Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №142(15.03.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
«КРУГЛЫЙ СТОЛ» В КИЕВЕ «ЧТО СУЛЯТ ВЫБОРЫ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИМ ОТНОШЕНИЯМ»
КРУГЛЫЙ СТОЛ:«ВЫБОР ПОСЛЕ ВЫБОРОВ. ЧТО БУДЕТ В УКРАИНЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ 26 МАРТА?»
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Свобода слова по-российски

1.03.06, МиК

Государственная дума 26 февраля отклонила законопроект об обязательном участии политических партий и кандидатов в прямых теледебатах в ходе парламентских и президентских выборов. За принятие документа, внесенного фракцией «Родина», проголосовали 103 депутата при необходимом минимуме в 226 голосов. Разработчики мотивировали свою законодательную инициативу необходимостью обеспечения гласности, открытости и публичности выборов. Уклоняющихся от теледебатов кандидатов предлагалось лишать регистрации и отстранять от участия в выборах, а предоставленное им эфирное время передавать другим кандидатам. Против законодательной инициативы «Родины» выступили Правительство и комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. В правительственном отзыве отмечается, что законопроект противоречит Конституции РФ, согласно которой «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Об этом и других событиях — в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

«…Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»

Конституция Российской Федерации. Статья 29

I. «Единое информационное пространство»

1. В канун Дня защитника отечества Министерство обороны вновь напомнило о том, что испытывает острую нехватку денег. Военное ведомство просит российский парламент увеличить финансирование ведомственной прессы.

В Совете Федерации состоялись слушания, организованные комитетом по обороне и безопасности и комиссией по информационной политике Совета Федерации (СФ). На них силовики попросили законодателей предусмотреть финансирование военных СМИ в бюджете, ввести обязательную ведомственную подписку, придав ей вид государственного заказа, а также помочь в модернизации технической базы прессы.

Военное лобби не уточняет, во что российским налогоплательщикам обойдется поддержка государственных СМИ.

Напомним, что Министерство внутренних дел издает две центральные газеты и пять журналов, выпускает телепрограмму «Дежурная часть» и владеет радиостанцией «Милицейская волна». Министерство по чрезвычайным ситуациям издает три специализированных журнала и газету о пожарном деле и гражданской обороне. У пограничной службы имеются четыре журнала и одна газета, а также книжно-журнальное издательство «Граница». Министерство обороны издает 49 газет и 9 журналов, имеет 2 центральные телерадиостудии и 19 региональных радиостанций и телестудий.

Как сообщает издание «Коммерсант», лишь представители МВД и МЧС, выступая перед законодателями, не жаловались на финансовые проблемы. По словам же заместителя министра обороны Николая Панкова, все СМИ оборонного ведомства финансируются «по остаточному принципу», а газета «Красная звезда» и вовсе «чуть ли не при смерти».

Силовики не сомневаются в необходимости реанимации ведомственной прессы. В справке, розданной участникам слушаний в Совете Федерации, сообщается, что «ликвидация системы военной, милицейской и т. п. прессы предельно минимизирует государственные институты, занимающиеся воспитательно-патриотической работой». Между тем эти СМИ поставляют обществу «более объективную, пусть и при определенной дозированности информацию».

2. На последнем заседании Законодательного собрания Омской области депутаты скорректировали ранее принятый ими бюджет. Внесли поправку одну, но существенную: утвердили программу развития областных средств массовой информации на 2006–2008 годы. Цена ее — около 600 миллионов рублей. Причем, более 500 млн. пойдут на расширение зоны вещания государственной телерадиокомпании «Омск». Эта вещательная компания, как пишет Георгий Бородянский — собственный корреспондент издания «Новая газета» (номер от 20 февраля), сообщает «только хорошие новости». Журналист задает вопрос, «не худо было бы поинтересоваться, по крайней мере, у бедных слоев: возможно, они свою долю радости хотели бы получить натурой?». Газета отмечает, что бюджет на нынешний год впервые обсуждался с участием омской общественности и был принят в декабре 2005-го. А новую программу развития прессы к нему пристегнули в нагрузку. Ее понесут, разумеется, налогоплательщики, отмечает газета.

