За Русь святую, за народ!
Или несколько слов о достижениях русских людей Галиции,
Буковины и Закарпатья в области культуры. Когда мы говорим о москвофилах, то, в
первую очередь, конечно же, имеем в виду их непрестанную борьбу в сфере
исключительно политической. И это, безусловно, верно, ибо деятелей этого
направления Русской общественной мысли невозможно представить себе без
постоянного противодействия разного рода могильщикам Отечества, пытающихся, в
силу личной корысти, либо продать последнее австрийцам и немцам, либо же
разделить его на «окремишни», «незалежни» территории, племена и уделы.
01.12.2004., Русская
Правда
Александр
Машкин
Однако не меньшую роль, чем политика, в жизни местных
москвофилов всегда играла и деятельность чисто культурная. О данном моменте
часто забывают, пытаясь представить всех сторонников единства русского этноса
этакими «Иванами, собственного родства не помнящими и лаптями щи хлебавшими». Ну
что ж, придется напомнить…
Филологические изыскания
Для начала – крохотная цитата, как бы небольшое
предисловие к тому, насколько трогательно враги исторической Руси нас, русских,
любили, любят и продолжают любить: «Они, москвофилы, писали свои «произведения»
на дикой смеси польского, украинского и русского языков, смеси, подлинного
значения отдельных элементов которой зачастую не понимали и сами. И на этом-то,
с позволения сказать, «суржике» пытались даже издавать собственную газету».
Прочитаешь подобное и не знаешь, то ли плакать о судьбах
учеников 9-х классов национальных школ, для которых этот текст предназначен, то
ли смеяться над банальным невежеством доктора исторических наук, написавшего
такое. Ведь неведомо ему, бедному, что для того, чтобы, к примеру, синтезировать
вышеозначенные три языка в один, нужно, как говорится, назубок знать каждый из
них, уметь излагать собственные мысли, вплоть до самых потаенных, на всех
трех.
И действительно – глубоко изучали польскую грамматику,
упражнялись в русской, проникали во внутренние закономерности малороссийского
наречия. Чтобы, подобно русичам времен Ярослава Мудрого, понимать жителя
русского Привисленского края и Малой Польши – Куявии без посредников и
толмачей.
Русская Троица»
Все началось с того, что три студента Львовского
университета во главе с Яковом Головацким, влюбленные в Русскую историю и
желающие добра своей земле, решили, что им уже давно пора чем-то проявить себя в
опостылевшем польском окружении. Они стали ездить по селам, городам и местечкам,
записывать народные песни, сказки, легенды, крылатые выражения и поговорки,
изучать быт родного народа, его прошлое. Нелегкими были те путешествия, не раз
навлекали они на головы их участников неприятности, обыски и аресты со стороны
австрийских властей. Однако и практические результаты были не менее
впечатляющими: из-под пера еще вчерашних студентов-приготовишек выходят «Книга
для чтения детям в училищах русских», альманах «Русалка Днестровая», сборник
народных песен.
«Эти безумцы хотят воскресить давно мертвую в нашем крае
русскую народность» – кричали им устами директора Лембергской полиции враги
всего русского.
Ответом же им были сколь прекрасные, столь и
величественные слова одного из «братчиков»:
Русская мать нас родила,
Русская мать нас няньчила,
Русская мать нас любила.
Так почему же язык ее нам не мил?
Отчего его стыдимся,
А речь чужую превозносим?
Геополитические
изыскания
Москвофилы всегда считали, что никакой особой
«украинской нации» не было, нет и быть не может. Вместо же подобного рода
трайбалистских происков, порожденных, по их мнению, «в корне враждебной Русскому
духу австро-немецкой пропагандой», они выдвигали тезис о существовании на
просторах от Карпат и до Камчатки единой великорусской народности. Сколько
злобных нападок вызывал у их врагов этот научный тезис, пока, наконец, не был
окончательно подтвержден практикой.
…Когда в 1848 году русские войска по приказу Императора
Николая Первого вошли в Галицию, чтобы помочь Царствующему Дому Габсбургов на
корню подавить так называемую «австрийскую революцию», местные жители были
удивлены тем, что пришельцы говорят на таком же языке, как и они. Солдаты же, в
свою очередь, тоже немало потешались, видя, что дома галичан сделаны «в сруб»,
точь-в-точь как, скажем, где-нибудь в Архангелогородской или Вологодской
губерниях. Аналогичная ситуация имела место и в 1-ю Мировую войну.
И, добавим от себя, повторится и тогда, когда народ наш,
проснувшись от коммунистической спячки, демократического жлобизма вновь обретет
черты воина и героя.
Достижения на ниве
истории
Прошлым родного края занимались многие москвофилы.
Однако наибольших результатов достигли здесь пять-шесть избранных, то есть тех,
кому упражняться в сфере «мировой учительницы жизни» было предназначено самим
Богом.
Этнограф, историк и архивист Денис Иванович Зубрицкий
(1777-1862) родился в дворянской семье в одном из поместий Сяноцкого уезда.
Получив высшее образование, с 1829 года осел во Львове, где руководил
типографией, библиотекой и древнехранилищем Православного Ставропигиального
института. Автор таких научных монографий, как «Изыскания о песнях галицийского
народа» (1823), «Очерки по истории русского народа в Галиции и церковной
иерархии в этом Королевстве» (1837), «Хроника города Львова» (1844), «История
древнего Галицко-Русского княжества» (3 части, 1852-1855). Писал на русском,
немецком и польском языках, печатался во Львове, Вене, Москве и Киеве, был
избран почетным членом Санкт-Петербургской (1842) и Киевской (1844)
археографических Комиссий, член-корреспондентом Петербургской Академии Наук
(1845).
Адольф Иванович Добрянский (1817-1901), происходил из
семьи священника. Окончил философский факультет Кошицкого (Венгрия) (1833) и
юридическое отделение Егерского (1836) университетов, Горно-Лесную академию в
Баньской Бистрице (Словакия). Написал и в 1848 году издал «Букварь русский для
школ в Галиции», а еще через 25 лет – свои известные «Патриотические письма», в
которых прямо явил себя миру в качестве москвофила именно правоконсервативного
толка.
Выпускник Инсбрукского (Австрия) университета, юрист и
депутат рейхстага Марков…
Впрочем, довольно! Ибо не в количестве дело, а в
качестве, не в силе Бог, а в правде!
А коль были на западной окраине Великой Руси все эти
люди, значит, Русское Дело там не пропало, не пропадет и пропасть не может!
По определению!
|