Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №130(15.09.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Возобновление дружеских отношений с Узбекистаном – победа в битве за сферы влияния с Соединенными Штатами

02.09.2005. "The Wall Street Journal"

АланКуллисон

После того как США и Европа этим летом усилили давление на Узбекистан в связи с расстрелом узбекскими войсками толпы демонстрантов в городе Андижане, Кремль сделал свой шаг, чтобы показать отношение к режиму в Ташкенте.

Сотрудники милиции ворвались в офис торговой фирмы, находящейся в Иваново и специализирующейся на продаже текстильных изделий из Узбекистана, и арестовали ее работников, большинство из которых – выходцы из Андижана. Четырнадцать человек остаются в тюрьме и пытаются избежать экстрадиции в Узбекистан, где власти хотят судить их по обвинению в подстрекательстве к восстанию.

Этими арестами Москва заискивает перед Ташкентом после подавления волнений в Андижане в мае этого года, осложнившего отношения Узбекистана с Западом. Многие годы Россия с ревностью наблюдала, как Соединенные Штаты расширяют свою сферу влияния на старом российском заднем дворе – в Центральной Азии. Но в последние месяцы отношения между Москвой и Ташкентом, которые стали прохладными после распада Советского Союза в 1991 году, вновь расцвели. Такие перемены имеют стратегические последствия для отношений между Россией и Китаем, с одной стороны, и Западом – с другой.

В то время как западные лидеры избегают узбекского сильного правителя Ислама Каримова и призывают к международному расследованию событий в Андижане, российский президент Владимир Путин в июне этого года пригласил Каримова на свою дачу в Москве. Во время встречи Путин поддержал ту трактовку событий, произошедших в Узбекистане, которой придерживается Каримов. Эти два лидера также договорились провести первые совместные военные учения своих стран.

"Начался новый период в двусторонних отношения, – говорит Сергей Марков, прокремлевский аналитик из Москвы. – Узбекистан сейчас заинтересован в России больше, чем когда-либо ранее".

Растущее влияние Москвы препятствует стремлению Соединенных Штатов найти долгосрочных союзников в Центральной Азии и обрести надежную базу для борьбы с исламскими экстремистами. С середины 1990-х годов Вашингтон стремится установить более тесные связи с Ташкентом, закрывая глаза на отношение режима Каримова к правам человека.

Сейчас правительство в Ташкенте оказывает давление на организации, содействующие построению гражданского общества и финансируемые из США, а недавно потребовало от Соединенных Штатов покинуть военно-воздушную базу, которую Вашингтон взял в аренду после атак 11 сентября 2001 года. Потеря этой базы осложняет для Соединенных Штатов борьбу с повстанцами в Узбекистане. Средства массовой информации в Москве и Ташкенте высказывают предположение, что после того, как американцы покинут базу в Узбекистане, ее займут российские войска.

Страна с засушливым климатом, где главным оплотом экономики является хлопок, выращиваемый на орошаемых площадях, Узбекистан может не показаться большой наградой в борьбе за геополитическое влияние. Но его географическое положение на ключевых маршрутах транспортировки природного газа и нефти, а также близость к Афганистану делают Узбекистан стратегическим регионом не только для Москвы и Запада, но также и для Китая, который оказывает Каримову моральную поддержку и обещает сделать большие инвестиции в экономику Узбекистана.

Россия приобретет мало экономических выгод от улучшения отношений с Узбекистаном, но усиление связей с Узбекистаном может стать важной психологической победой для Путина, который с беспокойством наблюдает за тем, как в других бывших советских республиках появляются прозападные правительства.

После распада Советского Союза Каримов вначале видел в Вашингтоне оплот против усиливающихся амбиций России. Но постепенно отношения с Вашингтоном ухудшились, говорят наблюдатели. Каримова тревожили организованные Западом волнения на территории бывшего Советского Союза, особенно по мере того, как эти события все приближались к границам Узбекистана. Восстание в республике Грузия, в результате которого был свергнут лидер советской эпохи Эдуард Шеварднадзе, особенно расстроило узбекского президента: Шеварднадзе был его близким другом и, как и Каримов, считал, что его антироссийский настрой гарантирует ему поддержку Запада.

Правительство Каримова сообщает о том, что 187 человек были убиты во время подавления правительственными войсками восстания в Андижане, причем половину убитых причисляют к вооруженным боевикам под руководством исламских фундаменталистов. Правозащитники и западные дипломаты утверждают, что убитых было на несколько сотен больше и большая часть жертв – это безоружные мирные граждане: любопытствующие прохожие или участники демонстрации против бедности и репрессий правительства Каримова.

Путин поддержал ту версию событий, которую привел Каримов, и отверг призывы других стран провести международное расследование. На встрече на даче Путина в июне российский президент заявил, что организаторами мятежа в Узбекистане стали исламские боевики из Афганистана. "Наши спецслужбы это подтверждали", – сказал Путин.