3. Члены общественного Совета по этике и нравственности при Законодательном собрании Краснодарского края решили предложить кубанским законодателям выйти в Государственную думу РФ с инициативой разработать правовые основы регулирования содержания телевизионных программ. На региональном же уровне общественники ограничились рекомендацией главам местного самоуправления ужесточить контроль за содержанием наружной, телевизионной и печатной рекламы, которая может быть безнравственной и оскорбляющей общественное приличие.

4. Государственная дума 26 февраля отклонила законопроект об обязательном участии политических партий и кандидатов в прямых теледебатах в ходе парламентских и президентских выборов. Как передает корреспондент «Росбалта», за принятие документа, внесенного фракцией «Родина», проголосовали 103 депутата при необходимом минимуме в 226 голосов. Более подробно об этом событии читайте в разделе «Законодательные инициативы».

II. Цитаты недели

1. В ходе «круглого стола» в Мариинском дворце (г.Санкт-Петербург) по проблемам, вызванным «карикатурным скандалом», муфтий Санкт-Петербурга и северо-западного региона Джафар Пончаев назвал публикацию карикатур на пророка Мухаммеда провокацией, а также следствием «сговора СМИ и нерадивых политиков». «Если нет государственной цензуры, должна быть цензура духовная», - подчеркнул муфтий.

2. Сотрудник прокуратурыКингисеппского района (Ленинградская область)так объяснил журналистом издания «Тайный советник» грубость местных милиционеров по отношению к журналисту этой газеты: «Бандитов они видят каждый день, а журналистов — раз в год. Вот и повели себя неадекватно».

3. В Совете Федерации состоялись слушания, в ходе которых силовики попросили законодателей предусмотреть финансирование военных СМИ в бюджете. В справке, розданной участникам слушаний в Совете Федерации, сообщается, что залогом успеха для ведомственной прессы станет «менталитет российского читателя, зрителя (доверяет официальным изданиям)» и «исторические традиции (влияние на общественное мнение царской армейской печати и советской журналистики)».

Этой точке зрения свое мнение противопоставляет глава комиссии Совета Федерации по информационной политике Людмила Нарусова. "Ни качество глянцевых журналов, ни их количество не решат проблему потери авторитета армии, доверия населения. Кто будет читать идиллические картинки о любви командиров и солдат? - говорит она в интервью «Коммерсанту». — В армии процветает ложно понимаемая честь мундира, когда вся критика воспринимается как очернительство".

III. Конфликт недели

17 февраля в стенах российской Государственной думы произошло непривычное событие, а именно — «деловая разборка» между хозяйствующими субъектами соседнего государства. Этот инцидент имел место на заседании думского комитета по делам Содружества независимых государств (СНГ), созванного по инициативе его члена Константина Затулина с единственным пунктом повестки дня — «О ситуации с кабельным телевидением Украины».

Как выяснилось, представители ряда украинских кабельных сетей, объединенных в ассоциацию «Укртелесеть», обратились к российским парламентариям с просьбой «нажать» на российские федеральные телеканалы, чтобы те, в свою очередь, отказались от услуг киевской фирмы «Торсат». Эта фирма является на сегодняшний день монопольным дистрибьютором вещателей «РТР-планета», «Первый канал — всемирная сеть» и «ТВЦ — международный» на территории Украины.

Претензии представителей украинских кабельных сетей вызвали бурные дебаты: дело в том, что представленные ими цифры «плачевного состояния» с российским иновещанием на Украине оказались откровенной ложью и подтасовками. По документам, которые представила фирма «Торсат», российские каналы транслируют 459 из 490 операторов кабельного ТВ Украины, что обеспечивает покрытие 82% телезрителей, которые вообще пользуются кабельными каналами.

