Страсти по Узбекистану
Национальная информационная
группа, 7 декабря 2004 г.
Д. Соловьев
Стратегический партнер России в Центральной Азии –
Узбекистан – серьезно отличается от объекта предыдущего материала в рамках
проекта "Интересы России". Во-первых, именно себя Узбекистан считает лидером
региона, во-вторых, узбекско-казахстанская конкуренция во многом определяет
профиль всего регионального развития…
Если Казахстан демонстрирует миру практически
предельную, по азиатским, естественно, меркам, открытость, то этого отнюдь
нельзя сказать о его соседе. Ограничен поток исходящей информации, заметно
приглушены альтернативные источники, табуированы значимые экономические
данные.
В силу этого напрашивается вывод, что одна из крупнейших
(в Узбекистане живет почти половина населения постсоветской Центральной Азии) и
сильнейших (местная армия наиболее значительна и боеспособна) региональных
держав более склонна к традиционной на Востоке информационной изоляции.
Представления о позиционировании местных элит уходит
корнями в советскую историю. Как и большинство среднеазиатских режимов,
Узбекистан сохранил высокий уровень концентрации старой партийной и
хозяйственной номенклатуры. Отчасти это было сделано из необходимости сохранения
стабильности, отчасти потому, что коммунистический флер маскировал вековые
традиции, которые сейчас мало в чем изменились.
Поэтому история отношений элитных группировок,
осуществлявших реальную власть в республике, сводилась к противоборству
"ташкентцев" с "ферганцами", при их союзе против "самаркандцев" (к которым
примыкали "бухарцы"). Прорыв "самаркандцев" во власть случился при
небезызвестном Шарафе Рашидове, когда неизбалованный информацией советский народ
узнал о том, что не на всех бескрайних просторах Советского Союза отменено
рабство. К "самаркандской группе" относят и нынешнего руководителя страны Ислама
Каримова.
Новое время принесло определенную групповую
перепланировку, но основные игроки, присутствуют они в конкретных границах
страны или нет, остались. Несколько произвольно, но типично, наблюдатели
интерпретируют центрально-азиатский передел как экспансию киргизо-бухарской
группы А. Машкевича и узбеков братьев Шодиевых в Северном Казахстане. Их
партнерами выступают "интернациональные" личности типа Л. Леваева – выходца из
Бухары и т. п.
Примечательно, что игры между ФПГ, подобные
казахстанским, в Узбекистане немыслимы, хотя этнические узбеки делают бизнес на
всем пространстве Центральной Азии.
Что знает об Узбекистане нынешний житель России? Прямо
сказать, немного. Ряд российских граждан катается на "ДЭУ-Нексии" детище
промышленного гиганта УзДЭУавто.
Российские нефтегазовые гиганты сотрудничают с Ташкентом
в области нефте- и газодобычи. В Узбекистане сохранена авиационная
промышленность.
Менее известно, что страна Узбекистан занимает седьмое
место в мире по добыче золота, и в ней расположены одни из самых больших
урановых рудников. По западным оценкам, около 10% доходов от этих емких
производств идут на счета семьи президента или им контролируются.
Наш материал выходит в деликатный момент подготовки к
выборам в узбекский парламент – Олий Меджлис, которые состоятся 26 декабря сего
года. При этом, предвыборный процесс совпал по времени с существенной
переоценкой роли Узбекистана в региональном развитии.
В свое время с легкой руки З.Бжезинского представление
об Узбекистане как геополитическом лидере постсоветской Центральной Азии стало
общим местом международной аналитики. Немного побаловавшись китайской и турецкой
моделями развития экономики, Ташкент безоговорочно избрал политическую
ориентацию на США, полагая, что если это и не принесет особого экономического
прогресса, то уж точно застрахует от других неприятностей. Ориентация означала
не только хранение золотого запаса за океаном, но и всемерную поддержку войны в
Афганистане и Ираке, а также стремительное предоставление местечка Ханабад под
американскую военную базу. По сему в Пентагоне отлично относятся к господину
Каримову, однако, как выяснилось, Пентагон – это еще не весь Запад.
Последний с течением времени обнаружил, что значительная
финансовая помощь в рамках гуманитарных программ, развернутых с традиционной
наивностью белого человека на Востоке, доходит, как это здесь принято, в лучшем
случае до уровня местного высокого начальства. Что узбекская разновидность
демократии при всех внешних атрибутах не имеет никаких умопостигаемых аналогов:
методы борьбы с оппозицией поражают первобытной жестокостью.
