Кавказ в геополитических и экономических интересах России
Михаил Александров, доктор
политологии
Текст выступления на
научно-практической конференции “Внешнеполитические проблемы Кавказского
региона“ в Дипломатической Академии МИД России 14 декабря 2004 года.
Геополитические интересы России на Кавказе следует
рассматривать прежде всего как интересы безопасности. Вообще, использование
понятия “геополитический“ применительно к политике России на нынешнем
историческом этапе не совсем верно. Дело в том, что геополитический интерес
подразумевает некую экспансию, некую заявку на глобализм. Вот если бы Россия,
как ранее Советский Союз, подталкивала революцию где-нибудь в Никарагуа, то
тогда, пожалуй, было бы правильно говорить о геополитических интересах России в
Латинской Америке. Поэтому применительно к Закавказью сейчас вполне оправдано
говорить о геополитических интересах США и Евросоюза, но не России.
Что касается России, то ее интересы в этом регионе
достаточно приземленные, вполне конкретные и направлены просто на обеспечение
выживания страны. Ни о каком экспансионизме и глобализме здесь речь,
естественно, не идет. Но тем более значимыми представляются эти интересы. Если
от глобалистских и экспансионистских планов можно в принципе отказаться, то
отказаться от своего собственного выживания нельзя. Это должно предполагать, что
за интересы безопасности борьба должна вестись не на жизнь, а на смерть, не
брезгуя никакими средствами и приемами.
С точки зрения безопасности Кавказ представляет для
России ключевую точку, поскольку через него потенциальный противник может
добиться двух стратегических целей – геополитического окружения России и ее
последующей территориальной дезинтеграции. Во-первых, через Закавказье может
быть осуществлена стратегическая смычка между Черным и Каспийским морями.
Во-вторых, этнический состав российского Северного Кавказа неоднороден. Часть
населения региона традиционно настроена антироссийски и может быть использована
для разжигания межнациональных конфликтов и ведения против России
диверсионно-террористической войны. В-третьих, регион с его горным рельефом
идеально подходит для ведения такой войны из-за проницаемости границы,
ограниченности транспортных путей и их уязвимости, а также сложности обнаружения
и преследования диверсионно-террористических групп.
Не случайно, геополитические противники России
традиционно использовали этот регион для развертывания подрывных действий против
нашей страны. В 18 веке это делала Турция, в 19 веке - Англия, во время двух
мировых войн - Германия. Сейчас эту политику проводят США и НАТО.
Впервые цель военно-политического закрепления в
Закавказье была обозначена руководством НАТО примерно год назад. В начале ноября
2003 года заместитель командующего войсками США в Европе генерал Чарльз Уолд
высказался в том смысле, что в охране нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан
планируется задействовать военнослужащих США и НАТО. Отвечая на вопросы
американской газеты “Дефенс Ньюз“, Уолд отметил, что одна из будущих задач
американских военных - патрулирование и обеспечение безопасности нового
трубопровода. "Большая часть нефти и газа идет в Западную Европу, и потому
защита этих путей должна быть в интересах США и НАТО…. Это вообще миссия НАТО",
- подчеркнул Уолд.
В апреле этого года Институт исследований Центральной
Азии и Кавказа в Вашингтоне подготовил доклад на тему "Создание стабильности на
Южном Кавказе: многосторонняя безопасность и роль НАТО". Авторами исследования
были лица связанные с внешнеполитическим эстэблишментом США. В докладе
указывалось на необходимость более широкого участия НАТО в делах Закавказья.
Авторы доклада видели конечную цель в полной интеграции Грузии и Азербайджана в
структуры НАТО.
И действительно, состаявшийся в июне сего года саммит
НАТО в Стамбуле заявил о приоритетах альянса в Закавказье. В принятом на саммите
коммюнике отмечалось, что страны НАТО сделают особый акцент “на взаимодействии с
нашими партнерами в стратегически важных регионах Кавказа и Центральной Азии“.
Для реализации этой цели в аппарате альянса появятся должности офицеров связи
для Южного Кавказа и Центральной Азии, а также спецпредставителя Генсека НАТО в
регионе. В Тбилиси скоро появится региональный офис НАТО. И хотя конкретно о
намерении интегрировать Грузию и Азербайджан в структуры НАТО речь в коммюнике
не шла, но с учетом логики и рекомендаций доклада, можно предположить, что это
должно стать следующим этапом натовской стратегии в регионе.
