Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №148(15.06.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Две нефти мимо России

02.06.2006. Республика (Казахстан)

Виталий Астахов

Первая «большая» нефть поступила на рынки по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан

Практически одновременно на прошлой неделе произошли два знаковых события. Первая «большая» нефть поступила на рынки, минуя Россию. Правда, если нефть по нефтепроводу Баку – Джейхан может идти куда угодно, то казахстанская нефть идет только в Китай. И пока неизвестно, какие объемы поставок смогут самостоятельно обеспечить Азербайджан и Казахстан. Эксперты сомневаются, что эти проекты будут окупаемы в разумные сроки. А Украина тоже хочет «обойти» Россию.

Исполнился год с начала закачки технической нефти в трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Несмотря на то, что официальная церемония открытия нефтепровода должна состояться 13 июня 2006 года в Джейхане, первая партия азербайджанского «черного золота» по нему уже доставлена в Турцию и на нефтеналивном терминале в средиземноморском порту Джейхан закачана в британский танкер.

БТД – дитя политики

Мы много писали о нефтепроводе Баку – Тбилиси – Джейхан. Тогда, и не только нами, отмечалась его политизированность и недостаточная экономическая обоснованность. Потом средства массовой информации умерили свой полемический пыл, и их сообщения ограничивались преимущественно сообщениями о количестве закачанной в трубопровод нефти и корректировками сроков заполнения первого танкера. Но тем не менее периодически появлялись сообщения об успехах азербайджанской нефтяной промышленности, которая, по уверениям официальных лиц, способна полностью обеспечить загрузку магистрали на полную проектную мощность.

Сейчас в связи с реальным пуском БТД появились новые достаточно интересные данные. На днях стало известно, что инициатором этого проекта в 90-х годах прошлого столетия стал Вашингтон. Как рассказал в интервью азербайджанской телекомпании ANS Вафа Гулузаде (во времена Гейдара Алиева возглавлявший отдел по международным связям в администрации президента Азербайджана), впервые такое предложение азербайджанскому лидеру сделал в телефонном разговоре экс-президент США Билл Клинтон. Мотивировал он это тем, что Азербайджану нужен альтернативный, в обход России, маршрут доставки углеводородов с Каспия на европейские рынки.

Клинтон же обозначил и маршрут трубопровода – через Грузию в турецкий порт Джейхан. «Для нас это было неожиданное предложение, но Гейдар Алиев, за несколько секунд взвесив все за и против, тут же согласился», – рассказал Вафа Гулузаде. В дальнейшем Алиев-старший не раз называл строительство трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан «делом всей своей жизни» и в спорах с Москвой отстаивал его перспективность и экономическую целесообразность. Завершил реализацию проекта уже его сын.

Многие эксперты и в Азербайджане, и за его пределами называют БТД «политическим проектом» – трубопровод нарушил монополию России на транспортировку углеводородного сырья из региона и стал зримым подтверждением того, что его основные участники – Азербайджан, Грузия и Турция – ориентируются уже не на Россию, а на США и Европу. Кстати, это подтверждают и последние сообщения о реанимации в новом качестве ГУАМ. С утверждения акционерами маршрута нефтепровода фактически началось активное проникновение американцев и в Азербайджан, и в Грузию. Вашингтон объявил этот регион зоной своих национальных интересов и предоставил Баку и Тбилиси помощь в реформировании вооруженных сил – именно с упором на обеспечение безопасности магистральных трубопроводов и азербайджанских месторождений нефти и газа на Каспии.

Вопросы остаются

Проект сулит странам-участницам немалые финансовые прибыли. Но и в Баку, и в Тбилиси рассчитывают, что акцентированный интерес США к этому региону позволит решить и их территориальные проблемы, вернуть отколовшийся Нагорный Карабах, Абхазию и Южную Осетию.

Как сказал «Независимой газете» известный азербайджанский аналитик Алпай АХМЕД, сегодня преимущество БТД над другими маршрутами доставки углеводородов с Каспийского шельфа на мировые рынки уже никто не ставит под сомнение. «Более того, представители британской компании BP, являющейся основным акционером проекта и соучредителем российской компании ТНК – BP, намерены экспортировать по БТД нефть, добываемую в России…», – сказал эксперт. В июне в Алматы на заседании Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии соглашение о присоединении к программе использования нефтепровода БТД подпишет и Казахстан.

Напомним, что позиция Казахстана за прошедший год оставалась неопределенной. За высказываниями о поддержке проекта и готовностью прокачивать по нефтепроводу нефть не следовало подписания конкретных документов. Казахстан взвешивал экономические и политические последствия. Но, скорее, экономическое «взвешивание» проводили компании, чья нефть реально пойдет в нефтепровод. А это, мягко говоря, не совсем или даже совсем не казахстанские компании.

Свои планы относительно БТД есть и у Израиля. Недавно побывавшие с визитом в Азербайджане члены делегации израильского парламента встретились с министром промышленности и энергетики Азербайджана Натиком Алиевым и выдвинули идею продолжения БТД до израильского города Ашкелон с тем, чтобы поставлять азербайджанскую нефть в Индию и в страны Дальнего Востока.