Приглашенные на заседание представители российских телеканалов — «Первого» и «России» — были весьма удивлены тем, что такая дискуссия вообще возникла, да еще и с участием депутатов Госдумы. Начальник международной дирекции ВГТРК Сергей Кошляков так прямо и сказал: «На меня наводит грусть, что перед Вами, уважаемые депутаты, два представителя коммерческих структур Украины выясняют между собой отношения».

Возможно, именно в сфере финансов надо искать разгадку внезапно проснувшегося интереса Депутата Затулина к украинскому кабельному телевидению. Дело в том, что главным требованием операторов, активно поддержанным Затулиным, является, помимо отказа от услуг «Торсата»… бесплатное предоставление российскими телеканалами своих программ.

Однако сильно завуалировать эту цель не удалось — подоплека активного лоббирования «Укртелесети» на внеплановом заседании комитета по делам СНГ была слишком очевидна всем, в том числе представителям Федерального агентства по печати и МИДа. Так что спикеру заседания Сергею Антуфьеву осталось лишь развести руками и снять вопрос. А депутат Евгений Чуров вынужден был просить прощения у приглашенных лиц, так как, по его мнению, выступления Константина Затулина «не вызывают ничего, кроме стыда»…

IV. Законодательные инициативы

1. Государственная дума 26 февраля отклонила законопроект об обязательном участии политических партий и кандидатов в прямых теледебатах в ходе парламентских и президентских выборов. За принятие документа, внесенного фракцией «Родина», проголосовали 103 депутата при необходимом минимуме в 226 голосов.

Разработчики мотивировали свою законодательную инициативу необходимостью обеспечения гласности, открытости и публичности выборов. Уклоняющихся от теледебатов кандидатов предлагалось лишать регистрации и отстранять от участия в выборах, а предоставленное им эфирное время передавать другим кандидатам.

Против законодательной инициативы «Родины» выступили Правительство и комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. В правительственном отзыве отмечается, что законопроект противоречит Конституции РФ, согласно которой «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Напомним, что в марте 2004 года Госдума рассматривала аналогичный законопроект, внесенный фракциями СПС и КПРФ, и также отклонила его как «противоречащий Конституции». Тогда инициаторов внесения поправок в закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» поддержали 113 депутатов.

2. Госдума в окончательном чтении приняла новую редакцию закона «О рекламе». По мнению депутатов, документ направлен на защиту отечественного потребителя от недобросовестного рекламодателя. Однако эксперты и участники рынка обращают внимание на то, что в случае вступления в силу законопроект станет серьезным ударом по частным телеканалам и иностранным производителям.

Новая версия закона вводит ограничения на рекламу целого ряда товаров и услуг, запрещает продвижение товаров с помощью «мобильных биллбордов», а также регламентирует рекламу лекарств и биологически активных добавок. В основу же новой редакции закона лег запрет на использование зонтичных брэндов. Он ликвидирует лазейку, которая в последние годы активно использовалась многими российскими производителями алкоголя. Так, действующее законодательство запрещает рекламу крепкого алкоголя, но не вводит ограничений на рекламу других товаров под «спиртными» торговыми марками, чем активно пользовались многие компании. Теперь, если в эфире или на уличных рекламных конструкциях появится реклама чего-либо с «водочным» названием, телеканал или оператор рынка наружной рекламы автоматически получит предписание ее снять.

Однако эксперты считают, что цена такой защиты потребителя будет слишком высока. Как следует из доклада коммуникационной группы Aegis Media/OKS, принятие новой версии закона о рекламе окажется серьезным испытанием для частных телеканалов, которым придется серьезно сократить объем рекламы. Сильней других пострадают СТС, ТНТ, Ren TV, «Домашний», ТВ-3, MTV, «Муз-ТВ». В то же время федеральные каналы выйдут из создавшейся ситуации с наименьшими потерями.

Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