Целью военно-политической стратегии НАТО в Закавказье
является геополитическое окружение России. Выдвинув свои границы к нашим
северным рубежам, НАТО теперь планирует охватить нас с Юга. Закавказье в этих
планах – лишь первый шаг. Поставив под контроль перемычку между Черным и
Каспийским морями, НАТО намерено выйти в Центральную Азию и закрепиться там.
Целью стратегии геополитического окружения является не допустить реинтеграции
постсоветского пространства под руководством Москвы. Данный план призван
препятствовать превращению СНГ в мощный геополитический центр Евразии, способный
успешно конкурировать с евроатлантической цивилизацией.
Более того, геополитическое окружение позволило бы НАТО
проецировать нестабильность на наши южные рубежи, оказывая поддержку
национал-сепаратистам в районах с этнически разнородным населением. Причем, у
России оказались бы связаны руки для силового противодействия проникновению
вооруженных банд и финансирования из сопредельных государств, так как они
фактически оказались бы под военным протекторатом НАТО. Понятно, что зажатая в
корсет этнических конфликтов, Россия будет просто не в состоянии влиять на
мировую политику в других регионах, противостоять американскому гегемонизму и
даже полноценно отстаивать свои экономические интересы.
Примечательно, что задача по геополитическому окружению
России стала актуальной для НАТО только в последнее время. В период ельцинизма
страна успешно деградировала сама собой, и каких то дополнительных усилий со
стороны НАТО не требовалось. Но вдруг, западные политики с неудовольствием
обнаружили, что процесс пошел в обратном направлении: развал не только не
углубляется, но напротив, Россия начинает усиливаться и экономически и
политически. Тут то и потребовались срочные меры, чтобы попытаться задавить этот
процесс в зародыше.
В этих условиях российские интересы безопасности на
Кавказе можно свести к двум взаимосвязанным задачам: воспрепятствование военному
присутствию в регионе третьих стран и предотвращение
диверсионно-террористической деятельности с территории сопредельных государств.
Поэтому главная цель - не допустить интеграции стран Закавказья в НАТО и
развертывания здесь натовских военных баз. В этом вопросе мы можем расчитывать
на поддержку нашего военного союзника Армении. Важно также убедить Азербайджан
придерживаться нейтралитета. Однако, наиболее слабым звеном является сейчас
Грузия, руководство которой активно рвется в НАТО. Чтобы нейтрализовать эти
устремления грузинской элиты, России следует использовать все имеющиеся рычаги.
Это - и затягивание вывода российских военных баз из Грузии. Это – использование
южно-осетинского и абхазского фактора. Это- и дестабилизация прозападного режима
Саакашвили при помощи экономических рычагов.
Следовало бы начать активную работу по формированию
пророссийских политических сил в самой Грузии. Хотя эта задача довольно
затруднительна с учетом доминирования прозападных и зачастую антироссийских
настроений в грузинской элите и нежелания нашего правительства оплачивать
стратегически важные внешнеполитические мероприятия.
Экономические интересы в России в Закавказье тоже
существенны. Правда, они имеют определенную специфику. Эти интересы не сводятся
к наращиванию взаимной торговли. В масштабах российской экономики ее объем
чрезвычайно мал. Так, в 2002 г. удельный вес стран Закавказья в общем
товарообороте России со странами СНГ составил всего 2,6%. Для сравнения
товарооборот с Белорусью – 38,3%, Украиной – 35,1%, Казахстаном – 16,9%. Причем
потенциал роста торговли из за малой емкости внутреннего рынка указанных стран
также не велик.
Инвестирование в производственный сектор закавказских
государств имеет лишь ограниченое значение. Там имеются отдельные предприятия,
представляющие интерес для российского бизнеса, но они не играют для России
стратегической роли. Даже инвестирование в нефтяной сектор Азербайджана выглядит
менее предпочтительным, чем нефтяные месторождения самой России. Не случайно, в
Азербайджанском нефтяном секторе присутствует лишь ЛУКОЙЛ, и то, видимо,
исключительно из-за личных предпочтений главы компании.
Единственным сектором экономики закавказских государств,
куда активно идут российские инвестиции является энергитическая и транспортная
инфраструктура. И это – не случайно. Этот регион является важным транзитным
пунктом для выхода на рынки Среднего Востока и Южной Азии. По сути, речь идет о
перспективе создания огромного евразийского рынка, способного успешно
конкурировать с основными центрами мировой экономической силы. Причем
полноценность этого рынка во многом будет зависеть от способности России вовлечь
в него не только государства СНГ, но и влиятельные страны на границах СНГ,
которые объективно оказались за бортом мировых интеграционных процессов. И для
России важно контролировать, модернизировать и создавать новые транспортные и
энергетические путепроводы, проходящие через Закавказье. Причем, сами страны
региона очень сильно выиграли бы от обслуживания значительных товарных и
энергетических потоков, идущих через их территорию.
