А. Докучаева. Русские романтики на постсоветскомпространстве
Ruvek.ru,
30.06.03
Александра
Докучаева, зав. отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ
15 лет назад, 23 мая 1993 года, Республиканское
славянское движение «Лад» в Казахстане получило официальную регистрацию. Девять
месяцев Минюст республики волокитил с утверждением документов учредительной
конференции «Лада», прошедшей под Павлодаром в сентябре 1992 года. Накануне
проведения конференции «вдруг» было отказано в помещении, которое заранее было
арендовано, поэтому «Лад» учреждался под открытым небом, «на диком бреге
Иртыша» - на территории заброшенного портового склада.
Делегаты от 10 областей Казахстана и столицы –
Алма-Аты собрались тогда, чтобы, объединившись в общественно-политическую
организацию, отстаивать достоинство русского, славянского населения в
Казахстане, защитить свое право на сохранение русской культуры, русского языка,
противостоять этнической дискриминации, призывы к которой зазвучали из среды
активистов-националистов, провозглашавших «Казахстан - для казахов». Кровавые
конфликты в соседних азиатских республиках не оставляли славянам иллюзий на
благостное развитие ситуации, оставалось только одно - всем миром встать на
свою защиту.
Объединения славян боялись. Им пугали казахстанцев,
распространяя небылицы о якобы агрессивных намерениях ладовцев. Но что же
«страшного» в Уставе «Лада»? Основой объединения стали четыре принципа:
- деятельность по сохранению русской и славянских
культур народов, проживающих в Казахстане;
- поддержание дружеских, союзнических отношений
Казахстана с Россией;
- требование равноправия для всех граждан
Казахстана, независимо от национальности;
- установление государственного статуса для русского
языка, наравне с казахским.
Под этими лозунгами создавался «Лад», от этих
позиций он не отказывается и сейчас. А каковы же итоги прошедших 15 лет?
То, что русская, славянская культура в Казахстане
жива, нельзя оспорить. И вклад «Лада» в это – самый непосредственный. Десятки
коллективов русской песни, танца, поддерживаемых «Ладом», живут и радуют своими
концертами. Дни славянской культуры и письменности стали общереспубликанским
праздником благодаря многолетним совместным усилиям ладовских и других русских
организаций по всему Казахстану. Уважительное отношение к православной
традиции, сделавшее Рождество Христово государственным праздничным днем в
Казахстане, закрепилось также и потому, что «Лад» в тесном сотрудничестве с
православной церковью вынес Рождество, Масленицу, Пасху за пределы церковной
ограды, сделал их яркими праздниками на площадях городов, благотворительными
акциями для ветеранов и обойденных судьбой людей.
«Лад», объединяющий граждан Казахстана, по праву
является организацией российских соотечественников. Как поется в песне, автором
которой является руководитель кургальджинский организации «Лада» И. Деева, в
сердцах у нас две половины - «Мой Казахстан и ты, Россия». Ладовцы
последовательно выступают за укрепление союзнических отношений с Россией. В
конце девяностых годов «Лад» провел сбор подписей за присоединение Казахстана к
Союзу Белоруссии и России. Свыше 240 тысяч Казахстанцев поддержали «Лад». Тогда
на «Лад» обрушились обвинения в покушении на суверенитет Казахстана. Очевидно,
что обвинения – абсурдные. В Казахстане, где Президент сам является инициатором
многих интеграционных инициатив, подобные обвинения звучат нелепо. Но не будем
преувеличивать роль «Лада» в сохранении добрососедских отношений России и
Казахстана. Определяющее значение в этом, очевидно, имеют геополитические и
экономические интересы руководства наших стран. Но,
слава Богу, что это так. Целям и желаниям ладовцев отвечает тот курс на дружбу
с Россией, что держит Президент Казахстана Н.А.Назарбаев. С его именем
большинство русских в Казахстане связывают дружеский вектор в отношениях с
Россией. Это было главным аргументом, когда «Лад» выступил с активной
поддержкой действующего Президента в последней избирательной кампании. Для всех
было ясно, что любая оппозиционная фигура отвернула бы Казахстан от России.
