Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №143(01.04.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Корректируются законы о положении иностранцев в России и о российском гражданстве

А.Докучаева

Депутаты Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству выступили с законодательными инициативами по поправкам в законодательство, затрагивающее положение иностранцев в России и российское гражданство. 

17 марта с.г. Госдума подавляющим большинством  (более 76% - голосовавших) приняла в первом чтении два законопроекта «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений  в некоторые законодательные акты РФ». Данные законопроекты являются пакетом, изменяющим закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Отрицательное отношение к законопроектам были высказаны со стороны фракций «Родина» и КПРФ. Их представители голосовали против принятия законопроектов, потому что видят в них основу для обвальных потоков инородческих мигрантов, которые отрицательно скажутся на демографических показателях российского населения. Действительно, такая опасность есть, но она кроется, на наш взгляд, не в предложенных законопроектах, которые вводят облегченный порядок легализации мигрантов, прибывающих из стран с безвизовым режимом. Для более жесткого контроля за миграцией из постсоветских стран, которые создают проблемы, можно вводить визовый режим. Как это сделано в отношении Туркмении и Грузии. Но для тех, кому Россия разрешает въезжать без виз, нужно обеспечить четкие, простые и не создающие условий для коррупции процедуры легализации. На это направлены предложенные законопроекты.  В целом - это правильная заявка. Но требуется доработка обоих законопроектов для учета интересов наших соотечественников, прибывших из стран с безвизовым  в отношении России режимом и уже находящихся на территории нашей страны, чтобы и они могли воспользоваться новыми порядком легализации.

Законопроект «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»:

а) устанавливает новый административный порядок учета иностранных граждан в РФ вместо существующего, закрепленного в главах III и IV ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», которые признаются утратившими силу. Данная инициатива оправдана, поскольку в большом количестве случаев позволяет сделать  регистрацию иностранцев простой, вплоть до почтового направления в компетентные органы уведомления о его пребывании по определенному адресу;

б) прямо устанавливает уведомительный характер регистрации (за исключением особых зон: границы, чрезвычайного положения и пр.). В настоящее время, несмотря на  существующий и подтвержденный Конституционным судом заявительный характер регистрации, он не воспринимается таковым милицией, которая не регистрирует иностранных граждан даже в квартирах, находящихся в их собственности; 

в) в то же время вводятся дополнительная новая форма учета (регистрации): «по официальному месту жительства», кроме уже принятой: «по месту жительства». Это нововведение, на наш взгляд, неоправданно усложняет понятийный аппарат и делает необходимым согласование нескольких сотен законодательных актов. Те идеи, которые заложены в законопроекте, вполне могли бы реализовываться при уже закрепленных в законодательстве понятиях «место проживания», «место пребывания». Введение нового понятия затянет реальное введение в действие закона, если не исказит его «благие намерения» в результате  согласований многочисленных подзаконных инструкций. В данной части законопроект нуждается в переработке, с тем, чтобы ограничиться уже закрепленными в законодательстве терминами «место проживания» и «место пребывания»;

г) законопроект не учитывает существующих международных договоров, касающихся особых режимов миграции, на что указывается и  в Заключении Правительства. Например, срок нахождения в РФ без регистрации лиц, прибывших с Украины, продлен до 3-х месяцев. Кроме того, есть договора с Казахстаном, например, о статусе граждан сторон, находящихся на территории другой стороны. В соответствие с данными договорам, права казахстанцев, приехавших в Россию, в части передвижения, такие же, как у граждан РФ, а это значит, что и для них должен быть разрешен трехмесячный срок пребывания в РФ без регистрации. Таким образом, нужна корректировка соответствующих статей законопроекта, которую нужно сделать на стадии подготовки его ко второму чтению;

д) принятие данного законопроекта не решит проблему тысяч мигрантов из стран с безвизовым режимом, прибывших на территорию РФ ранее вступления в силу нововведений и не имеющих регистрации.  Они не смогут воспользоваться  новыми облегченными процедурами. Чтобы вывести тысячи людей из замкнутого круга, надо бы включить в данный закон  специальную статью, имеющую ограниченный срок действия (например, полгода, после введения в действие закона) в течение которого все находящиеся иностранцы могли бы получить миграционные карты не на границе, а в региональных органах ФМС. И смогли со дня получения этой миграционной карты начать процедуру легализации по новому порядку. Т.е. провести, своего рода, иммиграционную амнистию.  При этом мигранты, прибывшие из стран с безвизовым режимом  (т.е. наши соотечественники), получат явные преференции при дальнейшей легализации в РФ, по сравнению с гражданами других государств.

Законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и признании утратившими силу отдельных положений ФЗ «О внесении изменений и дополнений  в некоторые законодательные акты РФ»:

а) в первую очередь направлен  на облегчение  легализации иностранцев, прибывших в РФ из стран с безвизовым режимом, тем самым он касается большой части наших соотечественников. Так, логично предложение о получении разрешений на временное проживание для данной категории лиц без учета квот – они же въехали по безвизовому режиму, т.е их приезд не регламентировался со стороны РФ. Однако за пределами предлагаемых новаций остаются те наши соотечественники, которые хотели бы переехать (нуждаются в этом из-за беспросветной жизни в странах, где их застал развал СССР, например, - Туркмения или Грузия), с которыми сейчас визовый режим;