Российские экономические интересы в Закавказье нашли
отражение в доктрине “либеральной империи“, выдвинутой в 2003 году председателем
РАО ЕЭС Анатолием Чубайсом. Правда, затем Чубайс стушевался и больше не
возвращался к этой теме на публике. В то же время, на практике данная линия
продолжает проводиться. РАО ЕЭС продолжает свою экспансию в Закавказье. В
Армении компания получила в управление Армянскую атомную электростанцию,
Севано-Разданский каскад гидроэлектростанций и Разданскую ТЭС. В августе 2003
года РАО ЕЭС преобрело ключевые объекты грузинской электроэнергетики: тбилисскую
распределительную систему "Тэласи", два энергоблока тбилисской ГРЭС и 50% акций
AES-Transenergy‚ осуществляющей экспорт электроэнергии в Турцию, а также право
на управление АО "Храмеси", включающее две ГЭС. РАО ЕЭС также заявила о своем
интересе к энергетическим объектам Азербайджана и предложила сотрудничество в
экспорте электроэнергии в третьи страны через территорию Азербайджана.
К этой политике активно подключился Газпром и
“Российские железные дороги“. Премьер-министр Грузии Зураб Жвания в ходе визита
в Москву в мае сего года обсуждал с президентом РЖД Геннадием Фадеевым
возможности развития железнодорожной инфраструктуры Грузии. В ходе переговоров
речь шла и о соединении железных дорог всего Кавказа. На встрече с руководителем
Газпрома Алексеем МиллеромЖвания обсуждал перспективы участия "Газпрома" в
реализации газа на территории республики и в проектах по развитию
газотранспортной системы. Газпром также намерен принять участие в строительстве
газопровода Иран-Армения.
С Азербайджаном РЖД сотрудничает по проекту создания
транспортного корридора Север-Юг‚ связывающего Россию с Ираном и далее с Индией.
Для этой цели был создан международный консорциум в составе железнодорожных
компаний Ирана, России и Азербайджана. Целью консорциума является
проектирование, строительство и сдача в эксплуатацию железнодорожной линии
Газвин-Астара.
Таким образом, речь идет о попытке взять под российский
контроль основные транзитные маршруты в Закавказье. И эта политика правильная.
Ее надо приветствовать. Но она – однобокая. То чего не поняли и не могли понять
авторы доктрины “либеральной империи“ является важность военно-политических
факторов. Впрочем, люди, имеющие только экономическое образование, не способны
мыслить в другой парадигме. Для них экономика решает все. Но это далеко не
так.
Продвижение стратегических экономических интересов не
возможно без продвижения военно-политических интересов. Экономические позициии
не подкрепленные политическим влиянием весьма не устойчивы и, как показывает
история, в любой момент могут быть утеряны. Взять хотя бы такой пример. Англия и
Франция контролировали Суэцкий канал, вложили в него огромные деньги. А Египет
взял все это и национализировал. Попытка решить вопрос силовым путем не удалась,
так как США и СССР встали на сторону египтян. Но если, например, представить,
что в Египте был бы проанглийский политический режим, то этого не произошло бы.
А вот – пример по теме Закавказья. Недавно Газпром
заявил о намерении приобрести газово-распределительную систему Грузии. Тбилиси
вроде бы стал рассматривать такой вариант. Но тут последовал окрик из
Вашингтона. Грузия, мол, лишится преимуществ газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум,
если пойдет на этот шаг. Вот, вам и продвижение экономических интересов без
политического влияния. Конечно, сейчас американское присутствие в Грузии еще
далеко от абсолютного. И грузины могут согласиться все же
газово-распределительную систему нам продать. Но предположим через десять лет
Грузия перейдет под контроль НАТО. Там разместятся натовские базы, а наших не
будет. И грузины возьмут и национализируют газово-распределительную систему.
Скажут, что их при покупке обманули. И мы ничего не сможем сделать, как не
смогли англичане и французы с Суэцким каналом.
Одним словом, российские экономические позиции в
Закавказье без политической поддержки могут сохраняться, пока они не мешают
другим крупным игрокам. Но стоит им захотеть, например, перекрыть транзитные
пути через Закавказье и это будет немедленно сделано. Империю не построить на
одних лишь экономических предпосылках. Всегда нужна силовая и политическая
составляющие. Надо бороться за политическое и военное влияние. Но именно этого
наши либералы никак не хотят делать.
|