«Цветные революции» в Грузии и на Украине – не оставляли сомнений в таком
развитии событий, в случае смены главы республики..
Безоговорочная поддержка руководством «Лада»
Президента Казахстана в прошедшей избирательной кампании вызвала немалое
смущение у многих ладовцев. Действительно, разве устранены диспропорции в
органах власти, где преобладают представители титульной нации? Нет – они
налицо. Разве русский язык, не вытесняется в бытовую сферу в ходе тотального
перевода делопроизводства на государственный язык? Это происходит. И именно это
вызывает ту неуверенность в будущем, которая является основной причиной выезда
русских из Казахстана – об этом свидетельствуют многочисленные опросы
общественного мнения последних лет. Много острых вопросов
остаются к Гаранту Конституции Казахстана. И «Лад» не снимает их с
повестки дня. Но есть и объективное, политическое понимание того, что с другим
руководителем республики – их решение было бы еще более проблематичным.
Ладовцы ведут правозащитную работу, защищая своих
соотечественников в судах, ходатайствуя за них в органах власти разных уровней.
Лад настойчиво требует исполнения конституционных норм в функционировании
русского языка – официального использования во всех органах власти и местного
самоуправления. Надо вспомнить, что сама эта конституционная норма была
сформулирована в новой конституции Казахстана при непосредственном участии
ладовцев – депутатов 13 созыва Верховного Совета Казахстана. Тогда в Верховном
Совете действовала депутатская группа представителей «Лада», которую возглавлял
В.П.Михайлов. Он входил в группу по подготовке проекта новой конституции и
представлял там ладовскую позицию по статусу русского языка.
Важнейшим делом «Лада» стала его газета. Газета
«Лад» была единственным информационным окном, рассказывающем правду о «Ладе», о
проблемах русских в Казахстане. Сейчас эту миссию несет и известный
интернет-портал «Русские в Казахстане».
Сейчас, 15 лет спустя, по-прежнему остаются
актуальными задачи, которые ставил «Лад» при своем создании. Какой же из этого
сделать вывод? Может, уйти с общественной сцены, самоликвидироваться? Нет –
говорят большинство ладовцев. И я понимаю и поддерживаю их.
Разве проблемы, объединившие нас 16 лет назад, имеют
свое окончательное решение? Разве поддержка русской славянской культуры
когда-нибудь перестанет быть актуальной, пока в Казахстане живут русские и
славяне? Разве развитие добрососедских отношений с Россией – перестанет быть
жизненно важным обстоятельством для русских граждан Казахстана? Разве в реальном
мире исчезнет необходимость помогать попавшим в беду и
не имеющим защиты от зла и насилия? Разве равенство прав всех граждан,
независимо от национальности, в условиях стран, вставших на путь рыночной
конкуренции, не будет постоянно нарушаться под разными предлогами, и в первую
очередь по этническим предпочтениям? И вопрос о статусе русского языка в
Казахстане, отвечающего его реальной востребованности в обществе, не имеет
скорого решения, но без его защитников он не будет решен никогда.
«Лад» нужен русским людям в Казахстане, всем, кто
связывает себя с Россией, русской культурой.
Будем помнить всех, кто был у его истоков и кого уже
нет с нами: Ю.Макарова, руководителя Павлодарской «Славии»,
собравшей первую, учредительную конференцию «Лада», Я.Белоусова - ладовского
ветерана, участника Великой Отечественной войны, журналиста и интеллектуала,
депутатов, представлявших «Лад» в Верховном Совете Казахстана:
М.Головкова из Усть-Каменогорска и А. Лебедева из Рудного, В.Глушкова – первого
редактора газеты «Лад».
Будем помнить тот чистый порыв к правде и
справедливости, который собрал нас в 1992 году и который движет
по сей день участников движения «Лад». Желаю «Ладу плодотворной жизни,
успехов и побед в работе по осуществлению целей движения. Всем членам «Лада», всем,
кто его поддерживает – крепкого здоровья, сил и оптимизма на благородном
поприще единения казахстанского славянства, сохранения русской культуры и
русского языка.
|