Подлинный скандал разразился после ряда выступлений
экс-посла Великобритании в Узбекистане господина К. Маррея. Последний принял
суровые будни азиатской демократии близко к сердцу и во всеуслышание заявил о 10
000 политических заключенных режима, нечеловеческих пытках в тюрьмах, и по сути
крепостном положении сельхознаселения (республика по-прежнему богата хлопком,
который убирает все население плюс школьники с 8 лет и студенты – независимо от
того, надо им в это время учиться или нет).
Любопытно, что активность посла пришлась не по вкусу не
только Ташкенту, но и британскому Фореин-офису – при первых же откровениях "с
места работы" его отозвали.
В результате к нынешним выборам Узбекистан подходит в
состоянии некоторой амбивалентности.
Стратегическая ценность страны как союзника в
Центральной Азии не вызывает сомнений ни у США, ни у России, которая в отличие
от Запада воздерживается от официальной критики партнера.
Узбекистан способен оказывать серьезное влияние на
афганский север, где проживает значительная узбекская консорция, имеет особое
отношения с хозяином Мазари-Шарифа генералом Рашидом Дустумом, этническим
узбеком. Злые языки, правда, утверждают, что отношения с афганским полевым
командиром, контролирующим в том числе региональный наркотрафик через узбекский
Термез, небескорыстны. Явно преувеличена и возможность воздействовать на
Дустума, участвовавшего во всех мыслимых афганских смутах и часто менявшего
ориентиры. Тем не менее, фактом является то, что "отлеживается" он на
гостеприимной узбекской земле, а его грузы практически не подлежат досмотру.
Вместе с тем и на Западе, и в России усиливается
обеспокоенность ситуацией в стране, которую, правда, рассматривают с разных
углов зрения. Запад обеспокоен волной общественного негодования по поводу
информации о пытках и преследованиях оппозиции. Видимо, будут пересмотрены
объемы помощи региону и целевые гуманитарные программы. При этом приоритетом
остается военное присутствие американского контингента в Центральной Азии,
"осеняемое" нынешним режимом Узбекистана.
Для России головную боль представляет довольно
конфликтная региональная политика Ташкента, пытающегося решать пограничные и
водно-земельные проблемы с соседями с позиции силы. Приграничные инциденты с
Киргизией, Казахстаном и Туркменистаном временами ставили регион на грань
военных конфликтов. Узбекская сторона заминировала в одностороннем порядке часть
своих границ с Киргизией, которую, кстати, подвергала и энергетической
блокаде.
Последнее время, учитывая обстановку, в Ташкенте видимо
осознали необходимость некоторых перемен. И. Каримов договорился с Н.
Назарбаевым о спорных участках границ. Сенсацией стал последний визит в Ташкент
президента Туркмении Ниязова, который два года назад выдворил узбекского посла
после покушения на свою особу (прошла информация, что в узбекском посольстве в
Ашгабаде прятались некоторые из заговорщиков). Вот только в отношениях с
Киргизией появился новый раздражитель – вопрос об узбекском анклаве Шахимардан,
который по оценке специалистов, может сдетонировать наподобие Карабаха.
Повысилась комплиментарность И. Каримова и в адрес
России. Он признал, что односторонняя ориентация региона на Запад непродуктивна
и явно пытается установить прежние доверительные отношения с Москвой. По всей
видимости, это не от хорошей жизни.
Нынешние выборы в Узбекистане могут обернуться приличным
международным скандалом, к которому будут приурочены все накопившиеся у Запада
претензии. Как отмечают наблюдатели, к выборам допущены партии, поддерживающие
И. Каримова – и точка. Основные оппозиционные структуры – Эрк и Бирлик – вот уже
много лет не могут не то что голосовать, но и зарегистрироваться в узбекском
Минюсте. Всего, по разным оценкам, в Узбекистане от пяти до девяти "вменяемых",
то есть не фундаменталистских оппозиционных партий, время от времени взывающих к
Западу о помощи (последним было их открытое письмо к Т. Блэру). Россию, видимо,
в расчет не принимают, во всяком случае как источник воздействия на режим И.
Каримова. Да в общем, у России нет особой политики в регионе, кроме
"антитеррористической деятельности".
Безусловно, у Москвы мало положительных эмоций
относительно Ташкента, первым втянувшего в регион американские вооруженные силы.
Но, поскольку страшнее талибов, с которыми в целом разобрались США, для России в
регионе никого не было, ее согласие на американское присутствие тоже сошло за
политику. Только пришлось обустраивать свою базу в киргизском Канте.
Таким образом, если говорить об интересах России в
Узбекистане, то они имеют в основном сырьевую и антитеррористическую доминанту и
пока не связаны с какой-то комплексной стратегией. Есть большие потенции у
сотрудничества с местным авиапромом.
