Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №128(01.08.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


США и Белоруссия: радиовойна началась.

Владислав Лосев (Минск)

20 июля 2005 г. Палата представителей конгресса США приняла решение о выделении 24 миллионов долларов на «продвижение демократии, развитие политических партий и независимых СМИ» в Белоруссии на 2006 и 2007 годы. Таким образом американские власти официально приступили к финансированию подготовки  «цветной» революции, а точнее государственного переворота в Республике Беларусь, главная цель которого не просто отстранение от власти Александра Лукашенко, а ликвидация всего «лукашенковского» политического наследства: в первую очередь, Союза Белоруссии и России и государственного русско-белорусского двуязычия.

Особой статьей американские законодатели выделяют деньги на организацию  радио- и телевизионного вещания на Белоруссию. На эти цели из бюджета США предполагается выделить по 5 миллионов долларов в 2006 и 2007 годах. Средства будут проходить по статье финансирования Совета управляющих по иновещанию правительства США. Данный совет отвечает за работу радио- и телевизионного вещания «Голоса Америки», радиостанции «Свобода/ Свободная Европа» и других американских государственных СМИ, занимающихся внешней пропагандой.

Надо сказать, что США имеет немалый опыт проведения успешной для американских интересов радио- и телевизионной войны в отношении, в том числе, и славянских стран.

Так, в 1998 году в Болгарии подконтрольные США электронные СМИ внесли существенный вклад в поражение неугодного Соединенным Штатам правительства социалистов.

В первой половине 90-х годов в Болгарии, особенно в Софии, при поддержке западных финансовых организаций, в первую очередь фонда «Открытое общество» (фонд Сороса), была создана сеть небольших  (штат 20-30 человек) радиостанций, работающих на FM-частотах. Координацией деятельности последних занималась болгарская ассоциация журналистов «Свободное слово». Именно эти радиостанции во многом сыграли решающую роль в ходе массовых выступлений протеста. Радиостанция «Дарик-радио» фактически являлась штабом антиправительственных сил. Корреспонденты этой и других FM- радиостанций находились как среди манифестантов, так и на улицах Софии, наблюдая за действиями властей и силами правопорядка.

Эти сведения быстро становились достоянием манифестантов, и таким образом действия государственных органов нейтрализовались. Нечто подобное происходило и во время общеболгарской стачки в феврале 1998 года. В конце концов правительство социалистов пало, и в Болгарии был установлен проамериканский режим.

Что касается Югославии, то в этом случае стратегам американской информационной войны  пришлось изменить тактику действий. Тогдашнее руководство СРЮ в условиях нарастающего  давления со стороны Запада и антисербской террористической войны в Косово приняло жесткие меры по ограничению деятельности западных и прозападных СМИ в Югославии.

Как заявил тогда Слободан Милошевич: «Нам тяжело будет сбить все самолеты НАТО, но мы попытаемся нейтрализовать  всех агентов блока, которых имеем под рукой. То есть граждан Югославии, служащих другим государствам». При этом тогдашний вице-премьер югославского правительства Воислав Шешель пояснил, что речь идет о сербах, работающих на иностранные средства массовой информации.

В октябре 1998 года была прекращена ретрансляция местными радиостанциями программ  «Би-Би-Си», «Голоса Америки», «Немецкой волны» и других западных радио- и телеканалов. Помимо этого были закрыты крупнейшие прозападные издания  «Dnevni Telegraf», «Danas», «Nasa borba», радиостанция «Индекс» и другие, так как они, по мнению министерства информации Югославии, представляли собой «пропагандистский рупор и орудие психологической войны сил Запада».

Такие действия югославского руководства были совершенно оправданы. Так как согласно заявлению департамента печати и информации НАТО решение о нанесении ракетно-ядерных ударов по Югославии принимались на основе сообщений средств массовой информации.

Без сомнения, такие решения, как начало боевых действий, принимаются на основе более серьезных соображений, чем сообщения СМИ, но неприглядная  роль прозападных  средств массовой информации в оправдании агрессии против Югославии более чем очевидна.

Собственно говоря, в отношении неугодных или неудобных правительств применяется грубая и вполне стандартная схема. Все те, кто устраивает Запад – «хорошие парни», а те, кто имеет отличное от США и ЕС мнение – «отпетые негодяи».

В свое время такая негативная информационная политика проводилась Западом в отношении Слободана Милошевича, а в настоящее время осуществляется  относительно Александра Лукашенко и частично – Владимира Путина.

После того, как возможности прозападных СМИ в Сербии были значительно ограничены, по периметру югославской границы была развернута сеть радиостанций антисербской направленности. Помимо этого велось подрывное телевещание с использованием специально оборудованных самолетов.

Информационная война против Югославии  (а в настоящее время и против Белоруссии) велась по всем правилам психологической войны, которые были сформулированы  еще Адольфом Гитлером: «Большая ложь дает огромный выигрыш во времени, а затем о ней никто не вспомнит».

