Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №143(01.04.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Победа на выборах не решила всех проблем Лукашенко

21.03.2006. РИА Новости

Татьяна Становая

В Белоруссии подводят итоги выборов. Как и ожидалось, в первом туре победил действующий президент Александр Лукашенко. Оппозиция по официальным данным набрала в сумме около 7% голосов избирателей. Однако, несмотря на кажущееся абсолютное поражение единого демократического кандидата Александра Милинкевича, а также несостоятельность «цветного сценария», на данный момент можно констатировать, что президентская кампания принесла дивиденды всем ее прямым и косвенным участникам.

В первую очередь победил, конечно, Александр Лукашенко. Однако эта победа далеко не столь однозначна. Главным «конкурентом» действующего президента был Запад, который открыто раздавал авансы доверия оппозиции и «благословлял» «цветной сценарий ». Главной мишенью – «оранжевые технологии». Во многом именно из-за внешнего давления, оказываемого на режим Лукашенко, были предприняты неоднозначные с точки зрения демократических принципов меры: многие доверенные лица оппозиционных кандидатов были арестованы, закрывались оппозиционные СМИ, международные наблюдатели были «просеяны», а КГБ провело кампанию по устрашению, заранее объявив всех протестующих потенциальными террористами. Вызывает вопросы и сама процедура голосования: около 30% избирателей проголосовали досрочно, что значительно снижает возможности для контроля.

Тем не менее, заранее было известно (это подтверждали все без исключения социологические службы), что Лукашенко имеет большинство и останется президентом. Возникает вопрос: зачем белорусскому президенту понадобились столь жесткие меры, дающие Западу дополнительный повод для обвинений главы Белоруссии в недемократичности? Ответ, на самом деле, прост: Лукашенко необходимо было во чтобы то ни стало не допустить ситуации, при которой могли быть запущены «цветные технологии». «Спусковым» механизмом для таких технологий на белорусских выборах мог оказаться такой результат первого тура, который давал бы оппозиции возможность надеяться на второй тур. Иными словами, Лукашенко не мог допустить ситуации, при которой он набирает даже 60%: разрыв между 50% и результатом действующего президента должен был составлять более 20%. Белорусскому президенту нужна была безусловная победа, и он ее добился. Как ни парадоксально, но без давления Запада, выборы могли пройти более свободно, хотя и результат был бы, возможно, не столь впечатляющим.

Победила в своем роде и оппозиция. До начала выборного цикла в Белоруссии реальная оппозиция в стране была аморфна, несостоятельна, рейтинг Милинкевича составлял 1%, а конкуренция между лидерами была весьма высокой. Оппозиция сумела консолидироваться (хотя и не до конца), заявить о себе. Теперь, после проведения президентских выборов уже никто не может сказать, что в Белоруссии нет оппозиции. Более того, Александр Милинкевич и Александр Козулин сумели сразу после окончания голосования вывести на улицы несколько тысяч человек (по разным данным от 2 до 20 тыс), то есть продемонстрировали способность к мобилизации свои сторонников: до выборов в это мало кто верил.

Не оправдались и жесткие сценарии развития событий. Перед выборами считалось, что у белорусской власти есть два варианта действий. Первый – максимально жесткий и направленный против любых массовых акций после завершения выборов с перспективой столкновения с правоохранительными органами. Второй – позволить оппозиции выйти на улицы, не вмешиваясь в ход ее массовых акций. В данном случае расчет был на то, что борьба за второй тур «захлебнется» и уже сейчас можно говорить, что такие ожидания оправдались. Но, несмотря на это, ближайшие дни станут для сторонников оппозиции испытанием, которое покажет, насколько они верят в возможности своих кумиров.

Победителем можно назвать и Запад: он получил достаточно много новых аргументов для того, чтобы критиковать режим Лукашенко. ЕС сегодня не исключил вероятности введения санкций в отношении Белоруссии. Надо признать, что ни Запад, ни оппозиция не верили в возможность «революции». Однако задачи и тех, и других расходились. Западу было важно найти новые подтверждения для ужесточения своего отношения к Лукашенко в ситуации невозможности плюрализировать его власть изнутри.

Таким образом, получается, что по большому счету выборы принесли «положительные новости» для всех его непосредственных или косвенных участников. Однако это одновременно означает сразу несколько неприятных для Лукашенко тенденций: во-первых, будет расти напряженность между Белоруссией и Западом. Во-вторых, к предстоящим в 2008 году парламентским выборам оппозиция подойдет более подготовленной. В-третьих, Александру Лукашенко будет уже гораздо сложнее искать поддержки в России. Это связано с несколькими причинами. Первая причина – нежелание белорусского президента идти на встречу Москве в вопросе построения Союзного государства. Кстати стоит отметить, что и на этих выборах белорусскому лидеру было гораздо труднее, чем раньше: спекулировать союзными отношениями без реальных поступков становится все сложнее, а лозунг «стабильности» к следующим выборам может стать менее привлекательным. Вторая причина – ужесточение режима Лукашенко, заставляющее Москву дистанцироваться и выстраивать отношения уже не столько с «батькой» сколько с «братским народом». Третья причина – в 2008 году Россия сама окажется в непростом выборном цикле, и спасение Лукашенко окажется далеко не приоритетной задачей Кремля. Исходя из всего этого, нынешнему президенту Белоруссии следует подумать о преемнике, который бы сумел и понравится Москве и не раздражать Запад.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