«С точки зрения сроков окупаемости – как возврата уже вложенных средств, так и еще предстоящих эксплутационных затрат – есть вопросы. Тем более что сам маршрут пролегания весьма неоднозначен с точки зрения политических рисков. Однако не стоит забывать и о том, что политические дивиденды как прямо, так и косвенно могут быть трансформированы в финансово-экономические», – говорит директор Евразийского центра политических исследований (ЕЦПИ) Рустем Лебеков.

Трубопровод проходит по горной местности. Долгое время экологи и «зеленые» выступали против его строительства на территории Боржомского ущелья в Грузии из-за возможности частых оползней. Ситуация была разрешена после того, как компания British Petroleum приняла беспрецедентные меры для предотвращения возможных аварий в горах.

Но и без экологических проблем судьба трубопровода во взрывоопасном и нестабильном регионе остается под вопросом. «Безопасность нового маршрута, прежде всего на территории Грузии и Турции, не может гарантировать никто. С учетом непрекращающейся активности курдских вооруженных формирований в Турции, а также нестабильной военно-политической ситуации в Грузии, которая может существенно обостриться после вывода российских войск, риски случайного или намеренного повреждения трубопровода многократно возрастают», – рассказывает директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф Гусейнов.

Но на сегодня главным все-таки остается вопрос: когда и какой нефтью будет заполнен нефтепровод.

У Казахстана проблем меньше

Первая нефть из Казахстана по новому трубопроводу поступила в Китай 25 мая рано утром, сообщает агентство «Синьхуа». Магистральный нефтепровод протяженностью 962,2 км соединяет Атасу (Казахстан) с пограничным пунктом Алашанькоу на границе КНР и Казахстана. Проектная пропускная способность нефтепровода составляет 20 млн. тонн нефти в год, однако на первом этапе ежегодно по нему будет поставляться в Китай 10 млн. тонн. Строительство нефтепровода было начато в сентябре 2004 года и завершилось в ноябре 2005 года. В реализацию этого проекта Китай и Казахстан вложили в общей сложности $700 млн., отмечает РИА «Новости».

Стоит отметить, что российские СМИ весьма сдержанно откомментировали это событие. Дело в том, что проектируемый нефтепровод Западный Казахстан – Китай, частью которого является запущенный в эксплуатацию участок, это тоже альтернатива российского транзита. Но и у Казахстана есть проблемы. Своей нефти даже на первую очередь трубы (10 млн. тонн) не хватает.

Не все понятно и с реализацией всего проекта Западный Казахстан – Китай, который должен иметь мощность 20 млн. тонн. В то же время Россия, к которой неоднократно, в том числе на самом высоком уровне, обращались с предложениями присоединиться к экспорту нефти в Китай с использованием имеющегося нефтепровода Омск – Павлодар – Атасу – Шымкент до сих пор однозначного ответа не дала, ссылаясь на неопределенность предложений по стоимости транзита.

Реверс во избежание реверса

Чтобы загрузить трубу Одесса – Броды (об этом мы тоже не раз писали), Украина предлагает построить в Турции нефтепровод Самсун – Джейхан. На днях глава госкомпании «Укрзарубежнефтегазстрой» Иван Дадиверин заявил, что его компании удалось привлечь инвестора в совместный с Турцией проект трубопровода, по которому иракская нефть может быть доставлена в Украину и затем в Европу.

Идея организации поставок ближневосточной нефти в Украину через территорию Турции и строительства нефтепровода по маршруту Джейхан – Самсун оформилась еще в начале 90-х годов XX века. Кстати, тогда Украина еще только решала – строить ей нефтепровод или нет. Сомнения в целесообразности этого проекта ставили под вопрос и участие Украины в проекте Джейхан – Самсун, который на время был заморожен.

Проблемы с заполнением построенной, но хронически недозагруженной и используемой в реверсном режиме магистрали Одесса – Броды побудили Киев вернуться к обсуждению турецкого проекта. Летом 2005 года президенты Украины и Турции договорились создать рабочую группу, которая подготовит ТЭО маршрута. Параллельно активизировались переговоры о продлении трубы Одесса – Броды до Плоцка.

Эйфория в Киеве по поводу турецкого проекта понятна. Украина в случае его осуществления получит альтернативный России источник нефти и нефтепродуктов, начнет зарабатывать на транзите ближневосточной и каспийской нефти в Европу, упрочив свое положение на европейском политическом поле. В пику России она с помпой откажется от реверса магистрали Одесса – Броды, запустив ее в «прямом» направлении, организует новые рабочие места, реализует невыгодный для России вариант обхода Босфора и т.д.

Перспективы заполнения трубы Самсун – Джейхан менее туманны: этот проект рассматривается итальянской Eni в качестве варианта транспортировки нефти с Кашагана К тому же его реализацию как «важнейшую цель» обозначил представитель турецкого МИД.

Между тем в последние дни появилось сообщение о том, что в Москве в рамках Российско-турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству состоялось 6-е заседание рабочей группы по энергетике, рассмотревшей вопросы сотрудничества в области нефти, газа, электроэнергетики, а также развития трубопроводных систем. Обсуждались возможные проекты обходных нефтепроводных систем в целях обеспечения стабильных и бесперебойных поставок нефти из Черного моря в Средиземное море. В частности, турецкая сторона выразила поддержку проекту нефтепровода Самсун – Джейхан и приветствовала участие российских компаний в этом проекте. Так что у России не все так плохо.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