Американские же пособия по психологической войне так определяют принцип проведения пропаганды в отношении неугодного государства: «Чтобы пропаганда достигла сознания противника, она должна быть похожа на правду. Пропаганда должна быть пропитана правдоподобием, должна звучать и выглядеть как можно правдоподобнее, но правдой быть совсем необязательно».

Надо сказать, что пока Милошевич более или менее последовательно отстаивал югославские интересы, западная пропаганда не имела значительного успеха среди сербского населения.

Но как только он принял условия НАТО (по сути капитулировал)  и вывел войска из Косова (хотя исход войны далеко не был предрешен и перспективы проведения наземной операции в Косово вызывали в штабах НАТО большую озабоченность), то  его пошатнувшийся авторитет среди бывших сторонников (нечто подобное происходит сейчас и со сторонниками Лукашенко) в сочетании с возобновлением деятельности прозападных СМИ в Сербии и «феноменом профессора Коштуницы» предопределили дальнейший драматический исход событий.

Подобная же информационная тактика использовалась и на Украине в ходе президентской кампании 2004 года. В качестве «ударных» обвинений в отношении соперников Виктора Ющенко были избраны «дело Гонгадзе», «бандитское прошлое» Виктора Януковича и, естественно, «беспредельная коррупция» в органах власти.

Что касается Белоруссии, то здесь западные специалисты по организации государственных переворотов, по видимому, намереваются применить некий комбинированный югославско-украинский вариант.

Весной нынешнего года на встрече с лидерами белорусской оппозиции в Вильнюсе государственный секретарь США Кондолиза Райс рекомендовала поставить в центр предстоящей антипрезидентской кампании историю с пропавшими оппозиционными политиками, мифические «эскадроны смерти» и «милицейский беспредел». Мотивируя свои рекомендации, К. Райз откровенно заявила, что такой подход когда-то сработал в Аргентине.

В настоящее время лидеры белорусской оппозиции активно обсуждают со своими американскими опекунами пути наиболее эффективного, с их точки зрения,  построения сети радио- и телевизионного вещания на Белоруссию.

Еще в октябре 2004 года на заседании германского бундестага бывший шеф немецкой разведки, в недалеком прошлом – глава консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Белоруссии Ханс-Георг Вик заявил о необходимости начала информационной атаки на Белоруссию и предложил создать вокруг республики сеть радиостанций.

Первые нацеленные на Белоруссию радиостанции предполагается развернуть на территории Польши и Литвы. В конце апреля нынешнего года комитетом по иностранным делам литовского сейма официально был одобрен проект создания антибелорусской радиостанции «Балтийские волны».

Как пояснил лидер оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, «либо мы  (обратите внимание на это» мы» – авт.) создадим сеть FM-радиостанций с небольшим радиусом действия на территориях Литвы, Польши и Украины, чтобы они охватывали в общей сложности 80 процентов населения Белоруссии, либо откроем радио на средних волнах  со 100 процентным покрытием белорусской территории». Для телевизионного вещания на Белоруссию предполагается использовать спутниковые каналы.

Насколько информационная атака на Белоруссию будет результативной для ее организаторов судить пока еще преждевременно, но с уверенностью можно сказать, что белорусские власти  вряд-ли будут сидеть сложа руки. К примеру, 20 июля  2005 года правительством Белоруссии принята Комплексная программа по развитию печатных периодических изданий, которая предполагает значительное увеличение финансирования государственных газет и журналов. 

Раньше должным образом финансировались только две государственные газеты: орган администрации президента «Советская Белоруссия» и правительственная  «Республика». Остальные государственные издания пребывали в довольно жалком состоянии. Возможно сейчас положение изменится.

В любом случае белорусская ситуация в корне в отличается от украинской и тем более югославской. На территории Белоруссии не ведутся боевые действия, отсутствуют реально заметное межнациональное напряжение или политический кризис. Власти давно позаботились о том, чтобы в белорусском радио- и телеэфире отсутствовали радикально оппозиционные программы.

В республике создана  «идеологическая вертикаль», представители которой имеются на всех предприятиях и учебных заведениях. По всей республике регулярно проводятся  «единые дни информирования», разъясняющие гражданам политику белорусского государства. Несмотря на  заорганизованность и в некотором смысле «кандовость» сомневаться в эффективности «идеологической вертикали» все же не приходится.

Кроме того, Белоруссия не является государством-одиночкой, как когда-то Югославия, а является частью Союза с Россией, что позволяет ей чувствовать себя огражденной от каких-либо силовых вариантов извне. Так, что позиции белорусской власти в республике весьма устойчивы и поэтому расчеты на ее опрокидывание с помощью одной лишь радиоволны и телеигры вряд ли имеют под собой серьезное основание.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