Отсутствие стратегии чувствуют в Ташкенте, который вышел
из договора о коллективной безопасности, но начал проявлять явный интерес к
работе в Шанхайской организации сотрудничества. Блок ГУУАМ, в котором состоит
Узбекистан наряду с Украиной, Грузией и Молдовой, дышит на ладан и, видимо,
больше И. Каримова не вдохновляет.
Перспектива состоит в том, что американцы вряд ли быстро
уйдут из Узбекистана – это во-первых; во-вторых, Ташкент остро начал понимать,
что разговоры за океаном о трансформации недемократических центрально-азиатских
режимов относятся и к нему. И если Казахстан важен западу как источник нефти, то
Узбекистан – как "пуповина" ЦА, золотая геополитическая середина, контролируя
которую можно оказывать воздействие на Иран, Афганистан, Пакистан, Казахстан,
Туркмению, Китай, да и Россию.
Анализируя возможные формы искусственной (или
естественной, учитывая внутриузбекские реалии) дестабилизации региона, эксперты
скептически относятся и к возможностям оппозиции (задавлена), и к каким-то
внутригрупповым антагонизамам (окружение Каримова генерировано по принципу
личной зависимости и находится под строгим наблюдением). Угрозу, конечно,
представляют террористические группы типа местных ветвей "Исламского Джихада",
"Аль-Каиды", "Исламской партии Туркистана" (бывшее ИДУ), "Хизб-ут-тахрир",
"Жамаата моджахедов Центральной Азии"" и т.п.
В 1999 году ИДУ удалось до смерти напугать власть,
пробившись почти на подступы (100 км) к Ташкенту, когда их отбивали чуть ли не с
помощью охранников из ЧОПов. Но с тех пор, по оценкам специалистов, подготовлен
новый спецназ, оснащенный и обученный американцами, а в фундаменталистские
структуры инфильтрированы сотрудники узбекских спецслужб.
Это обстоятельство, кстати, заставило Запад весьма
подозрительно отнестись к последним терактам, нацеленным на местные посольства
США и Израиля. Западные эксперты полагают, что в них есть элементы "демонстрации
террористической угрозы", которую власть могла бы предотвратить. А так –
безусловная уверенность в Узбекистане как передовом оплоте борьбы с терроризмом
и, соответственно, финансовая и прочая поддержка.
Как бы там ни было, террористам вряд ли удастся
поколебать режим И. Каримова. Если только их действия не войдут в резонанс с
доведенной до отчаяния массой беднеющих (до обнищания) слоев населения. По
разным оценкам, только в Ферганской долине 70-80% населения не имеет постоянной
работы. О возможности масштабного бунта в Узбекистане свидетельствуют многие
эксперты и в России, и за рубежом. Вопрос в том, использует ли Запад (или
спровоцирует) этот бунт в свою пользу. На это опять же дается безусловный
утвердительный ответ.
Поэтому спасительной для Ташкента темой, в которую
вовлечены и Запад, и Россия, является Афганистан, где прошли выборы президента,
но ситуация проще не стала.
Пока Москва бок о бок с Ташкентом руководит "Северным
альянсом", который известно где видел президента центра Кабула Х. Карзая, и ей
самой нынешнее руководство полезно, и Западу не особо мешает.
Другой вопрос: ситуация в Афганистане рано или поздно –
и это абсолютно природная закономерность – взорвется, и направлена она будет
против любого постороннего присутствия. То есть у Америки будут проблемы, а
оставаться в регионе необходимо в силу "жизненных интересов".
Между тем сами американцы все больше говорят о росте
антиамериканских настроений не только в Афганистане, но и в соседнем
Узбекистане.
В общем, если господин Каримов решил, что присутствие
американских военных в его стране – залог поддержки режима Запада, то эта
ситуация быстро меняется. На Западе не скрывают, что и США, и НАТО при всех
комплиментах было бы удобнее и логичнее сотрудничать с более демократическим
руководством.
Вопрос в том, сколь долго информация о реальной ситуации
в стране будет пробиваться на Запад; и можно ли демократическими методами
удержать ситуацию в одном из самых конфликтогенных мест планеты.
Россия с прагматизмом на грани (или за гранью) цинизма
уверяет, что всем в отношениях с Ташкентом довольна, а внутренняя политика –
дело господина Каримова. С Западом этот номер не проходит, и возможно, именно
эти декабрьские выборы обозначат начало какого-то нового витка изменения
ситуации в крупнейшем центрально-азиатском государстве.
ТУРКМЕНИСТАН
|