Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №143(01.04.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Третья оборона Севастополя

24.03.2006, "Красная звезда"

Алексей Венцловский.

Предвыборная кампания на Украине вышла на финишную прямую - 26 марта в республике пройдут парламентские выборы. И, хотя от этих выборов во многом зависит будущее Украины, никто не может твердо предсказать их итоги. Слишком полярны взгляды не только политиков, но и простых граждан на поднятые в ходе предвыборной дискуссии проблемы. Среди них одно из центральных мест, бесспорно, занимают вопросы отношений с Россией, пребывания на Украине Черноморского флота РФ, вступления республики в НАТО.

На днях президент Украины Виктор Ющенко вновь, уже в четвертый раз за год, отказался визировать закон "О городе-герое Севастополе". По мнению Ющенко, положения этого документа не отвечают конституции страны. И в качестве аргумента он называет базирование в городе Черноморского флота России. "В первой статье закона говорится, что определение Севастополя как города общегосударственного значения со специальным статусом предусматривает базирование военно-морских сил Украины и основной базы Черноморского флота Российской Федерации, которая временно находится на территории Севастополя. При этом устанавливается, что органы местного самоуправления и государственной власти Севастополя в рамках своих полномочий обеспечивают создание надлежащих условий для базирования ВМСУ и ЧФ", - пишет Ющенко в своих предложениях к Верховной раде. По его мнению, данное положение закона составлено без учета статьи 17 и пункта 14 раздела XV "Переходные положения" конституции Украины, по которым на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз и в рамках договоренностей, принятых до провозглашения конституции Украины, ЧФ может только арендовать территории страны.

"Временное пребывание Черноморского флота Российской Федерации не может быть основанием для закрепления в нормативно-правовом акте, действие которого не ограничено во времени, особенного статуса Севастополя", - подчеркивает Виктор Ющенко.

В то же время конституция Украины обязывает законодателей принять закон об особом статусе Севастополя. Из-за отсутствия такого законодательного акта город уже много лет остается единственным населенным пунктом Украины, жители которого лишены права самостоятельно избирать своего мэра. В настоящий момент главу горгосадминистрации назначает президент.

Между тем сложившаяся ситуация накладывает отпечаток и на Черноморский флот России. Впрочем, в Севастополе, где находится российская военно-морская база ЧФ, не понаслышке знают о действиях Киева в отношении российских моряков. Подстрекательство и провокации, огульные обвинения и шантаж, психологическое давление и откровенные "бумажные" издевательства - вот далеко не полный перечень изощрений властей, которые открыли эту "эпоху беспредела" еще задолго до нынешних выборов.

"Вокруг его маяков создана система провокаций не ярко выраженной предвыборной направленности, - отмечает директор российского Института политических исследований Сергей Марков. - Речь идет о ряде националистических группировок под предводительством властных мужей, которых, кстати, нельзя называть националистами уже потому, что они ненавидят Россию больше, чем любят Украину... И их провокации поддерживаются так называемым американским блоком (министр иностранных дел Борис Тарасюк и министр обороны Анатолий Гриценко), совсем условно подчиненным президенту и народу Украины".

В Киеве допускают бестактность по отношению к России и постоянно требуют конкретный график вывода флота из Севастополя, отметил на конференции "ЧФ или НАТО: к вопросу о выборе", которая не так давно прошла в Севастополе, бывший командующий ЧФ России адмирал Игорь Касатонов. "В разговоре о Черноморском флоте следует не отступать от уже имеющихся договоренностей, - заявил в свою очередь представитель Верховной рады Украины Иван Вернидубов. - Тем более что нет никаких оснований ставить под сомнение целесообразность пребывания ЧФ в Севастополе до 2017 года". И отмечает, что нынешняя власть на Украине решила проигнорировать собственные заявления о том, что Россия и Украина - стратегические партнеры.

В общем, ситуация сложная. Но вряд ли нынешнее руководство Украины способно проводить политику балансирования на грани конфликта, поскольку это требует большого напряжения сил, контроля государства над обществом и кредита доверия этого общества, отмечают российские и украинские аналитики. Правда, с уточнением, что Украина не Грузия и политика сознательного ухудшения отношений с Россией для нее разрушительнее. Хотя задумываются ли об этом в Киеве, неизвестно. Скорее всего, узурпировавшие власть "атлантисты" не захотят отказаться от идеи присоединения к НАТО и после выборов. А для этого им, как указывают из Брюсселя, следовало бы избавиться от российских моряков в Крыму до 2017 года. "Пока ЧФ находится в Севастополе, членство Украины в НАТО исключено, - подчеркивает преподаватель Симферопольского филиала открытого международного университета развития человека "Украина" Виктор Афанасьев. - Так что в 2007-2008 годах стоит ожидать эскалации ситуации, имеющей целью обсуждение вывода Черноморского флота из базы в Крыму".

"На Украине нет стабильной обстановки, а "оранжевая революция" не принесла спокойствия и благополучия в семьи, - говорит адмирал Игорь Касатонов. - Власть там крайне нестабильна, и предстоящие выборы только подтверждают это. Есть опасность межэтнического противостояния в Крыму, инициатором которого являются радикально настроенные граждане... Все эти факторы, безусловно, влияют на отношения наших двух стран. Впрочем, как и возможное вступление Украины в НАТО, которое нанесет общий урон безопасности, не избавив Киев от его проблем".

