Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №116(01.02.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


"Ще не вмерла" ГУУАМ

Gazeta SNG, 27 января 2005 г.

Елена Куриленко

Как существовать пассионариям и реакционерам в одной маленькой организации

На зимней сессии ПАСЕ в Страсбурге, которую можно назвать одним из главных событий политической жизни Европы, случился небольшой казус. На заседании центральное место было отведено выступлениям главных революционеров на постсоветском пространстве - Михаилу Саакашвили и Виктору Ющенко; торжественное выступление последнего, как известно, стало «гвоздем» большой страсбургской программы. Так вот, в то время как у входа во Дворец Совета Европы официальные лица ждали опаздывавшего на полчаса Ющенко, туда подъехал Саакашвили, которого встречающие не рассмотрели за спинами охраны и журналистов и, приняв за Ющенко, начали играть гимн Украины. Таким образом, как сообщает ИА «Регнум», президент Грузии вошел во Дворец Совета Европы под пение «Ще не вмерла Украина», что выглядело очень символично.

С момента начала «оранжевой» революции наблюдалась невиданная активизация контактов Тбилиси и Киева, а число личных встреч Саакашвили и Ющенко побило все рекорды. Это заставило экспертов заговорить о вероятности возрождения и обретения второго дыхания ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) – прозападного регионального объединения на постсоветском пространстве под патронажем двух пассионарных политиков – грузинского и украинского президентов. Недавнее заявление министра иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили о намерении провести очередной саммит ГУУАМ летом этого года еще больше укрепило в мысли, что Грузия претендует на роль «реаниматора» и негласного лидера этого объединения.

История создания ГУУАМ и перипетии вокруг ее существования весьма показательны и созвучны судьбе почти всех объединений на постсоветском пространстве. Напомним, предпосылками образования ГУУАМ стали экономические основания: стремление Грузии, Украины, Молдавии уменьшить свою зависимость от российских энергоносителей, а также желание Азербайджана и Узбекистана экспортировать свои энергоресурсы в обход России. В октябре 1997 г. в ходе саммита глав государств Европейского Союза в Страсбурге президенты Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии подписали совместное Коммюнике о создании союза ГУАМ. Название организации было дано по первым буквам входящих в нее государств. В апреле 1999 г. на встрече президентов стран-участниц ГУАМ в Вашингтоне в ходе празднования 50-летия НАТО в союз был принят Узбекистан. Так ГУАМ стал ГУУАМ, однако «прибавление в семействе» не принесло организации практически ничего, поскольку Ташкент изначально сомневался в экономической перспективности этого объединения. Ведь ГУУАМ декларировался как исключительно экономическая структура. Перспективы были, пожалуй, только политические, в виде посулов Запада, решившего создать на постсоветском пространстве антироссийскую организацию. Впрочем, США в отношении членов ГУУАМ ограничивались преимущественно политическими обещаниями. По мнению экспертов, существенных финансовых дивидендов от членства в ГУУАМ не получили ни в Киеве, ни в Баку, ни в Тбилиси и т.д.

Деятельность этого прозападного объединения представляла собой плановые встречи лидеров стран участников, которые проводились примерно раз в год, и традиционную бумажную возню структур организации. В июне 2002 года Узбекистан принял решение выйти из ГУУАМ, заявив позже, что остается в ее составе, но оставляет за собой право не участвовать в отдельных мероприятиях. Отметим, что демарш Узбекистана сопровождался эффектным «хлопаньем дверью» Ислама Каримова, который мотивировал свое неучастие в очередном саммите более важными мероприятиями. Постепенно, помимо экономической, в деятельности организации стала просматриваться и военно-политическая составляющая. Она стала более заметной после того, как Грузия, Азербайджан и Узбекистан в 1999 г. вышли из Договора о коллективной безопасности СНГ.

В июне 2001 года ГУУАМ получил статус международной региональной организации, что было зафиксировано в подписанной главами государств ГУУАМ Ялтинской Хартии. В июле 2002 года на очередном саммите глав государств ГУУАМ президенты Украины, Азербайджана, Молдавии, Грузии подписали соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках организации, активно лоббируемое Киевом. Таким образом на постсоветском пространстве была предпринята еще одна попытка создания элемента единого экономического пространства. Пока чисто декларативная. Отметим, что в документах ГУУАМ обозначено также совместное противодействие стран-участниц террористической угрозе, при этом реально противодействовать террористам ГУУАМ может лишь на бумаге.

Судя по всему, Вашингтон разочаровался в ГУУАМ, ведь главной заявленной целью существования этого блока был транспортный коридор Европа – Кавказ - Азия. Однако с момента формирования ГУУАМ прошло уже больше семи лет, и за это время появилось множество других альтернативных транспортных проектов, в которых заинтересованы Штаты.

О том, стоит ли ожидать активизации контактов в рамках этого объединения, «ГазетаСНГ» поинтересовалась у заведующего отделом Центральной Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина:

«Усиление ГУУАМ возможно лишь в том случае, если США одобрят проведение регулярных мероприятий и, главное, подкрепят свое одобрение финансовыми вливаниями в эту организацию. В последние два года появилась показательная тенденция: деятельность организации затухала, когда исчезало западное финансирование; когда деньги появлялись, члены ГУУАМ собирались на очередной саммит». По мнению эксперта, проблемы объединения заключаются не только в финансировании: все страны-члены ГУУАМ не богаты, с большим грузом социально-экономических проблем, и в настоящее время озабочены более насущными вопросами. Так, Азербайджан прежде всего ждет выхода каспийской нефти на западный рынок; для грузинских властей стало очевидно, что большие финансовые надежды на Баку-Тбилиси-Джейхан вряд ли оправдаются; власти Узбекистана и Молдавии боятся экспорта революций и не захотят сближения с главными снговскими революционерами – Саакашвили и Ющенко. Украина вряд ли захочет возрождать второй центр силы в СНГ, чтобы окончательно не испортить отношения с Россией. В данной ситуации экономика будет определять политику, считает Андрей Грозин. Что касается заявлений из Тбилиси о реанимации ГУУАМ, то, по словам эксперта, Грузия давно торгует «геополитическими химерами».


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