То сближение, которое происходит в последнее время между Москвой и Ташкентом, кажется более серьезным, чем предыдущие попытки правительства Каримова играть вместе с Соединенными Штатами против России. В прошлом году Россия и Узбекистан подписали договор о стратегическом партнерстве, по которому Москва обязалась модернизировать устаревшую военную технику армии Узбекистана, а также осуществить поставки нового военного оборудования.

Кремль также оказывает моральную поддержку Каримову в его стремлении изгнать американцев из страны. В начале июля Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), группа, представляющая шесть стран, в которую входят государства Центральной Азии и Китай, призвала Соединенные Штаты составить график закрытия всех своих баз в Центральной Азии, утверждая, что в этих базах больше нет необходимости, так как боевые операции США против талибов в Афганистане постепенно сходят на нет.

Позже, в июле, узбекское правительство направило Соединенным Штатам предупреждение, что у них есть лишь 180 дней на то, чтобы покинуть военно-воздушную базу на юге Узбекистана. На прошлой неделе узбекский парламент единогласно проголосовал за это требование. Российское государственное телевидение назвало это голосование "вторым сигналом, который Вашингтон не может проигнорировать".

После атак 11 сентября Соединенные Штаты организовывали обучение узбекских вооруженных сил и снабжали их техникой, так как страны заключили союз в борьбе против исламских боевиков. В последние годы США сократили свои контакты с узбекскими военными, обвиняя их в нарушении прав человека. Между тем Россия усиливает такие контакты.

Правозащитники утверждают, что Россия позволяет представителям узбекских спецслужб проводить рейды на российских рынках, занимаясь поиском узбекских граждан, которые были активными участниками оппозиции в Узбекистане. Так, в июне милиция арестовала 14 подозреваемых в Иваново, задержав их почти одновременно в разных частях города в один из субботних вечеров. Большинство из подозреваемых – выходцы из Андижана, некоторые из них живут в России в течение нескольких лет. Представители правоохранительных органов сказали местному правозащитнику, что один из узбеков, бухгалтер текстильной компании, переправлял деньги организаторам мятежа в Андижане.

Правоохранительные органы отказались давать свои комментарии, и юристы утверждают, что они не знают, почему узбекское правительство настаивает на депортации остальных 13 задержанных.

"Все еще остается неясным, в чем их обвиняют, – говорит Светлана Мартинова, глава отделения правозащитного общества "Мемориал" в городе Иваново. – Об этом знают только там, в Узбекистане".




Германия решила занять сдержанную позицию в отношении Узбекистана

09.09.2005. Eurasianet

Аня Шёллер-Шлеттер

Приняв известное решение о выдворении вооруженных сил США с авиабазы «Карши-Ханабад», Ташкент, похоже, не намерен предпринимать аналогичных шагов в отношении немецких солдат, находящихся на объекте под Термезом неподалеку от узбекско-афганской границы.

После андижанских событий в мае правительство Германии решило занять сдержанную позицию в отношении Узбекистана. Немецкая немногословность объясняется в какой-то мере озабоченностью политических лидеров предстоящими парламентскими выборами. Согласно опросам, нынешней коалиции Герхарда Шредера – Социал-демократическая партия/«Зеленые» – будет трудно удержать власть на выборах 18 сентября.

Настойчивые требования Соединенных Штатов о проведении независимого расследования событий в Андижане и принятое затем решение о выдворении американских войск вызвало у многих немецких политиков противоречивые чувства. В Берлине пытаются взвесить важность ситуации с правами человека в Узбекистане – с одной стороны, и вопросы национальной безопасности – с другой. На данный момент в отношении базы в Термезе чаша весов склоняется в пользу отказа от курса на конфронтацию.

Йоханнес Пфлюг, эксперт СДПГ по Центральной Азии, отмечает, что многие в правительстве относятся с осторожностью к планам долгосрочного сотрудничества с Узбекистаном, считая администрацию узбекского президента Ислама Каримова ненадежной. По его словам, пока в обозримом будущем немецкие войска будут оставаться в Термезе, Берлину следует обдумать вопрос об изменении своей политики. «Термез не должен мешать оценке ситуации с правами человека [в Узбекистане]», – сказал в интервью Пфлюг.

Находящийся в оппозиции Христианско-демократический союз, который может вернуться к власти на ближайших выборах, дает понять, что намерен сохранить базу в Термезе, хотя лидеры партии, как и их соперники из СДП, чувствуют себя неловко, продолжая сотрудничество с Каримовым. Кристиан Шмидт, представитель фракции ХДС по вопросам обороны, отметил, что вопрос о безопасности следует пересмотреть, когда в середине октября на миссия немецких вооруженных сил в Афганистане станет предметом парламентских дебатов. «Ситуация не может улучшаться, когда одного из партнеров по афганской миссии выдворяют из Узбекистана», – передает слова Шмидта веб-сайт «Шпигель Онлайн».