б) в законопроекте вносится новое определение «миграционной карты», которое предусматривает возможность выдачи ее не только на границе, но и в территориальном органе миграционной службы. Это позволяет воспользоваться процедурой легализации тем, кто в настоящее время уже находится на территории РФ, но не имеет миграционной карты. Это узаконивает акции по выдаче миграционных карт нелегалам, эпизодически проводимые во время специальных рейдов ФМС по объектам, на которых трудятся иностранные рабочие. Но данная норма делает возможной также выдачу миграционных карт в органах ФМС на местах всем, кто обратился бы в течение некоторого ограниченного времени – в периоды так называемых «миграционных амнистий». Было бы целесообразно, на наш взгляд,  в первом законопроекте (о миграционном учете) ввести специальную статью, с ограниченным сроком действия, которая бы позволяла провести такую «миграционную амнистию» сразу после вступления в силу нововведений. При ведении миграционных карт в 2003 году уже давался срок на получение их в ОВИРах. Но это не умаляет необходимости сделать это еще раз, поскольку в 2003 году многие, получившие миграционные карты не выезжая за границу, не могли потом легализоваться в стране из-за «непроходимых» процедур регистрации, получения разрешения на работу и пр.. В предложенном проекте данные процедуры выглядят более менее разумными, некоторая корректировка их, с учетом предложений переселенческих организаций может быть проведена на 2-м чтении;

в) в законопроект необходимо внесение поправок, которые упрощали бы порядок легализации для лиц, которые получили свидетельства «переселенцев» в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации. Это позволит решить вопрос для тех соотечественников, которые приехали в Россию из стран, с которыми в настоящее время введен  визовый режим, но есть соглашение о регулировании добровольного переселения. Соглашения о регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев подписаны с Туркменистаном, Латвией, Туркменией, Грузией, Киргизией, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией. Казахстаном;

г) в законопроекте признаются утратившими силу отдельные положения, которые касаются  поправок в Федеральных закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» по части регистрации иностранцев, поступающих на военную службу, поскольку эта регистрация будет определяться уже новым порядком,  при условии принятия  обсуждаемого пакета законопроектов.

Принятые в первом чтении законопроекты решают многие вопросы легализации в РФ наших соотечественников из стран с безвизовым режимом. Но эти законопроекты не исключают необходимости разработки специального закона «О репатриации», регулирующего переезд в Россию на постоянное проживание лиц, которых мы относим к российским соотечественникам. Вопрос о разработке названного закона неоднократно поднимался в Госдуме. Его ждут наши соотечественники за ближними границами и те, кто уже на свой страх и риск переехал в Россию и испил горькую чашу переселенца на исторической родине.

Последняя по времени инициатива депутатов Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству  - законопроект «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», внесенный в Госдуму 13 марта с.г. Совет Госдумы принял решение готовить данный законопроект к рассмотрению в первом чтении в апреле.

Законопроект предлагает новую редакцию статьи 10 названного закона. В ней уточняется перечень документов, удостоверяющих гражданство РФ, расширяется этот список. Предлагается прописать в законе, что наличие гражданства РФ может быть удостоверено кроме паспорта гражданина Российской Федерации (внутреннего), загранпаспортом, диппаспортом, служебным паспортом, паспортом моряка, иными документами, вводимыми указами Президента РФ. В частности,  для соотечественников из ближнего зарубежья важно признание загранпаспорта  документом, подтверждающим гражданство РФ, что отражено в законопроекте. При получении гражданства за рубежами РФ, они не могут иметь другого паспорта, кроме зарубежного.

Российское гражданство детей, не достигших 14-летнего возраста, удостоверяется свидетельством о рождении со вкладышем о российском гражданстве, а также паспортом родителя, если в него внесены сведения о ребенке.

Сделанные предложения заслуживают поддержки. Но в то же время законопроект не учитывает недавнюю историю нашего государства. Он не касается случаев приобретения гражданства по действовавшему ранее Закону «О гражданстве РФ» от 1991 года,  когда бывшие граждане СССР оформляли гражданство за новыми границами в  российских консульствах в регистрационном порядке. О приобретении ими гражданства РФ свидетельствовали  либо консульский штамп в паспорте СССР образца 1974 года, либо консульская справка. А детям проставлялся консульский штамп в свидетельство о рождении.  В первой половине 90-х годов редко кто получал загранпаспорта при оформлении нового российского гражданства в странах СНГ и Прибалтики.. Будучи уверенными в том, что они граждане России, соотечественники переезжали на историческую родину, несли здесь все обязанности и пользовались правами граждан России. Но когда встал вопрос обмена паспортов на новые, в паспортных столах им стали отказывать. В настоящее время тысячи из них все еще не могут обменять паспорт СССР на российский,  поскольку на них распространяют презумпцию виновности в якобы незаконном получении гражданства.  Новый паспорт не оформляют, пока не получат подтверждения из архивов о факте приобретения гражданства. На это уходят многие месяцы. В настоящее время все данные о приобретении гражданства в консульских учреждениях в станах нового зарубежья сведены в единый архив, переданный МИДом России в МВД. При этом из-за погрешностей в создании единого архива случаются  отказы для вполне добропорядочных приобретателей гражданства РФ.  Чтобы снять огульные обвинения в недобросовестности при приобретении гражданства нашими соотечественниками в странах ближнего зарубежья необходимо признать консульскую справку или консульский штамп  в паспорте СССР образца 1974 года или в свидетельстве о рождении документами, подтверждающими наличие российского гражданства. Это помогло бы тысячам наших соотечественников – граждан Российской Федерации, остающихся по сей день без должным образом оформленных удостоверений личности. Существующее в МВД поверие, что консульские штампы и справки покупались, не лишено оснований, но в наше время любой документ, в том числе и паспорт гражданина РФ – можно купить.  Но зачем же всех заранее подозревать в мошенничестве?



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