Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №127(15.07.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Грузия исчезнет с карты мира, если Армения не поможет ей выжить

29.06.2005.  «Новая Политика»

Сергей Минасян

В середине мая власти Грузии подготовили проект Концепции национальной безопасности, который уже представлен парламенту на утверждение. Проект документа отражает фундаментальные ценности страны, национальные интересы, основные направления политики национальной безопасности Грузии и приоритеты внешней политики. Он был подготовлен специальной комиссией под председательством президента Михаила Саакашвили. Как отмечают эксперты, в Концепции основные приоритеты внешней политики Грузии в отношении к отдельным странам подчеркиваются следующим образом: "стратегическое партнерство" с Соединенными Штатами Америки, Украиной, Турцией и Азербайджаном, "партнерство" с Россией и "прагматичное сотрудничество" с Арменией. Эти положения, закрепленные в предлагаемом документе, весьма точно символизирует нынешний уровень армяно-грузинских отношений и то место, которое грузинские власти и элита в числе своих внешнеполитических приоритетах уделяют Армении. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в реальности ни уровень двусторонних отношений, ни их перспективы отнюдь не соответствуют тем вызовам и угрозам, с которыми две страны могут столкнуться в ближайшее время.

Стереотипное восприятие и фактор России

У грузинской элиты и экспертно-аналитического сообщества существует весьма стереотипная и однобокая склонность рассматривать Армению и ее роль в региональной политике на Южном Кавказе исключительно сквозь призму армяно-российских стратегических отношений. Естественно, данный стереотип является четко отрицательным. Восприятие Армении как "единственного союзника России в регионе", а армяно-российских отношений – как основного и безальтернативного направления армянской внешней политики – вызывают в Тбилиси очень негативные настроения, препятствующие серьезным внешнеполитическим инициативам по углублению взаимодействия между Грузией и Арменией. Более того – для многих политиков в Грузии сам факт членства Армении в ОДКБ и ее тесное военно-политическое сотрудничество с Россией практически исключают любую возможность рассматривать Ереван в качестве реального партнера в сфере безопасности в регионе. Нельзя исключить, что если бы не навязчивое желание поскорее "избавиться" от российских военных баз на своей территории, Грузия не меньше, чем Азербайджан подняла бы шумиху вокруг ситуации по размещению в Армении части вооружения и военной техники, выводимой с 62-й Ахалкалакской базы. И пока в грузино-российских отношениях сохраняется ситуация "перманентной холодной войны", фактор России будет играть очень важную роль в умеренно-негативных оценках грузинскими политиками и политологами роли Армении в региональной политике.

В отличие от этого, важнейшая составляющая внешнеполитической концепции Армении – политика комплементризма, предусматривающая, по словам главы армянского МИДа Осканяна, прагматичное взаимодействие с западными государствами с целью "недопущения появления в регионе новых разделительных линий" (что отнюдь не противоречит специфическим и особым отношения Армении в сфере безопасности с Россией), а также наличие значительной армянской диаспоры на Западе, не допускают возникновения у политической элиты и общественности Армении такого же отрицательного восприятия взаимоотношений между Грузией и США или Грузией и европейскими странами. Более того, в определенном смысле армянское политическое сообщество отчасти признает наличие такого рода отношений между Грузией и ее западными "партнерами-покровителями" даже несколько полезным с точки зрения интересов Армении. В частности, это позволяет эффективно аппелировать к имеющейся европейской правовой базе и механизмам или использовать ресурсы армянского политического лобби в США для решения наиболее сложных проблем, существующих в взаимоотношениях двух стран.

Армяне Грузии и проблема Джавахка

Объективно проблема Джавахка является именно той проблемой, которая при ее игнорировании действительно может быть серьезным вопросом в двусторонних армяно-грузинских взаимоотношениях, однако с другой стороны – в случае ее удачного разрешения – будет способствовать длительному и стабильному их развитию в духе добрососедства.

Аналогичную значимость имеют и проблемы армян, проживающих в остальных районах Грузии, и связанные с ними вопросы сохранения армянского исторического, культурного и архитектурного наследия на территории этой страны. Однако этот вопрос вновь обострился особенно в последние месяцы, когда некоторыми представителями Грузинской православной церкви были сделаны попытки захвата ряда армянских храмов, например церкви Норашен, находящейся в самом центре Тбилиси. Вообще, как известно, на Кавказе история всегда являлась важнейшим политическим фактором, и поэтому исторические и культурные споры относительно автохтоности или же "пришлости" армян на землях нынешней Грузии играют вполне определенную роль в армяно-грузинских отношениях на всех уровнях, начиная от бытовых и кончая межгосударственными.