Сейчас на Украине развернута массированная пропагандистская кампания, целью которой является убедить население в необходимости скорейшего вступления страны в НАТО. "Рассказывается, в том числе в вузах, как нам будет хорошо, но умалчивается о негативных сторонах, в первую очередь об экономических последствиях, - указывает в этой связи Иван Вернидубов. - А на самом деле это колоссальные траты на переход армии к стандартам НАТО, перевооружение и взнос не менее 35 млрд. долларов в бюджет альянса, что на порядок больше бюджета Украины... Сравним 1,1 млрд. долларов на украинскую армию в 2005 году: из них только 28 млн. были направлены на закупку ВВТ, а остальные - на социальные нужды".

По словам Ивана Вернидубова, вступление в блок грозит и разрушением отечественного ВПК, пожалуй, единственной не разваленной до конца высокотехнологичной составляющей экономики страны. НАТО не заинтересовано в существовании украинского ВПК, тем более что он производит комплектующие для России. И, как известно, отсюда вытекает третий фактор - свертывание отношений с Россией, а затем усиление угрозы внутренней нестабильности вплоть до гражданского конфликта, поскольку 75 процентов населения выступает против вхождения в НАТО.

Подавляющее большинство граждан Украины не поддерживают вступление страны в НАТО. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного Фондом "Свобода". Согласно им, если бы референдум о вступлении в НАТО состоялся в ближайшее воскресенье, то против вступления Украины в НАТО проголосовали бы 63,8 процента опрошенных. Даже в наиболее пронатовских регионах, таких как Львов, по словам президента Фонда "Свобода" Игоря Дементьева, голосование на возможном референдуме о вступлении Украины в НАТО не набрало бы более 50 процентов сторонников. "Надо прислушиваться к мнению народа и помнить о национальных интересах, - говорит Иван Вернидубов. - В этой связи мы поддерживаем проведение всеукраинского референдума по вопросу вступления в НАТО".

Однако получится ли проведение референдума, скорее всего, зависит от победителя на выборах. Между тем, как указал Сергей Марков, существует ярко выраженный проект Брюсселя втянуть Украину в НАТО под тем соусом, что это будет ступенька для вступления в ЕС. "Мы прекрасно понимаем, что это обман и никто Украину в ближайшее десятилетие в ЕС не примет, - говорит он. - Но украинские СМИ стараются ввести в заблуждение собственное население". Мол, вхождение Украины в НАТО имеет целью усиление союзников США и блокирование возможности формирования единой оборонной политики Европы.

"Конечно, в случае вступления страны в НАТО украинские солдаты вернутся в Ирак, поедут в Афганистан, то есть Украина расплатится тысячами жизней, - подчеркивает Сергей Марков. - Кроме того, высокую цену придется заплатить и за членский билет, причем, естественно, не за счет России, которой нет никакого смысла оплачивать вхождение Украины в НАТО". "Единственный плюс от вступления видится в том, что украинская элита хочет спокойно хранить украденные у народа деньги в западных банках", - уточняет политолог.

Вполне очевидно, что НАТО стремится обосноваться в черноморском регионе и недалек тот год, когда на его берега придет ЕС, считает и директор Института стран СНГ Константин Затулин. По его словам, напрямую и через подставные организации в НАТО пытаются приобрести точки базирования флота. Например, Севморзавод города Севастополя, где ремонтируются корабли ЧФ, уже принадлежит американцу украинского происхождения, в 1996 году за бесценок скупившему не только мощности предприятия, но и всю документацию о российских боевых кораблях.

"Тимошенко однажды заявила, что поставит наш город на колени, - комментируют ситуацию его граждане. - Но она не знает, что севастопольцев так просто не взять и что они не сдаются". "России исторически предрешено присутствовать на Черном море мощным флотом, и в силу целого ряда причин она не может отказаться от этого, - заявил Василий Пархоменко. - Причем это присутствие должно быть таким, чтобы обеспечивать спокойствие региона, куда та же НАТО уже по меньшей мере три раза заходило: в XIX веке во время Крымской войны, в виде Антанты в 1918 году и в 1941-м в лице Германии, Италии, Венгрии и Румынии... Результаты этих заходов мы знаем, а вот Черноморский флот России ни разу не являлся дестабилизирующим фактором. И от его нахождения здесь местные власти только выигрывают, имея до 30 процентов поступлений в казну".

Впрочем, Россия никуда не собирается уходить из Севастополя и не собирается составлять график вывода флота до 2017 года, указывает Сергей Марков. Наоборот, она предполагает продлить этот договор, потому что он нужен для обеспечения безопасности России и Украины... Точно так же подходят к этому вопросу абсолютное большинство граждан наших стран. А по словам заместителя председателя Госдумы РФ Сергея Бабурина, российский и украинский флоты на Черном море вообще не должны быть разделены, поскольку в этом случае мы не сможем выполнять стратегические задачи. Сегодня мы должны опираться не на те документы, которые разделили нас, а на те, которые позволяют смотреть в будущее с оптимизмом, уверенностью в изменениях к лучшему.

Между тем, указывает Константин Затулин, "общественности и политическим силам Украины не удалось доказать, что нынешняя власть в Киеве способна достойно представлять интересы Украины во взаимоотношениях с Россией". "Они не нашли ничего лучше, кроме как рисковать российско-украинскими отношениями, пытаясь доказать, что эта власть в состоянии одерживать победы в форме попыток захватить ялтинский маяк и других мелких пакостей", - подчеркивает он. А жители Севастополя отмечают, что пока на Украине есть только две группы, не имеющие возможности управлять своей территорией: заключенные и севастопольцы, поскольку если у первых начальник назначается руководством свыше, то у вторых - из Киева. Что, впрочем, не отражается на желании жителей города сохранить свою историю и культуру. Недаром все последние месяцы они называют "третьей обороной Севастополя".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