Некоторые немецкие правозащитные и общественные организации, включая Международное общество прав человека, призывают Берлин вывести свои войска из Узбекистана. Между тем менее крупные политические партии, в том числе «Зеленые» и Свободные демократы (СвДП), занимают решительную позицию в своей критике Узбекистана. Например, один из депутатов фракции «Зеленых» – Винфрид Нахтвай назвал экспорт немецкого оружия в Узбекистан «безответственным шагом, не соответствующим политическим принципам правительства Германии». Представитель СвДП Маркус Лёнинг заявил в интервью, что следовало бы полностью прекратить помощь Узбекистану, выделявшуюся на цели экономического развития, за исключением средств, которые направлялись на гуманитарные и экологические цели. «Вся проблема в Термезе, который удерживает нас от того, что мы хотели бы сделать».

Называемая по-немецки Lufttransportstutzpunkt 3, авиабаза в Термезе служит сегодня для размещения около 300 немецких солдат, обслуживающих семь транспортных самолетов C-160 и пять вертолетов CH-53, которые используют для поддержки военных операций в Афганистане. Это единственный немецкий аванпост в Центральной Азии, и по этой причине стратеги в Берлине считают его крайне необходимым. База используется и другими странами – членами антитеррористической коалиции, включая Нидерланды, Бельгию, Испанию, Францию и Великобританию.

По соглашению от февраля 2002 г. Германия получила право доступа к базе в обмен на «финансовую помощь», а также обещание развивать военное сотрудничество, в том числе в виде поставок оружия и техники узбекской армии. Точные объемы финансовой помощи, которая оказывает правительство Шрёдера Узбекистану, не разглашается. Однако, по информации одного из депутатов, это семизначная цифра.

Между тем Министерство иностранных дел подтвердило, что 120 узбекских армейских офицеров получили подготовку в Германии после 1994 г. в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира». Кроме того, в 2000 г. Германия оказала помощь в строительстве военного завода, а в 2001 г. поставила в Узбекистан партию огнестрельного оружия. Берлин направлял также в эту страну военное обмундирование и приборы ночного видения.

После событий 13 мая в Андижане Министерство обороны Германии решило не вносить изменений в характер военного сотрудничества с Узбекистаном. По заявлению министерства, ни один из офицеров, получивших подготовку в Германии, не принимал участия в андижанских событиях.

5 августа берлинская ежедневная газета «Тагесцайтунг» сообщила, что тремя днями ранее в Узбекистан был направлен груз медикаментов стоимостью 280 000 евро (примерно 349 000 долларов). В то же время экспорт немецкого оружия в Узбекистан значительно сократился. В 2000 г. объем торговли оружием с Ташкентом достигал 3,35 млн евро (4,17 млн долларов). Сегодня, согласно статистическим данным, объемы экспорта оружия крайне незначительны.

В целом Германия была третьим по значению спонсором, предоставлявшим помощь на цели экономического развития Узбекистана, а объем выделенных средств в период с 1992 по 2005 г. составил 239,4 млн евро (почти 300 млн долларов). В недавнем отчете Федерального министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ) говорится, что финансовая помощь на цели экономического развития была сокращена из-за нежелания Узбекистана проводить экономические реформы. Вольфганг Армбрустер, глава департамента BMZ по Центральной Азии и Кавказу, заявил, что акценты в общем подходе Министерства к Узбекистану в последние годы сместились от государственных проектов, таких как модернизация Ташкентского аэропорта, в сторону борьбы с бедностью.

По словам чиновника немецкого оборонного ведомства, Берлине рассматривал вопрос о передислокации войск и техники, размещенных в настоящий момент в Термезе, однако возможные варианты были признаны непривлекательными. «Была произведена оценка альтернатив и сделан вывод, что зависимость от Термеза может быть устранена лишь частично», – сказал чиновник. Относительно развитая инфраструктура и система безопасности на базе в Термезе делают ее наилучшим вариантом из возможных. «База в Душанбе непригодна для эксплуатации, а в Афганистане низкий уровень относительной безопасности. В чрезвычайной ситуации потеря Термеза может быть временно компенсирована, но лишь на короткий срок», – сказал чиновник.

В Германии не было широких общественных протестов в связи с решением продолжить военное сотрудничество с Узбекистаном. И хотя немецкие СМИ подробно освещали андижанскую бойню, последовавшей за этим проблеме с беженцами, гонениям Каримова на гражданское общество и выдворению войск США уделялось сравнительно мало внимания.

Эксперт СДПГ Пфлюг подчеркивает положительные стороны продолжения военного сотрудничества с Узбекистаном. На его взгляд, Берлин мог бы использовать дипломатический диалог, чтобы повлиять на узбекскую политику в области безопасности. «Нам следует продолжить подготовку узбекских офицеров, но мы должны учить их не владению оружием, а демократическим ценностям», – сказал он. «По возвращении домой у них начнутся внутренние нравственные конфликты, и уже это можно считать позитивным моментом и достижением».


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