В Грузии в настоящее время укоренилось мнение, что официальный Ереван недостаточно сдерживает якобы имеющиеся в регионе Джавахка "сепаратистские настроения" и даже вместе с командованием 62-й РВБ весной нынешнего года инициировал массовые выступления армянского населения против вывода оттуда российских войск. В реальности, официальный Ереван не раз на самом высоком уровне пытался разъяснить Тбилиси, что в интересы Армении или армянского населения Грузии никогда не входило и не будет входит ослабление грузинской государственности. Интересы Армении требуют, чтобы население Джавахка имело достаточные гарантии своей безопасности, социально-экономического развития, местного самоуправления и сохранения армянской культуры, языка и образования. Однако все эти весьма скромные и естественные требования никак не входят в противоречие с фундаментальными интересами Грузии и ее государственностью.

Со своей стороны, многим в Армении непонятно излишне "ревнивое" отношение в Грузии ко всем инициативам Армении по стабилизации общественно-политической и экономической ситуации в регионе Джавахка, особенно в последнее время. Кроме того, непонятна также и не меньшая "ревность" Тбилиси ко всем действиям и предложениям армянской диаспоры по реализации экономических проектов по социально-экономической реабилитации Джавахка.

Региональное измерение

"Грузию связывает с Арменией прагматичное сотрудничество во всех сферах двусторонних интересов", – отмечается в указанном проекте грузинской Концепции национальной безопасности. Вместе с тем, как подчеркивается в документе, "ведущим региональным партнером" Грузии является Турция. Отношения с Турцией в документе называются как "стратегическое партнерство", равно как и с США, Украиной и Азербайджаном. Как отмечается в предлагаемом проекте, "совместные энергетические, транспортные и коммуникационные проекты в значительной степени способствуют стратегическому сотрудничеству" между Баку и Тбилиси.

Однако многим экспертам в Армении представляется, что в Тбилиси слишком рано забыли про "рельсовую войну" прошлого года, которая была вызвана отнюдь не претензиями Азербайджана к Грузии по поводу транзита армянских грузов, а в реальности была ответом Баку на ужесточение политики центральных грузинских властей в азербайджанонаселенном регионе Квемо Картли, а также стремлением Азербайджана играть решающую роль в коммуникационных проектах на Южном Кавказе.

Как бы не оценивали в Грузии перспективу развития своих отношений с Турцией и Азербайджаном, истинной целью проводимой Баку и Анкарой политики является желание привязать и подчинить Тбилиси своим интересам в коммуникационных и региональных вопросах, превратить эту страну в своего сателлита на Кавказе. Чего стоит хотя бы выдвинутое недавно со стороны Баку предложение о взятии под контроль взамен имеющегося государственного долга Грузии Азербайджану (около 16 млн. долларов) ее портов на черноморском побережье.

Но главная турецко-азербайджанская опасность, исходящая для Грузии и даже самой ее государственности, исходит не извне, а изнутри. Не следует снимать с учета вопрос демографического проникновения Азербайджана в Грузию на фоне продолжающегося уменьшения титульного грузинского этноса. Азербайджанское население Грузии является единственным национальным меньшинством страны, удельный вес которого в период после обретения Грузией независимости возрос. В условиях приближающейся в ближайшее время "демографической ямы" для Грузии (по оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет население Грузии естественно уменьшится на 5-7 %, а к 2050 г. на 40-50 %), удельный вес азербайджанского населения Грузии будет еще более увеличиваться. Как это отразится на будущем Грузии – приходится только догадываться.

С учетом вышеуказанных факторов рискнем предположить, что хотя взаимное армяно-грузинское политическое восприятие на нынешнем этапе страдает от многих стереотипов и ложных оценок реальности, в среднесрочной перспективе в первую очередь именно Грузии придется пересмотреть приоритетность своих отношений с Арменией, ибо в противном случае она не сможет противостоять тем угрозам своей безопасности и даже государственности, с которыми ей придется в недалеком будущем столкнуться. Иначе даже достижение реального "прагматичного сотрудничества" Армении и Грузии будет под большим вопросом.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