в Латвии в
особой защите нуждаются только два меньшинства — ливы и цыгане.
По данным переписи населения 1935 года, в Латвии
проживало 168 266 русских, сейчас — 668 000. "Вопрос в том, откуда взялись
эти 500 000. То, что они не являются национальным меньшинством, совершенно
ясно", — подчеркнул Кирштейнс. Права этих людей отличаются от прав
нацменьшинств, и если Латвия включит всех русскоязычных в список защищаемых
нацменьшинств, она не сможет отразить претензии России, которая заинтересована в
расширении прав этих людей в Латвии.
Как напомнил Кирштейнс, Эстония ратифицировала
конвенцию, распространив ее только на граждан, но и это не спасло ее от нападок
со стороны России. Если считать, что цель ратификации состоит в отражении
претензий со стороны России, то эта цель достигнута не будет, считает глава
комиссии. "Россию интересуют эти незаконно въехавшие 500 тыс.", добавил он.
Кроме того, Россия может позволить себе потратить в 100 раз больше средств на
разъяснение своей точки зрения международному сообществу.
В случае Латвии неоднозначно следует расценивать и
требование о создании особых условий для выражения, сохранения и развития
идентичности нацменьшинств. "Даже если мы допустим, что исторически нашим
меньшинством были 168 тыс. русских, разве задача Латвийского государства,
Министерства образования и планировщиков бюджета заключается в сохранении
русской идентичности и разве нет другой страны, которая может сделать это
гораздо лучше", — сказал депутат. Латвия должна заботиться только о тех
меньшинствах, которые не имеют своего государства, которое защищало бы их
интересы.
Ошибочно также утверждать, по словам Кирштейнса, что все
нелатыши, которые проживали в Латвии до 1949 года, принадлежат к
нацменьшинствам. В целом тогда в Латвии проживало 26 этнических групп, в том
числе шведы, венгры, греки, финны, немцы, евреи и другие, и как минимум 10 групп
насчитывало по 1000 и более человек.
Говоря о противоречиях между конвенцией и национальным
законодательством, Кирштейнс указал, что внесения оговорок о названиях улиц в
нее недостаточно. В соответствии со ст. 11 конвенции, любое принадлежащее к
меньшинствам лицо имеет право размещать надписи и другого рода информацию в
публичных местах на своем языке.
На практике это означало бы, что русские, принадлежащие
которым предприятия расположены, например, на улице Бривибас в Риге и в других
крупных городах, могли бы размещать на фасадах зданий вывески на своем языке.
Это не только изменило бы визуальный облик городов, но и противоречило бы закону
о языке.
Конвенция нужна России, чтобы в соответствующий момент
пожаловаться европейским органам и заявить международной общественности, что
Латвия конвенцию не выполняет, заявил депутат. Он не отрицает также, что
введение конвенции означает легализацию в Латвии двухобщинного общества.
По мнению Кирштейнса, необходима широкая общественная
дискуссия о значении и отдельных понятиях конвенции.
Даже верховный комиссар ОБСЕ по вопросам нацменьшинств
Рольф Экеус признал, что Швеция распространила конвенцию только на старые
меньшинства, то есть проживавшие в стране до конца 19-го века, и это
внутриполитический вопрос. Во Франции, например, меньшинств нет — есть
граждане и иностранцы, напомнил Кирштейнс.
Межнациональные отношения
|